СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Строение и работа сердца»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы:

  • практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).
  • частично-поисковый (эвристическая беседа);
  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).
  • символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с цифрами).

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Строение и работа сердца»»

Урок по теме «Строение и работа сердца»

Предмет: биология

Целевая аудитория: учащиеся 8-го класса

Тема урока: «работа сердца»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Место урока в теме: 3-й урок по теме «Кровеносная система»

Девиз урока: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Франсуа Рабле

Цель урока: Изучить особенности строения и работы сердца человека, чтобы научиться применять эти знания на практике.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать знания учащихся об особенностях строения и работы сердца, о понятиях «сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматизм сердца», «миокард», «сердечные клапаны».

  • Научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

Развивающая:

Развивать универсальные учебные действия (УУД):

  • коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);

  • информационные (поиск нужной информации);

  • познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);

  • здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).

Воспитательная:

  • Формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм ЗОЖ.

  • Воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.

  • Формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Фундаментальные образовательные объекты: сердце, сердечный цикл, автоматизм сердца, механизм регуляции сердца, факторы, влияющие на сердце.

Проблемные вопросы урока: Как устроено сердце? Как оно работает? Какие факторы влияют на его работу? Каковы причины ритмичности сокращения сердца и автоматизма? Как сохранить работоспособность сердца?

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ);

  • наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами);

  • практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).

  • частично-поисковый (эвристическая беседа);

  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).

  • символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с цифрами)

  • сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)

  • стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);

  • самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная (демонстрация наглядностей по теме, беседа, решение проблемных задач)

  • работа в парах (выполнение заданий в парах).

Оборудование:

Технические:

  • ПК на базе процессора не ниже Pentium IV

  • Мультимедийный проектор

  • Принтер (на подготовительном этапе)

  • Экран (или интерактивная доска)

Ход урока по биологии в 8 классе

1.Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. (2,5 мин)

Слайд №1. (0,5мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок будет посвящен особому, в своем роде уникальному органу человека.

Греки считали его вместилищем духа

Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье

Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда

Слайд №2. (0,5мин)

Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32 км.

Он может работать даже вне тела человека.

25 сентября люди всего мира отмечают его День.

Секундная   стрелка в часах была изобретена специально для изучения его работы.

В честь него в г. Пермь установлен памятник из красного гранита

Учитель: Наверное, вы все уже догадались, что это…. (сердце).

Слайд №3 (0,5мин)

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Строение и работа сердца».

Учитель: Прислушайтесь к себе. Что бы вы не делали, всегда раздается приглушенный, ритмичный стук. Подумайте, что это за стук и какой орган его издает?

Ответы детей: Это стук  сердца

Учитель: Действительно - это бьется ваше сердце. Сердце – удивительный и надёжный насос, который работает всю жизнь без остановки.

Учёные подсчитали, что за сутки сердце перекачивает 10 тыс. литров крови и расходует на это такое количество энергии, которой хватило бы для поднятия груза весом 900 кг на высоту пятиэтажного дома. Сердце работает непрерывно 70-80 и более лет! Предположим, что если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км. Вы видите, что работа сердца очень значительна.  В чём же секрет высокой работоспособности сердца?

Учитель: Ребята! А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца?

Ученики: дают ответы (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и т.д.)

Учитель: А теперь проведем небольшой эксперимент.

  1. Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.

  2. Встаем на одну ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем медленные приседания (кто сколько может).

  3. Находим снова пульс и обращаем внимание на изменения.

Ученики: выполняют указания учителя.

Учитель: Ребята! ПОЧЕМУ МЫШЦЫ НОГИ УТОМЛЯЮТСЯ, А СЕРДЦЕ МОЖЕТ БЕЗОСТАНОВОЧНО РАБОТАТЬ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ?

ПОЧЕМУ ЖЕ СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ РИТМИЧНО, ПРИЧЕМ ЕГО РИТМ МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ?

Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

Учитель: подводит учеников к решению, задавая вопросы:

1) Любая мышца, в том числе и сердечная, при продолжительной работе утомляется. Чтобы восстановить работоспособность, она что должна делать?

Ученики: предполагаемый ответ - расслабиться и отдохнуть

Учитель: 2) Чтобы узнать, когда сердечная мышца отдыхает, нам что нужно узнать?

Ученики: предполагаемый ответ – как она работает.

Учитель: Правильно. Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает меньше секунды, примерно 0,8 сек. Что за это время успевает происходить в сердце посмотрим по видеоролику (включает видеоролик «Сердечный цикл»).

Ученики: смотрят фильм.

Учитель: Таким образом, когда отдыхает сердце?

Ученики: Когда наступает общее расслабление.

Учитель: Правильно, ребята. Сердечный цикл – это период от одного сокращения сердца до другого. Его продолжительность – 0,8 сек. Мы нашли ответ на поставленную проблему – почему сердце может безостановочно работать? Всего за 0,4 сек. Сердце успевает восстановить работоспособность.

Название фаза

Длительность

фазы

Состояние предсердий

Состояние желудочков

1.

