СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика готовности к обучению в основной школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика готовности к обучению в основной школе»

Аналитическая справка по изучению психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в основную школу за период с 2017-2021 гг.

Цель: исследование кратковременной слуховой памяти; опосредованного запоминания с использованием смысловой связи, имеющейся между двумя понятиями (смысловая память); определить сформированность произвольного внимания; сформированность понятийного мышления; определить общее отношение к школе, учению; выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика; определить учебные интересы (их уровень).

Используемые психодиагностические методики: Тест «Память» - кратковременная; «Память»- смысловая; «Внимание» - корректурная проба; «Общая осведомленность»; «Классификация»; « Анализ отношений понятий (аналогии)»; «Способность выделять существенные признаки (сравнение)»; «Отношение к школе»; «Мотивация».

Результаты:

Количество детей, охваченных исследованием:


2016-2017

2017-2018 г

2018-2019 г

2019-2020 г

2020-2021 г

20 человек

26 человек

19 человек

14 человек

15 человек


учебный год

метод исследования

результаты за 1 полугодие

результаты за 2 полугодие

2016-2017

Диагностика психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в

среднее звено

Высокий уровень- 19% Средний уровень – 68% Низкий уровень – 13%

Высокий уровень- 27% Средний уровень – 63% Низкий уровень – 10%

2017-2018

Диагностика психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в

среднее звено обучения

Высокий уровень- 30% Средний уровень – 57% Низкий уровень – 13%

Высокий уровень- 32,7% Средний уровень – 57,8% Низкий уровень – 9,5%

2018-2019

Диагностика психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в

среднее звено обучения

Высокий уровень- 21,9% Средний уровень – 58,7% Низкий уровень – 19,4%

Высокий уровень- 24,2% Средний уровень – 61,6% Низкий уровень – 14,2%

2019-2020

Диагностика психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в

среднее звено обучения

Высокий уровень- 25,4% Средний уровень – 52% Низкий уровень – 22,6%

Высокий уровень- 31,6% Средний уровень – 56,4% Низкий уровень – 12%

2020-2021

Диагностика психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в

среднее звено обучения

Высокий уровень- 38% Средний уровень – 46% Низкий уровень – 16%

Высокий уровень- 43,4% Средний уровень – 47% Низкий уровень – 9,6%




    1. Исследование кратковременной слуховой и смысловой памяти


Учебный год

Уровень развития

Слуховая память

Смысловая память

2017-2018 г

высокий

34,7%

41,6%

средний

49,3%

45%

низкий

16%

13,4%

2018-2019 г

высокий

29,4%

25%

средний

47,3%

58%

низкий

23,3%

17%

2019-2020 г

высокий

32%

29,3%

средний

51%

61,8%

низкий

17%

8,9%

2020- 2021 г

высокий

21,8%

19,2%

средний

67%

63,6%

низкий

11,2%

17,2%

В целом, учащиеся 4 классов показывают преимущественно средний и высокий уровень развития как слуховой, так и смысловой памяти. С учащимися с низким уровнем развития памяти проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа, даются рекомендации учителям и родителям.



    1. Изучение уровня развития внимания – корректурная проба

Уровень развития внимания учащихся 4 классов, в основном, средний.



    1. Изучение уровня развития мыслительных операций


Учебный год

Уровень развития

Общая осведомленность

Классификация

Аналогии

Сравнение

2017-2018

высокий

14,6%

21,9%

10,6%

24%

средний

76%

65,7%

67,6%

65%

низкий

9,4%

12,4%

21,8%

11%

2018-2019

высокий

17,4%

13,5%

18%

22%

средний

71,7%

75,2%

75%

66,5%

низкий

10,9%

11,3%

7%

11,5%

2019-2020

высокий

14,8%

15%

19,3%

22%

средний

77%

75%

74,8%

64,7%

низкий

8,2%

10%

5,9%

13,3%

2020-2021

высокий

17%

20%

13,7%

23%

средний

69%

63,6%

72,6%

59,5%

низкий

14%

16,4%

13,7%

17,5%


Таким образом, преобладает средний уровень развития мыслительных операций. Если смотреть по всем учебным годам, то наибольший процент детей с низким уровнем развития

мыслительных операций наблюдался в 2017-2018 гг. Если сравнивать мыслительные операции низкого уровня развития по всем годам обучения, то преобладает «сравнение». Причинами отставания могут быть: неэффективность систем и методов преподавания; психофизиологические особенности ребенка; низкий уровень психологической готовности к школе; низкая мотивация к учению и др.

В целом можно судить о том, что у большинства учащихся 4 классов умственное развитие соответствует возрастным нормам.


    1. Изучение отношения к школе, к учению

Такие данные свидетельствуют о том, что большинство учащихся 4 классов, позитивно относится к учению. Им нравится сам процесс учения, у них сформировано представление об обучении как о труде, в школе нужно трудиться, это требует внимательности, старания, усидчивости. Такие учащиеся с желанием ходят в школу, проявляют старание к учебной деятельности.

    1. Определение мотивов учебной деятельности.



Как видно из диаграммы, среди четвероклассников преобладает познавательные мотивы учебной деятельности. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Широкие социальные мотивы – на втором месте по наличию среди четвероклассников. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.

На третьем месте среди мотивов четвероклассников - социальный мотив - ориентация на одобрение. Такие дети в основном учатся ради одобрения взрослых (родителей, учителя). Такой мотив является внешним мотивом для содержания процесса учения, но не является внешним мотивом для самого ученика.

Таким образом:

  • в основном умственное развитие четвероклассников соответствует возрастным нормам;

  • большинство учащихся 4 классов, позитивно относятся к учению.

  • среди мотивов учебной деятельности четвероклассников преобладают познавательные мотивы.


Уровень психологической готовности четвероклассников к переходу в среднее звено обучения

Большинство учащихся 4 классов показывают средний и высокий уровень психологической готовности к переходу в 5 класс. Также есть дети, которые в силу определенных особенностей, пока

испытывают трудности в учебе, развитии мотивационной сферы. С данной категорией учащихся ведется коррекционно-развивающая работа по развитию психических процессов, мотивационной, коммуникативной сфер.

Рекомендации:

Учителям:

  • Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий.

-На первом этапе обучения в 5 классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

-Способствовать снижению: общего уровня тревожности, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний и пр.

Родителям:
      1. Ознакомиться с результатами исследований и учитывать их при построении процесса домашнего обучения, воспитания ребенка.

      2. Выработать систему конструктивного взаимодействия с педагогом, психологом и ребенком.

      3. Создавать в семье положительный эмоционально-психологический фон. Поощрять успехи ребенка, формировать культуру общения.

      4. Развивать у детей интерес к знаниям, организовать культурный досуг, повышать общую эрудицию.