Просмотр содержимого документа
«Cоветская модель модернизации (коллективная работа учащихся в рамках проектной деятельности)»
Советская модель модернизации. Индустриализация и Коллективизация.
Коллективный проект 9 класса
МОКУ «Лопчинская СОШ»
словарь
- Коллективизация - это политика преобразования сельского хозяйство в конце 20-х-30-е гг. на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства (колхоз) с обобществлением значительной части крестьянской собственности
- Индустриализация - это процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному ,с преобладанием промышленного производства в экономике
- Первая пятилетка – это первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, Был принят в 1928 году на пятилетний период 1928-1932 годов, и выполнен за четыре года и три месяца
Причины:
Коллективизация
- Осуществление социалистических преобразований в деревне
- Конец нэпа, переход к политике « Ликвидации кулачества как класса»
- Отсталость сельского хозяйства
Индустриализация
- Отсутствие тяжелой промышленности, как основы экономического благополучия и стабильности
Цели
- -ликвидация технико-экономической отсталости страны
- Достижение экономической независимости
- Создание оборонной промышленности
- Развитие базовых отраслей (машиностроение, топливная, и тт.)
- Создание условий перекачки средств из деревни на нужды индустриализации
Особенности советской модели экономики
- ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА (1928-1932 гг.). Объем валовой продукции промышленности за 4 года вырос вдвое. В стране практически не осталось безграмотных.
И.В.Сталин 4 февраля 1931 года: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
- ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА (1933-1937 гг.). За пятилетие национальный доход вырос в 2,1 раза, продукция промышленности – в 2,1 раза, сельского хозяйства – в 1,3 раза. К концу пятилетки 97 из каждых ста крестьянских дворов состояли в колхозах. 12 декабря 1937 года в стране впервые прошли прямые и тайные выборы в Союзный парламент – Верховный Совет СССР.
«Даешь пятилетку за 4 года!»
- ТРЕТЬЯ ПЯТИЛЕТКА (1938-1941 гг.). За первые три года третьей пятилетки производство промышленной продукции выросло на 45, машиностроения – на 70 процентов. Пятилетка была прервана вероломным гитлеровским нападением 22 июня 1941 года. Созданная в войну на востоке промышленная база в послевоенное время получила дальнейшее развитие.
- ЧЕТВЕРТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1946-1950 гг.). Уже в 1948 году в основном был достигнут довоенный уровень промышленного производства. Вновь заработали гиганты металлургии и машиностроения Юга.
Особенности внедрения
- 5 января 1930г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»
Оно устанавливало жёсткие сроки завершения коллективизации: для Сев. Кавказа, Нижней и Средней Волги
- Коллективизация проводилась насильственными мерами, сопровождалась массовыми репрессиями кулаков и среднего крестьянства
- Форсированная индустриализация
- Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский, Харьковский тракторные, Московский автомобильные заводы. Открылись движение на Туркестано-Сибирской железной дороге
- Возникновение новых отраслей промышленности: авиационная, тракторная, электроэнергетическая, химическая т.д.
- Было создано Главное управления лагерями (ГУЛАГ)
Форсированная индустриализация
- Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский, Харьковский тракторные, Московский автомобильные заводы. Открылись движение на Туркестано-Сибирской железной дороге
- Возникновение новых отраслей промышленности: авиационная, тракторная, электроэнергетическая, химическая т.д.
- Было создано Главное управления лагерями (ГУЛАГ)
Стахановское движение
Август 1935г. – беспартийный шахтер Алексей Стаханов вырубил за смену 102т. Угля
массовое увеличение производства на энтузиазме рабочих
ЦК ВКП(б) одобрил «инициативу трудящихся»
Нормы выработки в промышленности были повышены.
Раскулачивание
Процесс насильственного сгона в колхозы зажиточных крестьян, несогласных высылали в Сибирь, а имущество конфисковывали
- С 1929 по 1930 г. Было раскулачено 350 тыс. крестьянских хозяйств, а их имущество передали колхоз
- Каждый район получил норму раскулачивания, которая равнялась в среднем 5-7% от числа крестьянских дворов. В кулаки записывали не только середняков, но и не угодных бедняков.
- Раскулачивание лишило деревню крестьян. Кулаков выселяли с семьями, включая грудных детей и стариков. В вагонах везли тысячи людей в отдалённые районы Урала, Сибири, Казахстана.
- Тех , кого сочли наиболее активными «антисоветчиками», отправляли в заключение.
- Для оказания помощи местным властям в деревню было направлено двадцатипятитысячники.
«Головокружение от успехов»
- Сопротивление массовому раскулачиванию
- Нежелание крестьян вступать в колхозы
К весне 1930 г. Сталин понял, что ускоренное создание коллективных хозяйств, грозит катастрофой
2 марта в «Правде» была опубликована его статья «Головокружение от успехов», в ней он заявил, что нельзя насаждать колхозы силой
Большинство крестьян стали считать Сталина, народным заступником
В сентябре 1931 г. Колхозы объединяли уже 60%
крестьянских дворов, а в 1934 г. -75%
Итоги модернизации
Индустриализация
- превращение страны в индустриальную
- ликвидация технико- экономическая отсталость страны
- 2 место по промышленному производств в мире после США
- Политика импортозамещения
- Самые высокие темпы роста промышленности в мире
- Увеличение количества высших и средних технических учебных заведений
Коллективизация
- Уничтожение частно - собственнических крестьянских хозяйств
- Создание коллективных крестьянских хозяйств – колхозов
- Использование сельского хозяйства как основы индустриализации
Спасибо за внимание
Работа выполнена с помощью средств программы PowerPoint 2007
с использованием учебника по «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
Презентация выполнена учениками 9 класса в рамках изучаемой темы для мастер-класса «Презентация, как результат проектной деятельности на уроках истории и обществознания»