2 . Актуализация опорных знаний и способов действий. Время: 8 мин Этапы: проверка выполнения домашнего задания; составление кластера по основным понятиям темы; устное решение задач по интерактивному тренажёру по математике (к учебнику 5 класса Н.Я. Виленкина, группа «Марко Поло») с проговариванием во внешней речи; самооценка. Учитель: 1. Но вначале, как и всегда, проверим домашнее задание и проведём устный счёт на повторение (с помощью средств интерактивной доски). 2. Давайте вспомним, какие основные понятия были рассмотрены нами на прошлых уроках, и составим на доске кластер с основополагающим словом «дробь» (используя для этого заготовки на интерактивной доске). 3. Давайте рассмотрим несколько устных заданий на повторение изученного материала по тренажёру к учебнику математики 5 класса Н.Я. Виленкина и др. (группа «Марко Поло»), вы должны выбрать и объяснить способ их решения (учитель ориентируется по ходу урока, по скорости решения примеров учащимися, и выбирает по своему усмотрению необходимое количество примеров из предлагаемых в тренажёре). Оцените свою работу в листах самооценки. | 1. Проверка домашнего задания: ответственные по рядам собирают тетради с домашними работами. 2. Вспоминают, называют основные понятия и составляют из них кластер на интерактивной доске (используя заготовки). 3. Тренажёр по математике (к учебнику математики 5 класса, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др., группа «Марко Поло»): 1) задание 102. «Сложение десятичных дробей»; 2) задание 104. «Вычитание десятичных дробей»; 3) задание 109. «Перенос запятой в десятичной дроби»; 4) задание 110. «Умножение десятичной дроби на натуральное число»; 5) задание 112. «Умножение десятичных дробей»; 6) задание 114. «Деление десятичной дроби на натуральное число» 4. Проставляют в лист самооценки баллы, набранные на уроке. |
3. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности. Время: 8 мин Этапы: устная работа на повторение по слайдам презентации; формулирование темы урока, постановка цели и задач; самооценка. Учитель: 1. Продолжим устную работу на повторение, выполним задания по слайдам презентации: а) вычислить устно (Слайд №3). Учитель подводит учащихся к выводу о том, что если величины выражены разными единицами измерения, то для нахождения значения выражения надо перейти к одной единице измерения, а выполнить действия с разноимёнными величинами нельзя. б) (Слайд №4) задача на практическое применение изученного материала: задание на соответствие единиц длины и площади их возможным числовым значениям (ЕГЭ, базовый уровень, задача №9). Что вы знаете об озере Байкал? Чем оно знаменито? Что можем мы сделать для охраны природы? Знаете ли вы, есть ли на территории нашей республики уникальные заповедные места? Какой вывод можно сделать? в) (Слайд №5) задача на нахождение периметра квадрата или прямоугольника (ЕГЭ, базовый уровень, задача №8). Что вы знаете о ЕГЭ, что такое ЕГЭ, кто сдаёт ЕГЭ? Как вы думаете, почему я предложила вам решить задачи из заданий ЕГЭ? Ребята, как вы думаете, какие единицы измерений использовались в задачах, которые мы сейчас решали? Ребята, а зачем нам необходимо умение находить площадь и периметр фигур? Где это может нам пригодиться? Совершенно верно. Людям издавна приходилось измерять расстояния между городами, определять площади земельных участков, использовать точные размеры при строительстве зданий, мостов. Но для этого ещё необходимо хорошо знать единицы измерения длин и площадей. 2. Давайте вернёмся к эпиграфу урока (Слайд №2: «… дела давно минувших дней, преданья старины глубокой …», А.С. Пушкин), подумаем, что означают эти слова, сказанные нашим великим поэтом А.