СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5. Общий обзор организма человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровни организации организма, особенности строения и функций

Просмотр содержимого документа
«Урок 5. Общий обзор организма человека»

Тема: Организм человека и его строение.

Общий обзор организма

Цель: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов. Провести анализ связей между структурами и функциями органов и частей тела. Отработать навыки пользования анатомическими таблицами и схемами.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

1. Понятийная разминка: анатомия, физиология, психология, гигиена, рудименты, атавизмы, аналогичные органы, гомологичные органы.

2. Фронтальный опрос. Причины появления расовых различий. Различия между понятиями «раса», «народность», «нация», «народ».

3. Выполнение тестовой работы.


III. Изучение нового материала

Активизация познавательной деятельности

- Наш организм – уникальная система, которую каждый из нас может определить по-своему. А как? Посоветуйтесь в паре об определении понятия «организм» и озвучьте его. /заслушиваются ответы/

Слайд 1 - Продолжим наше обсуждение. Каков же наш организм? Насколько он уникален. Запишите тему нашего урока.

Слайд 2Организм – это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта относительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою очередь состоят из тканей, ткани – из клеток, клетки – из молекул.

Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – «уровни» живого организма.

Слайд 3 - Уровни организации жизни на Земле (по Северцову)

5


Биосфера





Биоценоз

Человеческое общество

4




3

Популяция

Вид




Многоклеточный организм

Одноклеточный организм


2




  1. клеточно-молекулярный

  2. организменный

  3. популяционно-видовой

  4. биоценотический

  5. биосферный

Клетка



1



Молекула



Молекула

Клетка

Ткань

Орган

Система органов


Организм



Слайд 4 - Организм человека как единая целостная система. Рассмотрим схему.

Вся окружающая нас природа разделяется на органическую (животные, растения, неклеточные формы жизни) и неорганическую (минеральные вещества). 96% веса тела – кислород, углерод, водород, азот, 3% - кальций, фосфор, калий, сера. Органические вещества – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Вещества клетки образую упоряочные структуры- органоиды, которые обеспечивают все процессы жизнедеятельности клетки.

Слайд 5 – Организм человека – «многоклеточное государство».

Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов.

Ткани – специализированные системы клеток. Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную ткани.

Слайд 6 – Из тканей, одна из которых имеет функционально ведущее значение, складываются органы, совместная и координированная работа которых обеспечивает возможность нашего существования.

Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций.

Слайды 7-15 - Система органов – это органы, объединенные анатомически, имеющие общий план строения, общее происхождение и выполняющие единые функции.

  1. СООД (скелет, мышцы)

  2. Лимфатическая система (лимфатические узлы, лимфатические сосуды)

  3. Кровеносная система (сердце, кровеносные сосуды)

  4. Половая система (половые органы, половые железы)

  5. Нервная система (органы чувств, нервы, головной и спинной мозг)

  6. Эндокринная система (железы внутренней секреции)

  7. Пищеварительная система (кишечник, пищеварительные железы)

  8. Дыхательная система (легкие, воздухоносные пути)

  9. Выделительная система (почки, мочевыводящие пути0

  10. Покровная (кожа, слизистые оболочки)

- Все эти системы мы будем подробно изучать на протяжении учебного года.

Слайд 16 – Что же контролирует наш организм? Согласование работы всех систем органов осуществляется нервной и эндокринной системами, но определяющим началом является генотип.

Генотип – совокупность всех наследственных задатков клетки или организма.

Генотип контролирует развитие, строение и жизнедеятельность организма, то есть совокупность всех его признаков.

Слайд 17 – А теперь выполним функциональную пробу. Для этого задержите дыхание на возможно больший срок в состоянии выдоха и засеките время.

- На какой срок вы смогли задержать дыхание?

- Посмотрите друг на друга, изменился ли цвет лица?

- Что происходит с вашим пульсом и сонными артериями?

Слайд 18 – Результат опыта: Задержали дыхание на разное время, следовательно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова. У большинства участников опыта лицо покраснело, заметно пульсирование сонных артерий.

Вывод: изменение функций дыхательной системы приводит к изменения в функциях кровеносной системы. Следовательно, между органами, системами органов есть связь.

- Но обратите внимание, что через несколько минут у вас восстановилось дыхание, сердцебиение. При этом вы осознанно ничего не предпринимали.

Слайд 19 - Взаимодействие всех систем организма направлено в основном на поддержание постоянства внутренней среды организма, основой которой является кровь. Происходящие изменения в окружающей среде компенсируются и уравновешиваются организмом.

Наш организм – система саморегулирующаяся.

Слайды 20-21 – Интересно, что в строении и расположении органов человеческого тела имеются определенные закономерности:

  1. Длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно закрыть лицо.

  2. Длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака (определить, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак).

  3. Расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин обеих ног (определить, подходят ли брюки по длине, можно, если растянуть их в разведенных руках).

  4. Длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины.

Таблица. Средняя относительная масса различных органов и тканей взрослого человека

(% к массе всего тела)

Мускулатура

44

Легкие

1,5

Скелет

17

Печень

2,8

Кожа

18

Почки

0,5

Головной мозг

2,2

Сердце

0,5

Спинной мозг

0,06

Поджелудочная железа

0,4

Глаза

0,02

Кровь

7,0

ЖКТ

2,1

Кровеносные сосуды, нервные стволы

2,0


IV. Подведение итога

Слайды 22-23 –

Организм – биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.

Человеческий организм состоит из клеток, тканей, органов, системы органов.

Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию.

Функции – реакции организма, направленные на удовлетворение возникших в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ней.

Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиологических функций организма.

Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.

Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, эндокринная, нервная.


Слайд 24 - Домашнее задание: § 6 прочитать, знать термины и определения понятий, ответить на вопросы после параграфа устно.

Пользуясь рисунками в учебнике, таблицами, рисунками, определите расположение внутренних органов в своем теле.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!