Урок по теме «Строение и работа сердца»
Предмет: биология
Целевая аудитория: учащиеся 8-го класса
Тема урока: «работа сердца»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Место урока в теме: 3-й урок по теме «Кровеносная система»
Девиз урока: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Франсуа Рабле
Цель урока: Изучить особенности строения и работы сердца человека, чтобы научиться применять эти знания на практике.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать знания учащихся об особенностях строения и работы сердца, о понятиях «сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматизм сердца», «миокард», «сердечные клапаны».
Научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.
Развивающая:
Развивать универсальные учебные действия (УУД):
коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);
информационные (поиск нужной информации);
познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);
здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).
Воспитательная:
Формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм ЗОЖ.
Воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.
Формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.
Фундаментальные образовательные объекты: сердце, сердечный цикл, автоматизм сердца, механизм регуляции сердца, факторы, влияющие на сердце.
Проблемные вопросы урока: Как устроено сердце? Как оно работает? Какие факторы влияют на его работу? Каковы причины ритмичности сокращения сердца и автоматизма? Как сохранить работоспособность сердца?
Методы:
словесный (беседа, рассказ);
наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами);
практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).
частично-поисковый (эвристическая беседа);
проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).
символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с цифрами)
сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)
стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);
самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).
Формы организации деятельности на уроке:
фронтальная (демонстрация наглядностей по теме, беседа, решение проблемных задач)
работа в парах (выполнение заданий в парах).
Оборудование:
Технические:
ПК на базе процессора не ниже Pentium IV
Мультимедийный проектор
Принтер (на подготовительном этапе)
Экран (или интерактивная доска)
Ход урока по биологии в 8 классе
1.Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. (2,5 мин)
Слайд №1. (0,5мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок будет посвящен особому, в своем роде уникальному органу человека.
Греки считали его вместилищем духа
Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье
Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда
Слайд №2. (0,5мин)
Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32 км.
Он может работать даже вне тела человека.
25 сентября люди всего мира отмечают его День.
Секундная стрелка в часах была изобретена специально для изучения его работы.
В честь него в г. Пермь установлен памятник из красного гранита
Учитель: Наверное, вы все уже догадались, что это…. (сердце).
Слайд №3 (0,5мин)
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Строение и работа сердца».
Учитель: Прислушайтесь к себе. Что бы вы не делали, всегда раздается приглушенный, ритмичный стук. Подумайте, что это за стук и какой орган его издает?
Ответы детей: Это стук сердца
Учитель: Действительно - это бьется ваше сердце. Сердце – удивительный и надёжный насос, который работает всю жизнь без остановки.
Учёные подсчитали, что за сутки сердце перекачивает 10 тыс. литров крови и расходует на это такое количество энергии, которой хватило бы для поднятия груза весом 900 кг на высоту пятиэтажного дома. Сердце работает непрерывно 70-80 и более лет! Предположим, что если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км. Вы видите, что работа сердца очень значительна. В чём же секрет высокой работоспособности сердца?
Учитель: Ребята! А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца?
Ученики: дают ответы (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и т.д.)
Учитель: А теперь проведем небольшой эксперимент.
Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.
Встаем на одну ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем медленные приседания (кто сколько может).
Находим снова пульс и обращаем внимание на изменения.
Ученики: выполняют указания учителя.
Учитель: Ребята! ПОЧЕМУ МЫШЦЫ НОГИ УТОМЛЯЮТСЯ, А СЕРДЦЕ МОЖЕТ БЕЗОСТАНОВОЧНО РАБОТАТЬ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ?
ПОЧЕМУ ЖЕ СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ РИТМИЧНО, ПРИЧЕМ ЕГО РИТМ МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ?
Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?
Учитель: подводит учеников к решению, задавая вопросы:
1) Любая мышца, в том числе и сердечная, при продолжительной работе утомляется. Чтобы восстановить работоспособность, она что должна делать?
Ученики: предполагаемый ответ - расслабиться и отдохнуть
Учитель: 2) Чтобы узнать, когда сердечная мышца отдыхает, нам что нужно узнать?
Ученики: предполагаемый ответ – как она работает.
Учитель: Правильно. Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает меньше секунды, примерно 0,8 сек. Что за это время успевает происходить в сердце посмотрим по видеоролику (включает видеоролик «Сердечный цикл»).
Ученики: смотрят фильм.
Учитель: Таким образом, когда отдыхает сердце?
Ученики: Когда наступает общее расслабление.
Учитель: Правильно, ребята. Сердечный цикл – это период от одного сокращения сердца до другого. Его продолжительность – 0,8 сек. Мы нашли ответ на поставленную проблему – почему сердце может безостановочно работать? Всего за 0,4 сек. Сердце успевает восстановить работоспособность.