С. Пушкиным, и попробуем сделать вывод: чем же сегодня на уроке мы с вами будем заниматься? Что мы уже делали? Ребята, вспомните, пожалуйста, чем мы с вами занимались на прошлых уроках? Какую цель мы перед собой поставим? Запишите в свои тетради число и тему урока. 3. Напоминает учащимся оценить свою работу по листу самооценки. | 1. а) Вычислите устно: 6 м 20 см ( = 620 см ) : 31 ( 20 см ) + 30 см ( 50 см ) * 4 ( 200 см = 2 м ) - 1 м 60 см ( 40 см ) Ответ : 40 см. б) Слайд №4: установите соответствие между величинами и их возможными значениями – к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ВЕЛИЧИНЫ ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ А) Площадь денежной купюры 1) 97,5 см2 Б) Рост пятилетнего ребёнка 2) 1,04 м В) Площадь листа бумаги 3) 625 см2 Г) Высота полёта самолёта 4) 8 км Д) Толщина волоса 5) 0,1 мм Е) Рост человека 6) 18 дм Е) Толщина листа металла 7) 2 мм Ж) Площадь озера Байкал 8) 31722 км2 З) Площадь территории Лямбирского района РМ 9) 852 км2 Вывод: чем больше измеряемая величина, тем больше единица измерения. в) Слайд №5: задача №8 (ЕГЭ, базовый уровень). Дачный участок имеет прямоугольную форму со сторонами 25 м и 70 м. Найдите длину забора (в метрах), которым нужно огородить участок, если в заборе нужно предусмотреть ворота шириной 4 м. Решение: P = (25 + 70) * 2 - 4 = 95 * 2 - 4 = 186 (см) Ответ: 186 см. Это единицы длины и площади. Это может нам пригодиться в жизни: в будущей профессии строителя, в сельском хозяйстве, дома (чтобы сделать ремонт), на огороде и т.д. На прошлых уроках мы изучали правила выполнения действий сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей. Мы решали задачи с помощью этих действий. Сегодня мы будем решать задачи с использованием единиц измерения длин, познакомимся со старинными единицами длины. Тема урока: «Совместные действия с десятичными дробями. Старинные меры длины». Цель урока: закрепить умения выполнять действия с десятичными дробями; повторить знания о метрической системе мер; познакомиться со старинными мерами длины. Проставляют в лист самооценки баллы, набранные на уроке. |
4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Время:13мин Этапы: историческая справка «Архивариуса»; «Колесо истории»: сценка «Купец и покупательница»; групповая работа: «Танграм» на вычисление старинных русских мер длины; «Колесо истории»: сценка на английском языке «Встреча трёх моряков»; историческая справка «Архивариуса»; самооценка. Учитель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие на 200 лет назад. Как измеряли раньше? Какими пользовались единицами? Об этом нам расскажет наш гость Архивариус. Он по ходу урока будет давать нам исторические справки. Все знают, что такое метр. Но эта единица длины появилась на свет всего лишь 2 столетия назад. Метр был «рождён» Великой Французской революцией в 1791 году. Так назвали одну сорокамиллионную долю длины окружности Земли. Вместе с метром родилась метрическая система мер. Она включает сам метр и другие единицы длины, которые получаются умножением или делением на 10, 100, 1000 и т.д. В 1918 году метрическая система мер стала обязательной и в нашей стране. А в старину для определения длины люди нередко использовали части своего тела, которые всегда были под рукой. ( слайд № ) Например, пядь, локоть, сажень, верста. 1. Историческая справка Архивариуса (Слайд №6,7) Учитель: Времена менялись, исчезали одни меры, появлялись другие. В 16 в на смену локтю от восточных купцов пришёл аршин. Это тоже был локоть, но персидский. В то же время был ещё аршин турецкий. Поэтому и возникла поговорка «мерить на свой аршин». 2. «Колесо истории»: сценка «Купец и покупательница», исполненная учащимися класса (Слайд №8 – иллюстрация к сценке). 