Тема: Тайны волшебства химии
Цели
Образовательные:
Расширить представления учащихся о науке химии.
Способствовать формированию у учащихся представление о том, какое значение имеет химия в нашей жизни.
Развивающие:
• Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников.
• Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
• Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
• Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитывающие:
• Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
• Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка дом. задания.
3. Сообщение темы и целей урока слайд 2
Химия – область чудес. В ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области (М. Горький ).
Сегодня на уроке мы узнаем какую тайну скрывает наука химия?
Какое значение имеет химия в нашей жизни?
Познакомьтесь. Этого маленького человечка, перепачканного сажей, зовут Химиша Пробиркин. Химиша учится в первом классе. Совсем пока не знает химию, но очень любопытен. слайд 3
4. Изучение нового материала.
Отгадай шараду, и узнаешь, что в руках у чумазого Пробиркина
Мой первый слог – оценка в школе, Её учитель ставит строго. А то, в чём огурцы засолим, Подскажут два соседних слога. Всё вместе – тонкая посуда, А в ней химическое чудо. (Кол-бочка) . слайд 4
Ко́лба – стеклянный сосуд с круглым или плоским дном, обычно с узким длинным горлом. Разновидность технических сосудов, применяемых в химических лабораториях.
Однажды, когда никого не было дома, Химиша решил поэкспериментировать с разными порошочками и растворчиками на кухне. И вдруг, когда Пробиркин смешал что-то такое с чем-то другим, на вид совсем не страшным, раздалось БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ... ПШ-ШШШ... БАБАХ-ТАРАРАХ-ШЛЕП-ДЗЫНЬ-ШМЯК-БРЯК!!! Кусочки чего-то с горящего разлетелись по всей кухне, и пол покрылся пятнами, как шкура леопарда. Хорошо ещё, что сам Химиша остался цел. После этого Пробиркин ещё больше заинтересовался химией, но понял, что должен хоть капельку поучиться. Он открыл серьёзный учебник старшего брата, полный непонятных слов, и загрустил. Ведь на кухне всё было так интересно, а в учебнике очень скучно... Непонятное начиналось уже с первой страницы, где была нарисована таинственная периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, а в углу – Д.И.Менделеев собственной персоной, заросший густой бородой, как Лев Николаевич Толстой. Загадочный Менделеев укоризненно смотрел на Химишку. слайд 5
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) Разносторонний русский учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов. Химишку интересовало всё, что связано с этой сложной наукой. слайд 6
Хи́мия – наука о составе, строении, изменениях и превращениях, а также об образовании новых простых и сложных веществ.
Химическая промышленность – отрасль тяжелой промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путем его химической переработки. слайд 7
Подумайте. Зачем человеку нужна химия? слайд 8
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НАШЕГО КРАЯ
Химическая промышленность играет важную роль в экономике Донбасса. На химзаводах Донецка выпускается всё, что необходимо для металлургического, машиностроительного производства и легкой промышленности: минеральные удобрения, борная кислота, сульфат аммония, водный аммиак, уксусная кислота, стиральные пасты, лакокрасочные изделия и другая продукция. В Донецке действует множество крупных предприятий химической промышленности.
ДОНЕЦКИЙ ЗАВОД ХИМРЕАКТИВОВ слайд 9
Более 80 лет главным производителем химического сырья оставался Донецкий завод химреактивов, номенклатура которого включала более 800 наименований. Завод производил все – от особо чистых веществ для волоконной оптики до реактивов для стекловарения. К сожалению, в 2008 году завод был реорганизован, теперь это часть истории города. Вокруг завода в 1917 году был построен - микрорайон Азотный. Откуда такое странное название, решил узнать Химиш. И отправился в путешествие по таблице. Навстречу ему перемещалось странное облако с неприятным запахом. Пробиркин путешествовал по химической таблице Д.И.Менделеева … – Дошёл я уже до седьмой квартиры, устал, хочется прогуляться на свежем воздухе... – Добрый день, Пробиркин, я – Азот! Пока ты у меня в гостях, о свежем воздухе можешь забыть! Азот совсем не поддерживает дыхания! Когда меня выделили из воздуха и поняли, что я не участвую в дыхании, меня назвали «Азотом» от греческого «Azoos» – «безжизненный, не могущий поддерживать жизнь». Представь себе, учёные очень сильно ошиблись с таким названием, но это выяснилось гораздо позже, когда была изучена химическая природа белков. Потому что в любом живом организме обязательно содержатся белки. На Земле небелковых форм жизни не обнаружено. Я, Азот, один из главных элементов жизни! На заводе возле микрорайона Азотный выпускали азотные удобрения, вот откуда это название. Пробиркин запрыгал дальше по химическому коридору, уже привычно напевая очередную песенку:
И вдруг Пробиркин остановился. Он увидел загадки и задумался…
Прочитай загадки. Отгадай их.
1) Я коварный поджигатель. Вы огня хотите - нате! Я всесильный окислитель (если только дров дадите). (Кислород)
2) Предупреждаю вас заранее: я не пригоден для дыхания! Но все как – будто бы не слышат и постоянно мною дышат. (Азот) слайд 10
Физминутка слайд 11
ДОНЕЦКИЙ КАЗЕННЫЙ ЗАВОД ХИМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ слайд 12
В 1928 году началось строительство снаряжательного завода в Донбассе, как части общей программы индустриализации страны и усиления ее обороноспособности. Завод занимался утилизацией боеприпасов, их снаряжением, обновлением и ремонтом. Также на заводе производились промышленные взрывчатые вещества, занимались сборкой ракет.
ДОНЕЦКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД, АОЗТ слайд 13
Крупный производитель бытовой и промышленной химии в аэрозольной упаковке. На заводе пpоизводили и pазpабатывали аэpозольную пpодукцию: аэрозоли хозяйственно-бытового и промышленного назначения. Антикоррозионные краски и грунтовки для защиты поверхности. Краски и грунтовки для защитно – декоративного окрашивания фасадов зданий, бетонных, кирпичных поверхностей.
5. Закрепление темы
Будь осторожен! Помни – химия бывает опасной! слайд 14

6. Итог урока. Рефлексия слайд 15
Что нового вы узнали на уроке? Какую науку называют химией? Кто такой Д.И.Менделеев?
Закончи предложения
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научилась…
Меня удивило…
Мне захотелось…
7. Домашнее задание.
Назови предприятия химической промышленности Донбасса.
Кто из химиков прославил Донбасс?