СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д У Х О В Н О – Н Р А В С Т В Е Н Н О Е Р А З В И Т И Е личности НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт урочной и внеурочной деятельности с использованием УМК под ред. С.И. Львовой

Просмотр содержимого документа
«Д У Х О В Н О – Н Р А В С Т В Е Н Н О Е Р А З В И Т И Е личности НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.»

Д У Х О В Н О – Н Р А В С Т В Е Н Н О Е Р А З В И Т И Е личности НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

( Из опыта работы учителя русского языка Артамоновой Н.А.)

В посланиях президента РФ Федеральному собранию подчеркивалось: « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития общества, как экономическая и политическая стабильность. Общество тогда способно решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной национальной культуре, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории, к национальным культурным ценностям».

Образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственном объединении российского общества, его сплочении перед современными вызовами. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная жизнь обучающихся. Ребенок в школьном возрасте наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию, а недостаток его трудно восполняется в последующей жизни.

Концепция духовно- нравственного воспитания личности разработана в соответствии с Конституцией РФ и Законом « Об образовании» . Это нормативная основа.

Формирование личностных УУД


Духовно-нравственное развитие детей в условиях реализации ФГОС предполагает формирование ЛИЧНОСТНЫХ УУД:

- Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия

- Освоение национальных ценностей, традиций, культуры

- Ориентация в системе моральных норм и общечеловеческих ценностей

- Экологическое сознание: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и правил поведения в чрезвычайных ситуациях

- Любовь к Родине, уважение к истории страны, к ее культурным и историческим памятникам, чувство гордости за нее

- Уважение и принятие других народов России и мира, толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству

- Уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия.

- Уважение семейных ценностей, сформированность потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании.

- Сформированность позитивной моральной самооценки и чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении.

Деятельностный компонент определяет условия формирования гражданской идентичности личности, гражданского воспитания,

выполнения моральных норм как в школьной жизни ( знание прав и обязанностей и умение ими пользоваться), так и во внеурочной деятельности, участии в общественной жизни.

Духовно-нравственное воспитание личности – это ключевая задача государственной политики РФ.

СТУПЕНИ духовно - нравственного развития:


  1. Осознанное восприятие и принятие нравственных ценностей в обучении и в семейной жизни.

  2. Воспитание ответственности в индивидуально- личностном развитии и в социальном партнерстве.

  3. Воспитание нравственных убеждений, этического сознания, сознательного отношения к труду, к образованию, к жизни.




С О В Р Е М Е Н Н Ы Й И Д Е А Л Л И Ч Н О С Т И:

Это высоконравственный, компетентный Гражданин РФ, признающий базовые ценности: патриотизм, социальную ответственность, способный к труду и творчеству, уважающий традиции своего народа и других народов мира, заботящийся о своем здоровье, понимающий искусство, способный создать крепкую семью.


Значение уроков русского языка в духовно - нравственном развитии личности


Учебный предмет « Русский язык» формирует не только коммуникативную компетенцию ( овладение всеми видами речевой деятельности), языковую ( освоение необходимых знаний о языке как общественном явлении, его устройстве, истории развития,

обеспечивает обогащение словарного запаса, овладение языковыми нормами), но и культуроведческую ( осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, овладение нормами речевого этикета. культурой межнационального общения). Русский язык - государственный язык РФ, средство межнационального общения народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации является важнейшей характеристикой личности, которая во многом определяет достижения человека во всех областях жизни, его способность к адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Главная задача урока русского языка по ФГОС выражена в планируемых результатах. Они кратко формулируются так: обучающийся должен уметь добывать, преобразовывать и представлять информацию, доносить и обосновывать свою позицию, слушать и понимать других, взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной творческой деятельности., преобразовывая и совершенствуя самого себя.

Таким образом, учебная и внеурочная деятельность при изучении русского языка подразумевает преодоление, преобразование себя, т.е. открытие нового знания идет не только учителем, а самим учеником.

Система работы учителя на уроке русского языка с использованием

УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова, ориентирован не только на совершенствование речевой и мыслительной деятельности детей, но и на духовно- нравственное их развитие.

Готовясь к уроку, учитель продумывает межпредметные связи и содержание дидактического материала ( тексты, упражнения учебника, темы творческих заданий, иллюстративный материал), в которых найдут отражение нравственные проблемы урока.

Ежеурочная совместная работа в сотрудничестве детей с учителем, регулярные домашние задания, самостоятельные и контрольные работы – это основа четкой системы взаимодействия. Необходимым условием ее является наличие традиционных этапов урока и алгоритмов деятельности на нем: мотивационный, организационный., контроль и оценка деятельности, рефлексия.

Системно – деятельностный подход обеспечивает различные виды речевой деятельности детей: чтение, говорение, слушание, письмо.

