СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство со статьями журнала «Музыка в школе» за 2015 год

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье освещено содержание журналов "Музыка в школе" за 2015 год. Здесь вы можете найти информацию о новых информационных технологиях в сфере музыкального образования, современных приемах и методах, используемых на уроках музыки, советы по организации учебной деятельности учителя-музыканта.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со статьями журнала «Музыка в школе» за 2015 год»

Знакомство со статьями журнала «Музыка в школе» за 2015 год

01/2015

В первом номере журнала «Музыка в школе» можно найти много сценариев, посвященных 70-летиею Победы в Великой Отечественной Войне. Это такие сценарии, как «Дети войны» для 5-6-х классов, «Вызываю я их из бессмертия», «Несовместимы дети и война». Интересна для прочтения статья под названием «Подготовка к творческой деятельности на уроках музыки». «Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, автор советует педагогам:

- отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;

- использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

- выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности;

- различным образом импровизировать;

- разрабатывать и создавать серии творческих заданий».

Интересен и познавателен сценарий литературно-музыкальной композиции по письмам, стихотворениям и воспоминаниям о Михаиле Юрьевиче Лермонтове к 200-летию со дня его рождения «Светись, далекая звезда!».

Достаточно хорошо раскрыта в данном номере и тема об использовании информационных технологий на уроках. «Для того, чтобы учащиеся не потеряли интерес к предмету, необходимо сориентировать учителя на креативное обучение с учетом современных тенденций в освоении учебного материала». К современным технологиям могут быть отнесены: видеопрезентация, видеовикторина и аудиовикторина, интерактивные тесты с видео- и аудиовопросами, аранжировки мелодий (в качестве творческих заданий). Изучение музыки предполагает ряд основных форм работы:

- изучение биографии и творческих портретов композиторов с помощью документальных видеоматериалов и фильмов;

- характеристика произведений композиторов на основе готового видеоматериала: видео постановок балетов, опер, мультфильмы;

- использование различных компьютерных программ (например, «Энциклопедия классической музыки») для создания видеопрезентаций на основе фотографий композиторов, картин художников, иллюстраций к произведениям;

- создание и использование готовых интерактивных тестов из существующих интерактивных энциклопедий («фотовопросы», «аудиовопросы», «видеовопросы» - как с вариантами ответов на выбор, так и без таковых);

- использование мини-компьютера – синтезатора, который может воспроизвести тембры разных инструментов, стили музыки, ритмы;

Каждый из номеров журнала «Музыка в школе» дает информацию об актуальных всероссийских конкурсах и фестивалях.

Так же журнал предоставляет специалистам в области музыкального образования возможность публикации своих научно-практических работ. Принимаются материалы, соответствующие специализации журнала: история и теория музыки, музыкального образования, педагогика искусства, методика преподавания предметов образовательной области «Музыка» и смежных областей знания. 



02/2014

Во втором номере журнала подробно освещено творчество Милия Алексеевича Балакирева, представлены странички из его жизни.

К годовщине Победы в ВОВ представлен сценарий Геннадия Ефремовича Шарина «Помните солдат Победы» с песнями, написанными им самим. Здесь вы можете найти ноты следующих песен: «Спасибо деду за Победу», «Песня о настоящем человеке», «Песня о 28 панфиловцах», «Парад Победы» и другие. Героями сценария являются Родина-Мать, Воин-Освободитель, Зоя Космодемьянская, панфиловцы.

Так же в журнале вы можете найти аранжировку «Песенки солдата» из кинофильма «Старая-старая сказка» для двух фортепиано и синтезатора.

Для «Любителей музыки» - учащихся-подростков в журнале представлен сценарий внеклассной музыкально-эстетической деятельности «Душа и музыка едины» к 80-летию композитора Виктора Михайловича Лебедева.

Также мое внимание привлекла статья Ирины Андреевны Никитиной под названием «Приемы развития музыкального слуха и интонирования на уроках музыки в общеобразовательной школе», в которой описана методика знакомства с музыкальной грамотой на начальном этапе. Учитель предлагает обучать учащихся музыкальной грамоте с помощью «одушевленных» сказкой нот и простейших записей в тетрадях. Примером может послужить следующая музыкальная сказка.

