СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика работы кружка "Цветовод"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка усвоения знаний и активности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Цветовод»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменногорский центр образования»






Принято на педагогическом совете

МБОУ «Каменногорский ЦО»

Протокол № ___22___

от «__30___» __августа_ 2016_г.


Утверждена

приказом директора МБОУ «Каменногорский ЦО»

приказ № – 182/2 от 30.08.2016






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЦВЕТОВОД»


естественнонаучной направленности








Возраст детей: 13-16 лет

Срок реализации: 2 года






Программу разработала

Педагог дополнительного образования.

Дмитриенко Валентина Владиславовна











г. Каменногорск

2016 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Цветовод» относится к программам естественнонаучной направленности. Реализуется программа на базе МБОУ «Каменногорский ЦО» г. Каменногорск МО «Выборгский район» ЛО.

Содержание программы предусматривает дальнейшее повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на углубление знаний детей, развитие интересов и способностей обучающихся, продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Программа разработана в соответствии:

Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письма от 09 апреля 2014 года № 19- 1932/14-0-0 «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ», Устава Учреждения, санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).


По уровню усвоения – общеразвивающая.

По цели обучения – познавательная и трудовая.

По виду программа - модифицированная.


Актуальность

Одним из путей воспитания у школьников любви к природе, к своему, дому;

бережливого хозяйственного отношения к её богатствам является приобщение учащихся к изучению родной природы и активной природоохранительной деятельности во внеурочное время.

Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.


Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что программа дополнительного образования «Цветовод» адаптирована для детей 13-16 лет в связи с возросшим интересом детей этого возраста к эколого-биологическому и декоративно-прикладному направлению, так как в этом возрасте у детей преобладает потребность в развитии деятельно-коммуникативной сферы, более развит интерес к познанию своего окружения.


Направление данного курса эколого-биологическое, декоративно-прикладное.

Необходимым звеном в этой цепи является изучение строения цветочно-декоративных растений. На его базе рассматривается частное цветоводство, что необходимо сейчас для возможного направления личности. Учащиеся изучат все виды растений озеленителей. Рассмотрят использование растений в зелёном строительстве. Изучат название растений, которые окружают экологические факторы их жизни.


Цель: воспитать у ребят любовь к природе, научить наблюдать их за жизнью природы, привлечь к практической деятельности и дать навыки работы в кабинете биологии и на учебно-опытном участке городского типа.


Задачи обучающие:

  1. пополнить и закрепить свои знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии;

  2. лучше, понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений;

  3. изучить ассортимент культурных и комнатных растений;

  4. вести правильный отбор сортов, их размножение и внедрение в промышленное цветоводство;

  5. обогащение растений путём селекции и применением правил агротехники;

  6. целенаправленно заниматься сортоизучением и сортоиспытанием комнатных и культурных растений в местных условиях и их размножение;

  7. научить вести исследовательскую работу с использованием выращенных объектов;

  8. побуждать у учащихся стремление к систематическому чтению биологической литературы;

  9. научить основным способам сбора и заготовки семян цветочно-декоративных культур;

  10. научить коллективному творчеству и приёмам ландшафтного дизайна;

  11. формировать знания о профессиях, связанных с сельским хозяйством;

  12. научить правильно, владеть садово-огородным инструментом и дополнительными материалами.

Задачи развивающие:

  1. формировать практические навыки в работе с культурными растениями;

  2. освоить навыки исследовательской и опытнической работы;

  3. развивать стремление к познанию и творчеству;

  4. осознавать ответственность и сознательную дисциплинированность;

  5. развивать умение работать с литературными источниками;

  6. развивать аккуратность, настойчивость и точность в работе;

  7. формировать у ребят устойчивый интерес к объединению, показывая практическое применение знаний в повседневной жизни, широко применяя районный материал;

  8. развивать умение работать с растениями, восприятие, внимание, память, воображение, смекалку;

  9. развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, высказывать собственное мнение, суждение, вывод;;

  10. развивать духовную культуру личности.

Задачи воспитательные:

1. социализировать и адаптировать ребёнка к жизни в обществе;

2. воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине, природе родного края,

умение видеть прекрасное;

3. воспитывать культуру труда;

4. формировать общечеловеческие и нравственные ценности: доброту,

отзывчивость, уважение к другим людям, честность, мужество.


Реализация программы осуществляется в соответствии со следующими принципами деятельности:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности


Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы.

Ее отличительными особенностями являются нетрадиционные формы обучения.

Программой предусмотрены возможности для привлечения школьника к самостоятельной деятельности, к обучению планировать её, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать стремление к познанию и творчеству, а так же ответственность и сознательную дисциплинированность.

Сотрудничество с ближайшими школами района, СЮН г. Выборга и центром «Ладога».


Ознакомление с проектной деятельностью.

Проект подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме.

Проект включает три этапа работы.

Первый этап – подготовительный. На этом этапе объясняется цель, задачи проекта,

проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект

исследований. В качестве объекта исследований каждый ученик выбирает

что ему нравится..

Второй этап – непосредственно исследовательская деятельность,

Все полученные данные фиксируются в виде фотографий, рассказов,

описаний.

Третий этап – заключительный, включает в себя оформление проекта. Весь собранный материал обрабатывается и на основании полученных данных, делаются логические выводы, которые выстраиваются из общей цепочки данных.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся могут дополнять друг друга: исследование как этап проекта и проект как один из этапов исследования. Проектная и исследовательская работа способствует формированию всех компонентов исследовательской культуры учащихся: мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий.


Сроки реализации

Дополнительная программа «Цветовод» рассчитана на детей 13-16 лет.

Количество детей соответствует санитарно-гигиеническим нормам - 12-15 человек.


Программа «Цветовод» рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения – 144 часа

2 год обучения – 144 часа


Формы и режим занятий

Форма обучения: очная

Форма занятий – аудиторная


Формы и режим аудиторных занятий


На занятиях объединения «Цветовод» используются индивидуальная, индивидуализированная, фронтальная, звеньевая, кооперативно-групповая, дифференцированная формы учебной работы.


