СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: Покрытосеменные или Цветковые растения, 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Технологическая карта.

Просмотр содержимого документа
«Урок: Покрытосеменные или Цветковые растения, 5 класс.»




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


ФИО (полностью)

Афиногенова Светлана Германовна

Место работы

МБОУ СОШ №20 г.о. Королёв Московской области

Должность

учитель

Предмет

биология

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Покрытосеменные или Цветковые. Урок 30

Предметная программа и её автор

Программа основного общего образования. Биология 5 класс. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов

Цели урока

Образовательные:

-сформировать у обучающихся понятие о покрытосеменных, или цветковых растениях;

-познакомить обучающихся с основными признаками покрытосеменных: цветок, плод;

-познакомить с многообразием покрытосеменных.

Развивающие:

-научить выделять существенные признаки покрытосеменных;

-научить различать однолетние, двулетние и многолетние растения; жизненные формы;

-продолжить формирование навыков работы с гербарным материалом и живыми объектами;

-продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

-продолжить формирование бережного отношения к природе на примере влияния хозяйственной деятельности человека;

-воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.


Тип урока

Урок изучения нового материала

Необходимое оборудование

Мультимедийное проектор, компьютер. Гербарные экземпляры цветковых растений, плоды, живые цветковые растения.








Таблица 2.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока


Решаемая задача


Деятельность ученика


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


Название используемых ЭОР, гиперссылка


Время

(в мин.)


1

2


3

4

5

6

1

Оргмо

мент

-создать эмоциональ

ный и рабочий настрой обучающихся;


-сформулирова

ть цели и задачи урока

-проверяют свою готовность к уроку;

-эмоционально настраиваются к восприятию урока;


-помогают учителю по наводящим их к этому вопросам формулировать цели урока:

познакомиться с Отделом Покрытосеменные, или цветковые растения

-создает эмоциональный и рабочий настрой обучающихся;

-подводит обучающихся к формулировке цели урока.

Учитель показывает сюжет «Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». после просмотра 2 мин 17 сек.

Учитель: Кто написал это музыкальное произведение.

Какая прекрасная музыка, непередаваемые ощущения прекрасного мира природы.

Предлагает ответить на вопрос: догадались ли они, что сегодня мы будем изучать?

- подводит обучающихся к верной формулировке цели урока: знакомство с растениями, которые имеют цветок.

-уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока( записывают в инструктивную карточку, задание№1)

Что бы вы хотели узнать о цветковых растениях?

Дети отвечают: Где они растут, как размножаются, сколько лет живут, как их использует человек и другие вопросы.

Учитель: сегодня мы должны узнать:

- Какие растения называются покрытосеменными

- Разнообразие покрытосеменных

- Места обитания покрытосеменных

- Значение цветковых.





-
































































































































































































2

Провер

ка домашнего задания

-организовать взаимопровер-

ку знаний обучающихся о голосеменных растениях;



































-называют особенности строения Голосеменных;

-называют примеры Хвойных растений,



-называют особенности образования семян, их образование;



-осуществляют анализ ответа своих одноклассников;




-заслушивание и корректировка ответов обучающихся;


-называют особенности строения Цветковых растений

На столах детей находятся ветки ели, и цветки тюльпана переплетенные вместе. Учитель предлагает

ответить на вопрос.

Что это за растение, которое вы видите перед собой? Опишите его.

Дети отвечают: Это разные растения Ель и тюльпан. Такого сочетания в природе быть не может.

Учитель: Почему?

Дети: Так как ель это растение из отдела Голосеменные растения, класса Хвойные, это растение имеет цветок, чего не бывает у голосеменных.

Учитель: А какие ещё хвойные растения вы знаете?

Дети: пихта, сосна, лиственница, можжевельник.

Учитель: Почему они относятся к отделу Голосеменные?

Дети: так как семена лежат на чешуях шишек открыто, голо, могут высыпаться. Дети показывают как это может происходить в природе, высыпая из шишек семена.

Учитель: Что вы можете сказать о другом растении?

Дети: У него есть цветок

Учитель: Для чего растению нужен цветок?

Дети: Чтобы потом из него образовались семена.

Учитель: Верно. Древние Цветковые растения имели цветки очень похожие на шишки. Но потом они стали более похожими на привычные нам цветки. Это самый высокоорганизованный Отдел.












































3



























Актуализация опор

ных знаний














-выявить у обучающихся знания о цветковых, покрытосеменных растениях;



В процессе эволюции цветковые растения стали господствовать на планете. Цветковые произрастают в воде и на суше. Их можно увидеть в ледяной пустыне Арктики, и в песчаной пустыне. Они образуют труднопроходимые для человека леса Амазонии,


Учитель: Вы узнали, что это за цветок?

