СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: отечественная война 1812 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок конспек на тему:     Отечественная война 1812 года для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок: отечественная война 1812 года»





Методическая разработка урока-проекта

«Отечественная война 1812 года»



Ризаева динара ризаевна

учитель истории и обществознания

педагогический стаж – 20 лет



МБОУСОШ №1

г Каспийск



Информационно-исследовательский урок-проект по теме «Отечественная война 1812 года»

Класс: 10

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;

- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;

- подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;

Задачи урока :

- формирование у обучающихся понимания неразрывности прошлого и настоящего.


- воспитание уважения к истории и культурным ценностям, толерантного отношения к представителям других народов

- развитие познавательного интереса учащихся

- развитие умения работать с интернет-источниками, с различными источниками исторической информации

- развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Задействованные педагогические технологии:

  • традиционная,

  • проектная,

  • компьютерная технология,

  • технология межпредметных связей,

  • проблемные технологии,

  • технология развития критического мышления

Межпредметные связи: литература, МХК, география, обществознание, информатика

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,

  • групповая

  • индивидуальная

Методы

• словесные,

• наглядные,

• практические

Предполагаемый результат:

После завершения проекта учащиеся смогут:

• понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;

• понимать сущность проблемы цивилизационного выбора будущего России;

• представлять, какие последствия для Москвы и для России имело вторжение Наполеона;

• анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;

• использовать Интернет и различное программное обеспечение для создания презентаций


Методические рекомендации к проведению урока.

Данный урок – проект возможно провести в классе, где есть доступ к сети Интернет. При хорошей подготовленности учащихся урок проводится на 2-х спаренных. Если такой возможности нет, то можно спланировать 1 урок как урок погружения в проект. А на следующем по расписанию уроке истории провести 2 урок «Защиты проектов». Данная разработка предполагает большое поле для деятельности учителя. Материал урока дает большие возможности воспитанию гражданско-патриотического чувства у учеников.






Ход 1 урока:

I. Организационный этап.

Учитель: Ребята, представьте, что вы являетесь участниками игры Что? Где? Когда? Через одну минуту вы должны ответить на вопрос. Всё внимание на экран. (Презентация учителя)

Этому событию в истории посвящены произведения М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстова, создан художественный фильм, в честь этого события сооружен храм Христа Спасителя в Москве, памятник в Смоленске, две триумфальные арки, портретами участников этого события украшен один из залов Эрмитажа в Санкт –Петербурге, одному из главных героев поставлен памятник у стен Казанского собора, где покоится его прах, в его честь создан орден, которым награждали в ХХ в. лучших полководцев в войне с фашистской Германией.

Внимание, вопрос:

- О каком событии идёт речь и как будет звучать тема сегодняшнего урока?

(Выслушиваются ответы учащихся.Так как они изучали эту тему в 8 классе, то с данным заданием они справятся. На протяжении всего урока эти знания используются как опора для восприятия и расширения представлений по теме)

Эпиграф к теме:

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

Так вопрошал А.С. Пушкин в X главе «Евгения Онегина».

Тема урока: Отечественная война 1812 г


II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний



Давайте попробуем и мы сегодня на уроке дать ответ на вопрос:

Почему троекратно превосходившая наполеоновская армия двунадесяти языков потерпела поражение в России?

Я предлагаю вам творчески поработать и создать мини-проект по теме нашего урока.

Учитель: У вас на столе находится пакет документов необходимых для работы на уроке. Возьмите план изучения войны. (см.Приложение 1) Тема нашего урока вам уже знакома из курса истории 8 класса. Обсудите в группах пункты плана, вспомните основные события, сделайте пометки и через несколько минут приступим к обсуждению.

Актуализация личного опыта учащихся.

Беседа по пунктам плана.

(Учащиеся смогут ответить лишь на некоторые вопросы. Учитель подводит к пониманию того, что хоть тема детям и знакома, но на многие вопросы они не могут дать детального ответа)

Итак, ребята, мы вспомнили основные события темы. Предлагаю вам рассмотреть их более детально.

В истории войны 1812 года много дискуссионных и неясных вопросов, требующих своего глубокого осмысления. Даже современники не могли дать ответа на многие из них. Это время стало переломным этапом в правлении Александра I. А тема войны 1812 года и победы русского народа подвигла многих деятелей культуры на создание своих замечательных работ.