Режим занятий: 1-й год обучения – 2 раза в неделю 2 часа, всего 144 часа

2-й год обучения – 2 раза в неделю 2 часа, всего 144 часа

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предметные результаты:


Обучающиеся 1 года обучения должны знать:

- растение - живой организм, особенности его строения;

- строение цветочно-декоративных растений, среду их жизни и способы её управлением;

- условия жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

- основные способы размножений;

- организацию территорий цветочного хозяйства;

- приёмы выращивания растений;

- понятия о частном цветоводстве;

- растения окружающей среды;

- труд человека по уходу за комнатными растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности;

- эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений;

- условия необходимые для прорастания семян;

- агротехнику выращивания рассады

-знать технику безопасности при работе с садовыми инструментами

- знать разнообразие цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта и их биологические особенности;

- приобрести навыки по размножению, выращиванию растений и уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений;

- чётко знать, как обобщать итоги проведённой работы;


Обучающиеся 1 года обучения должны уметь:

- правильно поливать комнатные растения;

- протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;

- рыхлить почву;

- приготавливать почвенные смеси;

- правильно сажать семена растения;

- размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения;

- пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место;

- наблюдать за ростом растений;

- составлять таблицы по уходу за комнатными и цветочными растениями;

- правильно составлять этикетки для комнатных и цветочных растений;

- собрать семена растений;

- провести посадку;

- произвести размножение;

- уметь ухаживать за цветами;

- уметь составлять букеты и настольные композиции из живых растений и сухоцветов;

- уметь применить полученные знания в жизни;

- уметь правильно пользоваться садово-огородными инструментами;

- наблюдать и передавать впечатления от общения с природой;

- уметь составлять композицию при формировании клумб и посадке цветов;

- выполнять индивидуальные и коллективные работы с растениями;

- уметь определять видовой состав цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта;

- уметь вести наблюдения за ростом и развитием растений, заполнять дневники наблюдений, писать выводы с использованием их в исследовательской работе;


Обучающиеся 2 года обучения должны знать:


- растение - живой организм, особенности его строения;

- строение цветочно-декоративных растений, среду их жизни и способы её управлением;

- условия жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

- основные способы размножений;

- организацию территорий цветочного хозяйства;

- приёмы выращивания растений;

- понятия о частном цветоводстве;

- растения окружающей среды;

- труд человека по уходу за комнатными растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности;

- эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений;

- условия необходимые для прорастания семян;

- агротехнику выращивания рассады

-знать технику безопасности при работе с садовыми инструментами

- углублённо знать виды цветочно-декоративных растений, разнообразие сортов, их биологические особенности, условия для их лучшего роста, развития, получения хорошего цветения и высококачественных семян.

Обучающиеся 2 года обучения должны уметь:


- правильно поливать комнатные растения;

- протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;

- рыхлить почву;

- приготавливать почвенные смеси;

- правильно сажать семена растения;

- размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения;

- пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место;

- наблюдать за ростом растений;

- составлять таблицы по уходу за комнатными и цветочными растениями;

- правильно составлять этикетки для комнатных и цветочных растений;

- собрать семена растений;

- провести посадку;

- произвести размножение;

- уметь ухаживать за цветами;

- уметь составлять букеты и настольные композиции из живых растений и сухоцветов;

- уметь применить полученные знания в жизни;

- уметь правильно пользоваться садово-огородными инструментами;

- наблюдать и передавать впечатления от общения с природой;

- уметь составлять композицию при формировании клумб и посадке цветов;

- выполнять индивидуальные и коллективные работы с растениями;

- уметь различать виды декоративных растений, разнообразие сортов, их биологические особенности;

- уметь создавать самостоятельно условия для лучшего роста растений;

- уметь собирать и заготавливать для посева высококачественные семена.


Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные:

  • Ориентироваться в мире ценностей, в достижениях науки, культуры.

  • Осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи

  • Объяснять значение особенностей природной среды.

  • Ориентироваться в содержании теоретических понятий и использовать их при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.

Регулятивные

  • Ориентироваться в правах и обязанностях как члена коллектива

  • Самостоятельно, или при консультационной поддержке педагога, извлекать и структурировать информацию из различных источников.

  • Выполнять возложенные должностные обязанности

  • Выполнять задания по инструкции педагога

  • Оценить достоинства и недостатки собственной работы

Коммуникативные:

  • Участвовать в групповой работе в качестве исполнителя

  • Участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем

Личностные:

  • Проявлять любовь и бережное отношение к своей Родине, природе родного края,

  • Уметь видеть прекрасное;

Формировать общечеловеческие и нравственные ценности: доброту


Способы оценки результативности освоения обучающихся образовательной программы

1. устный опрос, тестирование и выполнение практических заданий

2. практическая работа в лаборатории

3. викторина

4. тестирование

Для получения самостоятельных знаний ребята могут писать рефераты, доклады, делать сообщения, чтобы лучше запомнить названия комнатных растений, или название растений по теме: составлять кроссворды. Весь материал, составленный ребятами, приложен к работе.

Более заинтересованные обучающиеся и в следующие годы интересуются цветоводством. Кто выращивает цветы, кто пишет проекты, а кто-то задумается о выборе своей будущей профессии.


Формы подведения итогов

1.Написание и защита исследовательских проектов по комнатному цветоводству и цветам на пришкольной территории.

2.Написание и защита рефератов по цветочно-декоративным растениям, по истории возникновения комнатного цветоводства.

3.Игры: «Угадай растение», «Конкурс – турнир знатоков природы», «Цветы – земной красы начало», «Зелёное лето».

4.Экскурсии: «Явления природы в жизни растений».

5.Экологический мониторинг.

6.Конкурс на лучший проект ландшафтного дизайна на УОУ.

7.Организация выставок познавательной литературы и лучших детских проектов.

8.Участие в конкурсах на лучший учебно-опытный участок района и области, в районном конкурсе самый зелёный класс «Сад на окне», в выставках «Дары природы» и др.


Виды аттестации:

текущая,

промежуточная.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1-й год обучения (дети 13-16 лет)


Наименование тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические работы

1. Вводное занятие.

2

2


2. Цветочно-декоративные растения, их

значение в жизни человека.

6

3

3

3. Биологические особенности однолетних

цветочно-декоративных растений.

4

1

3

4.Биологические особенности комнатных

растений.

4

2

2

5. Уход за комнатными растениями.

8

3

5

6.Насекомые - вредители комнатных растений

и борьба с ними.

6

3

3

7.Семена однолетников и подготовка их к посеву.

6

2

4

8.Подготовка к опытнической работе.

4

1

3

9.Питание комнатных растений из почвы и их

подкормка.