3. Работа в парах: «Танграм» на вычисление старинных русских мер длины. Учитель: А чему равны эти старинные меры длины? Давайте вычислим их. У вас на партах - конверт. Это игра «Танграм». В конверте – части геометрической фигуры. Её надо вначале составить. Если вы правильно составите фигуру, то получите числовое выражение, решив которое вы найдёте, чему равна одна из старинных мер длины. Работу выполняйте в парах, работайте совместно, советуйтесь и помогайте друг другу. Итак: (Слайд №9, 10, 11, 12) В первом выражении мы получили число 1,067 см – это 1 верста. Во втором выражении мы получили число 2,13 см – это 1 сажень. В третьем выражении мы получили число 71,1 см – это 1 аршин. В четвёртом выражении мы получили число 17,75 см – это 1 пядь. Учитель: В 18 веке Россия стала больше торговать с Западной Европой. То, что в России были такие разные меры, затрудняло развитие торговли между странами. Для определения длины Пётр I предложил воспользоваться английскими мерами. Они не менялись уже несколько столетий, и ими часто пользовались в торговле. 4. «Колесо истории»: сценка на английском языке «Встреча трёх моряков» (Слайд №13 – иллюстрация к сценке). Учитель: Ребята, о чём говорили эти моряки? О чём шла речь в сценке? Какие старинные английские меры длины в своём разговоре упомянули эти моряки? 5. Историческая справка Архивариуса (Слайд №14,15) Оцените свою работу по листу самооценки. | 1. Архивариус даёт историческую справку: Локоть – это длина руки от локтевого сгиба до кончика среднего пальца. Такая единица длины применялась многими народами, но, конечно, под разными названиями: «аммату» в Вавилоне, «нелих» в Греции, «кубитус» в Риме. Обычно локоть имел от 42 до 52 см, но у всех он был разный. Начиная с 11 в в строительных и землемерных работах на Руси использовали сажени. Их было две: маховая сажень – это расстояние между кончиками пальцев вытянутых в стороны рук; косая сажень – это расстояние от пальцев левой ноги до кончиков пальцев поднятой вверх правой руки. Пядь – это расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами руки. В более поздние времена установилась мера расстояний верста, приравненная к 500 саженям. Она использовалась, когда речь шла о больших расстояниях, например, о дорогах. 2. СЦЕНКА: «Купец и покупательница». ПОК. Вы, сударь, не купец вовсе, вы вор! К. По какому праву вы так меня называете? Что же это такое? Я честный купец, ни копейки ни с кого не взял, всё честным трудом нажито! ПОК. Да я вчера в турецкой лавке 5 аршин бархата на платье купила, а ваш-то аршин на целую пядь меньше. Вот и получается, что нечестным путём добро вы своё наживаете, нечестным! К. Так ведь всяк на свой аршин мерит, сударыня! ( уходят ) 3. Игра «Танграм» в парах: из частей составляют фигуру (треугольник), на которой записано числовое выражение, решение которого есть одна из старинных мер длины. Слайд №9: 2,016 : 0,14 – 1333,3 • 0,01 = 1,067 ( км ) – верста Слайд №10 5,652 : 1,8 – 0,0101 • 100 = 2,13 ( м ) – сажень Слайд №11 3,982 : 0,1 + 5,634 : 0,18 = 71,12 ( см ) – аршин Слайд №12 652 : 100 + 2,8075 : 0,25 = 17,75 ( см ) – пядь 4. СЦЕНКА (на английском языке): «Встреча трёх моряков». Встречаются 3 моряка: - Здравствуйте, друзья! Капитан, какие новости, далеко ли плавали, что интересного видели? - Мы проплыли много миль, видели интересных животных: летающих рыб, акул длиной 5 ярдов, огромных китов – больше(почти) 10 ярдов. - А мы на обед ели большую рыбу длиной 4 фута. Одной рыбы хватило, чтобы накормить всю команду! - Да, интересное было у вас путешествие! (уходят) 5. Архивариус даёт историческую справку: Основные английские меры длины – ярд, фут, дюйм. В одной старой легенде говорится, что ярд был определён в 1101 году как расстояние от кончика носа английского короля Генриха I до кончика среднего пальца его вытянутой руки. Фут, т.