СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность учителя русского языка по планированию обучения по формированию и развитию навыков XXI века: читательская грамотность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность учителя русского языка и литературы по планированию обучения по формированию и развитию навыков 21 века: читательская грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя русского языка по планированию обучения по формированию и развитию навыков XXI века: читательская грамотность»





Деятельность учителя русского языка по планированию обучения по формированию и развитию навыков XXI века: читательская грамотность





Подготовила: Поддубная А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Нижнеиртышская СШ» имени М.Н. Макарова


 


































Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.  Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной  школы, решающей задачи реализации требований   ФГОС.

Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни.

Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием, является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема.  

     Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге в средней и старшей школе. И знаменитые слова Дидро: «Люди перестают думать, когда перестают читать» должны стать определяющими на данном этапе.

   Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Что же значит «уметь читать»?

В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения:

  1. Найти и извлечь (сообщение или информацию).

  2. Интегрировать и интерпретировать (сообщение).

  3. Осмыслить и оценить (сообщение).

Выделяют 3 уровня читательской грамотности:

Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию.

Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения.

Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом: 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного; 7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины; 9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

Изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое чтение.

Цель обучения чтению в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.

При обучении чтению учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьниками. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста.

Как же должна быть организована работа по обучению чтению на уроках русского языка и литературы? По мнению методистов, следует обучать определенному виду чтения: изучающему, ознакомительному, просмотровому.

Ставя перед учащимися задачу прочитать тот или иной текст, учитель должен максимально ее конкретизировать, исходя из тех функций, которые присущи чтению как виду речевой деятельности: читать, чтобы знать (познавательная функция); читать, чтобы уметь (регулятивная функция); читать, чтобы получить эмоциональное наслаждение (ценностно-ориентационная функция).

При обучении русскому языку используются тексты с высокой информативной насыщенностью, в которых почти все положения относятся к основным и одинаково важны для понимания. В первую очередь, это тексты определений лингвистических понятий, орфографических и пунктуационных правил, а также образцы рассуждений, грамматического разбора и памятки. При работе с ними необходимо использовать изучающее чтение. Этот вид чтения необходим, когда требуется максимально полное и точное понимание информации, которую читатель предполагает затем использовать. Поэтому он работает медленно, перечитывает, анализирует материал, чтобы лучше понять его и запомнить.

Упражнения для обучения изучающему чтению: (представлены на слайде)

  • определите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

  • назовите данные, которые вы считаете особо важными, обоснуйте свое решение;

  • добавьте факты, не меняя структуру текста;

  • найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов /аннотации;

  • составьте аннотацию / реферат;

  • поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;

  • напишите тезисы по содержанию прочитанного;

  • составьте письменную оценку (рецензию);

  • прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами;

  • переведите на родной язык указанные абзацы / части текста и др.

Второй вид чтения – ознакомительное. При данном виде чтения цель читающего –познакомиться с содержанием текста, выяснить, какие вопросы ставятся и как они решаются. Ознакомительное чтение используется при работе с текстами, которые допускают потерю части информации, так как читателю важно понять только самое главное и он может опустить второстепенное, несущественное.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению: (представлены на слайде)

  • прочитайте план / утверждение, определите, соответствует ли он / оно последовательности изложенных в тексте фактов;

  • расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

  • выберите правильный ответ из 3 – 4 вариантов;

  • найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

  • составьте план текста;

  • найдите основную мысль в начале, середине, конце текста;

  • подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

  • просмотрите текст и озаглавьте его;

  • перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

  • составьте аннотацию / краткий реферат прочитанного;

  • передайте содержание текста в устной / письменной форме;

  • составьте выводы на основе прочитанного;

  • назовите наиболее интересные вопросы / данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

  • укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

  • прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);

  • на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту / схему;

  • выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Целью просмотрового чтения является «получение самого общего представления о содержании текста, о его теме и круге затронутых вопросов». Читателю важно узнать, есть ли в тексте интересующая его информация или нет, поэтому полезна установка «о чем сообщается», а не «что сообщается». Данный вид чтения формируется при знакомстве с учебником и со словарем. Прежде чем начинать работу с учебником и со словарем, необходимо научить школьников работать с ним. В процессе беседы учитель дает школьникам определенные ориентиры для просмотра: 1) название словаря, 2) его авторы, 3) принцип расположения слов, 4) план построения словарной статьи.

