ЭТИКЕТ.
1 ведущий:
Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий:
Здравствуйте, Уважаемые гости!
1 ведущий:
-Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о вежливости, о науке, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе.
2 ведущий:
-Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, принятых в определенных кругах.
1 ведущий:
«Этикет – это правила поведения человека среди других людей»
Юлиана
-А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?
- Его называют – культурным, воспитанным человеком.
Этикет – это инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требуется - уважительно, доброжелательно, с доверием к людям.
Полина:
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
2 ведущий:- Сегодня нам предстоит познакомиться с историей этикета и узнать, как применять правила этикета в современной жизни.
- Урок 1. История этикета
1-й ведущий
-А началось все это, как только люди стали жить вместе. Именно тогда появилась острая необходимость сделать общение друг с другом максимально комфортным и приятным. Вот здесь и придумали этикет. Развивался он одновременно с обществом. В древности люди очень любили воевать, если возникал какой-то спор — сразу за оружие.
Так появился дипломатический этикет.
2-й ведущий:
-В эпоху королей и императоров, когда каждая правящая династия придумывала свой церемониал, менее или более торжественный, возник придворный этикет.
В России этикет появился благодаря царю Петру, который считал, что Россия- великая держава и не должна уступать Европе.
1-й ведущий:
-Современный этикет определяет правила поведения людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах. Основное правило современного этикета – всегда уважать других людей.
2-й ведущий:
-Этикет в наши дни продолжает активно развиваться , как говорится, идет в ногу со временем. Например, сейчас, когда ничто и никто не обходится без компьютера, существует уже этикет общения через Интернет.
Этикет - означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Звучит торжественная музыка.
Входит король Этикет с принцессой Вежливостью и членами клуба.
Король: «Здравствуйте, слышал про меня тут разговор. Ну что ж, давайте познакомимся. Я - король Этикет, а рядом со мной - принцесса Вежливость. А это мои помощники из « Академии вежливых наук», вы уже с ними знакомы. Они расскажут как со мной подружиться.»
2 Ведущий: Начинаем наши уроки знакомства с этикетом.
Король Этикет и принцесса Вежливость выходят на сцену перед зрителями.
Король: «Ребята, мы подготовили для вас вопросы. Подумайте, отвечайте только честно.
Задают загадки по очереди.
Король:
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром» скажет твердо?
Принцесса:
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
Король:
У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
Принцесса:
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Король:
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
Принцесса:
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Король Этикет: Молодцы! (Этикет и Вежливость незаметно уходят).
1 ведущий:
СЦЕНКА «ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ»
Аня: Булкина, а как ты к пирожкам с капустой относишься? Или ты больше с мясом любишь?
Булкин: ой, я не знаю, мне как-то все равно
Аня: Не, так не пойдет, ведь ты же ко мне в гости придешь, должна же я знать, чем тебя угощать.
Булкина: ну раз так, пусть будут с капустой
Аня: хорошо, я запомню, с капустой.
Булкина: как-то ты слишком серьёзно за дело взялась, Аня. Может ты еще и пирожки будешь сама делать?
Аня: нет, так как бабушка я все равно не могу, но зато я сама в магазин схожу в субботу днем, перед твоим приходом.
Булкина: в субботу? Слушай, у меня совсем из головы вылетело, я же в субботу вечером на дополнительные занятия иду
Аня: у тебя дополнительные занятия???
Булкина: ДА! В школе юного ботаника, а после занятия будет поздно в гости идти
Аня: ну и что, что поздно, ты же можешь у меня в субботу переночевать?
Булкина: хи-хи, ну раз так, то я согласна.
Аня: Вот вечером поиграем на компьютере, а в воскресенье с утра в кино пойдем или просто погуляем, как тебе такая программа?
Булкина: Замечательная программа, осталось мне только узнать, как быть хорошим гостем…
Звонок!
Учитель: Добрый день
Ученики: Здравствуйте
Тема: Вот Екатерина Васильевна, как так стать хорошим гостем?!
Учитель: Надо просто представить, что ты хозяин.
Вова: Ха, что это значит прийти в гости, развалиться на диване и сказать не стесняйтесь чувствуйте себя как дома?!
Учитель: Нет Вова, все конечно же не так. Нужно поставить на место хозяина себя мысленно, следует думать, как хозяин и представлять себе, чтобы ты сам чувствовал в этот момент.
