СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы доклада могут быть использованы на МО учителей иностранного языка.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра на уроках иностранного языка»

ДЕЛОВАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Методическим стандартом сегодня, безусловно, является коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, при котором успешность овладения тем или иным языком во многом определяется степенью соответствия учебной коммуникации условиям естественного общения. Это требование наиболее полно воплощается в игре, которая обладает моделирующим потенциалом относительно реальной, в том числе коммуникативной, деятельности [7].

Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость, а также она служит удовлетворением назревших актуальных потребностей личности. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций [1].

Примером инновационных технологий можно назвать деловую игру на интегрированном уроке, где моделируются реальная жизненная и производственная ситуации. Деловые игры легко вписываются в урок и хорошо воспринимаются учащимися. Повышается мотивация, т.к. игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям и порождает потребность к знаниям и их практическом применении, что обеспечивает познавательную активность школьника [4].

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей. В рамках интегрированного урока она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Значение деловой игры определяется тем, что в процессе решения определенных проблем активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения, то есть коммуникативная компетенция. Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством общения и предметом изучения [9].

Деловая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему, т.к. от деятельности «переводчика» зависит результат работы «его фирмы». Деловая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. Некоторые выражения и фразы часто воспринимаются учащимися механически. В деловой игре они приобретают значимость. Так как ученики поделены на микрогруппы и каждая назначает руководителя, переводчика, инвестора соответственно изучаемому языку, почти все учащиеся вовлечены в переговоры на иностранных языках: английском, французском и немецком [6].

Деловая игра таким образом обеспечивает и стимулирует обучающую функцию, т.к. способствует развитию речевых навыков и умений. Воспитательная функция деловой игры заключается в том, что именно в деловых играх воспитывается дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в различные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях [8]. Однако в отличие от других игр, в том числе и игр обучающего характера, деловая игра обладает наряду с перечисленными игровыми элементами, индивидуальными, присущими только этому виду учебной работы чертами, без наличия которых игра не может считаться деловой:

 моделированием в игре приближенных к реальным условий деятельности обучаемых (имитированием их);

 поэтапным развитием, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего

 наличием конфликтных ситуаций;

 обязательной совместной деятельностью участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли;

 описанием объекта игрового имитационного моделирования;

 контролем игрового времени;

 системой оценки хода и результатов игры, заранее разработанной и используемой в данной игре;

 правилами, регулирующими ход игры;

 элементом соревнования [3].

Цели деловой игры следующие:

  • выявить и согласовать представления участников игры об основных проблемах управления предприятием в условиях конкуренции и определить задачи субъектов деятельности;

  • коллективно разработать целевую стратегию выживания и развития предприятия в условиях конкуренции;

  • подготовить и соорганизовать единомышленников для разработки и последующего использования инноваций в процессе управления фирмой;

  • активизировать лексику по специальности на иностранных языках, отработать навыки синхронного перевода [5].

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Преподаватель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости, ученики обращаются за помощью к преподавателю за дополнительными разъяснениями. Преподаватель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.

3. Этап проведения. Этап проведения — процесс игры. На этом этапе участники разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры преподаватель вместе со ученикам проводит обобщение, т.е. ребята обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации [10].

В заключение следует остановиться на положительных и отрицательных моментах деловой игры. Положительным в проведении деловой игры является следующее:

  • создается благоприятный психологический климат на уроке;

  • ученики испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет высокую мотивацию;

  • урок проходит на высоком эмоциональном уровне;

  • в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует умения и навыки, а также учащиеся учатся применять свои знания;

  • послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Отрицательными моментами являются:

  • высокая трудоемкость подготовки к уроку (для преподавателя);

  • большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом поиске. Преподаватель должен быть "хорошим сценаристом, режиссером и актером". Если он не владеет этими качествами, то ему будет трудно правильно организовать игру, что может привести к разочарованию учащихся;

  • трудности с заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры;

  • необходимо учитывать те "подводные рифы", которые таит в себе проведение деловой игры: некоторая неопределенность и непредсказуемость хода результатов;

  • возможное скрытое сопротивление отдельных участников [8].

Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Проведение деловых игр на уроке английского языка при обучении учащихся говорению способствует мотивированию учебно-речевых высказываний учащихся, а разработка и использование учителем наглядных средств (схем, таблиц, коллажей и т.д.) помогает учащимся осуществлять логичные и последовательные иноязычные высказывания. Следовательно, игра является эффективным средством активизации учебно-речевой деятельности учащихся при овладении иноязычным говорением.

Урок – деловая игра

Тема: At The Airport

Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

  1. Развивать лексические навыки, речевые умения (монологическая и диалогическая речь), навыки аудирования;

  2. Создавать благоприятный психологический климат, мотивацию в учении;

  3. Развивать умение работать в группе.


Оборудование урока: проектор, ноутбук, рекламные проспекты, карточки с ролями, таблички с надписями на английском языке.


Ход урока


Организационный момент. 

Просмотр фрагмента фильма «Мне бы в небо» 2009 года, режиссер Джейсон Райтман, в главной роли Джордж Клуни.


Активизация лексики по теме «Путешествия»:

This is the well-known movie, isn’t it? Have you watched it before? What is this film about? What transport did he use? What ways of travelling do you know? What are the useful tips for a first-time air passenger? We’ll divide ourselves into 2 groups.


Основной этап.

Пространство класса организовано в виде отделений «Регистрация», «Таможенный контроль», «Паспортный контроль», «Багажное отделение», «Зал ожидания», «Выход на посадку».

Our lesson is unusual. It is the business game. Our classroom is an airport. According to the cards you’ll get the roles.


карточка. Nataly Ross, 35 years old, from London, a teacher, ready for the flight to Melbourn. 

карточка. Paul Green, 23 years old, from London, a student, ready for the flight to Tokyo

карточка. Sam Buchan, 44 years old, from London, a driver, travelling with his wife, ready for the flight to Lissabon

4 карточка. Nancy Buchan, 44 years old, from London, a doctor, ready for the flight to Lissabon.

5 карточка. Nickita Belov, 32 years old, from Moscow, a manager, ready for the flight to Moscow. 

6 карточка. David Finch, 29 years old, a guide (Дэвид Финч, 29 лет, гид).

7 карточка. Lucy Davis, 30 years old, an customs officer

8 карточка. Tom Farrell, 52 years old, a baggage reclaim officer.

9 карточка. Pamela Whitney, 49 years old, a passport control officer.

10 карточка. Ben Walt, 34 years old, a check-in officer. ( Бен Уолт, 34 года, сотрудник отделения регистрации).

11 карточка. Kate Miller, 55 years old, an exchange agent.

12, 13, 14 карточки – аналитики, фиксируют правильность диалогов у стоек аэропорта.


Учащиеся, общаясь на английском языке, играют роли, регистрируются, проходят паспортный контроль, заполняют таможенную декларацию, сдают багаж, получают посадочный талон и определяются с выходом на посадку. Аналитики оценивают диалоги, выявляют неточности.


Рефлексия. Обмен мнениями о разыгранных диалогах

Let’s exchange opinion about your performing dialogue. Will you answer? Was it difficult for you to act the dialogue? Could you say what you wanted to express? What did you find most difficult? What was the most useful thing for you to learn? How do you feel about the game?


Подведение итогов. Оценки

Домашнее задание



Литература

1. Вишнякова Л.Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. – М., 1987. – 108 с. 2. Зимняя И.Я. Психология обучения неродному языку. – М., 1977. 3. Зонько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового общения. – М., 1992. 4. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. 5. Конышева А.В.Использование игровой технологии в обучении грамматике английского языка // Материалы V научно-практической региональной конференции учителей средних школ. – Новополоцк, 2002. 6. Методики обучения иностранным языкам в средней школе: (Отв. ред. М.К. Колкова) – СПб.: КАРО, 2006. – 224 с. 7. Никулина Л.П. Организация деловой игры при обучении иностранному языку. 8. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М., 1994. 9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/500520/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!