7
«Волшебный мир сказок»
Задачи:
Расширить знания обучающихся о русских народных сказках как одном из жанров устного народного творчества; о видах сказок, их героях.
Познакомить с особенностями народных сказок: присказкой, зачином, концовкой, повтором, постоянными эпитетами; особенностями волшебных сказок.
Упражняться в определении жанров устного народного творчества, умении пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлении рассказа по иллюстрациям, краткому конспектированию.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к чтению.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
(по теме «Устное народное творчество»)Загадки, выслушать по 1 загадке каждого.
Учитель:
- Народная мудрость гласит: «Повторение – мать учения».
Вспомним, что такое ФОЛЬКЛОР?
Назовите фольклорные жанры.
Упражнение в определении фольклорных жанров:
(Каждый обучающийся получает карточки с небольшими текстами)
Задание: выразительно прочитать текст, определить жанр.
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой? (Считалка)
Два кольца,
А посередине – гвоздик. (Загадка)
Выросла капуста.
Я капусту не люблю,
Лучше пряников куплю. (Закличка)
Не ложитесь на краю.
Придет серенький волчок
И укусит за бочок. (Колыбельная песня)
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку. (Потешки)
Изучение материала по теме урока по плану (план записан на доске):
Что такое СКАЗКА?
Обряд посвящения.
Виды сказок.
Герои волшебных сказок.
Особенности народных сказок
Художники, иллюстрировавшие русские народные сказки.
Беседа с обучающимися.
Учитель:
Народные сказки – самый распространенный и читаемый, необычайно любимый детьми жанр устного народного творчества. В древние времена, когда сказка только зародилась ( а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами ) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения во взрослые. Сказка была очень серьезным делом
Сказки бывают разные. Самые древние – сказки о животных. Когда –то люди верили , что каждый род произошел от определенного животного. Такое животное называлось тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь
Однако постепенно человек освобождался от страха , и на смену ему приходил смех. Животные наделялись постоянными качествами. Какими? Попробуйте вспомнить. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень
Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое объяснение. Так, например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой . Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались
Иногда только из сказки ученые и могут почерпнуть знания о каком-либо обряде, бытовавшем в древности
- Какие русские народные сказки вам известны?
- Ваши любимые герои сказок?
- Как вы понимаете слова из одной пушкинской сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
- Чему учат народные сказки?
Работа с учебником .
- Что же такое СКАЗКА?
Найдите в учебнике и запишите в тетрадь понятие «сказка».
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Рассказ учителя об ОБРЯДЕ ПОСВЯЩЕНИЯ как одной из Одна из версий возникновения жанра волшебной сказки
«Волшебные сказки – это прекрасный вид народной художественной прозы»
(В.Я.Тропп)
Троп создал теорию, согласно которой волшебная сказка уходит своими корнями в первобытное общество и связана с ОБРЯДОМ ПОСВЯЩЕНИЯ.
Этот обряд был свойственен родовому строю. Он совершался над юношами, достигшими половой зрелости, и был придуман для того, чтобы ввести их в родовое объединение, а так же для получения ими права на вступление в брак.
Предполагалось, что мальчик во время обряда должен был «умереть», а затем «воскреснуть» новым человеком.
Обряд был чудовищным. Для его совершения строились специальные дома или шалаши, имеющие форму животного. Дверь в такое жилище представляла собой пасть, которая должна была «пожирать» юношу.
Обряд совершался в глубокой тайне в глухом лесу.
Мальчиков уводили из дома, инсценируя похищение. В лесу их подвергали пыткам и истязаниям: наносили глубокие раны с целью вызвать рубцы на теле, сдирали кожу. Это была как бы одна из форм смерти.
Были и другие, которые выражались в символическом сжигании мальчиков. Или, например, юношам отрезали пальцы, производили обрезание.
Продолжались эти жестокости долго – иногда неделями. Сопровождались голодом, жаждой, темнотой и ужасом.
Все это вызывало то состояние, который посвящаемый считал смертью.
Те, кто выдерживал эти мучения, «воскресали из мертвых». Им рассказывали мифы племени, тайны, которые составляли сокровища рода, обучали приемам охоты, то есть всему тому, что было необходимо в жизни.
Воскресший получал новое имя, на кожу наносилось клеймо и другие знаки обряда. Таким образом он получал право жить в племени и жениться.
Возвращаясь в племя и рассказывая о тех видениях, чудовищах, которых видели в бреду, юноши «давали жизнь» новому виду народного творчества – сказке.
Знакомство с видами народных сказок.
- Продолжите чтение статьи учебника и выпишите в тетрадь
а) виды сказок:
1. Сказки о животных
2. Бытовые сказки
3. Волшебные сказки.