«Дело было вечером, делать было нечего…» Вышли две ноты во двор и стали разговаривать:

- РЕ, - спела нота РЕ.

- МИ, МИ, - отозвалась МИ.

- РЕ, МИ, МИ, РЕ, МИ, РЕ…

- РЕ, МИ, МИ, РЕ, МИ, РЕ…

Спели раз, спели два. Услыхала их голоса нота СИ. Распахнула она окошко и со своего третьего этажа звонко-звонко подхватила вслед за нотой МИ:

- МИ, СИ… - протяжно и нежно звучала СИ.

А как раз в это время вернулся в нотный домик Композитор. Прислушался Композитор к беседе нот и услышал в их пении мелодию. Сел Композитор за рояль и стал музицировать… (сыграть вступление к «Колыбельной Медведицы»). Пойте вслед за нотами, слушайте мелодию. Постарайтесь узнать знакомую вам песню…

Учитель играет «Колыбельную Медведицы», дети поют «голосами» нот.

А тут уж и другие ноты захотели участвовать в составлении мелодии колыбельной для медвежонка…

Так в сказочном действе не только удобные для пения ноты РЕ и МИ, но и высокие звуки ЛЯ и СИ дети начинают петь звонко и без напряжения: поем-то колыбельную! А значит, нужно петь нежно, протяжно».

После этого учитель просит записать мелодию в тетрадях. Запись нужно максимально упростить: писать без штилей нотами-кружочками, не обозначая такты. Знак усиления звука на протяженном СИ необходимо обязательно поставить.

Так же в статье представлены и другие музыкальные сказки, с помощью которых «сложнейшая работа над интонацией будет проходить грамотно и без скуки и напряжения, потому что «волшебное» сказочное действо затронет эмоциональную сферу восприятии ребенка».

03/2015

В этом номере журнала вы сможете найти большую статью, посвященную 175-летюю со дня рождения П. И. Чайковского, где подробно описана биография композитора, представлена наглядность, выявлены интересные факты из жизни композитора. Например, интересен тот факт, что всю жизнь Чайковский собирал гербарии. Большое количество самых разных засушенных растений сохранились между страницами книг его библиотеки. Композитор всю жизнь тщательно следил за модой, а так же интересовался техническими новинками. В Пушкинском доме хранится единственная запись голоса композитора, в которой он характеризует фонограф Эдисона как «поразительнейшее, прекраснейшее, интереснейшее изобретение среди всех тех, что делают честь 19-му веку!». Интересен и другой факт: П. И. Чайковский с самого раннего детства был увлечен литературой: писал стихи, сочинения на различные темы. Эти тексты сохраняла Фанни Дюрбах, его воспитательница и первая учительница. Детские сочинения будущего композитора были посвящены России и Франции, девочке-сиротке, бедной птичке и т.д.

Еще один интересный факт из жизни Чайковского касается его выпускного экзамена в Консерватории. Чайковский не явился на выпускной концерт, где должны были исполнять его работу. Он просто испугался провала. За это директор Петербургской консерватории, пианист и композитор Антон Рубинштейн, был очень зол на Чайковского. Он заявил, что вообще не выдаст Чайковскому диплом об окончании учебы. Рубинштейн выполнил сое обещание. Правда, через несколько лет директором Консерватории стал Николай Заремба, и уже тогда, спустя почти 5 лет, Чайковский получил свой диплом.

Как и в каждом номере журнала «Музыка в школе» за 2015 год в этом номере широко представлены сценарии мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Очень ценным материалом является сценарий музыкально-литературной композиции «Любимые песни военных лет», в котором определяется роль песни в годы ВОВ, раскрываются истории их рождения, истории их судеб. Здесь вы можете найти информацию о песнях «Священная война», «Песня смелых», «В землянке», «Вечер на рейде», «Моя Москва», «Прощайте, скалистые горы», «Под звездами балканскими», «Казаки в Берлине», Дороги», и, конечно, о всеми любимой песне «Катюша». Очень интересна и познавательна литературно-музыкальная композиция на стихи Юлии Друниной «Был и есть у России вечной прочности вечный запас…».

