СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебный мир сказки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-беседа по теме "Мир волшебной сказки" 

Просмотр содержимого документа
«Волшебный мир сказки»

7



«Волшебный мир сказок»


Задачи:


  1. Расширить знания обучающихся о русских народных сказках как одном из жанров устного народного творчества; о видах сказок, их героях.

Познакомить с особенностями народных сказок: присказкой, зачином, концовкой, повтором, постоянными эпитетами; особенностями волшебных сказок.


  1. Упражняться в определении жанров устного народного творчества, умении пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлении рассказа по иллюстрациям, краткому конспектированию.


  1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к чтению.

Ход урока.


    1. Проверка домашнего задания.

(по теме «Устное народное творчество»)Загадки, выслушать по 1 загадке каждого.


Учитель:

- Народная мудрость гласит: «Повторение – мать учения».


  1. Вспомним, что такое ФОЛЬКЛОР?

  2. Назовите фольклорные жанры.


  1. Упражнение в определении фольклорных жанров:


(Каждый обучающийся получает карточки с небольшими текстами)


Задание: выразительно прочитать текст, определить жанр.


  • На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой? (Считалка)

  • Ябеда – беда, тараканья еда. (Дразнилка)


  • Два конца,

Два кольца,

А посередине – гвоздик. (Загадка)


  • На дворе трава, на траве – дрова. Дрова на траве двора. (Скороговорка)

  • Дождик, дождик, пуще!

Выросла капуста.

Я капусту не люблю,

Лучше пряников куплю. (Закличка)


  • Баю, баюшки, баю,

Не ложитесь на краю.

Придет серенький волчок

И укусит за бочок. (Колыбельная песня)


  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Пословица)


  • - Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку. (Потешки)


    1. Изучение материала по теме урока по плану (план записан на доске):

      1. Что такое СКАЗКА?

      2. Обряд посвящения.

      3. Виды сказок.

      4. Герои волшебных сказок.

      5. Особенности народных сказок

      6. Художники, иллюстрировавшие русские народные сказки.


  1. Беседа с обучающимися.


Учитель:

Народные сказки – самый распространенный и читаемый, необычайно любимый детьми жанр устного народного творчества. В древ­ние вре­ме­на, когда сказ­ка толь­ко за­ро­ди­лась ( а самые древ­ние сказ­ки по­яви­лись вме­сте с древ­ней­ши­ми ми­фа­ми ) сказ­ки не были пред­на­зна­че­ны для детей, их рас­ска­зы­ва­ли тем, кто всту­пал  во взрос­лую жизнь, про­хо­дил  обряд по­свя­ще­ния во взрос­лые.  Сказ­ка была очень се­рьез­ным делом

Сказ­ки бы­ва­ют раз­ные. Самые древ­ние – сказ­ки о жи­вот­ных. Когда –то люди ве­ри­ли , что каж­дый род про­изо­шел от опре­де­лен­но­го жи­вот­но­го. Такое жи­вот­ное на­зы­ва­лось  то­те­мом. Тотем объ­яв­лял­ся по­кро­ви­те­лем рода: его нужно было по­чи­тать. Пер­во­быт­ный че­ло­век жил в стра­хе перед то­тем­ным жи­вот­ным, в роли ко­то­ро­го мог быть не толь­ко мед­ведь, но и мышь

Од­на­ко по­сте­пен­но че­ло­век осво­бож­дал­ся от стра­ха , и  на смену ему при­хо­дил смех. Жи­вот­ные на­де­ля­лись по­сто­ян­ны­ми ка­че­ства­ми. Ка­ки­ми? По­про­буй­те вспом­нить. По­лу­ча­лось, что изоб­ра­жа­лись жи­вот­ные, а вы­сме­и­ва­лись по­ро­ки людей – жад­ность, глу­пость, лень

Сказ­ка со­хра­ни­ла следы очень мно­гих об­ря­дов и обы­ча­ев: мно­гие мо­ти­вы толь­ко через со­по­став­ле­ние с об­ря­да­ми по­лу­ча­ют свое объ­яс­не­ние. Так, на­при­мер, в сказ­ке «Кро­шеч­ка-Хав­ро­шеч­ка» рас­ска­зы­ва­ет­ся, что де­вуш­ка за­ка­пы­ва­ет кости ко­ро­вы в саду и по­ли­ва­ет их водой . Такой обы­чай или обряд дей­стви­тель­но имел­ся. Кости жи­вот­ных по­че­му-то не съе­да­лись и не уни­что­жа­лись, а за­ка­пы­ва­лись

Ино­гда  толь­ко из сказ­ки уче­ные и могут по­черп­нуть зна­ния о ка­ком-ли­бо об­ря­де, бы­то­вав­шем в древ­но­сти

- Какие русские народные сказки вам известны?

