Внеурочная деятельность: Речь
Тема занятия:
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой;
- Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
- употреблять их в речи с учётом эмоциональной окраски.
- Пользоваться словарем толковым, орфографическим.
Развивающая:
- Развитие навыка работы в группах, парах
- Развитие умения анализировать и делать выводы.
- Развивать речь, творческое воображение.
Воспитательная:
- Воспитание у школьников любви к чтению
- Воспитание толерантности
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать, что такое эмоции.
Учиться выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
употреблять их в речи.
Тип занятия: знакомство с новым.
Оборудование: медиапроектор для трансляции заготовленной презентации по изучаемой теме урока, карточки
Лит-ра Уроки развития речи в 3 классе Л.Д.Мали.и др.
Толковый словарь С.И.Ожегова
Стихи И. А. Бунина, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, рассказы И.С.Соколова- Микитова «От весны до весны»
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Добрый день, добрый час!
Как я рада снова видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать, рассуждать.
А чтобы занятие пошло впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
.
2.Сообщение темы занятия, актуализация знаний.
- О чём будем говорить на нашем занятии, вы узнаете,если найдёте закономерность и прочитаете.
(ААА с ААА л ББ о ББ в ВВ о ВВ) (Слайд)
- Что вы можете сказать о словах? (предположения детей)
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)
-Ребята, вы согласны с автором этих строк? Аргументируйте свой ответ.
Все слова в русском языке можно разделить на 2 группы: одни из них называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая, другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.
3).Работа по новой теме.
Итак, какие задачи будем решать, чтобы новое узнать: (Слайд)
А). Узнать, что такое нейтральные и эмоционально окрашенные слова.
В).Уметь их в тексте находить и в своей речи употреблять.
Для решения этих задач совершим прогулку в осенний лес.
А чтобы быстрее дойти до леса, выполним упражнения.
4). Физминутка:
Вот осенние листочки(поднять руки вверх)
Ветер с веток их срывает(покачаться вправо- влево)
И листочки опадают(медленно опустить руки вниз)
Вниз листочки полетели
И на травушку присели(сесть на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял(встать на носочки, поднять руки вверх)
Повертел их, покружил(покружиться)
И на землю опустил(сесть на своё место).
Для зоркого внимания, постреляем глазами. (Слайд)
5) Наблюдение за Нейтральными словами.
Входим в лес , который полон сказок и чудес.
Откройте учебник №2, откройте стр. 24, прочитайте отрывок.
- Найдите в тексте слова, только называющие предметы, но не выражающие никаких чувств, эмоций, оценки.
- Как бы вы их назвали?
А по-научному слова, которые не выражают никаких чувств, эмоций называются Нейтральные (Слайд)
6)Продолжим знакомство со словами и прочитаем 2 отрывка из стих.(Слайд)
И.Бунин « Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной..
А. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
Какие это стихи : весёлые или грустные?
Как надо прочитать первый отрывок? (Выразительное чтение от лица Весёлого смайлика)
Как надо прочитать второй отрывок? (Выразительное чтение от лица Грустного смайлика)
- Рассмотрите другие смайлики и сделайте вывод о том, какие эмоции может (Слайд)выражать человек: грусть, ненависть, радость….
Что такое эмоции? Какими бывают эмоции?(Находят определение в Толковом словаре)поляной….
-А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий,злой, сердитый.)
Сделайте вывод, какие слова называются эмоционально окрашенными?(Слова,
выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д., называются эмоционально окрашенными).(Слайд)
Какие же средства используют писатели в тексте художественного стиля для выражения чувств, эмоций, настроения.
Эмоционально окрашенные слова делятся на 2 группы:
1группа:Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:
Работа в группах.
-Давайте понаблюдаем за лесными жителями.
( 1группа ребят характеризуют медведя, 2 группа- зайчика, 3 группа- волка.(Слайд)
-Охарактеризуем их эмоционально окрашенными словами.
-Итак, делаем вывод:1 группа эмоционально окрашенных слов- это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.
