СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел» (5 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок подходит для тех, кто идет по учебнику Никольского

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел» (5 класс)»

Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел». I. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело четко говорим

И тихонько сидим.

II. Мотивация урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» и научимся применять новые знания на практике. А урок наш будет необычным – урок-сказка «Цветик - семицветик».

В Математическом царстве, в Арифметическом государстве, в городе Обыкновенная дробь жила-была девочка. Учительница математики дала ей задание: приготовить вопросы и упражнения для урока. Утром девочка отправилась в школу. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. Вдруг из-за угла выскочила злая собака, сумку выхватила и убежала.

Села девочка на скамейку и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись, Математика – царица наук. И говорит она девочке:

- Не плачь, я тебе помогу. Ты девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Вот тебе «цветик - семицветик». Он волшебный. Надо только оторвать лепесток и прочитать, что на нем записано.

III. Актуализация опорных знаний. Этот красный лепесток Начинает наш урок.

Устный счет мы проведем

И рекорды все побьем.


Устный счет:
  1. Представьте в виде неправильной дроби числа:

  2. Выделите целую часть числа:

  3. Прочитайте числа, записанные на доске.

4, 1/8 ; 9, 3/5; 6,8/9; 11,1/8; 7,5/17

  1. Вычислите:

 ; 

Вдруг наш желтый лепесток

Улетает на восток.

К нам с востока возвращается

И работа продолжается.

Фронтальный опрос:

А сейчас поработаем в парах.

  • Представьте, на парте у вас 5 конфет. Разделите их поровну. Сколько конфет получит каждый? Результат запишите на листочке и покажите.

  • Проверим, что получилось (2 целых конфеты и  ).

  • Что можно сказать об этой записи? (В записи есть натуральное число 2 и дробь  ).

  • Как это число называют? (В математике такие числа называют смешанными).

  • Из каких частей состоит смешанное число? (Смешанное число состоит из целой и дробной части).

  • Какую дробь называют правильной? (Дробь называют правильной, если числитель меньше знаменателя).

  • Приведите примеры правильной дроби?

  • Какую дробь называют неправильной? (Дробь называют неправильной, если числитель больше знаменателя).

  • Приведите примеры неправильной дроби?

Оранжевый лепесток

Продолжает наш урок.

Математический диктант решаем,

Без ошибок отвечаем.


Математический диктант:

Учащиеся записывают ответы на листах.

Из дробей:

  1. Выпишите правильные дроби: ;  ;  .

  2. Выпишите неправильные дроби:  ;  .

  3. Выделите в неправильных дробях целую часть:
     ;  .

  4. Сравните каждую дробь с 1.

 ;   
Поменялись листочками. Сегодня у нас взаимоконтроль, оцените друг друга.

IV. Изучение нового материала.

Зеленый цвет весьма приятный,

Лепесточек аккуратный.

Оторвем его мы дружно

И узнаем все, что нужно.


Ребята, а знаете ли вы, как складывают и вычитают смешанные числа?

3  + 2  = (3 +  ) + (2 + ) = (3 +2) + ( + ) = 5 +  = 5  Чтобы смешанные числа сложить Надо их на части разложить:

3 – это целая часть, прибавим к ней – это дробная часть;

2– это целая часть, прибавим к ней–  это дробная часть.

И между суммами поставим знак сложенья.

Чтобы удобно нам было считать

Мы эти числа должны сгруппировать:

Целые части мы сложим отдельно,

И дробные части мы сложим отдельно.

Получили 5– это целая часть,

А– это дробная часть.

Что делать с ними мне скажите

И ответ скорее подскажите. (5 +  = 5 – получили смешанное число)


Кто может сам сформулировать правило сложения смешанных чисел?

Краткая запись: 3 + 2 = 5 

Давайте попробуем выполнить вычитание смешанных чисел (по аналогии):

5 – 3 = (5 + ) – (3 + )= (5 – 3) + ( -  ) = 2+ = 2 

Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел.

Краткая запись: 5 – 3 = 2 .

Салатовый цветок,

Интересный лепесток.

Его мы отрываем

И кое-что узнаем.


V. Физкультминутка

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


VI. Закрепление нового материала.

Бордовый лепесток мы сорвем,

Ручки в руки мы возьмем.

Смело порешаем

И ответы мы узнаем.

Работа по учебнику

Задача № 1115.

Водной коробке  кг конфет, а в другой коробке  кг. Сколько килограммов конфет в этих двух коробках?

Серебристый лепесток мы отрываем,

Замок волшебный открываем.

Чтоб в царство знаний нам попасть

Примеры нам надо порешать.



Примеры № 1117



VII. Домашнее задание: П.29, №1136, №1137

VIII. Итоги урока.

  • Из каких частей состоит смешанные числа?

  • Как сложить смешанные числа?

  • Как вычесть смешанные числа?

  • Чему мы сегодня научились? ( Складывать и вычитать смешанные числа.)

  • Это вам поможет справиться с домашним заданием.


Вот и закончилась сказка. Добрая волшебница-Математика спасла девочку, а цветик - семицветик помог вам сделать еще один шаг на пути к новым знаниям.

Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!



Рефлексия.

  • Что было трудным на уроке?

  • Что следует повторить дома?

  • На следующих уроках вы научитесь более сложные выполнять действия на сложение и вычитание смешанных чисел.

  • У вас на столах у каждого есть конверт, откройте его, там находится оценочный лист (Приложение 1), в нем есть таблички и вопросы, а так же смайлики. Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке путем заполнения таблицы, и, отвечая на вопросы, а потом выбрать тот смайлик, который соответствует вашему настроению после пройденного урока.

{ребята заполняют табличку, отвечают на вопросы и вкладывают в конверты по одному смайлику}

  • Спасибо вам за урок!









Приложение 1

Индивидуальный оценочный лист

Фамилия, Имя_________________________________

Задания

Оценка

Устный счет


Математический диктант


Решение задачи


Решение примеров


Общая отметка за урок


На уроке я научился____________________________________________________

Было трудно___________________________________________________________

Во время урока я чувствовал (чувствовала) себя:

  • Комфортно;

  • Неуверенно;

  • Превосходно.


Отличное настроение.




Хорошее настроение.




Грустно.





9