6

3

3

10.Вегетативное размножение комнатных

растений (размножение черенками).

8

2

6

11.Выращивание рассады однолетников.

20

6

14

12.Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения.

18

6

12

13.Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт.

20

8

12

14.Высадка рассады, выращенной в теплице.

20

6

14

15.Наблюдения и подведение итогов работы.

6

3

3

16 Защита исследовательских работ.

6

2

4

ИТОГО:

144

53

91


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


2-й год обучения (дети 13-16 лет)


Наименование тем

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические занятия

1.Биологические особенности многолетних

цветочно-декоративных растений.

2

1

1

2.Подготовка многолетников к выгонке.

4

1

3

3.Декоративные деревья и кустарники.

2

1

1

4.Озеленение школьного учебно-опытного участка.

12

4

8

5.Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений.

6

2

4

6.Семенное размножение комнатных растений.

2

1

1

7.Подготовка к опытнической работе.

4

1

3

8.Вегетативное размножение комнатных растений (черенками, корневищами, листьями, почками).

2

1

1

9.Весенние работы на учебно-опытном участке.

16

4

12

10.Размножение декоративных деревьев и кустарников.

4

2

2

11.Вегетативное размножение многолетников.

4

2

2

12.Выращивание многолетников из семян.

2

1

1

13.Художественная обрезка декоративных кустарников.

4

1

3

14.Дикорастущие цветочно-декоративные растения.

4

2

2

15.Подведение итогов опытнической работы.

Игра «Цветы – земной красы начало».

2


2

16.Зашита проектных работ.

2


2

ИТОГО:

72

24

48

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЦВЕТОВОД»

1-й год обучения

ОСЕННИЙ ПЕРИОД

1.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать кружковцы. Знакомство с правилами по ТБ.

Экскурсия на учебно-опытный участок пришкольной территории. Подготовка к конкурсам и выставкам.


2.Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения. Беседа о значении зелёных насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.

Экскурсия в ботанический сад, парк и т.д.

Практическая работа по уходу за комнатными растениями. Правила ТБ.


3. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений. Понятия о цветочно-декоративных растениях, их группировка. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений, их биологические особенности. Способы выращивания.

Практическая работа. Уход за газоном. Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений. Выкапывание и посадка цветущих растений в горшки. Изготовление наглядных пособий: гербария и коллекций семян однолетников. Работа с дополнительной литературой: выписка кратких сведений об однолетних растениях. Правила ТБ.


4.Биологические особенности комнатных растений. Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.

Практическая работа. Знакомство с комнатными растениями. Проведение паспортизации растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Изготовление наглядных пособий (карты родины комнатных растений). Проведение викторины по распознаванию комнатных растений. Правила ТБ.


5.Уход за комнатными растениями. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.

Практическая работа. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытьё горшков, удаление пожелтевших листьев. Приготовление почвенных смесей. Определение необходимости перевалки и пересадки растений. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приёмов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах. Правила ТБ.


ЗИМНИЙ ПЕРИОД


6. Насекомые – вредители комнатных растений и борьба с ними. Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Меры борьбы с вредителями (с учётом их биологических особенностей).

Практическая работа. Ознакомление с наиболее распространёнными насекомыми, повреждающие комнатные растения. Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых, обмывание листьев и стеблей. Знакомство с устройством опрыскивателя. Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

Правила ТБ.

7. Семена однолетников и подготовка их к посеву. Условия, необходимые для прорастания семян однолетников. Способы их подготовки к посеву.

Практическая работа. Знакомство с семенами однолетников: очистка, определение всхожести семян, намачивание и другие способы подготовки семян к посеву. Наблюдения за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий (коллекций семян однолетников). Правила ТБ.


8.Подготовка к опытнической работе. Обсуждение и распределение тем опытов между учащимися. Разработка планов проведения опытов. Оформление записей в дневнике.


ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД


9. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка. Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка, как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Практические работы. Распознавание минеральных удобрений. Составление календаря подкормки комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок. Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений, за появлением вредителей. Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.

Правила ТБ.


10. Вегетативное размножение комнатных растений (размножение черенками). Значение размножения комнатных растений черенками. Растения, размножаемые черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков. Правила черенкования и пересадка укоренившихся черенков.

Практическая работа. Заготовка песка, земли. Подготовка ящиков для посадки. Черенкование комнатных растений. Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой и влажностью помещения, посадка окоренившихся черенков; уход за черенками. Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками. Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков. Правила ТБ.


11.Выращивание рассады однолетников. Условия, необходимые для выращивания рассады в теплице, парниках.

Практическая работа. Подготовка ящиков, плошек и земли для посева. Посев семян. Написание и установка этикеток на ящиках. Уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады.

Правила ТБ.


12.Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения. Понятие о почве, её свойствах, плодородии. Питание растений из почвы, значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Практическая работа. Внесение удобрений. Перекопка почвы и разбивка участка.

Правила ТБ.


13.Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян. Уход за посевами.

Практическая работа. Выбор участка для грунтового посева семян однолетников. Подготовка почвы. Разбивка делянок. Посев семян. Уход за посевами. Наблюдение за их всходами, пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов, по уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений. Правила ТБ.


14.Высадка рассады, выращенной в теплице и парниках. Агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Практическая работа. Распределение клумб между учащимися. Подготовка почвы. Подготовка рассады и высадка её в грунт, уход за высаженной рассадой. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Правила ТБ.

15.Подведение итогов опытнической работы. Учёт результатов опытов. Оформление записей в дневниках. Изготовление наглядных пособий. Подготовка и участие в праздниках. Защита исследовательских и опытнических проектов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЦВЕТОВОД»


2-й год обучения


ОСЕННИЙ ПЕРИОД

1. Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений. Многолетние цветочно-декоративные растения; их биологические особенности. Преимущества многолетников перед однолетниками. Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.

Практическая работа. Описание разных видов многолетников. Оценка и отбор разных экземпляров на семена. Сбор семян этих растений. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов и других луковичных. Выкапывание и уборка клубней георгинов и др. Сбор семян многолетников. Посев семян флоксов. Уход за многолетниками. Наблюдения за осенним цветением многолетников. Изготовление наглядных пособий: гербария цветочных растений, засушенных цветков, коллекций семян многолетников и др. Проведение опытов по выяснению лучших способов посадки луковиц, хранения клубней, корневищ, клубнелуковиц цветочно-декоративных растений, сроков и способов посева семян флоксов. Правила ТБ.

