Автор: Ягупова Е.А.
Тема:«Восточные славяне» .
Цели урока: после занятия учащиеся смогут
назвать территории расселения восточных славян;
охарактеризовать основные занятия восточных славян;
продолжить формирования умения работать с текстом учебника, делать выводы, работать с таблицами, документами;
Форма урока- урок- презентация с элементами самостоятельной исследовательской работы.
Тип урока- урок введения новых знаний.
Ресурсы урока: Учебник 6 класс, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древних времен до конца 16 века. Просвещение 2010 год. , карта «Киевская Русь в 9 начале 12 века, рабочие листы с документами, слайдовая презентация урока, проектор, компьютер.
Основные понятия:
Идол;
Вервь;
Волхвы;
Вече;
План урока:
Происхождение и расселение.
Занятия славян.
Быт и Нравы.
Верование.
Общественный строй и управление.
Ход урока:
этап Оргмомент.
этап Мотивация.
Учитель. Дорогие ребята! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятней будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков.
В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва .На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, не когда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Славяне старались доказать, что не даром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.
Вызов активности. (слайд №1).
Учитель демонстрирует классу слайд с изображением Восточных славян.
Ребята, а теперь давайте по дискуссируем , что вы знаете о Восточных славянах. (устные ответы детей)
Что из сказанного вызывает сомнения.
Вывод: необходима дополнительная информация, предлагаю послушать меня.
На прошлом уроке мы говорили о том, что в 6 классе будем изучать историю России с древнейших времен. Поэтому первая глава нашего курса называется «Русь древняя», а тема урока «Восточные славяне»
3-этап Целеполагание после занятия учащиеся смогут:
назвать территории расселения восточных славян;
охарактеризовать основные занятия восточных славян;
продолжить формирования умения работать с текстом учебника, делать выводы, работать с таблицами, документами;
4-этап Предоставление новой информации:
1. Происхождение и расселение славян.
Учитель: Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много черт во внешнем облике. Приблизительно в 5 веке до н.э. эти племена разделились на балтов и славян. Мощными потоками устремились славяне на земли, простиравшиеся о Черного до Балтийского моря.
Итак, в ходе движения славяне расселились в разных направлениях. Восточные славяне заселили в 6-8 веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на Севере до Причерноморских степей на Юге и от Карпатских гор на Западе до Волги на Востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно- Европейской равнины.
Слайд №2. Летописец Нестор.(Чтение стихотворение).
"В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ."
А написал он "Повести временных лет" где со-
держатся самые ранние сведения о восточных славянах.
Работа в парах (заполнение таблицы).
Задание учащимся: Используя текст "Повести
временных лет" и карту заполнить таблицу «Расселение восточных славян».
Приложение №1.
Названия славянских | Географические ори- |
племен | ентиры поселения |
Поляне | р.Днепр |
Дреговичи | Между реками При- |
| пять и Двина |
Полочане | р.Полота, впадающая |
| в реку Двина |
Славяне | Оз.Ильмень |
Северяне | Р.Десна, р.Сейм и Сула |
Радимичи | Р. Сож |
Вятичи | Р. Ока |
2. Занятия славян.
2. Работа учащихся в группах: 1 группа- занятия славян. 2 группа- быт славян. По второму пункту учебника ( стр. 8-10) составить схему: "Занятия славян"
.ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН
Земледелие Бортничество
Охота
Рыболовство
Скотоводство Ремесло
Лесная зона Подсечно-огневая система
Степная и лесо - степная зоны Переложная система
Вопросы:
1)Какие занятия у славян существовали?
2)Какие орудия труда использовал земледелец?
3)Какие культуры возделывали славяне?
4)Каких домашних животных разводили славяне?
5)С какими ремеслами были знакомы славяне?
Вывод учителя: Занимаясь земледелием, землю обрабатывали
сохой, оставлявшей в земле частые борозды.
Бороной почву выравнивали, а убирали хлеб
серпами. Вот на слайде орудие труда.
Слайд №3.Орудие труда.
3. Быт и нравы.
“Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
высокий и красивый, -
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.”
Учитель: (чтения стихотворения).
Выступление 2 группы. Вопросы.
1)Где строился поселок?
2)Из чего строились дома, сколько было комнат?
3)Что было в нутрии жилища?
4)Кто жил в доме?
5)Сколько выходов было в жилище?
А сейчас рассмотрим картину «славянский поселок», сделайте вывод о быте славян.
Слайд №4.Славянский поселок.
Учитель:
Восточные славяне были храбрые войны.
Нравы славян описываются в документах историков, путешественников, писателей того времени. С фрагментами некоторых из них мы сейчас познакомимся.
Задание учащимся: работа с документами. Раздаточный материал с фрагментами документов «Византийский писатель Прокопий юж.Кесарийский о восточных славянах» , «Маврикий Стратег о славянах». ( отвечают на вопросы)
Приложение №2,3.
4.Верование.
Совместная работа групп. А сейчас мы познакомимся с верованием славян (чтение текста учебника на странице 11).
Славяне были язычниками.
Задание учащимся: Прочитать пункт о верованиях славян и выписать почитаемые божества.
Ярило – бог Солнца
Перун – бог грома и молнии
Стрибог – бог ветра
Волос – покровитель скотоводства
Мокош – божество плодородия
Верили в домовых, русалок, леших, водяных
Идол – статуя языческого бога
Волхвы – люди, умеющие общаться с богами
Соседская община сменила родовую.
Вервь- соседская община
5.Общественный строй и управление.
Совместная работа групп. А сейчас мы познакомимся со структурой управления славянским племенем. (чтение текста учебника на странице 12)
Охарактеризуйте понятие Вече и запишите его определение в тетрадь.
Как было организованна народное ополчение?
Слайд №5. А сейчас посмотрите управление славянским племенем .
5-этап.Закрепление.
Письменная работа для учащихся:
Продолжите предложения….
1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)
2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )
3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)
4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)
5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)
6. Высшим органом власти у славян было…(Вече)
6-этап.Рефлексия.
Красный квадратик – Вам трудно, но интересно.
Желтый квадратик – Вам легко и интересно.
Ваше отношение к уроку.
Синий квадратик – Вам трудно и неинтересно.
7-этап.Домашнее задание.
П.№1, составить кроссворд, сочинение на тему один день из жизни восточнославянского война.(земледельца, охотника). (ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК).
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение №1.
ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(Извлечение)
“…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”
Приложение №2.
Вопросы к документу:
Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
Что говорит автор об одежде восточных славян?
Прокопий Кесарийский о славянах и антах.
“Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.”
Приложение №3.
Вопросы к документу:
Какие сведения о вооружении славян дает нам источник?
Что мы узнаем о тактике славянских воинов?
С какими военными хитростями восточных славян знакомит нас источник?
Маврикий Стратег о славянах.
“Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно переживают они пребывание в воде, так часто некоторые их числа остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением погружаются в пучину вод. При это они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде…
Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом…
Не имея над собою главы и враждуя друг с другом они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятеля в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманит противника...”