МБОУ Павловская СШ
Рассмотрено на педагогическим совете № от 2018 | Утверждаю: Директор школы Л.И. Емельянцева Приказ № 2018 г |
Диагностическая работа
по биологии
для проведения итоговой аттестации
в 9 классе
Разработал учитель: Антипов М. А.
2018
Пояснительная записка
к итоговой контрольной работе по биологии
9 класс
1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся за 9класс. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2015.
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 9 классе:
- биология как наука;
- эволюция живого мира;
- структурно-функциональная организация организмов;
- размножение и индивидуальное развитие организмов;
- наследственность и изменчивость организмов;
- основы экологии.
В тестах представлены разнообразные задания по темам:
Часть А содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности.
Часть В содержит 5 заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.
В1, В2 - умение проводить множественный выбор;
В3, В4 - умение устанавливать соответствие;
В5 – умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия.
На выполнение теста рекомендуется выделить 45 минут.
Критерии оценивания:
«5» 85% - 100% -21-25 баллов
«4» 75% - 84% -18-24 балла
«3» 51% - 74% -13-17 баллов
Ответы:
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Вариант - 1 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 4 | 4 | 3 |
Вариант - 2 | 2 | 4 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 |
В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант - 1 | 145 | 234 | 211122 | 122112 | ДГВАБ |
Вариант - 2 | 126 | 124 | 212112 | 121212 | БАГВД |
Элементы содержания.
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности | Макс балл | Время выполнения |
Часть А |
1 | Биология как наука | Б | 1 | 1 |
2 | Признаки живых организмов | Б | 1 | 1 |
3 | Методы изучения живых объектов | Б | 1 | 1 |
4 | Уровни организации живой материи | Б | 1 | 1 |
5 | Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов | Б | 1 | 1 |
6 | Разнообразие организмов. Вирусы | Б | 1 | 1 |
7 | Клеточная теория | Б | 1 | 1 |
8 | Деление клетки | Б | 1 | 1 |
9 | Химический состав клетки. Функции органических веществ | Б | 1 | 1 |
10 | Структурная организация клетки | Б | 1 | 1 |
11 | Основные понятия генетики | Б | 1 | 1 |
12 | Изменчивость организмов | Б | 1 | 1 |
13 | Основы эволюционной теории | Б | 1 | 1 |
14 | Движущие факторы эволюции | Б | 1 | 1 |
15 | Взаимоотношения организмов | Б | 1 | 1 |
16 | Экологические факторы. | Б | 1 | 1 |
17 | Природные сообщества | Б | 1 | 1 |
18 | Компоненты экосистемы | Б | 1 | 1 |
19 | Цепи питания | Б | 1 | 1 |
20 | Биосфера. Круговорот веществ в природе | Б | 1 | 1 |
Итого часть А | Б | 20 | 20 |
Часть В |
В1 | Система и многообразие живой природы | П | 2 | 5 |
В2 | Приспособленность организмов | П | 2 | 5 |
В3 | Клеточный метаболизм | П | 2 | 5 |
В4 | Способы использования энергии организмами | П | 2 | 5 |
В5 | Усложнение растений и животных в эволюции | П | 2 | 5 |
Итого часть В | П | 10 | 25 |
Итого | | 30 | 45 |
Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс
Вариант - 1
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов? систематика эмбриология | генетика палеонтология | 2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы? ритмичность движение | раздражимость рост | 3. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока? наблюдение описательный | экспериментальный моделирование | 4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма? Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки 5. Митохондрии отсутствуют в клетках рыбы-попугая городской ласточки мха кукушкина льна бактерии стафилококка 6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они вступают в симбиоз с растениями находятся вне клетки паразитируют внутри кишечной палочки превращаются в зиготу 7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что растительные организмы состоят из клеток животные организмы состоят из клеток все низшие высшие организмы состоят из клеток клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям 8. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления? 9. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию защиты от антител катализатор реакции | транспорта веществ аккумулятора энергии | 10. К эукариотам относятся кишечная палочка амеба холерный вибрион стрептококк | 11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении? Аллельные Доминантные Рецессивные сцепленные 12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость мутационная генотипическая модификационная комбинативная 13. Учение о движущих силах эволюции создал Жан Батист Ламарк Карл Линей | Чарлз Дарвин Жорж Бюффон | 14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это свойства живой природы результаты эволюции движущие силы эволюции основные направления эволюции 15. Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между лишайником и березой лягушкой и комаром раком-отшельником и актинией человеческой аскаридой и человеком 16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим? выборочная вырубка леса соленость грунтовых вод многообразие птиц в лесу образование торфяных болот 17. Что из перечисленного является примером природного сообщества? березовая роща крона берез | отдельная береза в лесу пашня | 18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ? паразитируют на корнях растений устанавливают симбиотические связи с растениями синтезируют органические вещества из неорганических превращают органические вещества в минеральные 19. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно? пеночка-трещотка→жук-листоед→растение→ястреб жук-листоед→растение→пеночка-трещотка→ястреб пеночка-трещотка→ястреб→растение→жук-листоед растение→жук-листоед→пеночка трещотка→ястреб 20. Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере? синтезируют кислород атмосферы синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа участвуют в разложении органических веществ участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере |
ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.