Экскурсия на осеннюю выставку цветов, цветочно-декоративное хозяйство, на участок цветовода-любителя. Ознакомление с многолетними цветочно-декоративными растениями, беседа с цветоводами о способах выращивания цветов многолетников.


2. Подготовка многолетников к выгонке. Грунтовые цветочно-декоративные растения, используемые для выгонки, значение выгонки. Время посадки луковиц и высадки растений из грунта в горшки. Условия содержания растений до выгонки.

Практическая работа. Выбор растений многолетников для выгонки. Выкапывание растений из грунта. Посадка их в горшки и прикопка на грядку. Изучение строения луковиц различных растений. Посадка луковиц в горшки. Внесение посаженных растений в помещение с пониженной температурой. Уход за растениями. Наблюдения за состоянием растений, подготовляемых к выгонке. Проведение опытов по выяснению лучших способов подготовки многолетников к выгонке. Правила ТБ.


3. Декоративные деревья и кустарники. Виды декоративных деревьев и кустарников, их биологические особенности. Назначение и организация питомника древесных и кустарниковых пород.

Практическая работа. Ознакомление с декоративными деревьями и кустарниками. Сбор, хранение и стратификация семян. Закладка питомника древесных и кустарниковых растений. Наблюдения за осенними фазами развития декоративных деревьев и кустарников, за погодой. Изготовление наглядных пособий: гербариев, коллекций плодов и семян декоративных деревьев и кустарников. Правила ТБ.

Экскурсия в ботанический сад, парк, хозяйство зелёного строительства. Ознакомление с декоративными деревьями и кустарниками; беседа со специалистами о выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников, об уходе за зелёными насаждениями.


ЗИМНИЙ ПЕРИОД

4. Озеленение школьного учебно-опытного участка. Типы оформления участков цветочно-декоративными растениями. Сочетание многолетников и однолетников в различных типах оформления. Изучение специализированной литературы, знакомство с проектами озеленения, с принципами составления планов озеленения участков.

Практическая работа. Составления плана озеленения участка. Подбор деревьев, кустарников и цветочно-декоративных растений. Подсчёт необходимого количества посадочного материала и семян для озеленения. Наблюдения за погодой.


5. Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений. Биологические особенности получения цветущих растений зимой. Особенности ухода за выгоночными растениями.

Практическая работа. Уход за выгоночными растениями. Наблюдения за ростом и цветением выгоночных растений. Проведение опытов по выяснению лучших приёмов ухода за выгоночными растениями.


6.Семенное размножение комнатных растений. Комнатные растения, размножаемые семенами. Способы подготовки семян к посеву. Особенности посева мелких семян. Уход за посевами. Биологическое обоснование пикировки. Правила пересадки растений. Условия, необходимые для роста и развития растений.

Практическая работа. Подготовка семян к посеву. Подготовка горшков и ящиков и посев семян. Уход за посевами; пикировка. Пересадка рассады в отдельные горшочки. Уход за растениями. Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов посева комнатных растений.

Правила ТБ.


7. Подготовка к опытнической работе. Работа проводится с комнатными растениями, многолетниками и декоративными деревьями и кустарниками в соответствии с планом первого года занятий (тема 8).


ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД

8. Вегетативное размножение комнатных растений. Биологические основы вегетативного размножения комнатных растений. Растения, размножающиеся делением куста и корневищами, усами, клубнями, прививкой. Техника и сроки вегетативного размножения комнатных растений. Условия, необходимые для окоренения листьев, отводков.

Практическая работа. Заготовка земли. Размножение комнатных растений делением кустов и корневищ, усами, клубнями, луковицами, отводками, прививкой, окоренением листьев. Уход за растениями. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней. Постановка опытов по выявлению лучших способов вегетативного размножения комнатных растений. Правила ТБ.


9. Весенние работы на пришкольной территории. Виды весенних работ по уходу за многолетниками, кустарниками и деревьями, их биологическое обоснование. Требования к срокам и качеству их выполнения.

Практическая работа. Перенесение плана озеленения на учебно-опытный участок; разбивка клумб, рабаток, отбивка дорожек. Подготовка и посадка деревьев, кустарников. Наблюдения за ростом и развитием подопытных растений, за погодой. Правила ухода за посаженными растениями. Проведение опытов по выяснению лучших способов посева и посадок, приёмов ухода за цветочно-декоративными растениями. Правила ТБ.


10. Размножение декоративных деревьев и кустарников. Способы размножения декоративных деревьев и кустарников. Значение семенного и вегетативного размножения. Сроки и техника проведения работ по семенному и вегетативному размножению.

Практическая работа. Обработка почвы и внесение удобрения в питомнике древесных и кустарниковых растений. Посев семян. Заготовка и посадка черенков деревьев и кустарников. Прививка сирени и других растений. Уход за растениями в питомнике. Наблюдения за ростом и развитием растений в питомнике. Проведение опытов по выявлению лучших способов и сроков размножения декоративных деревьев и кустарников; выяснение влияния ростовых веществ на окоренение черенков растений.

Правила по ТБ.

Экскурсия в питомник. Ознакомление с организацией питомника, агротехникой выращивания саженцев декоративных деревьев и кустарников, с механизацией работ в питомнике.


11. Вегетативное размножение многолетников. Биологические особенности растений и способы вегетативного размножения. Техника и сроки вегетативного размножения многолетников. Требования к выполнению работ по вегетативному размножению многолетников в связи с особенностями их роста и цветения.

Практическая работа. Подготовка почвы. Деление кустов и корневищ многолетников. Посадка поделённых частей растений. Черенкование флоксов и георгинов. Посадка клубнелуковиц, клубней. Размножение пионов зелёными черенками. Закладка опытов. Наблюдения за окоренением черенков, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших способов и условий размножения многолетников. Изготовление наглядных пособий: гербариев, зарисовок по вегетативному размножению растений.

Правила ТБ.


12. Выращивание многолетников из семян. Значение и биологические основы размножения многолетников семенами; многолетники, размножающиеся семенами. Особенности размножения флоксов и гладиолусов. Сроки, техника посева. Уход за посевами и пересадка сеянцев в связи с биологическими особенностями многолетников.

Практическая работа. Подготовка почвы и посев семян многолетников. Уход за саженцами. Пересадка саженцев на клумбу. Наблюдения за появлением всходов и стадиями развития растений. Проведение опытов по выяснению лучших способов выращивания многолетников из семян. Правила ТБ.