- Ваши любимые герои сказок?

- Как вы понимаете слова из одной пушкинской сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

- Чему учат народные сказки?


  1. Работа с учебником .

- Что же такое СКАЗКА?

Найдите в учебнике и запишите в тетрадь понятие «сказка».

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.


Рассказ учителя об ОБРЯДЕ ПОСВЯЩЕНИЯ как одной из Одна из версий возникновения жанра волшебной сказки


«Волшебные сказки – это прекрасный вид народной художественной прозы»

(В.Я.Тропп)

Троп создал теорию, согласно которой волшебная сказка уходит своими корнями в первобытное общество и связана с ОБРЯДОМ ПОСВЯЩЕНИЯ.

Этот обряд был свойственен родовому строю. Он совершался над юношами, достигшими половой зрелости, и был придуман для того, чтобы ввести их в родовое объединение, а так же для получения ими права на вступление в брак.

Предполагалось, что мальчик во время обряда должен был «умереть», а затем «воскреснуть» новым человеком.

Обряд был чудовищным. Для его совершения строились специальные дома или шалаши, имеющие форму животного. Дверь в такое жилище представляла собой пасть, которая должна была «пожирать» юношу.

Обряд совершался в глубокой тайне в глухом лесу.

Мальчиков уводили из дома, инсценируя похищение. В лесу их подвергали пыткам и истязаниям: наносили глубокие раны с целью вызвать рубцы на теле, сдирали кожу. Это была как бы одна из форм смерти.

Были и другие, которые выражались в символическом сжигании мальчиков. Или, например, юношам отрезали пальцы, производили обрезание.

Продолжались эти жестокости долго – иногда неделями. Сопровождались голодом, жаждой, темнотой и ужасом.

Все это вызывало то состояние, который посвящаемый считал смертью.

Те, кто выдерживал эти мучения, «воскресали из мертвых». Им рассказывали мифы племени, тайны, которые составляли сокровища рода, обучали приемам охоты, то есть всему тому, что было необходимо в жизни.

Воскресший получал новое имя, на кожу наносилось клеймо и другие знаки обряда. Таким образом он получал право жить в племени и жениться.

Возвращаясь в племя и рассказывая о тех видениях, чудовищах, которых видели в бреду, юноши «давали жизнь» новому виду народного творчества – сказке.


  1. Знакомство с видами народных сказок.

- Продолжите чтение статьи учебника и выпишите в тетрадь


а) виды сказок:

1. Сказки о животных

2. Бытовые сказки

3. Волшебные сказки.

Сюжет ска­зок о жи­вот­ных обыч­но очень прост, ино­гда даже такие сказ­ки не имеют за­чи­на. «Зачин – на­чаль­ная устой­чи­вая форма сказ­ки «В неко­то­ром цар­стве, в неко­то­ром го­су­дар­стве…»

Обыч­но сказ­ки о жи­вот­ных со­сто­ят их 1 эпи­зо­да. Каких персонажей мы встречаем в таких сказках? Лиса Пат­ри­ке­ев­на ( Лиса при бе­се­де краса) – хит­рая-пре­хит­рая; Волк зу­ба­ми щелк - злой-пре­злой, да еще и глу­пый; Зайка –По­бе­гай­ка – трус­ли­вый-пре­трус­ли­вый, да еще и все­гда оби­жен­ный лисой.В сказ­ках о жи­вот­ных много ди­ко­вин­ных си­ту­а­ций ( волк ловит рыбу хво­стом, на­при­мер). 

 3.2 Бытовые сказки

Дру­гим видом ска­зок были бы­то­вые сказ­ки. Уже по пер­со­на­жам вы долж­ны до­га­дать­ся, что эти сказ­ки по­яви­лись го­раз­до позже. Для дру­го­го вида ска­зок – бы­то­вых – ха­рак­тер­ны иные сю­же­ты: осме­я­ние злых, жад­ных да бо­га­тых. В бы­то­вых сказ­ках дей­ству­ют люди,  но они тоже на­де­ле­ны опре­де­лен­ны­ми, ни­ко­гда не ме­ня­ю­щи­ми­ся чер­та­ми, на­при­мер: сол­дат – все­гда храб­рый и смет­ли­вый, он обя­за­тель­но най­дет спо­соб по­сме­ять­ся над трус­ли­вы­ми и жад­ным попом или ста­ри­ком  и на­ка­зать его. Уди­ви­тель­ное в этих сказ­ках то , что в них вполне ре­аль­ные жиз­нен­ные кон­флик­ты между вполне ре­аль­ны­ми пер­со­на­жа­ми по­лу­ча­ют необыч­ную, ска­зоч­ную сю­жет­ную ре­а­ли­за­цию

