СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой данной статьи стали тренировочные сочинения учащихся 9-х классов, в основе которых лежат рассуждения подростков о природе понятия «материнская любовь».основой данной статьи стали тренировочные сочинения учащихся 9-х классов, в основе которых лежат рассуждения подростков о природе понятия «материнская любовь».

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку»

Луцева Е.А., Степаненко К.А.,

учителя русского языка и литературы

МОУ «Лицей №8 «Олимпия»

Дзержинского района Волгограда»


Воспитательный потенциал сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку


Вопрос о воспитательном потенциале сочинений по литературе и русскому языку глубоко изучен и освещен в различных статьях и монографиях методистов, психологов, литературоведов. Но можем ли мы говорить о воспитательном потенциале, если речь идет о сочинениях, входящих в структуру государственной итоговой аттестации по русскому языку (9 класс), ведь есть мнение, что на такие сочинения можно «натренировать» и «набить руку» на них.

При работе над сочинением-рассуждением в ОГЭ по русскому языку в 9 классе обучающийся имеет право выбрать один из трех видов сочинения: 9.1, 9.2 или 9.3.

Если обучающийся выбирает вариант сочинения 9.1, он должен изложить рассуждения о языковых явлениях (например, о синонимах, о знаках препинания). В связи с этим вариант 9.1 принято обозначать как сочинение «на лингвистическую тему». В качестве отправной точки для оформления собственного тезиса предлагается высказывание учёного или писателя, в котором говорится о той или иной лингвистической единице.

Выбор учеником варианта 9.2 подразумевает написание работы, в которой объясняется смысл высказывания из текста. Для этого необходимо ответить, к примеру, на такие вопросы: в чем особенность описанного случая, что испытывает персонаж и по какой причине?

В сочинении 9.3 нужно на основе предложенного текста дать определение какого-то понятия (например, «ответственности», «милосердия», «нравственного выбора» и др.).

Являясь процессом творческой деятельности, сочинения предполагают выражение личностного отношения автора работы к поднятой проблеме. Но, пожалуй, сочинение 9.3 лучше и больше всех отображает индивидуальный взгляд на мир, т.е. мировоззрение учащегося, т.к. именно сочинение данного типа связано с универсальными нравственными/моральными категориями. Выявляя и осмысляя их, учащийся выстраивает личностную парадигму ценностей, соотносящуюся с общечеловеческими ценностями, и таким образом формирует содержание своей индивидуальной картины мира. Что и находит отражение в сочинении, в том числе, в его структуре:

I, вступление – личностное восприятие, оценка предмета/явления – толкование понятия/ответ на вопрос, комментарий;

II, основная часть – осмысление проблемной задачи – тезис-1 (утверждение) с опорой на прочитанный текст; тезис-2 (утверждение) с опорой на жизненный опыт;

III, заключение или вывод – формулирование своего предложения для разрешения общезначимой проблемной задачи.

Для написания сочинения разработчиками КИМа предлагаются художественные или публицистические тексты, связанные с общечеловеческими нравственными ценностями, т.е. идеями, понятиями, выражающими суть нравственного смысла человеческого бытия. Различные интернет-ресурсы и сборники для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации предлагают «словари» с опорными понятиями, которые могут встретиться в сочинении 9.3. Но наибольший интерес представляют те «определения», которые сформулированы учениками самостоятельно

Так, основой данной статьи стали тренировочные сочинения учащихся 9-х классов, в основе которых лежат рассуждения подростков о природе понятия «материнская любовь».

Материнская любовь – что это? И в чем она проявляется?

  • «то чувство любви и заботы, которое дарит мать своему ребенку. Это любовь, которая не требует ничего взамен»;

  • «особая любовь, она всепрощающая, жертвенаая»;

  • «это самая сильная, постоянная, всепрощающая любовь мамы к совему ребенку, она не ждет благодарности и ничего не требует взамен. Ради своего ребенка мама готова жертвовать всем»;

  • «это самая светлая, сильная любовь. Ведь ребенок для матери – все, и она будет его всегда любить и оберегать независимо от того, как ребенок себя ведет. Нет любви крепче»;

  • «это самая первая, искренняя, светлая любовь, несравнимая ни с какой другой. При любых обстоятельствах именно мама всегда поддержит, успокоит, приласкает. Поэтому нужно беречь свою маму, радовать своим поведением, уделять как можно больше внимания, согравать своей любовью ее сердце»;

  • «чувство, которое не знает преград. Мама – единственный в мире человек, который от нас никогда не отворачивается».

Итак, есть понятие и его определение. Еще одна важная часть – аргументация. По словам Ирины Петровны Цыбулько, «воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей»1. Напомним, что аргументами для сочинения типа 9.3 являются тезисы из прочитанного текста и пример, основанный на жизненном опыте. Необходимым условием проверки системы ценностных ориентаций, идеалов и, в конечном счёте, мировоззрения личности является опыт человека, включая его оценочное отношения к миру. Эмоции и чувства всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности. Поэтому важнейшей составляющей государственной итоговой аттестации является опора на (пусть и небольшой) жизненный опыт экзаменуемого. Зачастую, такие аргументы являются более эмоциональными, образными и объемными, чем аргументы, взятые из текста.

Учащиеся пишут о том, что они видят вокруг себя, моделируют «идеальную» ситуацию и проекцируют ее на себя. Например:

  • «Мама всегда придет в трудную минуту, будь это помощь с уроками или другая ситуация, в которой тебе необходима поддержка. Я всегда делюсь своими переживаниями с мамой, потому что знаю: мама всегда найдет нужные слова, которые смогут помочь»;

  • «В настоящей жизни любовь мамы проявляется не только в словах. Она проявляется в волнении за своего ребенка, в помощи ему с проблемами. Даже в обычных вопросах «как дела?», «все ли в порядке?» проявляется любовь. Она выражается в заботе и во внимании»;

  • «…проходил важный концерт, и мне нужна была победа в нем. Но больше всего мне нажна была поддержка самого важного для меня человека – поддержка мамы. В тот день у нее была встреча, отменить которую было трудно. Настал момент Х, я стояла на сцене и искала родного человека. И, наконец, нашла. Мама стояла в первом ряду и смотрела на меня. Тогда я заняла первое место только благодаря ее поддержке. Жаль только, я не сразу поняла, что она многим пожертвовала ради меня и моего будущего»;

  • «…моя бабушка каждое утро вставала на два часа раньше, чтобы отвести мою маму и тетю в школу в один конец города, а после ехала в другой на работу».

Будучи классным руководителем, учитель русского языка, занимающийся с ребятами подготовкой к экзамену, может провести интересное «исследование»: насколько аргументация учащихся связана с их воспитанием и их семьями? что заложено родителями? какие ценности выходят на первый план?

Таким образом, мы действительно можем говорить о воспитательном потенциале такого вида работы, как сочинение-рассуждение 9.3. ОГЭ по русскому языку.



1 Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация по русскому языку: антропологический подход // Педагогические измерения. – №1. – 2016. – С. 13.