13. Художественная обрезка декоративных кустарников. Значение и биологические основы обрезки декоративных кустарников. Особенности, правила и время обрезки кустарников для придания им декоративной формы. Разновидности садовых ножниц для обрезки и их функциональное назначение.

Практическая работа. Изучение на практике способов и правил декоративной обрезки кустарников. Правила пользования садовыми ножницами. Обрезка декоративных кустарников на учебно-опытном участке. Уход за кустарниками. Правила по ТБ.


14.Дикорастущие цветочно-декоративные растения. Требования к декоративным качествам дикорастущих растений, отбираемых для введения в культуру. Условия, необходимые для их роста и развития при посадке в цветочно-декоративном отделе. Правила ухода за ними.

Практическая работа. Посадка дикорастущих растений и уход за ними. Наблюдения за состоянием растений, их ростом и развитием. Правила по ТБ.

Экскурсия в природу для ознакомления с цветущими растениями своей местности. Работа с определителем. Отбор красивоцветущих растений для перенесения их на участок и сбор семян.


15. Подведение итогов опытнической работы. Завершающие работы по данной теме в соответствии с планом занятий кружка. Представление исследовательских проектов, рефератов. Подготовка и участие в праздниках. Изготовление наглядных пособий.


Методическое обеспечение программы I года обучения


Тема

Форма занятий

Методы

Дидактический материал

ТСО

Форма подведения итогов

Введение.

Беседа, экскурсия

словесный

Оснащение лаборатории

контрольные вопросы

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

Беседа, Экскурсия .

Словесный,

наглядный,

практический.

Гербарий, комнатные растения, органические и минеральные удобрения, схема строения растений.

Контрольные вопросы.

Биологические особенности однолетних

цветочно-декоративных растений

Беседа, практическая работа.

Словесный,

наглядный,

практический.

Инвентарь, поддоны, лейки,

Цветы.

Практическая работа, пересадка растений.

Викторина.

Биологические особенности комнатных

растений.

Беседа, практическая работа.

Словесный,

наглядный,

практический.

. справочная литература, наборы открыток, коллекция живых растений

контрольные вопросы.

Викторина

Уход за комнатными растениями.

Беседа, практическая работа.

Словесный,

наглядный,

практический.

Инвентарь, цветочная земля, горшки, лейки, справочная литература, определители цв.-дек. растений, журналы по цветоводству, различные декоративные элементы.

Практическая работа, посадка растений.

контрольные вопросы.

Насекомые - вредители комнатных растений

и борьба с ними.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

Микроскопы, лупы, ловушки, препараты, справочная литература, опрыскиватели.

Определители заболеваний и вредителей.

Наблюдения, практическая работа, контрольные вопросы.

Семена однолетников и подготовка их к посеву

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

Инвентарь и инструменты цветовода, справочная литература, рассадные ящики, семена комнатных растений, субстрат

Практическая работа, контрольные вопросы, наблюдения

Подготовка к опытнической работе

Беседа, экскурсия

Словесный,

наглядный,

Гербарий, справочная литература, наборы

контрольные вопросы, игра,

Питание комнатных растений из почвы и их

подкормка

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

комнатные растения, инвентарь и инструменты цветовода, горшки и рассадные ящики, грунт, дренаж

Контрольные вопросы,

практическая работа, наблюдения

Вегетативное размножение комнатных

растений (размножение черенками).

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

комнатные растения, инвентарь и инструменты цветовода, горшки и рассадные ящики, грунт, дренаж

Контрольные вопросы,

практическая работа, наблюдения

Выращивание рассады однолетников.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

инвентарь и инструменты цветовода, субстрат, семена многолетников

Наблюдения, практическая работа, контрольные вопросы.

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

справочная литература, наборы открыток, коллекция живых растений

Практическая работа, тестовый контроль

Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

инвентарь и инструменты цветовода, субстрат, семена многолетников

Наблюдения, практическая работа, контрольные вопросы.

Высадка рассады, выращенной в теплице.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

горшки, лейки, посадочный материал,субстрат, уч. таблицы

Наблюдения, практическая работа, контрольные вопросы.

Наблюдения и подведение итогов работы.

Беседа, практическая работа.

Словесный,

наглядный,

практический.


Викторина

Защита исследовательских работ.

Выступление на НПК





Методическое обеспечение программы 2 года обучения


Тема

Форма занятий

Методы

Дидактический материал

ТСО

Форма подведения итогов

  1. 1.

Биологические особенности многолетних

цветочно-декоративных растений.

Беседа, экскурсия

словесный

. справочная литература, наборы открыток, коллекция живых растений

контрольные вопросы.

Викторина

  1. 2.

.Подготовка многолетников к выгонке.

Беседа, Экскурсия .

Словесный,

наглядный,

практический.

инвентарь и инструменты цветовода, субстрат, семена многолетников

Контрольные вопросы.

  1. 3.

3.Декоративные деревья и кустарники.

Беседа, практическая работа.

Словесный,

наглядный,

практический.

Инвентарь, поддоны, лейки,

Цветы.

Практическая работа, пересадка растений.

Викторина.

  1. 4.

Озеленение школьного учебно-опытного участка.

Беседа, практическая работа.

Словесный,

наглядный,

практический.

Инвентарь, цветочная земля, горшки, лейки, справочная литература, определители цв.-дек. растений, журналы по цветоводству, различные декоративные элементы.

Практическая работа, посадка растений.

контрольные вопросы.

  1. 5.

Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений.

Беседа, практическая работа.

Словесный,

наглядный,

практический.

Инвентарь, цветочная земля, горшки, лейки, справочная литература, определители цв.-дек. растений, журналы по цветоводству, различные декоративные элементы.

Практическая работа, посадка растений.

контрольные вопросы.

  1. 6.

Семенное размножение комнатных растений.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

Микроскопы, лупы, ловушки, препараты, справочная литература, опрыскиватели.

Наблюдения, практическая работа, контрольные вопросы.

  1. 7

Подготовка к опытнической работе.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

Инвентарь и инструменты цветовода, справочная литература, рассадные ящики, семена комнатных растений, субстрат

Практическая работа, контрольные вопросы, наблюдения

Вегетативное размножение комнатных растений (черенками, корневищами, листьями, почками).