 3.3 Волшебные сказки

В вол­шеб­ных сказ­ках дей­ству­ют цари и ца­ре­ви­чи, ко­ро­ли и ко­ро­ле­ви­чи. Эти сказ­ки неред­ко на­чи­на­ют­ся сло­ва­ми: «В неко­то­ром цар­стве, в неко­то­ром го­су­дар­стве жил-был царь с ца­ри­цею. Уже одно такое на­ча­ло сразу го­во­рит о том, что речь пой­дет в сказ­ке не об обыч­ном, а о чем-то необык­но­вен­ном. Часто глав­ным ге­ро­ем вол­шеб­ной сказ­ки яв­ля­ет­ся про­стой че­ло­век (сол­дат, кре­стьян­ский сын и проч.), со­вер­ша­ю­щий что-то осо­бен­ное. Сюжет вол­шеб­ной сказ­ки на­чи­на­ет­ся с необы­чай­но­го со­бы­тия, в ко­то­ром глав­ную роль иг­ра­ет ка­кое-ни­будь вол­шеб­ное су­ще­ство, об­ла­да­ю­щее чу­до­дей­ствен­ной силой. В вол­шеб­ной сказ­ке про­ис­хо­дит много со­бы­тий, герой (или ге­ро­и­ня) обя­за­тель­но дол­жен из­быть ка­кую-то беду, и в этом ему по­мо­га­ют вол­шеб­ные су­ще­ства или пред­ме­ты. С их по­мо­щью герой вы­пол­ня­ет труд­ные за­да­ния? Каж­дое – труд­нее преды­ду­ще­го. Для этого герою ино­гда при­хо­дит­ся ме­нять свой облик – пре­вра­щать­ся. Но герой обя­за­тель­но дол­жен до­бить­ся же­ла­е­мо­го – сюжет сказ­ки обыч­но за­кан­чи­ва­ет­ся сва­дьбой


б) Упражнение в определении видов народных сказок

- Проверим знания сказок и их героев, а так же потренируемся в определении видов сказок


Задание – определить вид сказки по названию.


  1. «Лиса и Волк»…… (сказка о животных)…………………………

  2. «Теремок»………………………………………………………

  3. «Каша из топора»………………………………………………….

  4. «Царевна – лягушка»………………………………………………

  5. «Как мужик гусей делил»…………………………………………..

  6. «Лиса и журавль»……………………………………………………

  7. «Иван-царевич и Серый Волк»……………………………………..

  8. «Василиса Прекрасная»……………………………………………...



6.Особенности народных сказок


Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает карточку и самостоятельно выполняет задание










Задание 1 группе

Прочитайте начало сказки «Сивка-Бурка»


«Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет впереди…»

Определите, что это прозвучало? Выпишите в тетрадь определение из учебника (страница 12)

Задание 2 группе

Вспомните, с каких слов обычно начинаются сказки?

(«Жили-были…», «В некотором царстве…» и т.д.)

Прочтя материал на странице 12, определите что это?


Чтение определения «ЗАЧИН» по учебнику и запись в тетрадь.

Задание 3 группе

Какими словами обычно заканчиваются сказки? По учебнику определите, как называются эти слова. Запишите определение в тетрадь. (КОНЦОВКА)

Задание 4 группе

Вспомните, как обычно называют, с кем или с чем сравнивают героев сказок

Например: Иван-царевич – добрый молодец

Красивая девушка – красна девица

Брови – соболиные

Уста – сахарные и т.д.

Как называются эти слова? Найдите определение на странице 13 и выпишите в тетрадь.



Задание 5 группе

В народных сказках часто используются ПОВТОРЫ, которые помогают легко и быстро запомнить сказку. Вспомните и приведите примеры сказок, где встречаются повторы.



7.Отчет групп, запись в тетрадь определений.

Группы рассказывают,остальные в тетрадках помечают.

Приложение (слайд-презентация «Волшебный мир сказок»)


8. Работа с иллюстрациями к русским народным сказкам и творческое задание группам: «изобразить» - разыграть сюжет сказки, отраженный в иллюстрации.

……………………………………………………………………………………

9.Знакомство с именами художников и их иллюстрациями, картинами на сказочные сюжеты:

(Ю,Васнецов, И.Кузнецов, Т.Маврина» и другими) –

……………………………………………………………………………………


    1. Итог урока.


    1. Домашнее задание:

Прочитать сказку «Царевна-лягушка».

Определить вид сказки, найти присказку, зачин, концовку, эпитеты, повторы