Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел». I. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело четко говорим
И тихонько сидим.
II. Мотивация урока.
Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» и научимся применять новые знания на практике. А урок наш будет необычным – урок-сказка «Цветик - семицветик».
В Математическом царстве, в Арифметическом государстве, в городе Обыкновенная дробь жила-была девочка. Учительница математики дала ей задание: приготовить вопросы и упражнения для урока. Утром девочка отправилась в школу. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. Вдруг из-за угла выскочила злая собака, сумку выхватила и убежала.
Села девочка на скамейку и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись, Математика – царица наук. И говорит она девочке:
- Не плачь, я тебе помогу. Ты девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Вот тебе «цветик - семицветик». Он волшебный. Надо только оторвать лепесток и прочитать, что на нем записано.
III. Актуализация опорных знаний. Этот красный лепесток Начинает наш урок.
Устный счет мы проведем
И рекорды все побьем.
Устный счет:
Представьте в виде неправильной дроби числа:
Выделите целую часть числа:
Прочитайте числа, записанные на доске.
4, 1/8 ; 9, 3/5; 6,8/9; 11,1/8; 7,5/17
Вычислите:
;
Вдруг наш желтый лепесток
Улетает на восток.
К нам с востока возвращается
И работа продолжается.
Фронтальный опрос:
А сейчас поработаем в парах.
Представьте, на парте у вас 5 конфет. Разделите их поровну. Сколько конфет получит каждый? Результат запишите на листочке и покажите.
Проверим, что получилось (2 целых конфеты и
).
Что можно сказать об этой записи? (В записи есть натуральное число 2 и дробь
).
Как это число называют? (В математике такие числа называют смешанными).
Из каких частей состоит смешанное число? (Смешанное число состоит из целой и дробной части).
Какую дробь называют правильной? (Дробь называют правильной, если числитель меньше знаменателя).
Приведите примеры правильной дроби?
Какую дробь называют неправильной? (Дробь называют неправильной, если числитель больше знаменателя).
Приведите примеры неправильной дроби?
Оранжевый лепесток
Продолжает наш урок.
Математический диктант решаем,
Без ошибок отвечаем.
Математический диктант:
Учащиеся записывают ответы на листах.
Из дробей:
Выпишите правильные дроби:
;
;
.
Выпишите неправильные дроби:
;
.
Выделите в неправильных дробях целую часть:
;
.
Сравните каждую дробь с 1.
;
Поменялись листочками. Сегодня у нас взаимоконтроль, оцените друг друга.
IV. Изучение нового материала.
Зеленый цвет весьма приятный,
Лепесточек аккуратный.
Оторвем его мы дружно
И узнаем все, что нужно.
Ребята, а знаете ли вы, как складывают и вычитают смешанные числа?
3
+ 2
= (3 +
) + (2 +
) = (3 +2) + (
+
) = 5 +
= 5
Чтобы смешанные числа сложить Надо их на части разложить:
3 – это целая часть, прибавим к ней
– это дробная часть;
2– это целая часть, прибавим к ней–
это дробная часть.
И между суммами поставим знак сложенья.
Чтобы удобно нам было считать
Мы эти числа должны сгруппировать:
Целые части мы сложим отдельно,
И дробные части мы сложим отдельно.
Получили 5– это целая часть,
А–
это дробная часть.
Что делать с ними мне скажите
И ответ скорее подскажите. (5 +
= 5
– получили смешанное число)
Кто может сам сформулировать правило сложения смешанных чисел?
Краткая запись: 3
+ 2
= 5
Давайте попробуем выполнить вычитание смешанных чисел (по аналогии):
5
– 3
= (5 +
) – (3 +
)= (5 – 3) + (
-
) = 2+
= 2
Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел.
Краткая запись: 5
– 3
= 2
.
Салатовый цветок,
Интересный лепесток.
Его мы отрываем
И кое-что узнаем.
V. Физкультминутка
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Закрепление нового материала.
Бордовый лепесток мы сорвем,
Ручки в руки мы возьмем.
Смело порешаем
И ответы мы узнаем.
Работа по учебнику
Задача № 1115.
Водной коробке
кг конфет, а в другой коробке
кг. Сколько килограммов конфет в этих двух коробках?
Серебристый лепесток мы отрываем,
Замок волшебный открываем.
Чтоб в царство знаний нам попасть
Примеры нам надо порешать.
Примеры № 1117
VII. Домашнее задание: П.29, №1136, №1137
VIII. Итоги урока.
Из каких частей состоит смешанные числа?
Как сложить смешанные числа?
Как вычесть смешанные числа?
Чему мы сегодня научились? ( Складывать и вычитать смешанные числа.)
Это вам поможет справиться с домашним заданием.
Вот и закончилась сказка. Добрая волшебница-Математика спасла девочку, а цветик - семицветик помог вам сделать еще один шаг на пути к новым знаниям.
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!
Рефлексия.
Что было трудным на уроке?
Что следует повторить дома?
На следующих уроках вы научитесь более сложные выполнять действия на сложение и вычитание смешанных чисел.
У вас на столах у каждого есть конверт, откройте его, там находится оценочный лист (Приложение 1), в нем есть таблички и вопросы, а так же смайлики. Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке путем заполнения таблицы, и, отвечая на вопросы, а потом выбрать тот смайлик, который соответствует вашему настроению после пройденного урока.
{ребята заполняют табличку, отвечают на вопросы и вкладывают в конверты по одному смайлику}
Приложение 1
Индивидуальный оценочный лист
Фамилия, Имя_________________________________
Задания | Оценка |
Устный счет | |
Математический диктант | |
Решение задачи | |
Решение примеров | |
Общая отметка за урок | |
На уроке я научился____________________________________________________
Было трудно___________________________________________________________
Во время урока я чувствовал (чувствовала) себя:
Комфортно;
Неуверенно;
Превосходно.
Отличное настроение.
Хорошее настроение.
Грустно.
9