СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети блокадного Ленинграда

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В истории нашей страны много как счастливых, так и трагических дат. 27 января -День снятия блокады - одна из них. 8 сентября 1941 года, немецкие воиска замкнули кольцо, и Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки – бойцами. В истории нашей страны много как счастливых, так и трагических дат. 27 января -День снятия блокады - одна из них. 8 сентября 1941 года, немецкие воиска замкнули кольцо, и Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки – бойцами.

Просмотр содержимого документа
«Дети блокадного Ленинграда»

10


Цели:

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну,

- уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Задачи:

-ознакомить с краткой историей блокадного периода

-показать силу духа советского народа

Наглядность: мультимедийная презентация, видеофильмы, выставка детских рисунков о войне и блокаде, стихи и песни, посвященные блокадному Ленинграду

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим открытый классный час на тему: «Дети блокадного Ленинграда»

Ученики подготовили небольшую литературно-музыкальную композицию. Я очень хочу, чтобы каждое слово, здесь сказанное, нашло отклик в вашей душе и надолго запомнилось.

Показ ролика «Блокада Ленинграда»

Слайд 3.

1 чтец (Жуковский)

Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
2 чтец ( Давыдов)

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, -
Мы не покинем наших баррикад.

3 чтец (Икаева)
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамёна Петрограда.
Ведущий 1. (Грушкина А.)

В истории нашей страны много как счастливых, так и трагических дат. 27 января -День снятия блокады - одна из них. 8 сентября 1941 года, немецкие воиска замкнули кольцо, и Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки – бойцами.

Ведущий 2. (Поситнев А.)

900-дней и ночей… Израненный, измученный Ленинград жил, сражался, работал и творил.

Слайд 4.

Ведущий 1.

Днём и ночью воины фронта с помощью населения создавали оборону: рыли траншеи. железобетонные доты и хорошо оборудованные огневые точки.

Слайд 5.

Ведущий 2.

Круглосуточно город подвергался артиллерийскому и авиационному воздействию врага. Шли дни и ночи упорной борьбы.

Слайд 6.

Ведущий 1.

Фашисты продолжали бомбить город. Герои -защищать небо. Одним из таких героев стал наш земляк- Алим Байсултанов.

Чтец ( Битуева Алия)

Алим Юсуфович Байсултанов родился в 1919году в с.Яникой, летчик-истребитель морской авиации. За годы войны совершил 380 боевых вылетов. Защищал Ленинград и Таллин.Лично уничтожил 10 самолетов противника и 13 в группе с товарищами.за мужество проявленное в боях. 23 сентября 1942года, ему было присвоено звание Советского Союза.

Ведущий 2.

Многие уроженцы нашей республики были в числе защитников Ленинграда. Это летчики: Андрей Бирюк, Арсен и Владимир Кафоевы, Хатокшуко Абазов, танкист Магомед Атмурзаев.

Слайд 7

1 чтец. (Чернышев Д.)

Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941г было не более чем на 30 -60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи.



2 чтец (Ахамготова Л.)

С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400г, а все остальные - по 200г хлеба в сутки.

На декаду полагалось 50 грамм сахару, 100 грамм конфет, 200 грамм крупы, 100 грамм растительного масла, 100 грамм рыбы и 100 грамм мяса.

3 чтец ( Икаева Д.)

Но беда не приходит одна. В конце ноября 1941года ударили морозы. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. Целые семьи гибли от холода и голода.

Слайд 8.

Ведущий1.

За 900 дней блокады умерло от голода 640 тысяч жителей Ленинграда.

Вот как вспоминали этот период воспитатели детского дома:

Слайд 9

Чтец 1. (Цалиева К.)

« Больно видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину».

Слайд 10.

Чтец 2. ( Ахамготова Л.)

Из меню столовой лета 1942 года:

1. Щи из подорожника

2. пюре из крапивы и щавеля

3. котлеты из свекольной ботвы

4. шницель из лебеды

5. оладьи из казеина

6. суп из дрожжей

7. соевое молоко

Ленинградцы варили суп из столярного клея, в пищу клали касторку, вазелин, глицерин, дрожжи. Из водоросли готовили кисель.



Слайд 11

Ведущий 1.

К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом. Остановившиеся на улицах трамваи были похожи на огромные сугробы. Но город жил и боролся. Но город жил и боролся.

В школах шли занятия, а в филармонии звучала музыка.

Ведущий 2.

В 1942 году симфонический оркестр впервые исполнил в блокадном Ленинграде Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича.

( звучит отрывок из симфонии)

Чтец 1. (Чернышев Д.)

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка
во всём,
Всем и для всех -
не по ранжиру.
Осилим... Выстоим... Спасём...
Ах, не до жиру - быть бы живу...

Слайд 12

Ведущий 1.

21 ноября 1941года по льду ладожского озера начала действовать дорога, названная «Дорогой жизни».

Чтец 1(Жуковский Д.)

Несмотря на мужество Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом Ленинграде с каждым днём ухудшалось. К ноябрю 1941 г запасы закончились. Военный совет Ленинградского фронта начал подготовку к строительству через Ладожское озеро ледовой дороги, её охране и обороне. 20 ноября по Ладоге пошёл санный обоз. В город были доставлены первые 63т муки, а на следующий день колонна доставила 33 тонны продовольствия. Началась массовая эвакуация по Ладоге детей, женщин, раненых и инвалидов.