Беседа, экскурсия

Словесный,

наглядный,

инвентарь и инструменты цветовода, субстрат, семена многолетников

Наблюдения, практическая работа, контрольные вопросы.

Весенние работы на учебно-опытном участке.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

комнатные растения, инвентарь и инструменты цветовода, горшки и рассадные ящики, грунт, дренаж

Контрольные вопросы,

практическая работа, наблюдения

Размножение декоративных деревьев и кустарников.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

комнатные растения, инвентарь и инструменты цветовода, горшки и рассадные ящики, грунт, дренаж

Контрольные вопросы,

практическая работа, наблюдения

Вегетативное размножение многолетников.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

инвентарь и инструменты цветовода, субстрат, семена многолетников

Наблюдения, практическая работа, контрольные вопросы.

Выращивание многолетников из семян.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

горшки, лейки, посадочный материал,субстрат, уч. таблицы

Наблюдения, практическая работа, контрольные вопросы.

Художественная обрезка декоративных кустарников.

Беседа, практическая работа

Словесный,

наглядный,

практический

Инвентарь и инструменты цветовода, справочная литература,

практическая работа, контрольные вопросы.

Дикорастущие цветочно-декоративные растения.

Беседа, практическая работа

Экскурсия

Словесный,

наглядный,

практический

справочная литература горшки, лейки, посадочный материал, субстрат, уч. таблицы

Наблюдения, практическая работа, контрольные вопросы.

Подведение итогов опытнической работы.

Беседа, практическая работа.

Словесный,

наглядный,

практический.

справочная литература, определители цв.-дек. растений, журналы по цветоводству, различные декоративные элементы.

Викторина

Защита проектных работ

Выступление на НПК





ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

1.1. Учащиеся допускаются к работе только после прохождения инструктажа по охране труда и технике безопасности, о чём делается соответствующая запись в журнале.

1.2. Учащиеся должны соблюдать правила внутреннего распорядка.

1.3. Учащиеся должны соблюдать правила труда и отдыха.

1.4. Педагог должен немедленно сообщить директору о несчастном случае или травмировании учащихся.

1.5. Учащийся должен знать и соблюдать правила личной гигиены.

1.6. Не прикасаться к рубильникам и выключателям.

1.7. Не подходить близко к работающим механизмам, машинам.

1.8. Без разрешения педагога не покидать своего рабочего места.

1.9. Без разрешения и сопровождения педагога категорически запрещено ходить на берег реки Вуоксы.

1.10. Получив с/х инвентарь (лопаты, вилы, грабли) проверить их исправность и приступить к работе.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Педагог перед началом работы должен подготовить инвентарь. Если необходимо, то и средства индивидуальной защиты.

2.2. Каждый педагог должен знать телефон скорой или ближайшего медицинского учреждения, где может быть оказана квалифицированная медицинская помощь.

2.3. Расставить учащихся на пришкольной территории и дать конкретное задание, как правильно выполнять его.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Учащиеся должны выполнять требования педагогов.

3.2. Соблюдать правила личной гигиены после работы.

3.3. При работе на клумбах не мешать друг другу.

3.4. Работая с ножницами или секатором, держать их рабочей частью от себя. Во время перерыва инструменты должны быть закрыты.

3.5. При вскапывании лопата должна находиться в положении под углом 60 градусов, по отношению к поверхности почвы.

3.6. Работу выполнять в рабочей одежде, в обуви с твёрдой подошвой и перчатках.

3.7. Рыхлитель класть острой частью вниз или ставить к опоре.

3.8. Приготовляя растворы минеральных удобрений, не прикасаться к ним руками. С удобрением работать в перчатках.





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование

Количество

1.

Поливочные шланги

5 шт. по 50 м

2.

Лейки

25 штук

3.

Секаторы

15 штук

4.

Ножовки

8 штук

5.

Штыковые лопаты

35 штук

6.

Совковые лопаты

15 штук

7.

Веерные грабли

20 штук

8.

Грабли

40 штук

9.

Тяпки

23 штуки

10.

Мётлы пластмассовые

12 штук

11.

Мётлы берёзовые (ежегодная заготовка)

50 штук

12.

Вёдра

30 штук

13.

Вилы

10 штук

14.

Рыхлительницы садовые

40 штук

15.

Посадочные лопатки

15 штук

16.

Насадки поливочные (для шлангов)

3 штуки

17.

Садовые ножницы

4 штуки

18.

Носилки деревянные

20 штук

19.

Мешки для мусора

50 штук

20.

Ящики для рассады

100 штук

21.

Баночки для пикировки рассады

500 штук

22.

Перчатки

25 пар

23.

Окучиватели

12 штук

24.

Серп

7 штук




МАЛАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ


Наименование

Год приобретения

Количество

Назначение

1.

Триммер электрический.

2001 г.

1

Уход за газоном стрижка малых декоративных газонов

2.

Газонокосилка электрическая 4-х колёсная

2002 г.

1

Стрижка газонов возле школы вокруг фигурных клумб

3.

Триммер бензиновый

2005-2006 гг.

2

Стрижка газона в дендрологическом отделе, обочина дорог, под кустами в плодово-ягодном отделе

4.

Газонокосилка 4-х колёсная, четырёхтактная

2007г.

2009г.

2

Стрижка футбольного поля, поляны в дендрологическом отделе, газонов вокруг клумб




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Для педагога

1. Анищенко Л.В. Декоративные лекарственные травы в дизайне сада. Москва.

2005. – 125 с.

2. Борисов В.М. Справочная книга по химизации сельского хозяйства – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1980. – 560 с.

3. Берёзкина И.В. Библия комнатных растений. Москва. Эксмо. 2008. – 254 с.

4. Берёзкина И.В. Григорьева Н.В. Библия садовых растений. Москва. Эксмо. 2008. – 250 с.

5. В помощь крестьянину: Практическое пособие /Сост. П.И.Писаренко. – СПб.: Лениздат, 1993. – 365 с.

6. Никитинский Ю.И., Тавлинова Г.К. Приемы цветочного озеленения. Москва. Россельхозиздат. 1985. – 237 с.

7. Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений. Книга для учащихся. 2-е издание. Москва. Просвещение 1991г.

8. Пфайффер Э. Плодородие земли. – Калуга.: Духовное познание, 1994. – 300 с.

9. Родина В.А. Цветоводство в школе. Просвещение 1973.- 254 с.

10. Современная энциклопедия домашнего хозяйства. Всё о комнатных растениях.