Сюжет сказок о животных обычно очень прост, иногда даже такие сказки не имеют зачина. «Зачин – начальная устойчивая форма сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Обычно сказки о животных состоят их 1 эпизода. Каких персонажей мы встречаем в таких сказках? Лиса Патрикеевна ( Лиса при беседе краса) – хитрая-прехитрая; Волк зубами щелк - злой-презлой, да еще и глупый; Зайка –Побегайка – трусливый-претрусливый, да еще и всегда обиженный лисой.В сказках о животных много диковинных ситуаций ( волк ловит рыбу хвостом, например).
3.2 Бытовые сказки
Другим видом сказок были бытовые сказки. Уже по персонажам вы должны догадаться, что эти сказки появились гораздо позже. Для другого вида сказок – бытовых – характерны иные сюжеты: осмеяние злых, жадных да богатых. В бытовых сказках действуют люди, но они тоже наделены определенными, никогда не меняющимися чертами, например: солдат – всегда храбрый и сметливый, он обязательно найдет способ посмеяться над трусливыми и жадным попом или стариком и наказать его. Удивительное в этих сказках то , что в них вполне реальные жизненные конфликты между вполне реальными персонажами получают необычную, сказочную сюжетную реализацию
3.3 Волшебные сказки
В волшебных сказках действуют цари и царевичи, короли и королевичи. Эти сказки нередко начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею. Уже одно такое начало сразу говорит о том, что речь пойдет в сказке не об обычном, а о чем-то необыкновенном. Часто главным героем волшебной сказки является простой человек (солдат, крестьянский сын и проч.), совершающий что-то особенное. Сюжет волшебной сказки начинается с необычайного события, в котором главную роль играет какое-нибудь волшебное существо, обладающее чудодейственной силой. В волшебной сказке происходит много событий, герой (или героиня) обязательно должен избыть какую-то беду, и в этом ему помогают волшебные существа или предметы. С их помощью герой выполняет трудные задания? Каждое – труднее предыдущего. Для этого герою иногда приходится менять свой облик – превращаться. Но герой обязательно должен добиться желаемого – сюжет сказки обычно заканчивается свадьбой
б) Упражнение в определении видов народных сказок
- Проверим знания сказок и их героев, а так же потренируемся в определении видов сказок
Задание – определить вид сказки по названию.
«Лиса и Волк»…… (сказка о животных)…………………………
«Теремок»………………………………………………………
«Каша из топора»………………………………………………….
«Царевна – лягушка»………………………………………………
«Как мужик гусей делил»…………………………………………..
«Лиса и журавль»……………………………………………………
«Иван-царевич и Серый Волк»……………………………………..
«Василиса Прекрасная»……………………………………………...
6.Особенности народных сказок
Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает карточку и самостоятельно выполняет задание
Задание 1 группе
Прочитайте начало сказки «Сивка-Бурка»
«Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет впереди…»
Определите, что это прозвучало? Выпишите в тетрадь определение из учебника (страница 12)
Задание 2 группе
Вспомните, с каких слов обычно начинаются сказки?
(«Жили-были…», «В некотором царстве…» и т.д.)
Прочтя материал на странице 12, определите что это?
Чтение определения «ЗАЧИН» по учебнику и запись в тетрадь.
Задание 3 группе
Какими словами обычно заканчиваются сказки? По учебнику определите, как называются эти слова. Запишите определение в тетрадь. (КОНЦОВКА)
Задание 4 группе
Вспомните, как обычно называют, с кем или с чем сравнивают героев сказок
Например: Иван-царевич – добрый молодец
Красивая девушка – красна девица
Брови – соболиные
Уста – сахарные и т.д.
Как называются эти слова? Найдите определение на странице 13 и выпишите в тетрадь.
Задание 5 группе
В народных сказках часто используются ПОВТОРЫ, которые помогают легко и быстро запомнить сказку. Вспомните и приведите примеры сказок, где встречаются повторы.
7.Отчет групп, запись в тетрадь определений.
Группы рассказывают,остальные в тетрадках помечают.
Приложение (слайд-презентация «Волшебный мир сказок»)
8. Работа с иллюстрациями к русским народным сказкам и творческое задание группам: «изобразить» - разыграть сюжет сказки, отраженный в иллюстрации.
……………………………………………………………………………………
9.Знакомство с именами художников и их иллюстрациями, картинами на сказочные сюжеты:
(Ю,Васнецов, И.Кузнецов, Т.Маврина» и другими) –
……………………………………………………………………………………
Итог урока.
Домашнее задание:
Прочитать сказку «Царевна-лягушка».
Определить вид сказки, найти присказку, зачин, концовку, эпитеты, повторы