В этом году в журнале «Музыка в школе» появилась новая рубрика под названием «Советы учителям музыки». В этом номере представлена первая статья рубрики, в которой раскрывается понятие «личность учителя». Автором кандидатом педагогических наук Жанной Кармазиной с форума «Классика» представлены вопросы и комментарии родителей, обеспокоенных положением уроков музыки в школе, после чего даны пояснения по этому поводу. Так вот, чтобы «учителю быть мастером, творцом, преобразователем необходимо:

а) быть лидером, в хорошем смысле этого слова, то есть, не «приказчиком», а вожаком;

б) быть компетентным в своем предмете;

в) уметь сделать на уроке «интересно» и «красиво».

Хороший учитель – это учитель, который «любит свою работу, постоянно ищет интересные формы уроков, сражается с детьми за них же самих и хочет соответствовать высоким профессиональным задачам.

Представлен в этом номере и песенный репертуар. Здесь вы можете найти прекрасную песню современного композитора и преподавателя ДМШ г. Москвы Кожуховской Елены Васильевны «Берегите Россию».


04/15

В четвертом номере имеется очень познавательная статья о дисциплине и атмосфере на уроках музыки. Собранность учителя и готовность провести не один а сразу весь цикл уроков, направленность на учебную задачу, увлеченность музыкой и предстоящей темой, неисчерпаемость его знаний – делает его сильным и неуязвимым.

Для того, чтобы заинтересовать учащихся, автор предлагает воспользоваться приемом неожиданного, а порой парадоксального, сообщения в начале урока, например:

1. «я считаю, что сказки в вашем возрасте вообще не нужны, тем более музыкальные, а вы как считаете?... (на уроке, посвященном творчеству Лядова, Римского-Корсакова, Чайковского)

2. задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что рубеж каждого столетия богат гениями (например: «В 1797-м родился Шуберт, в 1799-м – Пушкин, в 1810 году – Шопен и Шуман, через четыре года – Лермонтов. Но сегодня героем нашего урока станет великий польский композитор Шопен. И дальше по тексту. Заданием следующего урока может быть нахождение учащимися имен знаменитых людей, родившихся на рубеже XIX-XX столетий)».

Затем происходит совершенно непредсказуемый диалог, который организуется учителем в виде группового или коллективного обсуждения, включающего слушание музыкальных примеров, их сопоставление и аргументирование своей позиции.

Для наилучшей организации урока учителю музыки необходимо обратить внимание на его методические составляющие: а) цель урока; б) учебные задачи; в) учебную деятельность; д) рефлексию, или самооценку. Многие учителя недостаточно отчетливо представляют себе их функции и путают с планом урока.

«Детскую любовь к себе или предмету учитель может заслужить своим талантом, эмоциональностью, культурой, стремлением к творчеству, непохожестью на других, которая начинается уже с непохожести музыкального класса на все остальные кабинеты. Учитель-фантазер и выдумщик, наполненный большим количеством интересных идей – находка для детей».

«Если учитель музыки смотрит те же фильмы, которые смотрят дети, читают их любимые сказки и книги (Гарри Поттер, Властелин колец и т.д.), знает современные хиты – ему легче придумывать вместе с детьми что-то увлекательное, развивая их фантазию, вовлекая их в этот процесс в качестве творческих партнеров. Дети не всегда могут предложить что-то интересное, но при желании среди них можно найти немало прирожденных режиссеров».

В этом номере вы также сможете найти разработку урока для 5 класса «Балет – единство музыки и танца». В качестве музыкального материала используется балет Карэна Суреновича Хачатуряна «Чиполлино».

Интересна и представленная в номере современная мини-опера Маргариты Ермаковой на слова Сергея Михалкова о 11-летнем мальчике Фоме, который никогда никому не верил.





Скачать

© 2015 1775 23

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!