Москва. 2001. – 319 с.

11. Созвездие московского меридиана. Иллюстрированный энциклопедический

сборник – М.: Нива России, 1997. – 380 с.

12. Тетюрев В. Спросим мнение самого растения.- Москва: “Детская литература”

1980.

13. Шевелуха В.С. и др. Сельскохозяйственная биотехнология. – 2-е изд., перераб.

и доп. М.: Высшая школа, 2003. – 469 с.: ил.

Для обучающихся

1. Анищенко Л.В. Декоративные лекарственные травы в дизайне сада. Москва.

2005. – 125 с.

2. Берёзкина И.В. Библия комнатных растений. Москва. Эксмо. 2008. – 254 с.

3. Берёзкина И.В. Григорьева Н.В. Библия садовых растений. Москва. Эксмо. 2008. – 250 с.

4. Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся.

2-е издание Москва. Просвещение. 1991.

5. Современная энциклопедия домашнего хозяйства. Всё о комнатных растениях.

Москва. 2001. – 319 с.








Приложение 1


Календарный учебный график «Цветовод»

1. Продолжительность учебного года:

- начало учебного года 01 сентября;

- окончание учебного года – 31 мая.

2. Количество учебных недель – 36.

29.10.2016 г. - 06.11.2016 г. (9 календарных дней)

31.12.2016г. - 08.01.2017г. (9 календарных дней)

24.03.2017 г. - 02.04.2017 г. ( 10 календарных дней)

3. Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.

Общий объем учебных занятий – 144 часа.

4. Продолжительность и количество занятий в неделю.

- 2 раза по 2 часа в неделю.

Продолжительность одного занятия – 45 минут.

Перерыв между занятиями составляет 10 минут.










































23


Просмотр содержимого документа
«КУГ Цветовод 2 год»

Календарно-учебный график объединения «Цветовод»

на 2017-2018учебный год

Группа 2года обучения (72 часа)

Педагог Дмитриенко В.В.



п/п

Содержание занятия

Часы

Сроки

ТБ вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ. Знакомство с видами общественно полезного труда по озеленению Каменногорского ЦО.

ТБ Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями. Значение зеленых растений в жизни человека.

2



ТБ Экскурсия на учебно-опытный участок школы. Понятие о цветочно-декоративных растениях и их группировка. Луковичные.

ТБ Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений. Способы выращивания однолетних растений. Способы выращивания однолетних растений.

2



ТБ Уход за газоном.

2


ТБ Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений. Сортировка.

2


ТБ Выкапывание и посадка цветущих растений в горшки.

2


ТБ Изготовление наглядных пособий: гербарий и коллекция семян.

2


Работа с дополнительной литературой. Выписка кратких сведений об однолетних растениях.

2


Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.

2


ТБ Знакомство с комнатными растениями и их паспортизация.

2


Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству.

2


Изготовление карты – родина комнатных растений.

2


Викторина по распознаванию комнатных растений.

2


ТБ Уход за комнатными растениями: влажность почвы, воздуха, температура, освещение.

2


ТБ Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения.

2


Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения.

2


ТБ Перевалка комнатных растений в большие горшки.

2


ТБ Размещение растений соответственно их требованиям к освещению и температуре.

2


ТБ Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы.

2


ТБ Мытье горшков, удаление пожелтевших листьев.

2


ТБ Приготовление почвенных смесей.

2


Определение необходимости перевалки и пересадки растений.

2


ТБ Перевалка и пересадка комнатных растений.

2


Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.

2


Агротехнические приемы по уходу за комнатными растениями.

2


Выращивание комнатных растений на разных почвах.

2


Требовательность к влаге и воздуху, температуре и освещению.

2


ТБ Наблюдения за поставленными опытами.

2


ТБ Уход за комнатными растениями.

2


Вредители комнатных растений.

2


Меры борьбы с вредителями, с учетом их биологических особенностей.

2


Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, вредителями комнатных растений.

2


ТБ рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых. Обмывание листьев и стеблей.

2


ТБ знакомство с устройством опрыскивателя и его применение.

2


ТБ наблюдение за комнатными растениями после опрыскивания вредителей.

2


Условия необходимые для прорастания однолетников.

2


Способы подготовки к посеву семян однолетников.

2


ТБ Знакомство с семенами однолетников. Очистка бархатцев

2


ТБ определение всхожести бархатцев.

2


ТБ Способы подготовки семян к посеву.

2


ТБ Наблюдения за прорастанием семян.

2


ТБ Изготовление наглядных пособий. Коллекция семян.

2


ТБ Изготовление наглядных пособий. Коллекция семян.

2


Оформление записей в дневнике наблюдений.

2


Обсуждение и распределение тем опытов между учащимися.

2


Разработка планов проведения опытов и выбор растений.

2


Оформление записей и презентаций.

2


ТБ Подкормка комнатных растений и опрыскивание.

2


ТБ Подкормка, как добавочное питание.

2


Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетативного периода.

2


ТБ Распознавание минеральных удобрений.

2


Составление календаря подкормки комнатных растений.

2


ТБ Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

2


Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений.

2


ТБ Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений, появление вредителей.

2


ТБ Выращивание растений на питательных растворах.

2


Значение размножения комнатных растений черенками.

2


Растения, размножаемые черенками.

2


Условия, необходимые для укоренения черенков.

2


ТБ Правила черенкования и пересадка укоренившихся черенков.

2


ТБ Подготовка и ремонт ящиков для посадки однолетников на рассаду.

2


ТБ Подготовка почвенных смесей для посадки однолетников на рассаду.

2


ТБ Посев однолетников на рассаду для пришкольной территории.

2


ТБ Посев однолетников на рассаду для пришкольной территории.

2


ТБ Посев однолетников на рассаду для пришкольной территории.

2


ТБ Посев однолетников на рассаду для пришкольной территории



ТБ Наблюдение за всхожестью и ростом однолетников.

2


ТБ Уход и подкормка однолетников до периода пикировки в отдельные горшочки.

2


ТБ Пикировка однолетников.

2


ТБ Пикировка однолетников

2


ТБ Пикировка однолетников

2


ТБ Уход и наблюдение за ростом однолетников.

2


ТБ Уход и наблюдение за ростом однолетников.

2



ИТОГО: 36 недель по2 часа в неделю

72












Просмотр содержимого документа
«КУГ Цветовод»

Календарно-учебный график

Объединения «Цветовод»

На 2016-2017 учебный год

Педагог Дмитриенко В.В.

