- Классный час "Этикет - правила хорошего тона"
Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах принятых в обществе.
Образовательная задача: обобщение знаний ребят о правилах поведения принятых в обществе. Расширение кругозора.
Развивающая задача: привитие ребятам правил хорошего тона в непринужденной, игровой форме.
Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.
Форма проведения: этический турнир.
Оформление: На доске тема.
Плакат с высказываниями об этикете, о вежливости.
Репродукции картин художников.
Карточки с заданием для учащихся.
Ход классного часа: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня мы проводим этический турнир между командами: «Звёзды вежливости» и
«Ровесник).
Следовательно, мы ещё раз поговорим об этикете. Этикет (фр. церемониал) - установленный в обществе порядок и правила поведения, формы обхождения между людьми.
Ведь уважающий себя человек должен соблюдать культуру поведения, а следовательно обладать хорошими манерами. А как вы понимаете слово манеры? Манеры – это умение вести себя в обществе. Правила этикета должны стать нормами поведения, войти в привычку. В этом случае говорят о хороших манерах. Когда человек постоянно нарушает правила, говорят что у него дурные манеры. К примеру, вы сегодня красивые и нарядные, окружающим приятно на вас смотреть. А ведь следить за внешним видом это хорошая манера.
С чего мы начинаем общение с людьми? С приветствия, правильно. Эта хорошая манера прочно вошла в нашу жизнь. И при встречи, мы говорим, друг другу привычное для нас слово – здравствуйте!
Ребята, а вы знаете, что у каждого народа своё приветствие: «Здоровенько буллы!» или « Я вас вижу», это тоже приветствие. Я представляю ваше удивление, если бы начало разговора было таким: «Ели вы сегодня?» или таким «Здоров ли ваш скот?». А ведь это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд немного смешно, но если подумать чуть-чуть, то легко можно доказать, что «Здоров ли ваш скот?» это и есть здравствуйте. Для этого нужно вспомнить, что составляло основу жизни монголо-кочевника в старые времена? Правильно, стадо. Здоровы животные – хватает еды, всё благополучно в семье. Пал скот, от хвори или бескормицы – у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается пожелать здоровье рогатым кормильцам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.
1.Ребята, а какие вы знаете приветствия? Это выявит турнир между двумя командами. Каждая команда по очереди называет приветствие, выигрывает та команда, которая последней скажет приветствие. Например: здравствуйте, привет, как поживаете, как ваше здоровье, добрый день, с добрым утром и т.д. Подводятся итоги в первом туре.
А вот ещё одно интересное приветствие. Словами «Я вас вижу» обмениваются при встрече зулусы. У народов Африки есть приветствия на все случаи жизни: работающему, уставшему, путешественнику, чужестранцу, сидящему, стоящему, счастливому, несчастному и т.д. Представьте, каково приходится маленьким африканцам, пока они это всё выучат. И ведь нельзя перепутать. Это издавна считается невоспитанностью.
Да по-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И всё-таки общее тут есть.
Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в хороших словах привета заключено очень большое и важное содержание. И сейчас мы вместе и расшифруем: «Я тебя вижу и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относилась. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное «Здравствуйте!». Этому удивительному слову посвящено стихотворение Вл. Солоухина:
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были, совсем незнакомы, здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Правда многое тут зависит от того, каким тоном вы поздоровались. Вежливость ещё никому не мешала. Будь вежлив ведь это тоже хорошая манера.
2. Сейчас проверим, какие вы вежливые. Ведь путь к успеху в общении с людьми – это вежливость. Проводится Аукцион вежливых слов. Каждая команда называет по очереди слова на предложенную тему. Побеждает команда назвавшая больше вежливых слов.
Темы: 1) Вежливые слова при обращении с просьбой.
Примеры: будьте любезны, скажите, пожалуйста, разрешите обратиться, будьте добры, позвольте, разрешите, очень прошу, дайте пожалуйста, не откажите в любезности, сделайте одолжение, не сочтите за труд, если вам не трудно, если вас не затруднит).
