«Вечная память ушедшим! Честь и слава живым!»
Цель:
-развитие чувства патриотизма, великого уважения к подвигу народа в Победе над фашизмом
Задачи:
углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г, ее защитниках и подвигах;
способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;
воспитание патриотических чувств, уважения к старшему поколению;
Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством воспроизведения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей;
способствовать развитию навыка сотрудничества детей в процессе театрализованной деятельности, посвящённой ВОВ.
Оборудование и средства воспитательной работы: мультимедийное оборудование, экран, компьютер, плакаты ко Дню 9 мая, презентации, музыкальное сопровождение.
Форма организации деятельности: представление – концерт.
Приёмы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, театрализация.
Опорные понятия, термины: Великая Отечественная война, победа, Гитлер, Родина, Отечество, капитуляция, пехота, фашизм, Георгиевская ленточка.
Оформление зала: над сценой плакат к 9 МАЯ, на шторах сцены шары, Участники мероприятия:учащиеся 1-5 классов, родители, педагоги.
План мероприятия:
Организационный момент
Цель: настроить обучающихся на мероприятие, вызвать интерес, положительные эмоции.
Вводная часть
Цель: активизировать обучающихся, расположить их к воспитательному воздействию.
Основная часть
Цель: реализация основной идеи мероприятия.
Заключительная часть
Цель: настроить участников мероприятия на рефлексию, оценивание своего эмоционального состояния после проведённого мероприятия.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент
В начале мероприятия звучит фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова), учащиеся заходят в зал и садятся на стульчики.
2. Вводная часть
Ученик:
- Приближается долгожданный праздник. 9 мая наша Родина отмечает – 70-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне.
9 Мая - светлый и радостный день. Это один из главных праздников в истории нашего народа, наша слава и гордость.
Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Вечная им слава!
Звучит “Майский вальс”
Нам за всеми памятными датами
Видится главнейшая одна.
День, когда весною 45-го
На земле закончилась война.
Мы сегодня отмечаем
Светлый праздник всей страны.
Помнить люди эту дату
Обязательно должны!
Как пришла в наш край победа
Над фашисткою ордой,
Мой прадедушка в ту пору
Был, как папа, молодой!
Он мечтал о жизни мирной,
Но напал на землю враг,
Все, кто мог в бою сражаться,
Взяли в руки автомат.
День Победы – это праздник,
Это вечером салют.
Много флагов на параде,
Люди радостно поют.
Ветераны с орденами
Вспоминают о войне,
Разговаривают с нами
О победной той весне.
Все кричали: “Мир, победа!
Возвращаемся домой!”
Кому радость, кому беды,
Кто погиб, а кто живой.
Никогда забыть не сможем
Мы про подвиги солдат.
“Мир для нас всего дороже” -
Так ребята говорят.
3. Основная часть
Ученик:
- В мирное и теплое воскресное утро 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут, без объявления войны, немецкие войска лавиной самолетов, снаряд и бомб обрушились на нашу Землю.
Ученик:
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,—
Это значит — против нас.
Ученик:
-Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Со школьной скамьи уходили ребята на фронт. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Многие из них не вернулись. А дома оставались только женщины и дети. Весь советский народ встал на защиту своей страны. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных, не жалея своих сил и жизней.
СЦЕНКА (брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет с куклой, брат ремонтирует табурет.)
Сестра.
Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку, где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать...
Брат.
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть,
А главное-фашисты далеко.
Да и кому в стране сейчас легко!
Сестра.
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б всё одна?
Брат.
Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
Сестра.
А вот и мамины шаги слышны!
Брат (строго).
Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей.
Ведущий: Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.
Военный танец под «Катюшу»
(Дети расходятся по сторонам, выходит девочка с косичками Чтение стихотворения Р.Рождественского «Подслушанный разговор»
- Снова дралась во дворе?
- Ага.
Мама,
но я не плакала
Вырасту -
выучусь на моряка
Я уже в ванне
плавала!
- Боже!
Не девочка, а беда!
Сил моих больше нету.
- Мама,
а вырасту я когда?
- Вырастешь!
Ешь котлету.
- Мама,
купим живого коня?
- Коня?!
Да что ж это делается?
- Мама,
а в летчики примут меня?
- Примут.
Куда они денутся?!
Ты же из каждого,
сатана,
душу
сумеешь вытрясти!
