Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Высокинская средняя общеобразовательная школа
Башмаковского района Пензенской области
Учитель: Юдина Г.П.
УМК «Гармония» учебник математики 2 ч. Автор Н. Б. Истомина
Тема: «Переместительное свойство умножения»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели:
закреплять понятие, что умножение, есть сумма одинаковых слагаемых;
закреплять знание компонентов и результата действия умножения;
закреплять навыки устных и письменных вычислений;
познакомить с переместительным свойством умножения и учить применять его при вычислениях;
развивать внимание, память, логическое мышление;
развивать мыслительную деятельность учащихся при решении задач, анализе выражений и равенств;
воспитывать уважительное отношение к своим товарищам, чувство взаимовыручки, поддержки друг друга;
воспитывать бережное отношение к учебникам, уважительное отношение к труду педагога, любовь к своей школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные: стремятся развивать память, внимание, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявляют самостоятельность, личную ответственность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже известно и что неизвестно, планируют собственную деятельность и прогнозируют результат, контролируют свою деятельность в форме сличения способа действия с данным образцом
Познавательные: формулируют познавательную цель; анализируют, сравнивают, устанавливают закономерности, делают выводы
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров; планируют учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем; умеют договариваться и не создают конфликтных ситуаций.
ПРЕДМЕТНЫЕ: понимают суть действия умножения; знают названия компонентов действия умножения, в каких случаях действие сложения можно заменить действием умножения и наоборот; отличительные особенности задачи; умеют находить произведение, читать произведения, используя название компонентов действия умножения, и решать их, заменяя сложение умножением, складывать и вычитать двузначные числа, решать задачи.
Ход урока
М отивация к учебной деятельности. ( Слайд )
Очень много лет назад один мудрец сказал; «Не для школы, а для жизни мы учимся» А для чего учитесь вы? Для чего вы учите математику? Очень ли важен этот урок?
- Урок математики мне сегодня хочется начать словами великого ученого
- Да, ребята, математика дисциплинирует ум, развивает смекалку, память, силу воли. ( Слайд )
Чтобы вам сопутствовала удача, необходимо соблюдать следующие условия:
- быть активными;
- быть очень внимательными;
- правильно выполнять задания.;
-не допускать ошибок.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Устный счет ( Слайд № 3)
3- В Третьяковской галерее есть картина русского художника Николая Петровича Богданова – Бельского “Устный счет”. Ученики серьёзны и сосредоточены, пример заставил их задуматься.
- Это выражение можно записать в знакомых обозначениях: (10*10+11*11+12*12+13*13+14*14):365=
- Как вы думаете, легко ли сосчитать значение этого выражения? С помощью чего можно быстро сосчитать?
- Обратите внимание, что действие на картине происходит более ста лет назад. И ученики считают устно, без всяких калькуляторов.
- Запишите число и классная работа.
- Вот и мы с вами должны уметь считать устно.
- А выполнив первое задание, мы узнаем, откроются ли двери одной волшебной страны или нет.
1. Выберите только те примеры, где сложение можно заменить умножением:
Слайд
- Какие суммы можно заменить умножением? - Назовите компоненты и результат действия умножения.
Отлично! В путь!
2. Замените сложение умножением: Слайд №
- Запишите в тетради ответы в порядке возрастания, и вы узнаете, о какой волшебной стране идет речь.
- Проверка. Слайд №
- Прочитайте, что получилось?
- Как вы думаете, почему это дом можно назвать волшебным?
Это огромный школьный дом. в котором вы живете уже второй год и именно здесь мы учимся читать и писать, и конечно же считать.
3) Игра «Молчанка»
Я показываю карточку, а вы записываете только ответ
1 * 38 = 44 * 0 = 56 * 1= 0 * 15 =
0 * 50 = 11 * 1 = 18 * 1 = 100 * 0 =
Взаимопроверка Слайд №
- Встаньте те, у кого нет ошибок.
- Какие свойства умножения вы применяли в этом задании. Слайд №
Учитель: - А вы знаете сколько лет исполнится вашей школе в этом году? /29 лет/
А сколько лет исполнилось школе, вы узнаете, выполнив следующее задание,
- Запишите ответы через клетку:
- Сумма двух чисел равна 15. Одно слагаемое 8. Чему равно другое слагаемое? (7)
- Я задумала число. Из него вычла 6 и получила 5. какое число я задумала? (11)
- Разность двух чисел равна 4. Вычитаемое равно 3. Чему равно уменьшаемое? (7)
- Уменьшите число 47 на 43. (4)
Между ними поставьте знак “плюс”. 7+11+7+4 =29
Слайд №
- Найдите значение выражения.
- Итак, вашей школе 1 сентября 2020 года исполнится 29 лет. Она образовалась 1 сентября 1991 года.
слайд №
- Однозначное или двузначное это число? Докажите.