ЧТЕНИЕ – это основной способ получения информации по всем учебным предметам. Поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения и духовно-нравственного развития детей. Именно через содержание текстов обеспечивается на уроке решение важнейших нравственных проблем: экологических, гражданско-патриотических, культурологических. Чтение на уроке бывает разным: просмотровым, ознакомительным, выборочным, изучающим. Вокруг текста сосредоточена разнообразная работа: составление плана, тезисов, анализ и изменение его структуры, разные виды пересказа, творческие задания.

ТЕКСТ – это важнейшая эмоционально-нравственная составляющая урока. При оценке чтения текста учитывается не только правильность, выразительность, но и его осмысленность, интонирование, темп речи. Особое внимание при анализе текста уделяем точному и полному отражению темы и идеи в ответах учащихся.

По своему нравственному содержанию тексты на уроке разнообразны, это образцы правильной литературной речи, отрывки из классической литературы как для взрослых, так и для детей. Здесь рассказы о традициях из жизни народа и страны (например, почему березу называют символом России), рассказы о творчестве русских художников и героях их картин ( о Левитане, Врубеле, Васнецове и др.), о красоте русской природы, о необходимости бережного отношения ко всему живому (упр.128,180,386), о памятниках мировой культуры ( упр.257 о пирамидах), сведения из истории языка ( например, о возникновении письменности). Многие тексты развивают любознательность, интерес детей к языку и различным видам искусства, стимулируют их творческую деятельность. Использование юмористических, занимательных текстов служит психологической разгрузкой для учащихся.

Почему важно правильно ставить знаки препинания?

( Сделайте вывод, прочитав этот текст)

А что может стать с человеком, который потерял знаки препинания? ( Человек теряет способность самостоятельно мыслить и оценивать свои и чужие поступки)

Учитель в соответствии с ФГОС организует систематическую работу по формированию навыков построения собственных устных высказываний детей. ГОВОРЕНИЕ, устная речь на уроке, становится объектом пристального внимания.

Умен ты или глуп, велик ты или мал, -

Не знаем мы, пока ты слово не сказал!

Эту мудрость персидского поэта Саади постоянно напоминаю ученикам, как и то, что речь - это визитная карточка человека.

Сегодня грубость, цинизм, презрение к окружающим, агрессивность часто проявляются в речи взрослых и детей, изобилующей жаргонизмами и матерщиной. Иногда люди не говорят, а плюются словами, что обнаруживает их бездуховность, безнравственность. Как говорит, так и мыслит, так и поступает! Не зря поэт В.Шефнер напоминал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Подобные цитаты постоянно включаю в урок, мы анализируем их смысл, оцениваем речь окружающих. Нравственное самосовершенствование предполагает прежде всего заботу о культуре речи, т.е. речи, соответствующей языковым нормам.

Учитель сам должен давать образцы точной, выразительной речи, показывать, как нужно строить устный ответ, делать разбор, читать схемы, объяснять орфограммы и т.д., привлекать детей к анализу устных высказываний, поощрять тех, кто выразительно и правильно говорит.

При оценке устных ответов обязательно учитываем следующее:

соответствие высказывания теме

умение выразить главную мысль

композиционное оформление ( наличие вступления и заключения, последовательности изложения)

речевое оформление

Постоянно оцениваю и поощряю не только развернутые высказывания, но и краткие ответы на протяжении всего урока, что стимулирует активность и заинтересованность детей в повышении общего балла на уроке.

Упражнения учебника под рубрикой « Речевой этикет» помогают совершенствовать речевые навыки. Вот, например, упр.223. Что вы можете сказать о Васе на основе этого диалога?

Доктор: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему вы не здороваетесь, молодой человек?

Вася: Чао!

Доктор: На что вы жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерет, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Доктор: А как же лечились вчера, например?

Вася : Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор : Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь! У вас болен язык! Его надо срочно лечить!

Совершенствованию навыков устной речи , развитию внимания, памяти, мышления, а также эмоционально- нравственной сферы детей способствует СЛУШАНИЕ. Это важнейший вид деятельности на уроке. Обучение этому умению реализуется через различные типы заданий, например:

- определите тему и основную мысль прослушанного текста

- озаглавьте прослушанный текст

- составьте вопросы к тексту

- сформулируйте проблему текста

- выразите свое отношение к поднятой проблеме

- составьте план прослушанного текста

- изложите сжато прослушанный текст

Слушание предполагает внимание и уважение к другому человеку, стремление понять его, вести с ним диалог. Этот вид работы важен во время выполнения заданий в группе, в парах.

ПИСЬМО - наиболее трудоемкая работа на уроке, требующая мобилизации воли, самоконтроля и ответственности. Важно показать практическую значимость грамотного письма. Есть такие упражнения, когда, например, текст записан без знаков препинания ( упр.331,336). Проводим лингвистический эксперимент: к чему приводит такое письмо?

Или другой пример. Запишите правильно предложение, чтобы стало понятно, о чем в нем говорится.