- Мама,
а правда, что будет
война,
и я не успею
вырасти?..
Чтение стихотворения «Баллада о кукле»А. Молчанова
(музыкальное сопровождение - )
Ученик:Груз драгоценный баржа принимала –
Дети блокады садились в неё.
Лица недетские цвета крахмала,
В сердце горе своё.
Девочка куклу к груди прижимала.
Ученик: Старый буксир отошёл от причала,
К дальней Кобоне баржу потянул.
Ладога нежно детишек качала,
Спрятав на время большую волну.
Девочка, куклу обняв, задремала.
Ученик: Чёрная тень по воде пробежала,
Два «Мессершмита» сорвались в пике.
Бомбы, оскалив взрывателей жала,
Злобно завыли в смертельном броске.
Девочка куклу сильнее прижала…
Ученик:Взрывом баржу разорвало и смяло.
Ладога вдруг распахнулась до дна
И поглотила и старых, и малых.
Выплыла только лишь кукла одна,
Та, что девчурка к груди прижимала…
Ученик:Ветер минувшего память колышет,
В странных виденьях тревожит во сне.
Сняться мне часто большие глазища
Тех, кто остался на ладожском дне.
Снится, как в тёмной, сырой глубине
Девочка куклу уплывшую ищет.
Чтение отрывка из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
Ученик: За далекие пригорки
Уходил сраженья жар.
На снегу Василий Теркин
Неподобранный лежал.
Снег под ним, набрякши кровью,
Взялся грудой ледяной.
Смерть склонилась к изголовью:
Ученик:— Ну, солдат, пойдем со мной.
Я теперь твоя подруга,
Недалеко провожу,
Белой вьюгой, белой вьюгой,
Вьюгой след запорошу.
Ученик:Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.
— Я не звал тебя, Косая,
Я солдат еще живой.
Ученик:Смерть, смеясь, нагнулась ниже:
— Полно, полно, молодец,
Я-то знаю, я-то вижу:
Ты живой да не жилец.
Ученик:— При одном моем условье,
Смерть, послушай... я не прочь...
— Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?
Смерть, а Смерть, еще мне там
Дашь сказать одно словечко?
Полсловечка?
Ученик:— Нет. Не дам...
Ученик:Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.
— Так пошла ты прочь, Косая,
Я солдат еще живой.
Чтение стихотворения М.Джалиля «Варварство» (музыкальное сопровождение – мелодия из последней части фильма «Гарри Поттер» Реквием)
М. Джалиль "Варварство".
Ученик: Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Ученик:Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
Ученик:- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Ученик:Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Ученик: 9 мая 1945 года в 0-43 по московскому временибыл подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Наш народ выиграл Великую Отечественную Войну.
Исполнение первоклассниками песни «9 мая»
Ученик: Четыре долгих года
Победу ждал народ.
Пылает от салютов
Вечерний небосвод!
И едут, едут, едут,
Домой во все концы
Солдаты-победители,
Российские бойцы!
Ученик: Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Ученик:Прошло уже много времени с того дня, но все люди помнят о героях, среди которых было много детей. Мы помним и о медсестрах, выносивших раненных солдат с поля боя, и о тех, кто в голодные и суровые годы трудился в тылу, помогая советской армии.Не ради наград и почестей, а для того, чтобы мы могли сейчас жить, учиться, работать и быть счастливыми. Многие не вернулись с войны, но память о них будет жить в наших сердцах. Их подвиги не будут забыты никогда.
Ученик: Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания (звучит метроном)
Ученик:Пусть на Земле цветут сады,
Здоровы будут дети,
Не нужно нам войны-беды,
Пусть солнце ярко светит!
Ученик:Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда!
Выступление гимнасток 1 и 5 класса с военно-спортивной композицией под музыку Д.Тухманова «День победы» (в современной обработке)
Историческая композиция о георгиевской ленте
1Ученик: Я держу в руках из шелка ленту:
Много есть на свете разных лент.
Эта ж лента – тянется по свету,
Вьется двести тридцать восемь лет,
Эта – как хоругвь на поле брани,
Как скрывающий от горя плат,
Только эту горькими слезами -
Омывают матери солдат,
2.Ученик: Только эта залита кровями -
Смелых, сильных, взявших смертный бой,
Только эту величают «Знамя» –
Знамя Победивших в Мировой;
Эта лента – память лихолетий,
Окропленных кровью тех солдат,
В сорок первом – павших, в сорок третьем –
Гордо отстоявших Сталинград.