- Сколько единиц в этом числе?
- Сколько десятков?
Разминка для пальчиков Слайд №
III. Выявление места и причины затруднения.
( На доске выражения в два столбика, открываю пока первый столбик:
Слайд
- Какое задание надо выполнить? (Сравнить два выражения) – Сравните первые два выражения. Какой знак поставите? (=) - Докажите, почему = ?
– Кто сравнил так же – поднимите руку.
– А кто сравнивал по-другому? Кто может сравнить, не находя значения выражений?
– Каким математическим свойством сейчас воспользовались? (Переместительным свойством сложения)
– Как звучит формулировка переместительного свойства сложения? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется) –
(Открываю вторую часть доски)
– Что общего между первым и вторым столбиками? (Числа)
– В чём разница? (Знаки)
– Кто может сравнить выражения во втором столбике?
– Почему не можете? (Не умеем выполнять действие умножения, не знаем, есть ли переместительное свойство в умножении)
IV. Этап целеполагания
- Что же нам делать? Значит, мы не можем справиться с заданием? Что нам для этого надо узнать? (Надо узнать, существует ли переместительное свойство в умножении).
- Это и будет задачей урока. Попробуем её решить. Слайд №
V. «Открытие» детьми нового знания. Работа в парах.
1. Предлагаю познакомиться с новым свойством умножения.
Слайд
- Перед вами знакомые школьные парты и ученики.
- Сколько детей за первой партой?
- За второй?
- За третьей?
- Сколько детей за тремя партами?
- Как узнали? 2 *3=6
Объясните. (По 2 взяли 3 раза)
- Сколько ребят в каждом столбике?
- Сколько девочек?
- Сколько мальчиков?
- Сколько столбиков?
- Как узнать сколько всего детей? 3*2=6
Объясните. (По 3 взяли 2 раза)
Сравните результаты умножения. Как вы думаете, почему? (Потому, что считали одних и тех же детей, но по-разному)
Вывод: множители переставлены, а результат тот же.
Слайд
- Какое свойство умножение мы сейчас увидели? (От перестановки множителей произведение не изменяется)
- Кто догадается, как можно назвать этот закон умножения? Догадайтесь, вспомнив сложение.
- Итак, мы узнали переместительный закон умножения.
- Вы успешно справились с этим заданием.
Физкультминутка
VI. Первичное закрепление
- Посмотрите на экран. Знаком ли вам этот учебник? Слайд
- Как нужно обращаться с учебникам?
- Как нужно относится к школьному имуществу?
1.Работа в парах
- Задача: проверить работает ли это правило на практике.
Выполняем задание №202
1ряд – проверяют 1,2 столбики
2 ряд – 3,4
3 ряд – 5,6.
- Как будете выполнять задание?
2. Самостоятельная работа по карточкам. Самопроверка.
3. Отгадайте шараду:
Первое предлог,
Второе летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (Задача)
- За долгие 29 лет в нашей школе училось очень много детей. Здесь учились и ваши мамы и папы . А хотите узнать сколько детей учатся в вашей школе в этом году? Назовите число, в котором 5 сот.4 дес. 4ед. = 544
Итак, в вашей школе учатся 544 учащихся и все они замечательные дети, старательны, трудолюбивы, очень умны. Это мы увидели сегодня на уроке.
- Школа без детей не школа, но без кого ещё школа не может существовать? (Без учителя.)
5. Решение задачи
- А сколько учителей в вашей школе? Интересно ли вам узнать? Решите задачу.
В средних и старших классах вашей школы преподают 32 учителя, а в начальных классах на 23 учителя меньше. Сколько учителей всего в школе?
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Что будем находить в начале?
Один ученик у доски, а остальные самостоятельно записывают решение и ответ в тетради.
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Давайте подведем итоги. На уроке мы решали задачи, уравнения, учились умножать.
- Что нового на уроке вы узнали?
РЕЛАКСАЦИЯ « СОЛНЫШКО»
Сядьте удобно. Опустите голову на парту. Закроем глаза и постараемся представить то, о чем я буду говорить.
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело,
Будто мы лежим на травке.
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас -
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас –
Ноги теплые у нас.
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
- Поднимите голову, откройте глаза, встаньте из – за парт, покажите, как смотрит солнышко. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Ребята, найдите у себя на парте лучик солнышка, поднимите его, а теперь , кому всем сегодняшняя тема урока , у кого сейчас хорошее настроение прикрепите свой лучик к веселому солнышку, а если вдруг вам пока не все ясно, вы в чем то сомневаетесь, то прикрепите свой лучик к грустному солнышку.
Молодцы! У вас у всех хорошее настроение, вам всем понятна сегодняшняя тема урока. Благодаря дружбе, вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали еще один секрет в математике. И у меня чудесное настроение от вашей хорошей работы. Я тоже могу прикрепить свой лучик к веселому солнышку.