2) Вежливые слова, когда извиняются.
Примеры: простите, пожалуйста, извините, простите я нечаянно, извините, я не хотел, прошу прощения, приношу извинения, прошу меня простить, примите мои извинения, должен извиниться перед вами, искренне извиняюсь перед вами, не будете ли вы так любезны меня простить, пожалуйста, не держите на меня зла.
Подводятся итоги второго тура.
3. Очень важно чтобы вы не путали слово этикет со словом этикетка. Ведь за внешним лоском, могут скрываться дурные манеры. Важно чтобы каждый из вас это помнил. Ведь ваши жесты, движения, позы, способы приветствий за столом, вкус в одежде это только «наружная часть айсберга», главное, что скрывается внутри человеческой души. Воспитанность, хорошие манеры – не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека.
А теперь каждая команда выберет карточку с ситуацией. В течение минуты команды обсуждают свои ситуации. Каждая команда по очереди зачитывает ситуацию и даёт свой ответ. Если ответ не верный право дать ответ предоставляется команде-сопернице.
I ситуация – В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Саша увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Анна Петровна». Какая допущена здесь ошибка? А может быть всё в порядке?
II ситуация - Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Какие ошибки сделал мальчик, обращаясь к прохожему?
Ответы по первой ситуации: Мальчик не должен был прерывать разговор двух взрослых людей, даже если ему очень хотелось поздороваться с учителем.
Ответы по второй ситуации: Мальчик не должен был кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?» Три ошибки.
III ситуация – Можно ли вместо здравствуйте, говорить «привет»? Если да, то когда, в какой ситуации?
IV ситуация – Вы вошли в автобус, с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья, надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
Подводятся итоги третьего тура.
4. Следи за выражением своего лица – это тоже хорошая манера. Ведь лицо это «зеркало души». И по нему легко определить, о чём человек думает, какое у него настроение, какой характер: добрый, злой, хитрый, простодушный и т.д. Часто по выражению лица человека можно узнать, как он относится к окружающим людям. В этом можно убедиться, рассмотрев картины художников.
Следующий тур называется «О чём говорит лицо?». По одному участнику команды подходят к картине и по очереди рассказывают, о чём говорит лицо?
Название картин Ответы учащихся
1. В.М. Васнецов «Алёнушка» Печаль.
2. П.А. Федотов «Свежий кавалер» Гордость, надменность.
3.В.Г. Перов «Тройка» Усталость, изнеможенность.
4. П.А. Федотов «Завтрак аристократа» Испуг, нерешительность.
Подводятся итоги четвёртого тура.
5. Научись владеть собой - это тоже правило поведения в обществе. Ведь воспитанный человек должен уметь контролировать свои эмоции, следить за мимикой, жестами. Давайте посмотрим на себя со стороны. Следующий тур называется ваша мимика. Вызываются два участника от каждой команды. Задание состоит в том, чтобы показать с помощью жестов и мимики предложенную ситуацию, а затем осудить эту мимику. Один участник читает ситуацию и изображает, второй – осуждает мимику ученика.
I ситуация – Ученик нечаянно задел чужой учебник и он свалился с парты. Показать негодующее лицо владельца этого учебника.
Ответ-осуждение: Этот ученик чрезмерно вспыльчив и своей мимикой показал неуважение к однокласснику. Контролируй свою вспыльчивость.
II ситуация – Показать обиду на лице ученика получившего двойку.
Ответ-осуждение: Никто не виноват кроме тебя,
умей сдерживать свои чувства. Подводятся итоги пятого тура.
6. Ребята, каждый из вас должен вести себя так, чтобы окружающим людям, было приятно с вами жить. Ведь вы не Робинзоны на необитаемом острове, вы живёте среди людей, и должны вести себя подобающим образом, то есть соблюдать правила хорошего тона или проще сказать этикет. Сейчас вы учитесь в школе и как школьники должны соблюдать школьный этикет – правила поведения учащихся. Как вы их знаете, покажет следующий тур, который называется « Сегодня на уроке». Команды по очереди показывают сценки о нарушениях правил поведения учеников. Команда-соперница отвечает на вопрос: Какими правилами пренебрегли ученики? Называет и аргументирует ошибки в поведении учеников.