В1. Сходство грибов и животных состоит в том, что
они способны питаться только готовыми органическими веществами
они растут в течении всей своей жизни
в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
в клетках содержится хитин
в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
они размножаются спорами
В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:
листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
Листопад осенью.
Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.
В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.
Поглощение света Окисление пировиноградной кислоты Выделение углекислого газа и воды Синтез молекул АТФ за счет химической энергии Синтез молекул АТФ за счет энергии света Синтез углеводов из углекислого газа | Энергетический обмен Фотосинтез |
В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ Использование только готовых органических веществ Синтез органических веществ из неорганических Выделение кислорода в процессе обмена веществ Грибы | Автотрофы Гетеротрофы |
В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.
А) голосеменные
Б) цветковые
В) папоротникообразные
Г) псилофиты
Д) водоросли
Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс
Вариант - 2
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки? экология цитология | физиология анатомия | 2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы? ритмичность движение | рост обмен веществ и энергии | 3. Появление электронной микроскопии позволило ученым увидеть в клетке рибосому ядро | пластиду цитоплазму | 4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы? Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм 5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью аппарата Гольджи лизосом | эндоплазматической сети рибосом | 6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют одноклеточные водоросли вирусы одноклеточные животные бактерии 7. Согласно клеточной теории, клетка – это единица искусственного отбора естественного отбора строения организмов мутаций организма 8. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате митоза мейоза | оплодотворения деления цитоплазмы | 9. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются пигментами тормозами | ферментами витаминами | 10. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят сыроежку вирус кори | сенную палочку возбудителя туберкулеза | 11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения? гетерозиготными гомозиготными рецессивными доминантными | 12. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость мутационная модификационная генотипическая комбинативная 13. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит приспособленность организмов к условиям среды способность к неограниченному размножению единовременный акт творения наследственная изменчивость и естественный отбор 14. Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека уплощенной грудной клетки прямохождения членораздельной речи S-образных изгибов позвоночника 15. Конкуренция в сообществах возникает между хищниками и жертвами паразитами и хозяевами видами, извлекающими пользу из связи друг с другом видами со сходными потребностями в ресурсах 16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим? выборочная вырубка леса многообразие птиц в лесу соленость грунтовых вод образование торфяных болот 17. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных организмов одного вида животных одной популяции компонентов живой и неживой природы совместно обитающих организмов разных видов 18. К редуцентам, как правило, относятся низшие растения беспозвоночные животные грибы и бактерии вирусы 19. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии? лисица→дождевой червь→землеройка→листовой опад листовой опад→дождевой червь→землеройка→ лисица землеройка→дождевой червь→листовой опад→ лисица землеройка→лисица→дождевой червь→листовой опад 20. Бактерии гниения, живущие в почве Земли, образуют органические вещества из неорганических питаются органическими веществами живых организмов способствуют нейтрализации ядов в почве разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя |
ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.
В1. В чем проявляется сходство растений и грибов
растут в течение всей жизни
всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела
растут только в начале своего индивидуального развития
питаются готовыми органическими веществами
являются производителями в экосистемах
имеют клеточное строение
В2. Среди приведенных ниже приспособлений организмов выберите предупреждающую окраску:
яркая окраска божьих коровок
чередование ярких полос у шмеля
чередование темных и светлых полосу зебры
яркие пятна ядовитых змей
окраска жирафа
внешнее сходство мух с осами
В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
Вещества окисляются Вещества синтезируются Энергия запасается в молекулах АТФ Энергия расходуется В процессе участвуют рибосомы В процессе участвуют митохондрии | Пластический обмен Энергетический обмен |
В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ Использование только готовых органических веществ Выделение кислорода в процессе обмена веществ Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ Синтез органических веществ из неорганических Грибы | Автотрофы Гетеротрофы |
В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы животных на Земле.
Членистоногие
Кишечнополостные
Земноводные
Рыбы
Птицы