Аналитическая справка по изучению психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в основную школу за период с 2017-2021 гг. Цель: исследование кратковременной слуховой памяти; опосредованного запоминания с использованием смысловой связи, имеющейся между двумя понятиями (смысловая память); определить сформированность произвольного внимания; сформированность понятийного мышления; определить общее отношение к школе, учению; выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика; определить учебные интересы (их уровень).
Используемые психодиагностические методики: Тест «Память» - кратковременная; «Память»- смысловая; «Внимание» - корректурная проба; «Общая осведомленность»; «Классификация»; « Анализ отношений понятий (аналогии)»; «Способность выделять существенные признаки (сравнение)»; «Отношение к школе»; «Мотивация».
Результаты:
Количество детей, охваченных исследованием:
2016-2017 | 2017-2018 г | 2018-2019 г | 2019-2020 г | 2020-2021 г |
20 человек | 26 человек | 19 человек | 14 человек | 15 человек |
учебный год | метод исследования | результаты за 1 полугодие | результаты за 2 полугодие |
2016-2017 | Диагностика психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено | Высокий уровень- 19% Средний уровень – 68% Низкий уровень – 13% | Высокий уровень- 27% Средний уровень – 63% Низкий уровень – 10% |
2017-2018 | Диагностика психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено обучения | Высокий уровень- 30% Средний уровень – 57% Низкий уровень – 13% | Высокий уровень- 32,7% Средний уровень – 57,8% Низкий уровень – 9,5% |
2018-2019 | Диагностика психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено обучения | Высокий уровень- 21,9% Средний уровень – 58,7% Низкий уровень – 19,4% | Высокий уровень- 24,2% Средний уровень – 61,6% Низкий уровень – 14,2% |
2019-2020 | Диагностика психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено обучения | Высокий уровень- 25,4% Средний уровень – 52% Низкий уровень – 22,6% | Высокий уровень- 31,6% Средний уровень – 56,4% Низкий уровень – 12% |
2020-2021 | Диагностика психологической готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено обучения | Высокий уровень- 38% Средний уровень – 46% Низкий уровень – 16% | Высокий уровень- 43,4% Средний уровень – 47% Низкий уровень – 9,6% |
Исследование кратковременной слуховой и смысловой памяти
Учебный год | Уровень развития | Слуховая память | Смысловая память |
2017-2018 г | высокий | 34,7% | 41,6% |
средний | 49,3% | 45% |
низкий | 16% | 13,4% |
2018-2019 г | высокий | 29,4% | 25% |
средний | 47,3% | 58% |
низкий | 23,3% | 17% |
2019-2020 г | высокий | 32% | 29,3% |
средний | 51% | 61,8% |
низкий | 17% | 8,9% |
2020- 2021 г | высокий | 21,8% | 19,2% |
средний | 67% | 63,6% |
низкий | 11,2% | 17,2% |
В целом, учащиеся 4 классов показывают преимущественно средний и высокий уровень развития как слуховой, так и смысловой памяти. С учащимися с низким уровнем развития памяти проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа, даются рекомендации учителям и родителям.
Изучение уровня развития внимания – корректурная проба
Уровень развития внимания учащихся 4 классов, в основном, средний.
Изучение уровня развития мыслительных операций
Учебный год | Уровень развития | Общая осведомленность | Классификация | Аналогии | Сравнение |
2017-2018 | высокий | 14,6% | 21,9% | 10,6% | 24% |
средний | 76% | 65,7% | 67,6% | 65% |
низкий | 9,4% | 12,4% | 21,8% | 11% |
2018-2019 | высокий | 17,4% | 13,5% | 18% | 22% |
средний | 71,7% | 75,2% | 75% | 66,5% |
низкий | 10,9% | 11,3% | 7% | 11,5% |
2019-2020 | высокий | 14,8% | 15% | 19,3% | 22% |
средний | 77% | 75% | 74,8% | 64,7% |
низкий | 8,2% | 10% | 5,9% | 13,3% |
2020-2021 | высокий | 17% | 20% | 13,7% | 23% |
средний | 69% | 63,6% | 72,6% | 59,5% |
низкий | 14% | 16,4% | 13,7% | 17,5% |
Таким образом, преобладает средний уровень развития мыслительных операций. Если смотреть по всем учебным годам, то наибольший процент детей с низким уровнем развития
мыслительных операций наблюдался в 2017-2018 гг. Если сравнивать мыслительные операции низкого уровня развития по всем годам обучения, то преобладает «сравнение». Причинами отставания могут быть: неэффективность систем и методов преподавания; психофизиологические особенности ребенка; низкий уровень психологической готовности к школе; низкая мотивация к учению и др.
В целом можно судить о том, что у большинства учащихся 4 классов умственное развитие соответствует возрастным нормам.
Изучение отношения к школе, к учению
Такие данные свидетельствуют о том, что большинство учащихся 4 классов, позитивно относится к учению. Им нравится сам процесс учения, у них сформировано представление об обучении как о труде, в школе нужно трудиться, это требует внимательности, старания, усидчивости. Такие учащиеся с желанием ходят в школу, проявляют старание к учебной деятельности.
Определение мотивов учебной деятельности.
Как видно из диаграммы, среди четвероклассников преобладает познавательные мотивы учебной деятельности. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Широкие социальные мотивы – на втором месте по наличию среди четвероклассников. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.
На третьем месте среди мотивов четвероклассников - социальный мотив - ориентация на одобрение. Такие дети в основном учатся ради одобрения взрослых (родителей, учителя). Такой мотив является внешним мотивом для содержания процесса учения, но не является внешним мотивом для самого ученика.
Таким образом:
в основном умственное развитие четвероклассников соответствует возрастным нормам;
большинство учащихся 4 классов, позитивно относятся к учению.
среди мотивов учебной деятельности четвероклассников преобладают познавательные мотивы.
Уровень психологической готовности четвероклассников к переходу в среднее звено обучения
Большинство учащихся 4 классов показывают средний и высокий уровень психологической готовности к переходу в 5 класс. Также есть дети, которые в силу определенных особенностей, пока
испытывают трудности в учебе, развитии мотивационной сферы. С данной категорией учащихся ведется коррекционно-развивающая работа по развитию психических процессов, мотивационной, коммуникативной сфер.
Рекомендации:
Учителям:
Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий.
-На первом этапе обучения в 5 классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
-Способствовать снижению: общего уровня тревожности, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний и пр.
Родителям:
Ознакомиться с результатами исследований и учитывать их при построении процесса домашнего обучения, воспитания ребенка.
Выработать систему конструктивного взаимодействия с педагогом, психологом и ребенком.
Создавать в семье положительный эмоционально-психологический фон. Поощрять успехи ребенка, формировать культуру общения.
Развивать у детей интерес к знаниям, организовать культурный досуг, повышать общую эрудицию.