1.команда – сценка « Опоздание на урок».
Автор: Звенит звонок. Ребята проходят в класс, встают возле парт. Входит учитель Мария Ивановна.
Мария Ивановна: Здравствуйте ребята! Садитесь. Начинаем урок…
Автор: И тут дверь в класс распахивается и показывается голова Вовки Лукина.
Вовка Лукин: А что уже был звонок?
Автор: Он глядит в недоумении на сидящих за партами ребят. Ребята подхихикивают над ним. А Мария Ивановна строго смотрит на него сквозь очки и говорит.
Мария Ивановна: Это что такое? Войди, как положено в класс.
Вовка Лукин: А что я сделал-то? Что я виноват, что звонка не слышно!
Мария Ивановна: Посмотри на ребят. Они все слышали звонок. А почему ты не слышал?
Автор: И тут Вовка задумался, глядя на потолок. Для пущей важности он почесал затылок, но так и не смог объяснить причину своего опоздания. Ведь уважительной причины у него не было. Тогда Мария Ивановна сказала.
Мария Ивановна: Ну что ж, на первый раз мы тебя прощаем. Но впредь не опаздывай на урок.
Допущенные учеником ошибки: 1.Нельзя опаздывать на урок.
2.Войдя, он помешал другим.
3.Не поздоровался, не попросил извинение и разрешение сесть.
4.Он начал кричать, оправдываться – этим привлёк внимание к себе ребят и отвлёк от урока.
5.Дурные манеры: чесать затылок, смотреть в потолок, грубить вместо того, чтобы выполнить просьбу учителя.
2. команда – сценка «Разрешите мне сказать».
Автор: На уроке математики учитель проверяет домашнее задание.
Елена Ивановна: Сейчас я посмотрю, как вы выучили таблицу .
Елена Ивановна Сколько будет 5+8
Автор: 13 хором закричали несколько человек. Елена Ивановна покачала головой. И строго сказала:
Так не годится. Вы знаете, что тот, кто хочет ответить, поднимает руку.
Автор: Тут все стали тянуть руки. Каждый старался поднять руку повыше. А Вера выкрикивала: « Я скажу, меня, пожалуйста, спросите!». Ей вторили остальные. А Вовка не удержался и снова крикнул 13.
Елена Ивановна: Нет, друзья, так не годиться. Вы ведёте себя неправильно. Имейте терпение и выдержку. Я вижу, вы неплохо выучили таблицу. Она хотела ещё что-то добавить, но Вера перебила её.
Вера: Я тоже выучила таблицу.
Елена Ивановна: ты опять нарушила правила поведения, и вела сегодня на уроке себя не вежливо.
Допущенные учеником ошибки: 1. Нельзя выкрикивать на уроке, это неуважительно по отношению к остальным.
2. Если хочешь ответить, нужно молча поднять руку.
3. Дурные манеры: перебивать, выкрикивать, махать руками.
4. Нельзя перебивать чужую речь, это невежливо, нужно всегда дослушать до конца. Тем более речь учителя, ведь это мешает уроку.
5. Если хочешь спросить о чём-то учителя, нужно поднять руку и таким образом попросить разрешения задать вопрос.
Подводятся итоги шестого тура.
7. Мы подошли к финальному туру нашей игры. Я надеюсь, что каждый из вас уяснил, какие правила хорошего тона ещё предстоит в себе воспитать. Ведь кто-то в наших героях, наверное, узнал себя. Не забывайте, что этикет люди ввели ещё в древности, как норму отношений между людьми в обществе. Древнегреческий философ Аристотель описывая, как должен держаться вежливый и воспитанный человек, особо подчёркивал, что «он должен остерегаться огорчать людей». Поэтому если вы претендуете стать членами цивилизованного общества, пожалуйста, не забывайте об этикете. Помните его также как помнили наши предки. И следующий тур называется «О чём говорит народная мудрость?». Перед вами высказывания классиков и народные пословицы. Каждая команда объясняет смысл доставшегося высказывания.
