Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска
Тема урока: «Критерии вида», 9 класс
«Самое важное – не то большое, а то маленькое, к чему пришёл» Харуки Мураками
Дидактическая цель: создать содержательные и организационные условия для получения новых знаний на основе технологии работы в группах, проблемной технологии с ориентацией на формирование предметных, информационных, коммуникативных, рефлексивных компетенций.
Цель: формирование представлений о виде как о целостной структуре живой природы, о критериях вида, механизмах репродуктивной изоляции в природе.
Предметные результаты:
Сформулировать определение понятиям «вид», «критерии вида»
Формировать умение объяснять особенности формулировки вида с эволюционной точки зрения (Джон Рей Карл Линней Ж.Б.Ламарк Ч.Дарвин)
Изучить критерии вида и их содержание
Формировать умение понимать смысл биологических терминов: вид, критерии вида
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
Формировать в диалоге с учителем, а также внутри группы, устную монологическую речь
Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно собственному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности
Познавательные УУД
Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причинно-следственные связи
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, устанавливать аналогии, сопоставлять информацию
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Формировать толерантность учащихся, наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами
Планируемые результаты обучения:
Знать:
- что виды – важные биологические единицы, которые необходимо знать и классифицировать;
- определение вида;
- определение вида по ряду: Джон Рей Карл Линней Ж.Б.Ламарк Ч.Дарвин;
- что называют критериями вида;
- по каким критериям виды обособленны друг от друга;
- что целостность вида поддерживается благодаря репродуктивной изоляции;
- что каждый вид уникален и неповторим
Уметь:
- определять критерии вида: морфологический, географический, экологический, генетический, физиологический, исторический;
- различать виды по совокупности критериев;
- описывать виды по плану, сравнивая их по отдельным критериям
Оборудование: компьютер, проектор, ЦОР – презентация, CD диск «Кирилла и Мефодия», коллекция горных пород: белый, чёрный мрамор, каменная соль, мел, раздаточный материал по критериям вида, гербарий растений (клевер белый и клевер красный, листья берёзы, тополя)
Тип урока: усвоение новых знаний
Технологии: работа в группах, проблемная технология, элементы технологии критического мышления
Методы обучения на уроке: проблемный, эвристический, частично-поисковый
УМК: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для 9 класса М.: Дрофа 2011
Этапы урока:
Организационно-мотивационый
Проблемная ситуация и актуализация знаний
Изучение нового материала. Работа в группах
Самостоятельное применение знаний
Домашнее задание
Рефлексия
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, выполняемые учащимися на данных этапах |
I | - Предлагает вспомнить, какой уровень живой природы был изучен на предыдущих уроках, и какой начнём изучать на сегодняшнем уроке? - Что является объектом изучения популяционно-видового уровня? - Где вы встречались с понятием: вид? Демонстрирует гербарии листьев берёзы, тополя; предлагает распределить по видам - Можно ли сказать: за окном растут виды берёз, легко ли отличить один вид от другого? - Мы с вами относимся к одному виду, или к разным? - На ряд вопросов мы с вами ответить затруднимся, для этого необходимы новые знания. Учитель сообщает форму работы – работа в группах; Тема урока: «Критерии вида» | Дают ответ: - изучали организменный уровень, следующий – популяционно-видовой, объектом которого являются группы особей, популяции и виды Распределяют по видам, объясняют, что выбор не зависит от размера фигур и их расположения, главное – форма Ответы учащихся: - при изучении ботаники и зоологии; - вид – это единица систематики Ответы учащихся Предлагают тему урока, цели урока | Л-УУД (самообразование) Р-УУД К-УУД (подводящий к теме диалог) П-УУД (подведение к теме) |
II | Предлагает учащимся найти формулировки понятия вид и следствие, вытекающие из определений; Приводит современное определение из биологического словаря: «Вид – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал, обладающих рядом общих морфологических признаков и отдалённых от других таких же групп особей практически полной биологической изоляцией» Предлагает учащимся сопоставить информацию: 1.Впервые критерии вида попытался определить английский учёный натуралист Джон Рей в 1700 году, все индивидуумы, принадлежащие одному виду, считал Рей, могут свободно скрещиваться и давать потомство 2.К.Линей считал, что вид – универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная (т.к. отрицал эволюцию) 3.Виды по Дарвину, изменяются, они относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития - Какая из проблем давно решена? - Какую проблему мы рассмотрим на уроке? - Для каких организмов определение вида не подходит? (бактерии, клоны растений и др.) | Работа с учебником: §4.1, стр.134 Зачитывают формулировки, называют следствие: Вид – не только единица систематики, но и важная биологическая единица, которую необходимо квалифицировать и изучать Сопоставляют информацию, находят противоречие (не было единого мнения о виде среди учёных), определяют проблемы: *Реальности вида; *Принадлежности к одному или разным видам (т.е. проблема классификации) Отвечают: решена проблема реальности вида; трудна проблема определения критериев принадлежности к одному или другому виду | П-УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания; обобщение, сравнивание; постановка проблемы, логическое рассуждение) К-УУД (аргументация своего мнения, учёт разных мнений) Р-УУД (саморегуляция в ситуации затруднения) |