№ | Название фаза | Длительность фазы | Состояние предсердий | Состояние желудочков |
1. | Пауза | 0,4 | Расслабляются | Расслабляются |
2. | Сокращение предсердий | 0,1 | Сокращаются | Расслабляются |
3. | Сокращение желудочков | 0,3 | Расслабляются | Сокращаются |
Сколько различают фаз сердечного цикла?
Ответы: Три фазы сердечного цикла?
Учитель: Да, в сердечном цикле действительно три фазы. Ребята, что происходит во время первой фазы сердечного цикла?
Ответы: Полное расслабление сердца – сердечная пауза, длится около 0,4 с.
Учитель: Совершенно верно, что происходит во время второй фазы сердечного цикла?
Ответы: Сокращение предсердий –длится около 0,1 с, при этом желудочки расслаблены.
Учитель: И наконец, что происходит во время третий фазы сердечного цикла?
Ответы: Сокращение желудочков–длится около 0,3 с, при этом предсердия расслаблены.
Учитель: Молодцы!!! Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с. отдыхают; желудочки работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают. Т.е. во время сердечного цикла камеры сердца попеременно то работает, то отдыхает. Получается, что сердце половину жизни работает, а половину отдыхает. А теперь, давайте подсчитаем сколько всего по времени длится «Сердечный цикл», для этого сложите между собой длительность каждой фазы и на найдите сумму (на доске подсчёт, пишу на интерактивной доске 0,1+0,3+0,4=0,8), ну, и сколько у вас получилось?
Ответы: полный сердечный цикл длится 0,8 с.
В чём секрет неутомляемости и высокой работоспособности?
Слайд №17 (1 мин).
Учитель: Итак, мы выяснили, что сердце сокращается примерно 70 раз в минуту. Давайте подсчитаем, какую работу совершает ваше сердце за время одного урока? (показывает в режиме анимации слайд).
Задача: Сердце сокращается 70 раз в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока?
Ученики: делают вычисления. Решение: 200мл х 70 = 14000 мл (14л) в минуту. 14 х 40 = 560л (больше полутонны).
Слайд №18 (1,5мин)
Учитель: Сердце – уникальный орган, который работает всю жизнь без остановки
Однажды Андрей Везалий (врач, основатель научной анатомии) вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце.
Его обвинили в убийстве, хотя человек действительно был мертв, и приговорили к смерти. Потом смертный приговор заменили паломничеством в Палестину, во время которого он умер.
- Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце?
Сейчас бы этот факт никого бы не удивил, потому что известно - сердце может работать автоматически при поступлении в него питательных веществ и кислорода. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения -это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье.
Слайд №19 (1 мин.)
Учитель: Автоматизм – это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Включает видеоролик «Автоматизм сердца».
Ученики: записывают термин и смотрят фильм.
Слайд №20. (1,5 мин) :
Вывод. Высокая работоспособность сердца обусловлена:
Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нём.
Усиленным снабжением его мышц кровью.
Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).
Учитель: А теперь, ребята, вернемся к нашему эксперименту, в ходе которого мы убедились, что ритм сокращения сердца может меняться. В каких случаях ваше сердце бьется чаще и сильнее? В каких случаях бьется ровно и спокойно?
Ученики: предполагаемые ответы: во время стресса, страха, при физических нагрузках бьется чаще и сильнее, во время отдыха, покоя – реже и слабее.
Учитель: А можем ли мы приказать сердцу, как работать? Правильно. Есть даже крылатое выражение «Сердцу не прикажешь». Работа сердца регулируется самим организмом двумя путями: путем нервной и гуморальной регуляции. Объяснение в режиме анимации.
Слайд №21. (5 мин)
Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения. Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую.
Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.
Работу сердца тормозят: ацетилхолин, соли натрия, увеличение рН крови.
Усиливают работу сердца: адреналин (при остановке сердца его вводят прямо в сердечную мышцу), соли калия, уменьшение рН.
Изменяют сердечную деятельность гормоны – секреты эндокринных желез: тироксин (щитовидная железа), инсулин (поджелудочная железа), кортикостероидные гормоны (надпочечники), гормоны гипофиза. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.
Учитель: Мы выяснили, что на работу сердца влияют различные факторы. Ребята, перед вами рисунки, которые их отображают. Следующее задание заключается в следующем: По ним сформулируйте и запишите для себя правила, соблюдение которых позволит вам сохранить и укрепить работоспособность вашего сердца. Обратите внимание на % влияния этих факторов на сердце. Можно разработать правила, опираясь на уже имеющиеся у вас знания.
Ученики: формулируют правила.
Слайд № 22. (1 мин)
Учитель: А теперь зачитаем эти правила.
Ученики: по очереди произносят правила.
Учитель: А теперь сравните свои правила с теми рекомендациями, которые разработали ученые-медики, для профилактики сердечных заболеваний:
Избегать стрессов и чрезмерных физических нагрузок.
Вести здоровый образ жизни: отказ от курения и алкоголя, соблюдать режим дня, выполнять регулярно физические упражнения, хорошо высыпаться.
Не допускать ожирения.