- Продолжим знакомство с художественным стилем и попытаемся определить, какие средства используют авторы, чтобы не только красиво рассказать о чём-либо, но и передать своё отношение к происходящему: радость, грусть, жалость негодование, испуг, удивление, восхищение…
- Сравните слова:
Осина -осинка(слайд)
Берёза - берёзонька
Волк-волчище
Лиса-лисичка
Заяц- зайчонок.
-Прочитайте слова парами с различной интонацией, так чтобы все почувствовали, чем они отличаются. Объясните,чем различаются эти слова, что вы пытались передать при чтении? Учитель выделяет суффиксы на презентации.
Вывод: Суффиксы могут сделать слова добрыми или злыми, милыми, ласковыми или страшными.
- Как вы думаете, какими добрыми или злыми, большими или маленькими делают слова суффиксы – чик, -оньк, -еньк, (Подтвердите примерами.)
- Если встретится в слове суффикс –онк, -енк вы испугаетесь? А –ищ?
- Как вы считаете суффикс –ат , -ят- какой он?
Вывод: 2группа эмоционально окрашенных слов выражается грамматически:особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.
7)Закрепление: работа с текстом в парах по вариантам:
Выписать из текста
1вариант: эмоционально окрашенные слова
2вариант: слова с говорящими суффиксами.
Быстро наступает вечер в глухом лесу.(Слайд)
Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны , чернеют густые разлапые ели.Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит совушка, то в дальнем болоте завоют , собирая волчат, злые волки.(Проверка.Слайд)
8)Обобщение изученного.
-Какую тему рассмотрели?
Что нового узнали?
Где будете использовать новые знания?
9).Рефлексия: Оцените свою работу:
если вы всё поняли, не было затруднений, на дерево прикрепляем красный листочек,
если были затруднения- жёлтый,
если ничего не поняли-зелёный листочек.
Спасибо за труд.
10). Д/з выписать 10 слов эм-окр. из любых произведений.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в третьем классе»
Внеурочная деятельность: Речь
Тема занятия:
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Задачи занятия:
Образовательные:
Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой;
Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
употреблять их в речи с учётом эмоциональной окраски.
Пользоваться словарем толковым, орфографическим.
Развивающая:
Развитие навыка работы в группах, парах
Развитие умения анализировать и делать выводы.
Развивать речь, творческое воображение.
Воспитательная:
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать, что такое эмоции.
Учиться выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
употреблять их в речи.
Тип занятия: знакомство с новым.
Оборудование: медиапроектор для трансляции заготовленной презентации по изучаемой теме урока, карточки
Лит-ра Уроки развития речи в 3 классе Л.Д.Мали.и др.
Толковый словарь С.И.Ожегова
Стихи И. А. Бунина, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, рассказы И.С.Соколова- Микитова «От весны до весны»
Ход занятия:
Организационный момент.
- Добрый день, добрый час!
Как я рада снова видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать, рассуждать.
А чтобы занятие пошло впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
.
2.Сообщение темы занятия, актуализация знаний.
- О чём будем говорить на нашем занятии, вы узнаете,если найдёте закономерность и прочитаете.
(ААА с ААА л ББ о ББ в ВВ о ВВ) (Слайд)
- Что вы можете сказать о словах? (предположения детей)
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)
-Ребята, вы согласны с автором этих строк? Аргументируйте свой ответ.
Все слова в русском языке можно разделить на 2 группы: одни из них называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая, другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.
3).Работа по новой теме.
Итак, какие задачи будем решать, чтобы новое узнать: (Слайд)
А). Узнать, что такое нейтральные и эмоционально окрашенные слова.
В).Уметь их в тексте находить и в своей речи употреблять.
Для решения этих задач совершим прогулку в осенний лес.
А чтобы быстрее дойти до леса, выполним упражнения.