е. ступня, определяли как 1/3 ярда. Но в одно из воскресений 1324 года другой английский король Эдуард II повелел определить 1 фут как среднее арифметическое длин ступней первых 16 человек, выходящих из церкви после заутрени. С тех пор 1 фут = 30,48 см, 1 ярд = 3 футам = 91,44 см. Дюйм – голландское слово и означает «большой палец», а точнее первую фалангу большого пальца. Поначалу дюйм определяли как длину трёх ячменных зёрен. Но затем установили, что 1 дюйм = 2,54 см. Именно эти английские меры были положены в основу новых русских мер Петром I. Проставляют в лист самооценки баллы, набранные на уроке. |
6. Информационный блок: закрепление полученных ранее знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи. Время: 7 мин Этапы: обсуждение поговорок, в которых используются старинные единицы длины; решение задач по литературным произведениям; самооценка. 1. Учитель: Старинные меры длины давно уже не используют. Однако по традиции и в настоящее время моряки измеряют расстояния милями и кабельтовыми, а скорость – узлами. Их названия часто вспоминают в поговорках. Ребята, какие поговорки с использованием старинных мер длины вы знаете? (Слайд №17) Эти названия нередко можно встретить в рассказах и повестях, в книгах по истории, а чаще – в сказках. Например, в сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок» на странице 14 (зачитать). 2. Сейчас выполним следующую работу: решим по группам задачи, каждая из которых – это строчка из какого-нибудь литературного произведения или поговорка. Поможет вам их решить сводная таблица мер длин (Слайд №18). Оцените свою работу по листу самооценки. | 1. Поговорки: (Слайд №17) «мерит на свой аршин» - о человеке, который других «по себе судит»; «семи пядей во лбу» - так говорят об очень умном человеке; о человеке могучего телосложения могут сказать – «косая сажень в плечах»; о людях небольшого роста – «от горшка два вершка»; «верста коломенская» - очень высокий человек. 2. Решение задач по литературным произведениям: №1 (Слайд №19) Какой рост в миллиметрах у Дюймовочки из одноимённой сказки Г.Х.Андерсена? №2 (Слайд №20) А.С.Пушкин говорит, что у царя салтана родился сын «в аршин». Найдите рост будущего князя в дюймах. №3 (Слайд №21) Бывают ли люди «семи пядей во лбу»? Ответ объясните. №4 (Слайд №22) Есть поговорка: «Пять вёрст до небес, и всё лесом». Сколько метров до небес? №5 (Слайд №23) Обычное пожелание морякам перед плаванием: «Семь футов под килем!». Сколько это будет в метрах? №6(Слайд №24) Какой рост в метрах у конька-горбунка из одноимённой сказки П.П.Ершова? Проставляют в лист самооценки баллы, набранные на уроке. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Время: 1 мин 1. Если вы решили заниматься баскетболом, волейболом, прыжками в высоту, то, прежде чем прийти в секцию, рассчитайте, каков будет ваш окончательный рост. Для этого узнайте у своих родителей их рост и воспользуйтесь формулой. 2. Мы уже говорили сегодня о ЕГЭ. Поэтому и в домашнее задание я включила ещё одну такую задачу, которая встречается в тестовых заданиях ЕГЭ, причём профильного уровня. | Записывают домашнее задание в дневники, получают от учителя карточки с заданиями: 1. окончательная длина тела мальчиков ( рост отца + рост матери ) 0,54 – 4,5 окончательная длина тела девочки ( рост отца + рост матери ) 0,51 – 7,5 2. ЕГЭ, №1 (профильный уровень): Система навигации, встроенная в спинку самолётного кресла, информирует пассажира о том, что полёт проходит на высоте 36000 футов. Выразите высоту полёта в метрах. Считайте, что 1 фут равен 30,5 см. |