Здоровьесберегающие технологии как условие формирования читательской грамотности младших школьников
- «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.»
(В.А.Сухомлинский)
- В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения , на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
Понятие «читательская грамотность»
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
«Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным,
сделайте его
крепким и здоровым».
Жан-Жак Руссо
Здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Факторы ,
формирующие здоровье ребенка
10-15%
ЭКОЛОГИЯ
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
15-20%
МЕДИЦИНА
50-55%
10-15%
ОКРУЖАЮЩАЯ
социальная
СРЕДА
Дети от 6-17 лет
70 % времени
бодрствования
проводят в учебном
заведении
Наша задача как педагогов:
сделать урок таким, чтобы кроме
приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.
В структуре урока, учителями
начальной школы
применяются следующие элементы
здоровьесберегающих технологий:
- положительный эмоциональный настрой на уроке;
- оптимальный темп ведения урока;
- подача материала доступным рациональным способом;
- наглядность;
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- физкультминутки, динамические паузы;
- физкультминутки, динамические паузы;
- физкультминутки, динамические паузы;
- физкультминутки, динамические паузы;
- физкультминутки, динамические паузы;
- физкультминутки, динамические паузы;
- физкультминутки, динамические паузы;
- физкультминутки, динамические паузы;
- дифференцированный подход в обучении;
- групповая работа, работа в парах;
- игра, игровые моменты;
- гимнастика;
- воспитательные моменты на уроке (беседы) и
во внеурочной деятельности;
- санитарно – гигиенические условия;
Санитарно - гигиеническое
состояние класса,
его освещенность.
- Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся);
- Качество освещения класса и доски (помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное);
- Чистота помещения, аккуратность;
- Чистота классной доски.
- Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
- Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
- опрос учащихся,
- письмо,
- чтение,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание наглядных пособий,
- ответы на вопросы,
- практические занятия и т.д.
Эмоциональный настрой
Глазки смотрят и видят;
Ушки слушают и слышат;
Сначала думаю, а потом говорю;
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
2. Оптимальный темп проведения
урока, демократичный стиль общения
позволяют учащимся сосредоточиться
на работе, лучше усвоить материал.
3. Подача материала должна
быть в доступной форме,
понятной младшему школьнику,
с учётом его возрастных
особенностей.
4. Наглядность, используемая на уроке,
способствует конкретизации
изучаемого материала, повышает
интерес учащихся.
5. Смена видов деятельности
(работа у доски,
с учебником, устно, в
тетрадях и т. д.),
разнообразие заданий,
направлены на поддержание интереса
и снятие повышенной утомляемости.
Физкультминутки
Требования к проведению физкультминуток
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
- Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
- Физиологически обоснованное проведение физкультминуток –
15-20-я минута урока.
- В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах –
1-2 физкультминутки.
- Длительность их приведения 3-5 минут.
- Комплекс физкультминуток состоит
из 7-9 упражнений.
Мы проснулись, потянулись…
Делаем зарядку: 3 приседания…
5 прыжков…
Идем в школу и видим, что опаздываем!
Сели за парты.
Дифференцированное обучение
При дифференцированном обучении
каждый ребёнок получает
от урока только положительные эмоции,
ощущает защищённость и
испытывает
интерес к учёбе.
Игра, игровые моменты
Применение игровых технологий на уроке
в комплексе с другими приёмами
и методами организации учебных занятий
укрепляет мотивацию на изучение предмета,
помогает вызвать положительные эмоции,
увидеть индивидуальность детей.
«Цветные сны»
Специально – восстановительные игры:
«Цветные сны» И гра проводится после напряженной работы. По указанию учителя дети закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову.
Учитель называет цвета, а дети должны «увидеть» в чем-то заданный цвет (синяя река, синее небо, желтое платье, зеленая трава и т.д.) выборочно опросив детей, называется другой цвет. Учитель, касаясь ребенка рукой, просит ответить. Затем цвет меняется. Продолжительность одного цикла – 10 – 15 сек, продолжительность игры – 1 минута
Гимнастика
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- разминка для губ и языка.
Покрутились-повертелись
По периметру класса на стенах, стендах, на цветочных подвесках размещены карточки с рабочим материалом. У детей, при поиске необходимого материала появляется возможность двигательной активности.
Сенсорные «круги»
Также карточки можно расположить и на сенсорных «кругах», которые закреплены на потолке на расстоянии 2 – 2,3 метра от пола (таких кругов 4)
Сенсорный круг способствует формированию правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.
Офтальмотренажер
- Специальный офтальмотренажер Движение глазами по траектории под счет. В зависимости от величины дорожки меняется длительность счета. Например, по самому большому кругу «бегут» глазами под счет 1-2-3-4. Под этот счет одновременно с движением глазами ребенок должен выполнить вдох через нос. Выдох через нос, но бег «глазами» в обратную сторону. Важно, чтобы вдох и выдох совпал со счетом. На других дорожках можно менять инструментарий («бегут» носом, подбородком по желанию детей). Тренажер расположен на потолке. Малый – на стене. С помощью данного тренажера развиваются: зрительно – моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция, чувство локализации в пространстве.
Комплекс упражнений технологии В.Ф. Базарного:
- сделать глубокий вдох, затем, наклонясь вперед к крышке парты, выдох (5 раз)
- Крепко зажмурить глаза, потом резко открыть (4-5 раз)
- Руки на пояс, поворачивая попеременно голову в стороны, смотреть попеременно на правый, левый локоть (4-5 раз)
- Смотреть сначала на доску, затем на кончик пальца перед собой (5-6 раз)
- Руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать, глаза следят за пальцами (5-6 раз)
- Держа указательный палец перед собой, проводить рукой слева направо («маятник») (4-5 раз)
«Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто» Сократ