СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Надо ли наказывать детей?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на родительском собрании "Надо ли наказывать детей?"

Просмотр содержимого документа
«"Надо ли наказывать детей?"»

Надо ли наказывать детей?


Свое выступление хочу начать отрывком из стихотворения О.В. Гребневой «Родительское собрание на лесной поляне», поскольку все собравшиеся здесь родители или будут ими.


- Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек?

Зашумела тут толпа:

- Что за глупости, Сова!

Я лисенка лишь вчера долго за уши драла…

- Я за шалости сыночка «приласкаю» лишь пруточком.

Папа заяц на пеньке, хрумкая морковку,

Важно с пафосом изрек:

- Я же против порки!


Можно ли наказывать ребенка?


Не так давно обсуждение данной темы не вызывало особых разногласий.

Что такое наказание? (Слайд 1)


(Наказание – это самая крайняя мера, которая применяется по отношению к детям только в тех случаях, когда все остальные способы для установления дисциплины оказались недейственными.- слайд 1)

В 4 классе я задала детям 2 вопроса:

  • Кто вас больше ругает?

  • Кто больше наказывает? (Слайд 2)


мама

папа

другие

не наказывают

Кто больше ругает?

60%

18%

11%


Кто больше наказывает?

46%

21%

33%



Нет, конечно, кто спорит? Лучше обходиться без наказаний. Это прекрасно, когда ребенку все можно объяснить. А еще замечательней, если он вас понимает и без лишних объяснений. Чуть только брови нахмуришь - инцидент исчерпан. Беда только в том, что таких детей: разумных, чутких, спокойных, покладистых, - сейчас довольно мало. И обычно это не мальчики. Впрочем, и среди девочек как – то все меньше попадается таких.

Иногда слышишь от родителей, что дети как бы сами нарываются на наказание. Сколько раз приходилось слышать слова: «Я терплю, терплю, потом сорвусь, накричу, стукну - и он как шелковый. Такое впечатление, что ему даже легче становиться».

Нарвавшись, наконец, на отказ, ребенок действительно вздыхает с облегчением. Ведь очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не понимают, как надо вести себя, а потому что не хотят понимать. Хотят настоять на своем, показать, что они главнее. Но в глубине души ребенок осознает, что поступает плохо. Но ощущение, что ты сильнее родителей, не способствует укреплению детской психики. У таких детей всегда много страхов, поскольку, если маму с папой можно не слушаться, значит, их слово ничего не весит. Стало быть родители - люди слабые. А как может защитить слабый человек? Вот и получается, что страх, беспокойство, ребенок подсознательно пытается заглушить суетливостью, непослушанием, кривлянием.

И когда взрослый все-таки дает понять, кто в семье главный, ребенок успокаивается.

Чтобы ребенок не оказался слишком часто в положении провинившегося, надо предъявлять ему посильные требования: (Слайд 3)

  1. Почитание родителей и уважение старших.

Сейчас сталкиваешься с тем, что ребенка с равной строгостью порицают за капризы при умывании, за отказ учить буквы и за хамское обращение с бабушкой. А бывает, что за хамство и грубость вообще не наказывают, сосредоточившись на правилах поведения за столом.

Нельзя уравнивать неуважение родителей с мелкой провинностью, так как ребенок теряет ценностные ориентиры.


  1. Предъявлять единые и последовательные требования.

Чтобы наказание действовало родителям нужно быть последовательными. Нельзя сегодня за какой-то поступок наказывать, а завтра, когда маме будет некогда, на то же самое не обратить внимания. Ребенок не оценит маминого благородства, а решит, что нужно просто подольше поплакать, поупрямиться, потопать ногами - и он добьется своего.

Важно и единство относительно требований, предъявляемых к ребенку. Если нельзя - значит, нельзя, и за нарушение запрета непременно следует наказание. Иначе ребенок привыкнет манипулировать взрослыми. И в итоге авторитет в семье будет подорван.


  1. Сократить количество запретов, применив ситуацию к себе.

Но прежде чем запретить, спросите себя, а так ли это необходимо? Очень многое вполне можно не запрещать, а соглашаться с пожеланием ребенка. Скажем, ребенок не хочет обедать, а вы настаиваете, считая, что нужно соблюдать режим. А теперь примените эту ситуацию к себе и задумайтесь?

Сократив количество запретов, вы не будите лишний раз раздражать ребенка и ему легче станет соблюдать требования.

Главные детские провинности, за которые должно следовать суровое наказание:

  1. Хамство по отношению к взрослым

  2. Ложь

3. Попытки воровства

(К разряду самых тяжких провинностей следует отнести и попытки воровства. Нормальные родители обычно очень рано стараются привить ребенку уважение к чужой собственности.)

4. Хулиганские выходки

(Не стоит относить к пустяковой провинности и хулиганские выходки.)

5. Демонстративное непослушание. (Слайд 4)

В последнем случае обязательно нужно понять, действительно ли это демонстративность или нечто иное. Ведь ребенок может не послушаться по разным причинам. Может быть, он устал, перевозбужден или просто не способен соблюдать определенные правила. К примеру, бессмысленно наказывать гиперактивного мальчика за то, что он вертится на уроке и мешает соседям. Из-за особенностей нервной системы он не в состоянии усидеть на одном месте в течение сорока минут. Здесь наказаниями добьешься прямо противоположного эффекта. (Слайд 5)

Но если мама запрещает сыну часами смотреть телевизор, а он нарушает ее запрет, это уже демонстративное непослушание, которое ни в коем случае не должно оставаться безнаказанным


Не опускайте рук. Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь» (Слайд 6)