СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восточные славяне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь и быт Восточных славян.Религия славян.

Просмотр содержимого документа
«Восточные славяне.»

Автор: Ягупова Е.А.



Тема:«Восточные славяне» .



Цели урока: после занятия учащиеся смогут

  • назвать территории расселения восточных славян;

  • охарактеризовать основные занятия восточных славян;

  • продолжить формирования умения работать с текстом учебника, делать выводы, работать с таблицами, документами;




Форма урока- урок- презентация с элементами самостоятельной исследовательской работы.


Тип урока- урок введения новых знаний.


Ресурсы урока: Учебник 6 класс, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древних времен до конца 16 века. Просвещение 2010 год. , карта «Киевская Русь в 9 начале 12 века, рабочие листы с документами, слайдовая презентация урока, проектор, компьютер.


Основные понятия:

  1. Идол;

  2. Вервь;

  3. Волхвы;

  4. Вече;




План урока:

  1. Происхождение и расселение.

  2. Занятия славян.

  3. Быт и Нравы.

  4. Верование.

  5. Общественный строй и управление.



Ход урока:

  1. этап Оргмомент.


  1. этап Мотивация.

Учитель. Дорогие ребята! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятней будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков.

В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва .На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, не когда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Славяне старались доказать, что не даром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.

Вызов активности. (слайд №1).


Учитель демонстрирует классу слайд с изображением Восточных славян.

Ребята, а теперь давайте по дискуссируем , что вы знаете о Восточных славянах. (устные ответы детей)

Что из сказанного вызывает сомнения.

Вывод: необходима дополнительная информация, предлагаю послушать меня.


На прошлом уроке мы говорили о том, что в 6 классе будем изучать историю России с древнейших времен. Поэтому первая глава нашего курса называется «Русь древняя», а тема урока «Восточные славяне»


3-этап Целеполагание после занятия учащиеся смогут:

  • назвать территории расселения восточных славян;

  • охарактеризовать основные занятия восточных славян;

  • продолжить формирования умения работать с текстом учебника, делать выводы, работать с таблицами, документами;


4-этап Предоставление новой информации:



1. Происхождение и расселение славян.

Учитель: Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много черт во внешнем облике. Приблизительно в 5 веке до н.э. эти племена разделились на балтов и славян. Мощными потоками устремились славяне на земли, простиравшиеся о Черного до Балтийского моря.

Итак, в ходе движения славяне расселились в разных направлениях. Восточные славяне заселили в 6-8 веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на Севере до Причерноморских степей на Юге и от Карпатских гор на Западе до Волги на Востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно- Европейской равнины.


Слайд №2. Летописец Нестор.(Чтение стихотворение).



"В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ."

А написал он "Повести временных лет" где со-

держатся самые ранние сведения о восточных славянах.




Работа в парах (заполнение таблицы).


Задание учащимся: Используя текст "Повести

временных лет" и карту заполнить таблицу «Расселение восточных славян».




Приложение №1.







Названия славянских

Географические ори-

племен

ентиры поселения

Поляне

р.Днепр

Дреговичи

Между реками При-


пять и Двина

Полочане

р.Полота, впадающая


в реку Двина

Славяне

Оз.Ильмень

Северяне

Р.Десна, р.Сейм и Сула


Радимичи

Р. Сож

Вятичи

Р. Ока



2. Занятия славян.

2. Работа учащихся в группах: 1 группа- занятия славян. 2 группа- быт славян. По второму пункту учебника ( стр. 8-10) составить схему: "Занятия славян"

.ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН





Земледелие Бортничество

Охота

Рыболовство


Скотоводство Ремесло


Лесная зона Подсечно-огневая система


Степная и лесо - степная зоны Переложная система

Вопросы:

1)Какие занятия у славян существовали?

2)Какие орудия труда использовал земледелец?

3)Какие культуры возделывали славяне?

4)Каких домашних животных разводили славяне?

5)С какими ремеслами были знакомы славяне?

Вывод учителя: Занимаясь земледелием, землю обрабатывали

сохой, оставлявшей в земле частые борозды.

Бороной почву выравнивали, а убирали хлеб

серпами. Вот на слайде орудие труда.









Слайд №3.Орудие труда.


3. Быт и нравы.

“Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

высокий и красивый, -

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки.”



Учитель: (чтения стихотворения).





Выступление 2 группы. Вопросы.

1)Где строился поселок?

2)Из чего строились дома, сколько было комнат?

3)Что было в нутрии жилища?

4)Кто жил в доме?

5)Сколько выходов было в жилище?


А сейчас рассмотрим картину «славянский поселок», сделайте вывод о быте славян.

Слайд №4.Славянский поселок.


Учитель:

Восточные славяне были храбрые войны.

Нравы славян описываются в документах историков, путешественников, писателей того времени. С фрагментами некоторых из них мы сейчас познакомимся.


Задание учащимся: работа с документами. Раздаточный материал с фрагментами документов «Византийский писатель Прокопий юж.Кесарийский о восточных славянах» , «Маврикий Стратег о славянах». ( отвечают на вопросы)

Приложение №2,3.

4.Верование.

Совместная работа групп. А сейчас мы познакомимся с верованием славян (чтение текста учебника на странице 11).

Славяне были язычниками.




Задание учащимся: Прочитать пункт о верованиях славян и выписать почитаемые божества.

Ярило – бог Солнца

Перун – бог грома и молнии

Стрибог – бог ветра

Волос – покровитель скотоводства

Мокош – божество плодородия


Верили в домовых, русалок, леших, водяных

  • Словарная работа.( записать в словарь).

Идол – статуя языческого бога

Волхвы – люди, умеющие общаться с богами

Соседская община сменила родовую.

Вервь- соседская община


5.Общественный строй и управление.

Совместная работа групп. А сейчас мы познакомимся со структурой управления славянским племенем. (чтение текста учебника на странице 12)

Охарактеризуйте понятие Вече и запишите его определение в тетрадь.

Как было организованна народное ополчение?

Слайд №5. А сейчас посмотрите управление славянским племенем .








5-этап.Закрепление.


Письменная работа для учащихся:


Продолжите предложения….


1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)

2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )

3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)

4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)

5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)

6. Высшим органом власти у славян было…(Вече)


6-этап.Рефлексия.

Красный квадратик – Вам трудно, но интересно.

Желтый квадратик – Вам легко и интересно.


Ваше отношение к уроку.


Синий квадратик – Вам трудно и неинтересно.



7-этап.Домашнее задание.

П.№1, составить кроссворд, сочинение на тему один день из жизни восточнославянского война.(земледельца, охотника). (ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК).















ПРИЛОЖЕНИЕ.







Приложение №1.


ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

(Извлечение)

“…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”


Приложение №2.


Вопросы к документу:

  1. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?

  2. Что говорит автор об одежде восточных славян?


Прокопий Кесарийский о славянах и антах.


“Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.”




Приложение №3.


Вопросы к документу:

  1. Какие сведения о вооружении славян дает нам источник?

  2. Что мы узнаем о тактике славянских воинов?

  3. С какими военными хитростями восточных славян знакомит нас источник?


Маврикий Стратег о славянах.


“Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно переживают они пребывание в воде, так часто некоторые их числа остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением погружаются в пучину вод. При это они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде…

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом…

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятеля в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманит противника...”




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!