Слайд 14

Ведущий 2.

В рабочем поселке Шатки Горьковской области в годы войны находился детский дом, в котором жили дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Среди них была Таня Савичева.

СЦЕНКА « Таня Савичева»

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет:

« Я ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много.Во время блокады я вела дневник..Вот записи из него:

"Женя умерла 28 декабря в 12.00. час. утра 1941 г. Женя- это моя сестра. Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Очень трудно писать «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом.он там чертил, зарабатывал деньги. Он был тихий и близорукий. И все скрипел своим перышком».

Голос за кадром (Ведущий 1.)

Она уронила голову и долго не могла её поднять. Ломтик хлеба лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб - блокадный паёк…

Таня Савичева (Пшихачева И.)

«Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить паек на ладонь и отломить крохотный кусочек. И длого-длого жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать…

А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…Чтобы ни одна крошка не пропала…ни одна крошечка…

ЗВУЧИТ фОНОГРАММА «ВЗРЫВЫ»

Ведущий 2.

За окном завыли сирены.Дом тряхнуло, люстра закачалась, как при землятресении. Таня держалась спокойно.

«Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь»….





ТАНЯ САВИЧЕВА ( Пшихачева И.)

«Я не могу уехать без мамы. Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942года. Савичевы умерли. Умерли все…Осталась одна Таня…»

ВЕДУЩИЙ 1.

Её голос оборвался… Но под сводами ледяной комнаты, доносились приглушенные голоса: осталась одна Валя,

остался один Вадим,

осталась одна Катя…Женя…Кира…

ВЕДУЩИЙ 2.

Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как её вывезли из блокадного города, истощённая голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

Слайд 15

ВЕДУЩИЙ 1.

В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. "В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы", - написано на доске в память о ленинградской девочке. Также на ней начертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня".

Слайд 16.

ВЕДУЩИЙ 2.

Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. Ленинградские женщины проявили столько материнской любви и самоотверженности, что перед величием их подвига можно преклоняться. В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети, волею судьбы оказывались в пекле войны, они вели себя как Герои.

ВЕДУЩИЙ 1.

Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.



Слайд 17.

Чтец 1. (Давыдов)

Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт мужчин.

Чтец 2. (Никулин)

Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжелые брёвна, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...

Чтец 3.( Жуковский)

Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, приносили воду с Невы.

Слайд 18

ВЕДУЩИЙ 1.

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".

Чтец (Лакунова К.)

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали 
И только в сорок пятом
Паспорта.
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда". ( Ю.Воронов)

( ПОКАЗ ВИДЕОРОЛИКА «Дети блокады» )



Слайд 19.

ВЕДУЩИЙ 2.

27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.

Чтец 1. ( Икаева )

Их теперь совсем немного

Тех, кто пережил блокаду

Кто у самого порога

Побывал в земном аду.

Чтец 2. (Чернышев)

Были это дети просто

Лишь мечтавшие о хлебе

Дети маленького роста

А душой почти на небе.

Чтец 3.(Жуковский)

Каждый час грозил им смертью

Каждый день был в сотнях лет

И за это лихолетье

Им положен целый свет.

Чтец 4 .(Пшихачева )

Только будем осторожней

Не расплещем память зря.

Но такое надо вечно

Не забыть. Из века в век.



Слайд 20.

ВЕДУЩИЙ 1.

Время неумолимо. В честь блокадников воздвигнуты памятники. Памятник «Цветок жизни». Бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады.



Слайд 21.

ВЕДУЩИЙ 2.

Памятник "Дневник Тани Савичевой"

Слайд 22.

ВЕДУЩИЙ 1.

Памятник "Разорванное кольцо"

Чтец 1.(Ахамготова )
"Потомок знай! В суровые года
Верны народу, долгу и Отчизне.
Через торосы Ладожского льда,
Отсюда мы вели Дорогу жизни.
Чтоб жизнь не умирала никогда".

Слайд 23.

ВЕДУЩИЙ 2.

Пискарёвское мемориальное кладбище. Здесь похоронено более четырёх сот тысяч ленинградцев.

Чтец 2 (Цалиева )

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград:

Слайд 24.

Чтец (Никулин М.)

"Опять война, Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права !
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

ВЕДУЩИЙ 1. (слайд 25)
Почтим память погибших в блокадном Ленинграде минутой молчания.

Прошу сесть.

Заключительное слово учителя.


Ленинград! Для всех людей этот город стал символом стойкости и мужества. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба от 22 сентября 1041 года: «Фюрер решил стереть город с лица земли…после поражений Советсткой России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

На Ленинград были брошены 40 отборных дивизий. Но город выстоял!

Говорят, тот, кто не знает истории, вынужден её повторить. Именно поэтому, так важно вспоминать даже её страшные моменты и периоды, к которым, бесспорно, относится блокада Ленинграда.

Спасибо вам, ребята, за работу.

ВЕДУЩИЙ 2.


На этом наше мероприятие подходит к концу. Благодарим всех за внимание!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!