III | Комментарий учителя: - Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежит ли данные особи к одному виду или нет. Почему так происходит, существуют ли точные и строгие критерии, которые помогли бы разрешить сомнения? - Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Они же являются изолирующими механизмами, препятствующими скрещиванию, независимости, самостоятельности видов. - Нам известно, что одной из главных особенностей биологической материи не нашей планете является дискретность. Это выражается в том, что она представлена отдельными видами, нескрещивающимися друг с другом, изолированными один от другого. - Существование вида обеспечивается его генетическим единством (особи вида способны скрещиваться и давать жизнеспособное плодовитое потомство) и его генетической самостоятельностью (невозможность скрещивания с особями другого вида, нежизнеспособность или стерильность гибридов). - Генетическая самостоятельность вида обуславливается совокупностью его характерных признаков: морфологических, физиологических, биохимических, генетических, особенностей образа жизни, поведения, географического распространения и т.д. Это критерии вида. Наиболее распространённым до XIX века был морфологический критерий. Учитель предлагает распределить по группам горные породы, определить принцип распределения; демонстрирует рисунки: «утка-кряква» и «селезня», предлагает подумать, почему К.Линней отнёс их разным видам *Проблемный вопрос: Почему ошибался Линней? Как исправить ошибку Линнея? Учитель предлагает задание для групп: (Приложение) Результат работы – таблица, итог работы – вывод Учитель и учащиеся заслушивают отчёт групп, делают вывод Учитель предлагает подумать, почему возникла проблема сохранения биологического разнообразия; почему в Красной книге есть чёрные и красные страницы; в чём ответственность человека перед природой | Ответ учащихся: По цвету, не учитывается происхождение пород; к разным видам отнёс объекты по внешним отличиям Учащиеся работают в группах по плану в карте ученика I-я группа (II,III,IV,V) Источники: Учебник стр.135-136, текст из энциклопедии «Википедия» Задание: используя учебник, установить признаки составляющие морфологический критерий (и др.); используя текст, привести примеры, иллюстрирующие морфологический критерий; найти недостатки данного критерия *Вывод: Линней ошибался в том, что отрицал эволюцию (невозможность исторического критерия); в том, что использовал один критерий. Различные критерии связаны между собой и в совокупности определяют целостность и единство вида. Целостность вида поддерживается репродуктивной изоляцией. Заяц-беляк и заяц-русак – это разные виды. Это установлено по комплексу критериев Ответы учащихся | П-УУД (аналогия, сравнение, обобщение; понимание текстов, изучение необходимой информации; подведение под понятие; выполнение действий по алгоритму, осознанное построение речевого высказывания) Л-УУД (оценка усваиваемого содержания; нравственно-эстетическое оценивание содержания; осознание ответственности за общее дело) К-УУД (использование критериев для обоснованного суждения; достижение согласованности общего решения, распределение ролей) |
IV | Учитель предлагает ответить на вопросы на экране: 1.Установлено что под названием «чёрная крыса» скрываются два вида-двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами, они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий? 2.Зубр и бизон – два вида, относящихся одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – зубробизона. В природе же они не скрещиваются, т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида? 3.Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но один из них кормится на внешних, а другой на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим? | Ответы учащихся: Генетический Географический Экологический | Р-УУД (контроль, коррекция, оценка) |
V | §4.1; Творческое задание: эссе на тему «Как решить проблему скрещивания биологического разнообразия» | | |
VI | Беседа по вопросам: Сегодня на уроке я узнал(а) ___________ Я научился(лась) ____________________ Я затруднялся(лась) _________________ Мы работали _______________________ Мне необходима дополнительная помощь по данной теме ДА/НЕТ Самооценка _______ Моё настроение: | | Л-УУД (самооценка на основе критерия успешности; понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности) К-УУД (планирование учебного сотрудничества; выражение своих мыслей) Рефлексивное мышление |
Карта ученика
На уроке работает ___________________________________________________
Тема урока: _________________________________________________________
Группа: ___________
Задание для группы: I-я группа (II,III,IV,V)
Источник: учебник стр.135-136, текст из энциклопедии «Википедия»
Задание: используя учебник, установить признаки, составляющие морфологический (и др.) критерий; используя текст, привести примеры, иллюстрирующие морфологический критерий; найти недостатки данного критерия. Результат работы таблица:
Критерий | Признаки, составляющие критерий | Заяц-русак | Заяц-беляк | Недостатки критерия |
Морфологический (географический, экологический, генетический, физиологический) | | | | |
Ответьте на вопросы:
Возможно ли по одному критерию установить принадлежность объекта к данному виду? Если нет, то почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал (а) ________________________________________________________
Я научился (лась) _________________________________________________________________
Я затруднялся(лась) _______________________________________________________________
Мне необходима дополнительная помощь по данной теме ДА/НЕТ
Самооценка ____________
Моё настроение