СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов "Фольклор - тропа к литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов "Фольклор - тропа к литературе". Инсценировки, игры, конкурсы.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 5-6 классов "Фольклор - тропа к литературе"»

Фольклор – тропа к литературе

Сценарий внеклассного мероприятия

Цель: расширить круг знаний учащихся о фольклоре, его жанрах, пробудить интерес к устному народному творчеству, помочь проявить свои творческие способности, смекалку.

Ведущие – 2 скомороха в русских рубахах, колпаках. Участники сидят в зале вместе со зрителями, выходя на выступления.

1 ведущий: Ай же вы, люди добрые,

Красны девицы, добры молодцы,

Люди умные да ученые,

Нам наставники вы почтенные!

Вы садитесь-ка понадежнее

Да послушайте, что мы скажем вам.


2 ведущий: Мы сегодня вам рассказать хотим

Про поэзию про народную,

Ту, что сыздавна создавал народ,

Чтобы выразить свою душеньку.


1 ведущий. Здравствуйте, дорогие наши зрители и друзья! Сегодня мы предлагаем вам обратиться к тем истокам, «откуда есть пошла литература русская» – сегодня мы поговорим о фольклоре, вспомним его жанры, послушаем песни, поразгадываем загадки, вспомним пословицы и приметы.


2 ведущий. Устное народное творчество – это детство литературы, поэтому и сегодняшнюю встречу с ним мы начнем с детского фольклора. Ребенок рос под песни мамы – колыбельные песни. В них отражался характер русского человека – неторопливый, спокойный, величественный. Русские колыбельные показывают, как тесно был связан русич с окружающей его природой. В них постоянно упоминаются птицы, животные: голубок, котик, лебедушка.


(Девочки исполняют колыбельную «Уж ты, котенька-коток»)


Уж ты, котенька - коток, котя – серенький лобок.

Приходи к нам ночевать, нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:

Дам кувшин молока и кусочек пирога,

Лапки высеребрю, хвостик вызолочу


1 ведущий. Но детский фольклор – это не только колыбельные. Дети не могли в своих играх обойтись без считалок, встречали календарные праздники обрядовыми песнями, обращались с заклинаниями к природе, дразнили друг друга.


Три участника исполняют считалки, дразнилки, обрядовые заклинания:

– Сорока – сорока кашу варила,

На порог скакала, деток созывала.

Этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала:

- Ты, болван, воду не носил,

Дров не рубил, печь не топил,

Кашу не варил.


–Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети поиграть,

Стали друг друга считать

Да водилу выбирать.

Им стал дядька Родион,

Пусть идет отсюда вон.


Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани,

Двадцать пять рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

Ты, слуга, подай карету,

Я в ней сяду и поеду.


– Ах ты, радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко - колоколнышко.


– Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

В новеньком горшке

Поставлю на дубке.


– Васька – Васенок, худой поросенок

Залез в траву, кричит: «Мяу, не вылезу!»


– Коля – Коля – Николай кинул шапку на сарай.

Шапка вертится, Коля сердится.


– Гришка – Гришка украл топоришко.

Побег к отцу – украл овцу,

Побег к брату – украл хату.


Иван – болван с колокольни упал,

Три года катился, и то не убился.


Группа ребят – по очереди девочки и мальчики – исполняют обрядовые песни.

– Пришла Коляда накануне Рождества:

– Дайте коровку, масляну головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому,

Ему рожь густа, рожь ужиниста:

Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и богатством,

И создай вам Господи еще лучше того.


– Щедровочка щедровала, под оконце припадала:

– Что ты, бабка, наварила, что ты, бабка, напекла?

Не кусай, не ломай, а по целому давай!


– Овсень, овсень ходил по всем:

По заулочкам, переулочкам.

Кишку, ножку сунь кочережкой.

Где хозяин со хозяюшкой?

Подай ему Господь

Чтобы рожь родилась, на гумно свалилась,

В печи галушки, пироги, ватрушки.

Вы подайте, не ломайте.

Вам скорее, нам спорее.


2 ведущий. Рос ребенок, становился взрослым, изменялись и произведения устного творчества, которые сопровождали его быт. Жизнь крестьянина была тесно связана с природой, и от нее часто зависело благополучие, а то и жизнь семьи. Вот человек и старался примечать изменения в природе, чтобы знать, к чему готовиться. Так появились приметы, проверенные многими поколениями.

По очереди два человека называют приметы:


- Если зимой частые туманы и иней – к урожаю хлеба.

- Осень ненастная – к урожаю.

- Гром на голое дерево – к неурожаю.

- Урожай на сосновые шишки – урожай на ячмень.

- На ольхе много сережек – к урожаю овса, много шишек – ячменя.

- Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.

- Осенью гуси летят высоко – весной будет много воды.

- Поздний листопад – к суровой зиме.

- Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

- Много желудей на дубе – к лютой зиме.

- Весной много паутины – лето будет жаркое.

- Длинные сосульки – к долгой зиме.

- Много сока у березы – к дождливому лету.

- Ранний вылет пчел к теплой весне.

- Зима снежная – лето дождливое.