1.« Слово лечит, слово и ранит». Русская пословица.
Ответ: Прежде чем сказать подумай, не обидишь ли ты этим словом человека.
2.« Если ты сыт и одет, позаботься о хороших манерах». Японская пословица.
Ответ: Хорошие манеры необходимы человеку также как еда и одежда
3.« Великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава».
Фердоуси таджикский поэт Х века.
Ответ: Умей вести себя в обществе. Общество не оценит твоих заслуг, если ты груб и невоспитан.
4.«Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». Сервантес.
Ответ: Ничего не стоит нам быть вежливым, но это так дорого ценится окружающими людьми.
Пока жюри подводит итоги седьмого тура и общие итоги турнира. Я хочу задать вам несколько вопросов: Ребята, что вы узнали для себя нового, интересного и полезного?
А нужны ли, вообще, эти правила хорошего тона?
Нужен ли этикет на необитаемом острове?
Конечно, нет. Ведь этикет необходим в обществе, чтобы люди относились друг к другу дружелюбно, приветливо. А значит, знали правила хорошего тона, перечень которых можно ещё продолжать: как вести себя за столом, дома, в театре и т.д. Я думаю, к этой теме мы ещё вернёмся. А теперь прошу жюри огласить итоги турнира.
Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором
плакат с правилами вежливости).
Вежливость проявляется в отношении с людьми.
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами : не давай им прозвищ и кличек.
Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай
младших.
Не отвечай на грубость грубостью.
Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые
слова!
Составим волшебный цветик семицветик.
А теперь встали все, взяли друг друга за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень говорить нам целый день!»
Сегодня проигравших нет, ведь каждый из вас по праву может назвать себя «Знатоком этикета». На этом классный час окончен. До свидания ребята!
Классный час «Путешествие по стране Вежливости»
Цель: познакомить детей с общепринятыми нормами нравственности, воспитывать культуру общения, взаимоуважение, правила хорошего тона, обеспечить введение «волшебных слов» в речевой обиход учащихся как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения, способствовать формированию нравственно-этических, гражданско - патриотических чувств, показать, что вежливость- это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении.
Ход урока
Орг. момент.
Кл. час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных.
Добрых, замечательных,
Скромных и влиятельных
Работаем в группах.
У вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова , которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.
1группа Слон муравью уступает дорогу;
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу.
2 группа Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил:- Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я,-
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
3группа В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
Доброй вам ночи. Спокойного сна.
4 группа Театр открывается! К началу всё готово!
Билеты предлагаются за вежливое слово!
До свиданья! Здравствуйте!
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты – не один, а целых три.
Перечислите их. Как можно назвать эти слова ? ( вежливыми)
Учитель: Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть. Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, о вежливости, о доброте. Это культура поведения в которой заключается уважение к людям.
В волшебной стране Вежливости узнаем и запомним правила вежливости на всю жизнь.
Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали. Прежде всего вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми. Добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.
Итак отправляемся в страну Вежливости ( на доске картина замок)
И встречает нас удивительная « Коробка ощущений» ( в ней шишки, мягкая игрушка)
Учитель: Ребята что лежит в этой коробке?( Не видно , она закрыта.)
- А как можно узнать? ( Засунуть руку в окошечко и потрогать Дети на ощупь по одному находят предметы.)
- Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.
(Этот предмет мягкий, тёплый.)
_ Мягкий, как что?( Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)
_ Что ты почувствовал, когда его гладил? ( Мне было тепло, приятно, мне, казалось, что это, что-то доброе, хорошее.)
_ А у кого возникли другие ощущения? ( Не знаю что-то колючее, с иголками.)