Сейчас вы будете работать в группах над вопросами темы. Основным источником, который вы будете использовать будут ресурсы сети Интернет(см. Приложение), а также пакет документов. Ваша задача изучить вопрос, используя различный материал, а затем представить нам результат работы группы. Форма защиты работы на ваш выбор.

III. Изучение новой темы:

Итак, ребята, давайте подумаем, какие вопросы мы должны рассмотреть в нашем информационно-исследовательском проекте «Отечественная война 1812 года»

(Учащиеся предлагают вопросы исследования. Учитель корректирует формулировку и в соответствии с ходом освещения темы на доске записываются примерные вопросы)

1.Вопросы для исследования:

Дипломатическая дуэль кануна войны

Соотношение сил России и Франции

Ход военных действий. Планы сторон. Основные сражения и события.

Герои Отечественной войны 1812 года

Партизанское движение в войне 1812 г. Крестьянская самооборона от неприятеля.

Донские казаки в Отечественной войне 1812г.

Итоги войны 1812 г.

Отечественная война 1812 г. в произведениях литературы и искусства

2. Организация деятельности групп

(В соответствии с количеством детей в классе можно сформировать 4 группы по 5 человек. Одна группа будет рассматривать по 2 вопроса (2человека 1 вопрос), а руководитель координировать всю работу. В кабинете 4 компьютера с доступом к сети Интернет. Используя их, а также пакет документов, подготовленный учителем заранее для каждой группы до конца 1 урока учащиеся справятся со своим заданием.)

Учитель предлагает учащимся выбрать лидера (руководителя) своей группы. Каждая группа выбирает вопросы для исследования. Учитель помогает учащимся групп составить план работы и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы.

3. Осуществление деятельности

Учащиеся самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах, парах, отбирается главное, основное содержание будущего проекта.


Перерыв

Ход 2 урока защиты проектов

I. Организационный этап.

Учитель: Битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино, Прохоровка

- они остались навечно в исторической памяти нашего народа. Как символы победы и возрождения, как воплощение священного народного гнева против захватчиков, посягнувших на родные земли, на мирные очаги, на само существование Русского государства, как неиссякаемый источник горячего патриотического чувства, связывающего прошлое с настоящим.

II. Мотивация к применению знаний (через выявление проблемы).

а) вступительное слово учителя: “Главным объектом изучения сегодня на уроке являются события Отечественной войны 1812 года.

“Умереть – так только за Отчизну,

Жить – так только Родиной дыша”.

- Эти слова Муссы Джалиля сегодня мы посвящаем доблести, мужеству, горячей любви к Родине русского народа в войне 1812 года.

Сегодня по прошествию 2 веков со дня тех героических времён мы попробуем ответить на вопросы, которые волновали и современников и интересны нам – потомкам героев тех славных лет.

- мог ли быть другой исход войны 1812 года?

- был ли разгром «двунадесяти языков» в Бородинском сражении катастрофой для Наполеона?

- была ли возможность избежать последствий вторжения Наполеона для Москвы и для России?

- действительно ли «французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми»?

III. Защита проекта

1.Защита проекта группой № 1

а) Тема исследования: Дипломатическая дуэль кануна войны. Соотношение сил России и Франции.

2 ученика на основе изученных документов рассказывают о причинах и поводе к военным действиям, была ли возможность избежать войны.

Далее другие участники группы представляют заполненную таблицу «Состав армий. Соотношение сил» , на основе данных сайта http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)

б) Ответы на вопросы других учащихся

в) Самооценка и оценка работы группы №1 по 5-ти бальной системе.(см.Приложение2)

Слово учителя:

10 июня Наполеон продиктовал приказ о наступлении. На всем пространстве, почти возле самого Немана стояли пехота, конница и артиллерия. Запрещено было разводить огни и велено хранить величайшую тишину, чтобы никакой бивачный дым, никакой шум не выдавали присутствие неприятельских полчищ на рубеже России. Солнце село, наступила темнота, и Наполеон начал руководить переправой. При нем были пущены на воду понтоны, в несколько часов навели мосты, и после полуночи, 12 июня, они заколыхались под тяжестью войск, и малой доли которых не суждено было воротиться на родину.

Так началась война, превзошедшая все войны, какие доселе освещало солнце.

2. Защита проекта группой № 2.