Поисковое чтение – это «просмотр текста с целью поиска слова, факта, даты». На уроке русского языка данный вид чтения формируется главным образом при работе со словарями, когда учитель, тренируя зрительный аппарат учеников, развивает их способность мгновенно находить на странице нужное слово. Используется он также при работе с оглавлением учебника или алфавитным указателем, помещенным в приложении.

Упражнения для обучения поисковому чтению: ( представлены на слайде)

  • определите тему / проблему текста (статьи);

  • прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

  • найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

  • прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.);

  • найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

  • просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

  • найдите абзацы, посвященные указанной теме;

  • найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

  • просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

  • найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным / отрицательным;

  • разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

  • выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Стратегии читательской деятельности на каждом из этапов

Для того чтобы научить школьника грамотному чтению, умению понимать текст, умению читать текст вдумчиво, умению управлять процессом осмысления текста во время его чтения, необходимо изменить общий подход к обучению чтению текста. При традиционной методике обучение чтению текста складывалось из следующих этапов: чтение текста, ответы на вопросы, упражнение на проверку понимания прочитанного, запоминание словаря, обсуждение прочитанного.

Стратегический подход к чтению учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую компетентность, то есть ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации.

Стратегия читательской деятельности включает в себя три этапа: предтекстовой, текстовой (собственно чтения) и послетекстовой (часто в парах).

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

К наиболее распространенным предтекстовым стратегиям читательской деятельности можно отнести следующее: создание глоссария; припоминание важной информации; использование предварительных организаторов чтения; беглый обзор материала; постановка предваряющих чтение вопросов; постановка цели чтения; определение характера текста; просмотр заголовка и подзаголовков и прогнозирование содержания по заголовку; предположение о цели его написания (о замысле автора).

Следующий этап стратегии читательской деятельности – текстовый. Стратегия текстовой деятельности включает в себя выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение; контекстуальную и смысловую догадки и мониторинг чтения, то есть постановку и ответы на вопросы, ведение записей в самой различной форме, различные варианты работы со словом, кластеризацию.

Послетекстовая стратегия читательской деятельности – это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня – от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер.

На заключительном этапе читательской деятельности можно реализовать следующие стратегии: воспроизведение текста в форме краткого изложения без изменения структуры текста и с изменением его (аннотация, реферат, резюме, выделение важного, обобщение, констатация значимости, трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму (сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн, биографическое творчество, иллюстрация и др.), ведение журнала чтения и читательских реакций, написание собственных текстов и др.

Читательская грамотность входит в комплекс навыков 21 века.

Суть понятия навыки 21 века такова: ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу.

Навыки 21 века.

1 Способность к отбору информации

2 Способность мыслить нестандартно и гибко, в том числе генерировать новые и креативные идеи

3 Способность понимать смыслы, делать выводы.

4 Социальный интеллект - социальный интеллект, как качество, будет обладать даже большей ценностью, нежели коэффициент интеллекта. Хорошо развитые коммуникационные навыки могут считаться гарантом того, что человек будет в состоянии не только создать вокруг себя наиболее подходящую среду, но и воздействовать на окружающих людей. Посредством умелого разделения различных проявлений других людей, таких как, к примеру, тон, настроение или эмоции, можно многократно повысить продуктивность своего общения.

5 Способность работать с современными средствами массовой информации

6 Универсальность навыков и мышления, самообразование.

7 Способность мыслить проективно - этот навык представляет собой умение ставить цели и планироватьпроцесс их достижения от начального до финального этапа, а также способность организовывать для достижения необходимого результата все ресурсы, которые имеются в распоряжении.

8 Способность вычислять - всё большую актуальность приобретает способность человека к обработке больших объёмов информации.

9 Сотрудничество в виртуальном пространстве.

10 Межкультурная компетентность.

В заключении хочется сказать, что эффективность данной работы,  прежде  всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!