Аня: Иначе говоря, относиться к хозяину так, как бы вы хотели, чтобы ваши гости относились к вам
Учитель: совершенно верно, как мы помним это один из основных принципов этикета. Относись к другим, так как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Булкина: а вот возьмем еще конкретную ситуацию, вот к примеру, меня пригласили в гости с ночевкой
Учитель: Тогда позаботьтесь о том, чтобы взять с собой все необходимое, ничего лишнего. Иметь свою зубную щетку и своими вещами не занимать слишком много места.
Аня: Значит если в гости всего лишь на одну ночь, то чемодан с собою брать не стоит
Булкина: Предположим, что мы уже в гостях
Учитель: вы должны понимать, что все семьи по разному организуют свой быт и праздники, вежливый гость приспосабливается к расписанию по которому живут хозяева, когда обедать, когда ложиться спать, когда смотреть телевизор, сколько времени сидеть перед компьютером, пусть даже это не привычно
Далее, предлагайте свою помощь везде, где возможно!
Аня: например, отнести грязную посуду на кухню
Учитель: Да, в гостях с уважением относитесь к чужому имуществу.
Вова: Это я знаю, не становиться на стул в обуви, вытирать ноги не не тащить за собой грязь в дом. Слышал, помню.
Учитель: а так же не подсматривайте, не открывайте дверь если они закрыты и не интересуйтесь случайно оставленными личными бумагами
Аня: Я знаю еще одно правило будьте в гостях аккуратны.
Учитель: да!! А именно не разбрасывайте свою одежду, утром сразу убирайте свою постель и не оставляйте после себя луж в ванной комнате
Тема: Ну я себя так и дома веду, поэтому для меня это будет не трудно.
Учитель: В гостях будьте сговорчивы и соглашайтесь принимать участие в предлагаемых развлечениях. Следует воздержаться от замечаний типа: ой я этот мультик видел уже тысячу раз, не в коем случае если остальные гости хотят его посмотреть.
Вова: да я и в 1001 раз посмотрю, я вообще мультики люблю, ужас как.
Учитель: будьте дружелюбны со всеми обитателями дома, как бы мало вы с ними не общались и идеально ведите себя за столом
Аня: жевать с закрытым ртом, стряхивать крошки с губ салфеткой, вытирать об нее руки и благодарить за угощение, ну и так далее.
Звонок
Булкина: А вот и звонок, ну что ж настала пора прощаться
Учитель: Умение вовремя прощаться и уходить, так же важно, как и умение не опаздывать
Поблагодарите хозяев, попрощайтесь с родителями друга и не затягивая прощание уходите не надо стоять у хода и держать ручку двери и при этом продолжать обсуждать одну и туже тему за другой. Гость, который долго прощается и не уходит симпатии не вызывает. Уверяю вас.
Булкина: А гость который соблюдает все эти правила симпатию вызывает?
Учитель: да! И его обязательно пригласят еще раз!
Вы сильно устали иль самую малость –
Советую вам при гостях не зевать:
Усталость, зевалость, и засыпалость
Хозяин воспитанный должен скрывать.
Гостям, безусловно, покажется странным,
Когда он начнёт обниматься с диваном
И вдруг захрапит среди мягких подушек,
Забыв про любимых друзей и подружек.
Гостей проводи. А тогда уж – в кровать...
И можешь зевать, и зевать, и зевать!
Наш следующий урок.
ЭТИКЕТ В ТРАНСПОРТЕ
Урок 3
Уступай старушкам место,
Если стало очень тесно.
Не кричи, что сесть мечтаешь -
Постоишь и не растаешь.
Стой спокойно и держись,
Не рыдай и не вертись.
Здесь ничем сорить не надо -
Быть воспитанным отрада.
Фантик на пол не бросай,
Ведущий: В современной жизни необходимо помнить о правилах этикета при телефонном разговоре:
Стихотворение А. Барто “Почему телефон занят?”
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой —
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики —
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
— Андрей, что задано, скажи?..
Ах, повторяем падежи?
Все снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
— Сережа, вот какой вопрос:
Кто полушария унес?
Я в парте шарил, шарил,
Нет карты полушарий!...
Не замолкают голоса,
Взывает в трубке кто-то:
— А по ботанике леса,
Луга или болото?
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики...
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки, звонки...
А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке —
Сказать, что пишет палочки
И не устал нисколечко.