а) Тема исследования: Ход военных действий. Планы сторон. Основные сражения и события. Герои Отечественной войны 1812 года

(Учащиеся освещающие ход военных действий и основные сражения работают по карте на интерактивной доске, где используя инструмент «Перо» чертят направления движения войск и флажками обозначают места основных сражений и событий. Бородинское сражение представляется материалами сайта http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино») и демонстрацией панорамы битвы. Другие участники группы представляют мультимедиаэкскурсию по портретной галерее героев 1812 года.)

б) Ответы на вопросы других учащихся

в) Самооценка и оценка работы группы №2 по 5-ти бальной системе.

Слово учителя:

В начале войны 12 июня перешли русскую границу 420 тысяч французов, у Бородино сражались 135 тысяч, а при отступлении через реку Березину обратно переправились жалкие 10 тысяч человек.

- В отсутствии русской армии кто же мог наносить такой урон Французам?

Гибельной для захватчиков стала “малая война”.

- Как вы думаете, о какой войне идёт речь?

Под “малой войной” Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива в организации армейских партизанских отрядов принадлежала М.Б. Барклаю-де-Толли. Он же являлся автором первой 1812 года инструкции о действиях партизан в тылу врага. М.И. Кутузов поддержал и развивал эту идею.

3. Защита проекта группой № 3.

а) Тема исследования: Партизанское движение в войне 1812 г. Крестьянская самооборона от неприятеля. Донские казаки в Отечественной войне 1812г.

(форма защиты проекта- компьютерная презентация)

б) Ответы на вопросы других учащихся

в) Самооценка и оценка работы группы №3 по 5-ти бальной системе.

Слово учителя:

Когда русские войска подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: « Ура, спасителю России!» На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. « Каждый из вас спаситель Отечества»- сказал Кутузов и поклонился солдатам.

В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру Первому: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря Александр первый подписал Манифест об окончании войны.

4. Защита проекта группой № 4.

а) Тема исследования: Итоги войны 1812 г. Отечественная война 1812 г. в произведениях литературы и искусства

(Участники группы подводят итоги войны. В форме презентации или слайд-шоу представляют второй вопрос)

б) Ответы на вопросы других учащихся

в) Самооценка и оценка работы группы №4 по 5-ти бальной системе.

IV. Обобщение и систематизация изучаемого материала

Ответ на проблемное задание, поставленное в начале 1 урока:

Учитель: Отечественная война 1812 года закончилась. Так “кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” (слова из эпиграфа урока).

Кто сыграл главную роль в победе над врагом?

Какая была война, подберите слова – характеристики. Почему война названа Отечественной, как бы вы по-другому назвали эту войну?

V. Закрепление

Учитель раздает каждой группе текст одной из 3 басен И.А. Крылова и ставит перед всеми группами задание: “Прочтите басню и определите, о каком событии Отечественной войны 1812 года повествует великий баснописец? Докажите свои доводы выдержками из предложенного вам текста”. (см.Приложение 3)

“Кот и повар” (о назначении М.И. Кутузова командующим)

“Ворона и курица” (голодные французы в Москве)

“Волк на псарне” (пребывание Наполеона в Москве)

VI. Оценка работы учащихся и выставление оценок.

VII. Подведение итогов (рефлексия):

а) - в заключении нашего урока мне хочется чтобы вы подумали над такими вопросами:

- Возможна ли жизнь без войн? Без конфликтов?

- Когда мир превращается в войну?

Да, скорее всего нет. Но в наших силах свести эти проблемы к минимуму. Нужно лишь следовать принципам толерантности. И на память о нашем сегодняшнем уроке я вручаю вам буклеты «Памятка толерантности»

Хочу поблагодарить всех учащихся за творческую и плодотворную работу, способствующую достижению целей урока.

б) Анкетирование учащихся

Вопросы анкеты:

1. Как я чувствовал себя в процессе учения? Было ли мне комфортно?

С каким настроением я работал?

2. Доволен ли я собой?

3. Насколько комфортно мне работалось в малой группе?

4. Достиг ли я цели обучения?

5. Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы? (практики, просто

интересен)

6. В чем я затруднялся? Как мне преодолеть свои проблемы?

VIII. Домашнее задание

Предлагаю вам сделать информационные буклеты по темам, освещаемым вашей группой. Их можно вручить родителям, учащимся нашей школы и просто прохожим. Может быть и они узнают для себя что-то новое.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!