Дети: Тюльпан

Учитель: раскройте его и посмотрите, что вы видите?

Дети: Тычинки, пестик, лепестки

Учитель побуждает к высказыванию своего мнения.(просит зарисовать цветок в инструктивную карточку задание №2)

Учитель: А где же там семена?

Дети: Когда цветок отцветет они образуются в пестике

Учитель объясняет как происходит образование семян

Учитель: Где же образуются семена?

Дети: внутри пестика.

Учитель: После разрастания нижней части пестика-завязи образуется плод. Плоды бывают разные. С ними мы познакомимся позже. А теперь попробуйте высыпать семена из яблока? Получается












































4

Формирование ЗУН

-сформировать знания о разнообразии растений по внешнему виду, жизненных форм, продолжительности жизни, значении для природы и человека






















-делают вывод, что покрытосеменные растения имеют семена внутри плода;


-сравнивают разные жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения;


- делают выводы и предположения, для чего необходимы в природе жизненные формы;





































Дети: нет

Учитель: Почему?

Дети: они внутри

Учитель: Значит, они спрятаны, скрыты в плодах. Значит, мы можем их назвать?

-побуждает обучающихся к формулировке определения, что такое покрытосеменные растения;(запишите свои предположения в инструктивную карточку, задание №3)

Дети: Скрытосеменные, спрятанносеменные, покрытосеменные

Учитель: посмотрите на парты. Вы видите разные плоды разных растений.

Где их можно увидеть?

Дети: на деревьях, кустарниках, травах

Учитель: Да. Как можно назвать все эти формы одним словосочетанием.

Применив видоизмененное слово жизнь

Дети: Жизненные формы

Учитель: Опишите их.

Дети: Дерево имеет ствол, ветви, образующие крону, Кустарник имеет несколько одревесневевших стволов Учитель: кустарничек достигает 30 см высоты (черника, брусника)

Травы имеют травянистый стебель.

Учитель: Как вы, думаете, почему в природе необходимы такие разные жизненные формы

Может быть вам подсказкой будет фотография леса

Дети: чтобы всем растениям хватало света,

для образования кислорода и органических веществ всем живым организмам































































































электорнный ресурс предлагает отметить другие свойства цитоплазмы



5




-акцентирует на разнообразии внешнего вида растений, их мест произрастания;



-сравнивают однолетние, двулетние, многолетние растения;



-под руководством учителя выполняют работу с карточками;


- отвечают на вопросы карточки;


-заслушивают ответы своих одноклассников;


-учитель корректирует и направляет ответы обучающихся;

Учитель: но это еще не все: растения могут быть гигантскими и маленькими: секвойя и эвкалипты (гигант) достигают более100 метров и ряска (мелкая) 5-7 мм

-По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)

-По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения)

Обратите внимание на конверты, в которых лежат тексты с заданиями. Сейчас мы узнаем, как растения отличаются по продолжительности жизни


Каждая группа имеет свое задание. Ответы, на которые мы заслушаем через 2 мин

Дети комментируют свои ответы, каждая группа записывает примеры растений однолетних, двулетних, многолетних; культурных и дикорастущих

- Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее:

- Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)














5











Первичное закрепление






-закрепить основные понятия о







-выполняют задание в рабочей тетради на печатной основе:


- Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)

-Корм для сельскохозяйственных животных (кукуруза, клевер)

- Декоративное значение (цветы)

- Лекарственное значение


- Дома вам нужно было провести исследование о том, какие лекарственные растения есть вашей аптечке или какие растения наиболее часто используются в вашей семье и для каких целей, какое лекарственное действие они оказывают


-направляет деятельность обучающихся;




6

Подача домашнего задания

-дать домашнее задание;




-разъяснить этапы его выполнения

-записывают домашнее задание;




-осмысливают этапы его выполнения

-дает комментарий к домашнему заданию

(§23, ответьте на вопросы и выполните задания в учебнике на стр.131

и выполнить задания в рабочей тетради на печатной основе);



7

Итог урока

-подвести итог урока (рефлексия);





-оценить деятельность обучающихся

-показывают карточки с изображением яблок разного цвета, обозначающие свое отношение к уроку зеленое - «я все понял», желтое - «я хотел бы узнать больше», красное -

«я не всё понял»


-подводит итог урока (рефлексия);






-оценивает деятельность обучающихся, выставляет отметки



-


Рекомендуемая литература:

1.Каталог Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ и Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/.

2.Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. – М.: Просвещение, 2009.

3.Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – М.: Академия, 2008.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/, свободный.

5.Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2011.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!