Пауза

0,4

Расслабляются

Расслабляются

2.

Сокращение предсердий

0,1

Сокращаются

Расслабляются

3.

Сокращение желудочков

0,3

Расслабляются

Сокращаются

 Сколько различают фаз сердечного цикла?

Ответы: Три фазы сердечного цикла?

Учитель: Да, в сердечном цикле действительно три фазы. Ребята, что происходит во время первой фазы сердечного цикла?

Ответы: Полное расслабление сердца – сердечная пауза,  длится около 0,4 с.

Учитель: Совершенно верно, что происходит во время второй фазы сердечного цикла?

Ответы: Сокращение предсердий –длится около 0,1 с, при этом желудочки расслаблены.

Учитель: И наконец, что происходит во время третий фазы сердечного цикла?

Ответы: Сокращение желудочков–длится около 0,3 с, при этом предсердия расслаблены.

Учитель: Молодцы!!! Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с. отдыхают; желудочки работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают. Т.е. во время сердечного цикла камеры сердца попеременно то работает, то отдыхает. Получается, что сердце половину жизни работает, а половину отдыхает. А теперь, давайте подсчитаем сколько всего по времени длится «Сердечный цикл», для этого сложите между собой длительность каждой фазы  и на найдите сумму (на доске подсчёт, пишу на интерактивной доске 0,1+0,3+0,4=0,8), ну, и сколько у вас получилось?

Ответы: полный сердечный цикл длится 0,8 с.

В чём секрет неутомляемости и высокой работоспособности?

Слайд №17 (1 мин).

Учитель: Итак, мы выяснили, что сердце сокращается примерно 70 раз в минуту. Давайте подсчитаем, какую работу совершает ваше сердце за время одного урока? (показывает в режиме анимации слайд).

Задача: Сердце сокращается 70 раз в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока?

Ученики: делают вычисления. Решение: 200мл х 70 = 14000 мл (14л) в минуту. 14 х 40 = 560л (больше полутонны).

Слайд №18 (1,5мин)

Учитель: Сердце – уникальный орган, который работает всю жизнь без остановки

Однажды Андрей Везалий (врач, основатель научной анатомии) вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце.

Его обвинили в убийстве, хотя человек действительно был мертв, и приговорили к смерти. Потом смертный приговор заменили паломничеством в Палестину, во время которого он умер.

- Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце?

Сейчас бы этот факт никого бы не удивил, потому что известно - сердце может работать автоматически при поступлении в него питательных веществ и кислорода. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения -это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье.

Слайд №19 (1 мин.)

Учитель: Автоматизм – это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Включает видеоролик «Автоматизм сердца».

Ученики: записывают термин и смотрят фильм.

Слайд №20. (1,5 мин) :

Вывод. Высокая работоспособность сердца обусловлена:

  • Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нём.

  • Усиленным снабжением его мышц кровью.

  • Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).

Учитель: А теперь, ребята, вернемся к нашему эксперименту, в ходе которого мы убедились, что ритм сокращения сердца может меняться. В каких случаях ваше сердце бьется чаще и сильнее? В каких случаях бьется ровно и спокойно?

Ученики: предполагаемые ответы: во время стресса, страха, при физических нагрузках бьется чаще и сильнее, во время отдыха, покоя – реже и слабее.

Учитель: А можем ли мы приказать сердцу, как работать? Правильно. Есть даже крылатое выражение «Сердцу не прикажешь». Работа сердца регулируется самим организмом двумя путями: путем нервной и гуморальной регуляции. Объяснение в режиме анимации.

Слайд №21. (5 мин)

  1. Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения. Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую.

  2. Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.

Работу сердца тормозят: ацетилхолин, соли натрия, увеличение рН крови.

Усиливают работу сердца: адреналин (при остановке сердца его вводят прямо в сердечную мышцу), соли калия, уменьшение рН.

Изменяют сердечную деятельность гормоны – секреты эндокринных желез: тироксин (щитовидная железа), инсулин (поджелудочная железа), кортикостероидные гормоны (надпочечники), гормоны гипофиза. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.


Учитель: Мы выяснили, что на работу сердца влияют различные факторы. Ребята, перед вами рисунки, которые их отображают. Следующее задание заключается в следующем: По ним сформулируйте и запишите для себя правила, соблюдение которых позволит вам сохранить и укрепить работоспособность вашего сердца. Обратите внимание на % влияния этих факторов на сердце. Можно разработать правила, опираясь на уже имеющиеся у вас знания.

Ученики: формулируют правила.

Слайд № 22. (1 мин)

Учитель: А теперь зачитаем эти правила.

Ученики: по очереди произносят правила.

Учитель: А теперь сравните свои правила с теми рекомендациями, которые разработали ученые-медики, для профилактики сердечных заболеваний:

  • Избегать стрессов и чрезмерных физических нагрузок.

  • Вести здоровый образ жизни: отказ от курения и алкоголя, соблюдать режим дня, выполнять регулярно физические упражнения, хорошо высыпаться.

  • Не допускать ожирения.