1 ведущий. Внимание к природе отточило и внимание к людям. Ах, как умеет русский человек подметить и тонко высмеять лень, жадность, глупость, неумелость! И над собой умеет он посмеяться. И все это – в наших изумительных русских пословицах.

Мальчик и девочка по очереди называют пословицы:


- Ты меня, работушка, не бойся: я тебя не трону.

- Бедная я, бедная: от семерых одна еле отбилась.

- Я было тово, а жена не тово, ну я и не тово. - Такой больной: через силу болеет.

- Дочки шьют да смеются, а мать порет да плачет.

- Сработал на рубль, а хвалится на сотню.

- Муж Нестерка да детей шестерка, работать ленимся, воровать боимся – ну как тут жить?

- Легко тебе было, матушка, выходить за батюшку, а мне каково за чужого мужика? - Видно Меланью, что блины пекла: и ворота в тесте.

- Лень, открой дверь! – Дай кочергу, я с печи открою.


2 ведущий. Но пословицы отмечали и хорошее: верность слову, трудолюбие, дружбу, любовь к родине, к матери, силу совместной работы, пользу учебы. И сейчас мы проверим, как вы знаете русские пословицы.


Два человека по очереди читают начала пословиц, зрители должны закончить их; скоморохи дают награду правильно ответившим – конфету.


- Что посеешь… (то и пожнешь)

- Мал золотник… (да дорог)

- Дело мастера… (боится)

- Труд кормит… (а лень портит)

- Лето собирает… (а зима поедает)

- Правда светлее… (солнца)

- Без ума голова… (котел)

- Красота приглядится… (а ум пригодится)

- Кто грамоте горазд… (тому не пропасть)

- С миру по нитке… (голому рубаха)

- Не учись до старости… (а учись до смерти)

- Одна головня и в печи не горит… (а две и в поле не гаснут)

- Старый друг… (лучше новых двух)

- На чужой стороне… (и весна не красна)

- Семь раз примерь… (один раз отрежь)

- На деньги… (ума не купишь)

- Жить… (Родине служить)

- Терпение и труд… (все перетрут)


1 ведущий. А любимой забавой на зимних посиделках, на вечёрках были загадки. А вы их любите? Вот сейчас мы и проверим, как вы умеете их разгадывать.


Две девочки по очереди загадывают загадки, отгадавший получает приз – конфету, ее вручает скоморох.

Шелков клуб, семь дыр вокруг.

Полон подпечек белых овечек.

Доска лежит на болоте, не сохнет, не гниет, и ржавчина её не берет.

У чурки две печурки.

Пять братьев, годами равные, ростом разные.

От воды родится, а воды боится.

В баню идет чёрен, а из бани красен.

Два брюшка, четыре рожка.

С ногами без рук, с боками без ребер, с сиденьем без живота, со спиной без головы.

Летом спит, зимой ест, тело теплое, а крови нет.

С виду – клин, развернешь – блин.

Катится бочка, на ней нет ни сучочка.


2 ведущий. И, конечно, через всю жизнь сопровождали человека песни. Они были разные: грустные, веселые, озорные; их пели на посиделках, в хороводах, их разыгрывали как сценки. Предлагаем вашему вниманию несколько народных песен.


Ребята исполняют песни: «Пойду ль я, выйду ль я», «Во ку-, во кузнице», «А мы просо сеяли, сеяли». Последнюю песню исполняют две группы – мальчиков и девочек, инсценируя её.


1 ведущий. Мыс вами живем на Дону, а казаки всегда отличались особой любовью к песням. Послушайте одну из казачьих песен.


Девочки исполняют песню «Послала меня мать»


2 ведущий. Особый песенный жанр – частушки. Ох уж эти частушки! В них и лукавство, и лиричность, и умение увидеть смешное.

Группа девочек исполняет частушки:


Не бранися, маменька,

Я не виновата,

Невелика да ловка,

Клеятся ребята.


Мой милёнок, соколенок,

Посидим под грушею.

Ты частушки запевай,

Я тебя послушаю.


Запевай моя родная,

Мне не запевается,

Навернулся я с платформы

Рот не разевается.


Говорят, я боевая.

Ну, какой же это бой?

На году двоих отбили

У меня у боевой.


Я не мамкин сын,

Я не тятькин сын,

Я на ёлке рос,

Меня ветер снёс.


Наша Таня намудрила,

Космонавта закадрила,

А подруга Танина

Инопланетянина.


Мене милый изменил,

Говорит, не молода,

Он нашел себе такую –

У ей зубы в три ряда.


1 ведущий. Фольклор – это тот ручеек, который дал начало могучей, прекрасной реке под названием Литература. Сегодня мы с вами едва прикоснулись к сладкой воде этого дивного источника, к которому припадали многие знаменитые русские писатели и поэты, используя в своем творчестве образы, мотивы и жанры устного народного творчества.


2 ведущий. И в заключение мы хотим напомнить вам слова М. Горького: «Не зная фольклора, нельзя знать литературу». Мы надеемся, что наши сегодняшние посиделки помогут вам приобщиться к этому источнику, и вы будете часто обращаться к нашему великому народному наследию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!