_ Что же ты почувствовал? ( Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.)
_ Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
Народная мудрость гласит «Слово не воробей, вылетит не поймаешь» Как вы понимаете эту пословицу? (Она напоминает нам, что не к месту сказанное слово может ранить человека и иметь такие же последствия, как грубый поступок)
Вежливы вы должны быть со взрослыми, не забывать о вежливости и в обращении друг с другом.
Послушайте, правильно ли поступила Антонина? Почему к ней так отнеслись окружающие? «Как от Тошки отвернулась кошка» (стр. 46 «Классные часы» 2кл.) Инсценировка или чтение по ролям
Обсуждение услышанного. Как надо обращаться к людям? (Ответы детей)
_ Для чего нужно людям знать вежливые слова? Как они помогают людям в различных ситуациях?( чтобы обратиться к кому либо поблагодарить , извиниться.)
Работа в парах ( на листочках) Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.
Как вежливые слова помогают здороваюсь с ними, говорю
найти друзей им «проходите пожалуйста»
Как вежливые слова помогают Здравствуй, давай с тобой
мирить, если я обидел друга и дружить.
хочу помириться, я могу сказать
Как вежливые слова помогают Прости пожалуйста
быть гостеприимными, когда ко
мне приходят гости я всегда
Если вы не знаете имени человека Простите пожалуйста или
к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры, скажите,
начните фразу со слов
Проверяем .Зачитывают. Кто не согласен.
А сейчас я предлагаю вам викторину «Ежели вы вежливы» (презентация)
и узнаем какие вежливые слова вы знаете .
Физпауза (легли на парту, закрыли глаза, вспомнили что то смешное и доброе что с вами произошло можно посмеяться )
Не только слова должны быть у нас вежливы, но и поступки добрыми.
Послушайте стих и скажите как поступили одноклассники Саши в этой ситуации.
Глаза у Саши велики,
Наш Саша близорукий.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: "Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!"
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда,
Очков я не надену!
Но мать уте
- Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Учитель: Как поступили одноклассники Саши в этой ситуации?
Вывод: не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходило краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Предлагаю работу в группе.
Решить задачи по культуре поведения. (стр.61 3 кл.Кл.час)
Вопрос 1. Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении?
Вопрос 2. Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным?
Вопрос 5. Как бы вы поступили на его месте?
Вопрос 6. Как должен был поступить Петя? Как бы вы поступили?
- Так, что же такое вежливость? ( ответы детей)
- Ребята подготовили несколько сообщений о вежливости.
Уч.1 Вежливая речь- в традиции народа. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами от которых становиться теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.
Уч.2 Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Добро сделанное в тайне оплатится явью.
Уч. 3 Добро и вежливость обязательны в нашей жизни. Доброта и вежливость служат для выражения уважения людей друг к другу.
Если мы хотим, чтобы уважали нас, мы сами должны проявлять такое же отношение к окружающим. Помните всегда : поступай с другими так как, хотел бы , чтобы поступали с тобой.
Ученица подготовила определение из словаря Ожегова, о том что такое вежливый человек.
Вежливый . Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.
- А что значит воспитанный? – Отличающий хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя.
- Какие же волшебные слова живут в городе вежливости? ( слова на карточках прикрепляют на доску)
- Какой же урок вежливости мы извлекли? ( презентация «Уроки вежливости для самых умных малышей»)
Встают с места и читают со слайдов.
- По какой стране мы путешествовали? Что узнали нового?
- А хотели вы, чтобы и дети из других классов побывали в этой стране?Что они должны знать? (правила вежливости)
- Какие? (раздать по одному предложению)
Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором
плакат с правилами вежливости).
Вежливость проявляется в отношении с людьми.
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами : не давай им прозвищ и кличек.
Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай
младших.
Не отвечай на грубость грубостью.
Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые
слова!
Составим волшебный цветик семицветик.
А теперь встали все, взяли друг друга за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень говорить нам целый день!»