Диагностическая работа по биологии для учащихся 5 классов.
1 вариант
Для заданий с выбором ответа 1 -9, 14 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном месте.
1. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
2. Выберите организм, который относится к царству животных
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
1. 2. 3. 4.
3. Основным научным методом исследования в самый ранний период развития биологии был:
1) экспериментальный
2) микроскопия
3) сравнительно-исторический
4) наблюдения и описания объектов
4. Микроскоп нельзя сдвигать во время работы, так как при этом:
изменяется освещенность объекта
повреждается микропрепарат
опускается зрительная трубка
уменьшается изображение объекта
5. Какая клетка изображена на рисунке?
1) грибная
2) бактериальная
3) животная
4) растительная
6. К неорганическим веществам клетки растения относятся:
4) минеральные соли
7. Чем растения отличаются от животных?
1) образуют органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии
2) питаются готовыми органическими веществами
3) имеют клеточное строение
4) дышат, размножаются
8 Чем бактерии отличаются от растений?
имеют клеточное строение
. все процессы жизнедеятельности протекают в клетке
тело состоит из одной клетки и не имеет ядра
в процессе дыхания поглощает кислород и выделяет углекислый газ
9. Грибы питаются готовыми органическими веществами, так как:
1) их клетки не имеют хлоропластов
2) у них нет корней
3) их тело состоит из мицелия и плодового тела
4) они живут в почве
10. Выпишите понятие, которое является лишним в перечне и объясните, почему вы так решили.
Спирогира, Ламинария, Хлорелла, Сфагнум
Ответ: .
11. Выберите три верных ответа из шести.
Признаки примитивности моховидных
клеточное строение
имеют листья, стебли
наличие протонемы (нитчатого тела)
имеют ризоиды
хлорофилл находится в хлоропластах
требуют большого количества воды
Ответ: .
12. Установите соответствие между особенностями строения растений и группами, к которым их относят. Запишите в таблицу под буквами соответствующие цифры.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ
А – размножаются спорами 1. Голосеменные
Б – размножаются семенами 2. Папоротникообразные
В – листья игольчатые или чешуевидные
Г – деревья
Д – листья хорошо развиты
Е – травянистые растения
13. Расставьте буквы в соответствии с последовательностью расположения слоев стебля тополя, начиная с внутреннего слоя.
А) пробка
Б) кожица
В) камбий
Г) луб
Д) древесина
Е) сердцевина
14. Прочитайте текст и выполните задания 15 и 16.
Встречи с природой
Подойдите к старой березе или сосне где - нибудь на поляне и осмотрите стволы этих деревьев – может быть, вам удастся заметить на них серовато – бирюзовый чешуйчатый налет. А попадется на пути старая сосна, на стволе вы можете обнаружить желтовато – оранжевые «лепешки». Это лишайники. Селятся они и на других растениях, а иногда и просто на поверхности почвы. Лишайники бывают почти всех цветов, кроме зеленого: природа постаралась, чтобы в зеленом лесу не было зеленых лишайников. Состоит лишайник из двух частей – гриба и водоросли. Гриб как бы взял водоросль в плен и держит ее взаперти. Зачем это ему? Оказывается, выгодно иметь такую пленницу: она вырабатывает органические вещества из углекислого газа и воды и таким образом дает ему пищу, которую сам добыть не может. Ну а гриб, в свою очередь, охраняет водоросль от быстрого высыхания. Так они и живут, принося друг другу пользу.
(Н. Д. Сысоев)
Внимательно прочитайте текст. Выберите ответ, который считаете правильным.
Тип взаимоотношений организмов, входящих в состав лишайника, называется:
паразитизмом
симбиозом
конкуренцией
нейтрализмом
15. Установите соответствие между организмом, входящим в состав лишайника, и его биологическими особенностями.
Биологические особенности Организм
из неорганических Б. Водоросль
из неорганических
солями
образован гифами
образован клетками
16. Вставьте подходящие по смыслу слова.
В процессе питания водоросли, в отличие от грибов, .
из неорганических веществ.