Употреблять полезные для сердца продукты, не питаться всухомятку.
Чаще бывать на природе.
Поддерживать хорошее настроение, побольше шутить и смеяться.
Заниматься любимым делом.
Теперь снова оцените свою работу по 5-балльной шкале и передайте мне свои карточки.
Ученики: передают работы учителю
Ответы: Курение, алкоголь, стресс, малоподвижный образ жизни, негативные эмоции (по необходимость помочь детям с ответом на вопрос)
Учитель: Для того, что бы в этом убедиться, давайте посмотрим видеоролик о вреде алкоголя и курения на сердце.
Слайд № 23. (1 мин)
Учитель: Ребята, настало время подвести итоги урока. Для начала я бы хотела, чтобы вы кратко высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали.
Ответьте одним предложением
Мне было интересно больше всего…
Мне запомнилось больше всего…
Меня удивило больше всего…
Я испытал затруднения, когда…
Я хотел бы еще узнать…
Полученные знания я смогу применить с целью…
Слайд № 24. (0,5 мин)
А теперь «постреляем» в Рефлексивную «мишень». Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 - соответственное количество пальцев.
Слайд № 25. (0,5 мин)
Учитель: Запишите пожалуйста домашнее задание
* Изучить §22, рис.53, 54 – выучить строение сердца и основные термины.
2)** Из ресурсов Интернет, литературных источников подготовить сообщение по темам:
Почему сердце стучит? Каковы причины?
Случаи об уникальных операциях на сердце
Необъяснимые факты, связанные с сердцем человека.
3) ***Выполнить письменно задания на стр.114
(обозначены восклицательным знаком)
ПРИМЕЧАНИЕ: *- на «3» (запоминание и воспроизведение)
**- на «4» (поиск и обработка информации, подготовка сообщения)
***- на «5» (анализ информации, решение проблемы)
Слайд № 26.
И в заключение давайте вместе составим синквейн на слово СЕРДЦЕ.
Стих из 5 строчек:
1- существительное (объект)
2-два прилагательных
3- три глагола
4- фраза из нескольких слов (емко и кратко отражает объект)
5- слово –резюме (обобщает, передает отношение, значение)
1- СЕРДЦЕ
2-
3-
4-
5-
Слайд № 27.
Учитель: Мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! Работа каждого из вас заслуживает высокой оценки. Хочется пожелать, чтобы ваши сердца всегда были наполнены добротой и любовью, чутко относились к окружающим, щадили сердца своих близких и конечно свое сердце!
Ответы: Курение, алкоголь, стресс, малоподвижный образ жизни, негативные эмоции (по необходимость помочь детям с ответом на вопрос)
Учитель: Для того, что бы в этом убедиться, давайте посмотрим видеоролик о вреде алкоголя и курения на сердце.
Учитель: Какое впечатление на вас произвёл этот видеоролик, какой вы сделали вывод?
Ответы: курение и алкоголь негативно влияют на работу сердца, повышает артериальное давление, в результате чего появляется одышка.
4.Рефлексия
Учитель: В чём же секрет высокой работоспособности сердца?
Ответы: Ритмичность работы сердца, обильное кровоснабжение крови
Учитель: Начиная, с 2000 года в последнее воскресенье сентября по инициативе ЮНЕСКО проводится Всемирный день здорового Сердца. На работу сердца влияют множество факторов, положительных и отрицательных. Перечислите факторы, которые положительно влияют на работоспособность сердца?
Ответы:
Занятия физкультурой и спортом;
Рациональное питание;
Правильный режим дня;
Положительные эмоции;
Отказ от вредных привычек;
Закаливание
Учитель: Перечислите факторы, которые отрицательно влияют на работоспособность сердца?
Ответы: Курение, алкоголь, стресс, малоподвижный образ жизни, негативные эмоции
Учитель: Все верно. «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
6. Домашнее задание
Всем спасибо за отличную работу! Урок окончен!
Приложение к плану-конспекту урока по биологии в 8 классе «Работа сердца»
Лабораторная работа к уроку
«Определение степени тренированности своего сердца »
Цели работы: Проверить степень тренированности своего сердца.
Ход работы:
Определи у себя частоту пульса в покое (Пп), подсчитай пульс за 10 сек. и умножь эту цифру на 6;
Определи частоту пульса после нагрузки (Пн). Сделай 5 приседаний и сразу же, сосчитай пульс за 10 сек., умножь эту величину на 6;
Определи степень тренированности своего сердца по формуле:
С=Пн-Пп*100%
Пп
Таблица результатов:
Частота пульса в покое (Пп) | Частота пульса после нагрузки (Пн) | Степень тренированности сердца |
| | |
| | |
Расчёты: ______________________________________________________________
Если С (степень тренированности сердца) меньше 30%, сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемого при каждом сокращении.
Если С (степень тренированности сердца) больше 30%, сердце усиливает работу за счет увеличения частоты сокращений. Значит, оно тренировано недостаточно!
Вывод:__________________________________________________