  • Употреблять полезные для сердца продукты, не питаться всухомятку.

  • Чаще бывать на природе.

  • Поддерживать хорошее настроение, побольше шутить и смеяться.

  • Заниматься любимым делом.

Теперь снова оцените свою работу по 5-балльной шкале и передайте мне свои карточки.

Ученики: передают работы учителю

Ответы: Курение, алкоголь, стресс, малоподвижный образ жизни, негативные эмоции (по необходимость помочь детям с ответом на вопрос)

Учитель: Для того, что бы в этом убедиться, давайте посмотрим видеоролик о вреде алкоголя и курения на сердце.


Слайд № 23. (1 мин)

Учитель: Ребята, настало время подвести итоги урока. Для начала я бы хотела, чтобы вы кратко высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали.

Ответьте одним предложением

Мне было интересно больше всего…

Мне запомнилось больше всего…

Меня удивило больше всего…

Я испытал затруднения, когда…

Я хотел бы еще узнать…

Полученные знания я смогу применить с целью…

Слайд № 24. (0,5 мин)

А теперь «постреляем» в Рефлексивную «мишень». Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 - соответственное количество пальцев.

Слайд № 25. (0,5 мин)

Учитель: Запишите пожалуйста домашнее задание

  1. * Изучить §22, рис.53, 54 – выучить строение сердца и основные термины.


2)** Из ресурсов Интернет, литературных источников подготовить сообщение по темам:

  • Почему сердце стучит? Каковы причины?

  • Случаи об уникальных операциях на сердце

  • Необъяснимые факты, связанные с сердцем человека.

3) ***Выполнить письменно задания на стр.114

(обозначены восклицательным знаком)

ПРИМЕЧАНИЕ: *- на «3» (запоминание и воспроизведение)

**- на «4» (поиск и обработка информации, подготовка сообщения)

***- на «5» (анализ информации, решение проблемы)



Слайд № 26.

И в заключение давайте вместе составим синквейн на слово СЕРДЦЕ.

Стих из 5 строчек:

1- существительное (объект)

2-два прилагательных

3- три глагола

4- фраза из нескольких слов (емко и кратко отражает объект)

5- слово –резюме (обобщает, передает отношение, значение)

1- СЕРДЦЕ

2-

3-

4-

5-

Слайд № 27.

Учитель: Мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! Работа каждого из вас заслуживает высокой оценки. Хочется пожелать, чтобы ваши сердца всегда были наполнены добротой и любовью, чутко относились к окружающим, щадили сердца своих близких и конечно свое сердце!

Ответы: Курение, алкоголь, стресс, малоподвижный образ жизни, негативные эмоции (по необходимость помочь детям с ответом на вопрос)

Учитель: Для того, что бы в этом убедиться, давайте посмотрим видеоролик о вреде алкоголя и курения на сердце.

Учитель: Какое впечатление на вас произвёл этот видеоролик, какой вы сделали вывод?

Ответы: курение и алкоголь негативно влияют на работу сердца, повышает артериальное давление, в результате чего появляется одышка.

4.Рефлексия

Учитель:  В чём же секрет высокой работоспособности сердца?

Ответы: Ритмичность работы сердца, обильное кровоснабжение крови

Учитель: Начиная, с 2000 года в последнее воскресенье сентября по инициативе ЮНЕСКО  проводится Всемирный  день здорового Сердца.  На работу сердца влияют множество факторов, положительных и отрицательных. Перечислите факторы, которые положительно влияют на работоспособность сердца?

Ответы:

Занятия физкультурой и спортом;

Рациональное питание;

Правильный режим дня;

Положительные эмоции;

Отказ от вредных привычек;

Закаливание

Учитель: Перечислите факторы, которые отрицательно влияют на работоспособность сердца?

Ответы: Курение, алкоголь, стресс, малоподвижный образ жизни, негативные эмоции

Учитель: Все верно. «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». 

6. Домашнее задание

Всем спасибо за отличную работу! Урок окончен!

Приложение к плану-конспекту урока по биологии в 8 классе «Работа сердца»

Лабораторная работа к уроку

 «Определение степени тренированности своего сердца »

Цели работы:  Проверить степень тренированности своего сердца.

Ход работы:

Определи у себя частоту пульса в покое (Пп), подсчитай пульс за 10 сек. и умножь  эту цифру на 6;

 Определи частоту пульса после нагрузки (Пн). Сделай 5 приседаний и сразу же, сосчитай пульс за 10 сек., умножь эту величину на 6;

 Определи степень тренированности своего сердца по формуле:   

С=Пн-Пп*100%

      Пп                                                      

Таблица результатов:

Частота пульса в покое (Пп)

Частота пульса после нагрузки (Пн)

Степень тренированности сердца







Расчёты: ______________________________________________________________

Если С (степень тренированности сердца) меньше 30%, сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемого при каждом сокращении.

Если С (степень тренированности сердца) больше 30%, сердце усиливает работу за счет увеличения частоты сокращений. Значит, оно тренировано недостаточно!

Вывод:__________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!