Возвращалась под вечер с поля потеряла сережку поля. Ту сережку нашел сережка прибежал постучал в окошко отыскалась твоя сережка.

( Делаем вывод о том, как важно различать прописную и строчную буквы и ставить правильно знаки препинания)

Прочитайте предложение:

Нуизаносявышелзаворотааморозкакзатрещитихватьменязанос.

( Дети затрудняются прочитать и понять такое предложение. Делаем вывод о том, как важно соблюдать пробелы в написании слов)

Для духовно – нравственного развития детей очень полезны упражнения типа « Сочинение - миниатюра». Это тексты из 3-5 предложений, где дети учатся свободно излагать свои мысли в письменной форме, выражая свое отношение к явлениям окружающего мира ( например, упр.201: составь сочинение –миниатюру по рисункам « Что случилось с Васей?». Или

упражнение 287: рассмотри картинки, напиши о том, как нужно помогать птицам зимой и как можно это сделать).

Условия самореализации личности

Курс изучения русского языка по программе С.И. Львовой и В.В. Львова организуется таким образом, что каждый урок становится уроком развития речи и духовно- нравственного обогащения личности ребенка. Важно, чтобы учитель создал условия для самовыражения, для самореализации обучающихся, показал, что на уроке есть возможности показать себя, раскрыть все лучшее, на что ты способен.

Готовясь к уроку, необходимо планировать и вести индивидуальную и дифференцированную работу с учетом увлечений детей, их способностей. Учебник и рабочие тетради дают такую возможность. Упражнения подобраны так, что домашнее задание может быть единым для всех и дифференцированным. Есть упражнения более высокого уровня сложности, которые дети выполняют по желанию. Например, подготовить устное высказывание по заданию ( упр.239) , написать сочинение- миниатюру по рисунку или фотографии, обратиться в Интернет для ответа на вопрос ( упр.273.268.224 и др.), придумать и создать шутливый рисунок ( упр.135). Такие задания развивают творческие возможности детей, их эрудицию, служат интегрированию знаний в различных областях, способствуют самоутверждению личности обучающихся.

Особое место на уроке русского языка занимает проектно- исследовательская деятельность.

Много заданий для создания проектов, связанных с изучением истории языка, что позволяет сформировать любовь и уважение к родному языку, к истории страны – гражданские чувства, такие как осознание национальных традиций, чувство гордости за достижения русской культуры. Проекты могут быть разные: исследовательские, поисковые, ролевые, групповые, индивидуальные, парные, краткосрочные и долгосрочные. Например, интересно организовать в группе проект по исследованию истории возникновения письма на Руси. Для этого можно использовать задания упражнений 48,49,50,54,64.

Творческий проект - подготовка к сочинению по картине М. Врубеля « Царевна - Лебедь» с использованием упражнений 17, 397 , с анализом кинофрагмента из «Сказки о царе Салтане…» и презентацией творчества художника Врубеля. Продуктом этого творческого проекта станут устные и письменные сочинения, затем выставка лучших творческих работ.

Работа над проектом формирует важнейшие нравственные качества: готовность к равноправному сотрудничеству в ходе освоения общекультурного наследия России, чувство ответственности в социальном партнерстве, стремление к личностному самовыражению и самосовершенствованию.

Проекты долгосрочные лучше готовить в содружестве с различными педагогами, учитывая межпредметные связи. Такой опыт продемонстрировала группа учащихся 5 «А» класса на конференции МАН. Мы подготовили проект по теме «Ярославль – моя малая родина», эта работа в группе предполагала овладение ИКТ – компетенциями, поэтому многие стали заниматься информатикой. На уроках религиозной культуры и светской этики дети изучали памятники религиозной культуры и готовили презентации. На занятиях по краеведению вели поисковую работу по творчеству поэтов – ярославцев, учились оформлять буклет, написали сочинение в жанре легенды, изучив легенду о возникновении Ярославля. По страницам летописи «Повесть временных лет» познакомились с деятельностью Ярослава Мудрого, изучили герб города и нарисовали его, а затем в качестве продукта проекта представили заочную экскурсию по Ярославлю. Эту творческую работу они могут показать и на классных часах, и на родительском собрании, провести экскурсию для своих гостей. В подготовке проекта участвовали наиболее способные дети, они успешно выступили на конференции и сами получили радость и удовлетворение от проделанной работы и получили прекрасный опыт сотрудничества с разными педагогами

На уроках русского языка пятиклассники располагают всем необходимым как для исследовательской деятельности, так и для поисковой и творческой. В УМК предусмотрены справочные пособия, различные дидактические материалы, рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы, портфолио « Мои достижения по русскому языку». Задача учителя – сориентировать ребят в этих пособиях, научить пользоваться ими для получения необходимой информации и сформировать потребность в обращении к справочникам, в том числе к системе Интернет, а также сформировать осознанное отношение к процессу обучения, стремление к самооценке и самосовершенствованию.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!