4). Физминутка:
Вот осенние листочки(поднять руки вверх)
Ветер с веток их срывает(покачаться вправо- влево)
И листочки опадают(медленно опустить руки вниз)
Вниз листочки полетели
И на травушку присели(сесть на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял(встать на носочки, поднять руки вверх)
Повертел их, покружил(покружиться)
И на землю опустил(сесть на своё место).
Для зоркого внимания, постреляем глазами. (Слайд)
5) Наблюдение за Нейтральными словами.
Входим в лес , который полон сказок и чудес.
Откройте учебник №2, откройте стр. 24, прочитайте отрывок.
- Найдите в тексте слова, только называющие предметы, но не выражающие никаких чувств, эмоций, оценки.
- Как бы вы их назвали?
А по-научному слова, которые не выражают никаких чувств, эмоций называются Нейтральные (Слайд)
6)Продолжим знакомство со словами и прочитаем 2 отрывка из стих.(Слайд)
И.Бунин « Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной..
А. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
Какие это стихи : весёлые или грустные?
Как надо прочитать первый отрывок? (Выразительное чтение от лица Весёлого смайлика)
Как надо прочитать второй отрывок? (Выразительное чтение от лица Грустного смайлика)
- Рассмотрите другие смайлики и сделайте вывод о том, какие эмоции может (Слайд)выражать человек: грусть, ненависть, радость….
Что такое эмоции? Какими бывают эмоции?(Находят определение в Толковом словаре)поляной….
-А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий,злой, сердитый.)
Сделайте вывод, какие слова называются эмоционально окрашенными?(Слова,
выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д., называются эмоционально окрашенными).(Слайд)
Какие же средства используют писатели в тексте художественного стиля для выражения чувств, эмоций, настроения.
Эмоционально окрашенные слова делятся на 2 группы:
1группа:Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:
Работа в группах.
-Давайте понаблюдаем за лесными жителями.
( 1группа ребят характеризуют медведя, 2 группа- зайчика, 3 группа- волка.(Слайд)
-Охарактеризуем их эмоционально окрашенными словами.
-Итак, делаем вывод:1 группа эмоционально окрашенных слов- это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.
- Продолжим знакомство с художественным стилем и попытаемся определить, какие средства используют авторы, чтобы не только красиво рассказать о чём-либо, но и передать своё отношение к происходящему: радость, грусть, жалость негодование, испуг, удивление, восхищение…
- Сравните слова:
Осина -осинка(слайд)
Берёза - берёзонька
Волк-волчище
Лиса-лисичка
Заяц- зайчонок.
-Прочитайте слова парами с различной интонацией, так чтобы все почувствовали, чем они отличаются. Объясните,чем различаются эти слова, что вы пытались передать при чтении? Учитель выделяет суффиксы на презентации.
Вывод: Суффиксы могут сделать слова добрыми или злыми, милыми, ласковыми или страшными.
- Как вы думаете, какими добрыми или злыми, большими или маленькими делают слова суффиксы – чик, -оньк, -еньк, (Подтвердите примерами.)
- Если встретится в слове суффикс –онк, -енк вы испугаетесь? А –ищ?
- Как вы считаете суффикс –ат , -ят- какой он?
Вывод: 2группа эмоционально окрашенных слов выражается грамматически:особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.
7)Закрепление: работа с текстом в парах по вариантам:
Выписать из текста
1вариант: эмоционально окрашенные слова
2вариант: слова с говорящими суффиксами.
Быстро наступает вечер в глухом лесу.(Слайд)
Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны , чернеют густые разлапые ели.Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит совушка, то в дальнем болоте завоют , собирая волчат, злые волки.(Проверка.Слайд)
8)Обобщение изученного.
-Какую тему рассмотрели?
Что нового узнали?
Где будете использовать новые знания?
9).Рефлексия: Оцените свою работу:
если вы всё поняли, не было затруднений, на дерево прикрепляем красный листочек,
если были затруднения- жёлтый,
если ничего не поняли-зелёный листочек.
Спасибо за труд.
10). Д/з выписать 10 слов эм-окр. из любых произведений.