1 ведущий:
- В современной жизни необходимо помнить о правилах этикета при телефонном разговоре:
Основные правила телефонного разговора
Начинать любой разговор нужно со слова «Здравствуйте». У собеседника нужно уточнить, удобно ли ему говорить, не отвлекается ли он от важных дел.
Если на том конце провода просят пригласить кого-то из близких, спрашивать «Кто вы и зачем звоните» бесцеремонно.
В случаях, если тот, кому адресован звонок на данный момент отсутствует, следует поинтересоваться что ему передать.
Во время важных дел необходимо прерваться и ответить на звонок – нужно это сделать и сообщить, что перезвоните позже, извинившись за то, что сейчас не можете говорить.
Когда соединение происходит ошибочно не с тем абонентом, нужно вежливо извиниться и положить трубку. Если произошла ситуация наоборот, то не нужно смеяться и шутить над человеком, а просто сообщить, что ошиблись номером.
Не красиво громко говорить по телефону в общественном месте, в котором люди соблюдают тишину, а тем более в библиотеке.
К незнакомому человеку на том конце провода нельзя обращаться на «ты». Следует всегда говорить «вы». Ведь возраст по телефону определить невозможно и даже у взрослого человека голос может быть похож на детский.
Соблюдая такие простые правила телефонного этикета можно быть вежливым и общительным даже не видя собеседника. Никогда не поощряется телефонное хулиганство, ведь аппараты легко отслеживаются и за неприятный разговор можно получить приличный штраф
1 ведущий:
1 ведущий:
-И снова перенесёмся в прошлое. Узнаем, что происходит…
/Звучат фанфары. На сцену выходят глашатаи/
1-й
Слушайте жители разного рода,
2-й
Всяк представитель честного народа!
1-й
Кто на платформе, и кто совсем босые,
2-й
Кто с шевелюрой и кто безволосые!
1-й
Ужас случился у нас в королевстве.
2-й
Не было в жизни подобнейших бедствий!
1-й
Страшный дракон и безнравственный Хам
2-й
Нашу принцессу украл, хулиган!
1-й
Плачет наш бедный король Этикет.
/Выходит плачущий король Этикет./
Король:
Без милой принцессы жизни нам нет.
2-й
Всем нам теперь не прожить без неё.
1-й
Милая Вежливость звали её
/Выходит дракон Хам с песней на мотив «…Говорят мы бяки – буки…»/ вместе с ним Грубость и Лень.
Говорит Хам:
Говорят я бяка – бука, а в народе просто Хам,
Кто так скажет, тресну в ухо,
Я силён не по годам!
Грубость и Лень:
Ой, отстань,
Ой, отстань.
Воспитанье это дрянь.
Оттянись, приколись…
Эх, ма-а!
/Король подходит и пытается поговорить с Хамом/
Хам:
Что ты лезешь с разговором,
Гонишь всякое фуфло?
Парить будешь под забором
И, кончай крутить кино.
Грубость и Лень:
Ой, отстань,
Ой, отстань.
Воспитанье это дрянь.
Оттянись, приколись…
Эх, ма-а!
Король.
Я прошу, я прошу,
Доченьку мою верни,
Ведь без вежливости людям не прожить.
Хочешь, денег заплачу?
Хам:
Нет, папаша, не хочу,
А про доченьку придётся вам забыть.
Король:
Ну что ж, тогда возьму
И, сразу позвоню,
Своим друзьям,
Они помогут мне
Хам
И, кто ж это таки?
Король:.
А то ученики
третьего класса с буковкою «б».
Сейчас я позову,
Лишь номер наберу,
А ты, вот здесь постой,
Они придут гурьбой.
Потом не обвиняй,
И на себя пеняй,
Но вежливо они поговорят с тобой,
Но вежливо они поговорят с тобой!
/С песней на мотив «Не думай о секундах свысока» на площадку выходят ученики класса/
1.Подумай о воспитанности в срок,
Она, дружище, в жизни дело нужное,
И вежливость всегда вам будет впрок
И отношения будут очень дружные.
2.Учись читать и место уступать,
Здороваться, жать руку в благодарности
И младших никогда не обижать,
Тогда и в жизни будут только радости.
3.Из добрых слов слагаются стихи,
Из добрых дел судьба твоя слагается,
И наши времена пускай лихи,
Воспитанные с ними всё же справятся
Хам
Ну, ребята, тогда я ничего. Тогда я согласен. Забирайте принцессу… и я с вами!
/Под музыку все покидают площадку./
Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».
Король Этикет:
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
Вежливость: Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!