И ребенок каждый в мире знает -
Этот черно-желтый нотный стан,
На котором кровью проступает
Реквием не выжившим бойцам…
3.Ученик: Во время майских праздников одежду и сумки горожан, автомобили и кронштейны для флагов обвивают бесчисленные георгиевские ленточки, прочно закрепившие за собой звание непременного атрибута праздника Победы. В сознании россиян георгиевские ленточки так же тесно связаны с военными победами России, как и современные флаги армии и флота. Несмотря на то, что акция «Георгиевская ленточка» приурочена ко Дню Победы, история черно-золотого символа началась более 200 лет назад – во времена императрицы Екатерины II.
4.Ученик: Впервые черно-желтая лента начала использоваться в 1769 году по инициативе Екатерины II, учредившей орден Святого Георгия. Награда присваивалась русским офицерам как за исключительную храбрость и мужество в бою, так и за выслугу лет.
5.Ученик.:Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия. Святой Георгий - великомученик. Он был замучен и убит врагами христианства - язычниками. За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют еще Победоносцем.
6. Ученик: На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. Со времен великого князя Иоанна III изображение святого Георгия Победоносца - всадника, поражающего копьем змея, - стало гербом Москвы и эмблемой Русского государства.
7.Ученик:В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почетному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги.Это была исключительная воинская награда.
8.Ученик: Орден святого Георгия подразделялся на четыре степени, причем первый раз выдавалась низшая, 4-я степень, в следующий раз более высокая 3-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1-й степени.
О том, насколько почетно было получить орден Святого Георгия 1-й степени, говорит, например, следующий факт. Высшую награду Российской империи - орден Андрея Первозванного - получило более тысячи человек.А орден Святого Георгия 1-й степени только 25 человек
9.Ученик: Георгиевская ленточка имеет два цвета: оранжевый – яркий цвет военных побед нашей славной армии, а черный – суровый цвет, который призывает вечно помнить о тех, кто отдал свои жизни за свободу Родины.
10.Ученик: Кто стал создателем яркого дизайна Георгиевской ленты, история не сохранила. По одной из самых популярных версийрисунок ленты придумала сама императрица, решившая, что черно-желтая комбинация лучше всего передает цвета пороха и огня, кроме того цвета Георгиевской ленты являются отражением цветов государственного флага того времени – изображения черного двуглавого орла на золотом фоне. Есть и другие версии.
10.Ученик:Награждение Орденом Святого Георгия и Георгиевским крестом, снабженными лентой, было отменено в 1917 году и продолжалось лишь в рядах Белой армии. Однако, уже в 1943 году лента с черно-желтыми полосами вернулась в новом качестве. она стала называться не Георгиевской, а Гвардейской. Гвардейские ленты украшали колодки Ордена Славы, введенного в 1943-м году, а также дополняли медаль «За Победу над Германией», вручавшуюся героям Великой Отечественной войны.
Именно в эпоху Советского Союза использование черно-желтой ленты стало непременно ассоциироваться с праздником 9 мая, лента цвета пороха и огня стала официальным «орнаментом» праздника Победы, украшавшем открытки, плакаты, рисунки, военную форму и гражданскую одежду.
11.Ученик.:Масштабная акция по раздаче черно-желтых лент была придумана журналистами РИА Новости и членами организации «Студенческая община». Начиная с 2005 году на территории России и бывших республик Союза было роздано более 60 млн. ленточек. ГЛАВНОЕ ПОМНИТЕ, для того, чтобы продемонстрировать свое уважение к символу Великой Победы, большинство жителей России и стран бывшего СССР теперь носят ленточки на лацканах одежды со стороны сердца – таким образом памятный знак всегда оказывается на виду и напоминает об орденах старшего поколения, полученных за храбрость в бою.
12.Ученик: Каждая георгиевская ленточка – это не только наследие российской истории, но и современный символ внимания и уважения к ветеранам ВОВ, отдавшим свои жизни за свободу и процветание своих детей и внуков.
Чтение учащимися 1 класса стихотворений на татарском языке
4.Заключительная часть
Музыкальная композиция - исполнение учащимися 1 и 5 класса песни Трофима «Когда закончится война»