Группа 1 года обучения (144 часа)


п/п

Содержание занятия

Часы

Сроки

ТБ вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ. Знакомство с видами общественно полезного труда по озеленению Каменногорского ЦО.

ТБ Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями. Значение зеленых растений в жизни человека.

2



ТБ Экскурсия на учебно-опытный участок школы. Понятие о цветочно-декоративных растениях и их группировка. Луковичные.

ТБ Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений. Способы выращивания однолетних растений. Способы выращивания однолетних растений.

2



ТБ Уход за газоном.

2


ТБ Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений. Сортировка.

2


ТБ Выкапывание и посадка цветущих растений в горшки.

2


ТБ Изготовление наглядных пособий: гербарий и коллекция семян.

2


Работа с дополнительной литературой. Выписка кратких сведений об однолетних растениях.

2


Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.

2


ТБ Знакомство с комнатными растениями и их паспортизация.

2


Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству.

2


Изготовление карты – родина комнатных растений.

2


Викторина по распознаванию комнатных растений.

2


ТБ Уход за комнатными растениями: влажность почвы, воздуха, температура, освещение.

2


ТБ Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения.

2


Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения.

2


ТБ Перевалка комнатных растений в большие горшки.

2


ТБ Размещение растений соответственно их требованиям к освещению и температуре.

2


ТБ Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы.

2


ТБ Мытье горшков, удаление пожелтевших листьев.

2


ТБ Приготовление почвенных смесей.

2


Определение необходимости перевалки и пересадки растений.

2


ТБ Перевалка и пересадка комнатных растений.

2


Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.

2


Агротехнические приемы по уходу за комнатными растениями.

2


Выращивание комнатных растений на разных почвах.

2


Требовательность к влаге и воздуху, температуре и освещению.

2


ТБ Наблюдения за поставленными опытами.

2


ТБ Уход за комнатными растениями.

2


Вредители комнатных растений.

2


Меры борьбы с вредителями, с учетом их биологических особенностей.

2


Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, вредителями комнатных растений.

2


ТБ рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых. Обмывание листьев и стеблей.

2


ТБ знакомство с устройством опрыскивателя и его применение.

2


ТБ наблюдение за комнатными растениями после опрыскивания вредителей.

2


Условия необходимые для прорастания однолетников.

2


Способы подготовки к посеву семян однолетников.

2


ТБ Знакомство с семенами однолетников. Очистка бархатцев

2


ТБ определение всхожести бархатцев.

2


ТБ Способы подготовки семян к посеву.

2


ТБ Наблюдения за прорастанием семян.

2


ТБ Изготовление наглядных пособий. Коллекция семян.

2


ТБ Изготовление наглядных пособий. Коллекция семян.

2


Оформление записей в дневнике наблюдений.

2


Обсуждение и распределение тем опытов между учащимися.

2


Разработка планов проведения опытов и выбор растений.

2


Оформление записей и презентаций.

2


ТБ Подкормка комнатных растений и опрыскивание.

2


ТБ Подкормка, как добавочное питание.

2


Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетативного периода.

2


ТБ Распознавание минеральных удобрений.

2


Составление календаря подкормки комнатных растений.

2


ТБ Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

2


Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений.

2


ТБ Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений, появление вредителей.

2


ТБ Выращивание растений на питательных растворах.

2


Значение размножения комнатных растений черенками.

2


Растения, размножаемые черенками.

2


Условия, необходимые для укоренения черенков.

2


ТБ Правила черенкования и пересадка укоренившихся черенков.

2


ТБ Подготовка и ремонт ящиков для посадки однолетников на рассаду.

2


ТБ Подготовка почвенных смесей для посадки однолетников на рассаду.

2


ТБ Посев однолетников на рассаду для пришкольной территории.

2


ТБ Посев однолетников на рассаду для пришкольной территории.

2


ТБ Посев однолетников на рассаду для пришкольной территории.

2


ТБ Посев однолетников на рассаду для пришкольной территории



ТБ Наблюдение за всхожестью и ростом однолетников.

2


ТБ Уход и подкормка однолетников до периода пикировки в отдельные горшочки.

2


ТБ Пикировка однолетников.

2


ТБ Пикировка однолетников

2


ТБ Пикировка однолетников

2


ТБ Уход и наблюдение за ростом однолетников.

2


ТБ Уход и наблюдение за ростом однолетников.

2



ИТОГО: 36 недель по 4 часа в неделю

144












Просмотр содержимого документа
«Карта диагностики»

Мониторинг результатов

Диагностическая карта

Название образовательной программы______________________________________________________________________________________________

Срок реализации ____________________________Год обучения________________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога_________________________________________________________________________________________________________________

Дата исследования (контроля)_____________________________________________________________________________________________________

Форма исследования________________________________________________________________________________________________________



Фамилия, имя ребёнка

Предметные результаты


Метапредметные результаты

Знание биологических особенностей растений.

Знание способов выгонки многолетников.

Способысеменного размножения комнатных растений

Способы вегетативного размножения растений

Дикорастущие цветочно-декоративные растения.

Художественная обрезка декоративных кустарников. Умение работать с садовым инструментом.

Коммуникативные способности и умение работы в коллективе


Использование различных способов поиска и сбора материала


Умение слушать и слышать педагога

Стремление к совершенству и законченности в работе

Проявление творчества

и фантазии в создании работ

Навыки соблюде-ния в процессе деятельности правил безопас-ности
























































































































































































.

Критерии оценки (могут быть различными, в зависимости от формулировок параметров):

1 – низкий уровень (нет, навык отсутствует);

3 – средний уровень;

5 – высокий уровень (да).


ВЫВОД:

































Критерии результативности

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

- низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

- высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);



Владение спец. терминологией

 минимальный (низкий) уровень(ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

 средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

 высокий уровень(специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)


Владение спец. оборудованием и оснащением

 минимальный уровень (низкий) умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

 средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

 высокий уровень(работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).


Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной ин­формации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств


Уровень выполнения заданий

Высокий уровень - четкое соблюдение установки педагога на выполнение задания,

проявление инициативы при выполнении задания,

рациональность выполнения, отличное выполнение задания

с соблюдением правил техники безопасности.

Средний уровень - соблюдение установки педагога, хороший уровень выполнения

задания.

Низкий уровень - исполнительный характер выполнения задания.


Самостоятельность в подборе и анализе литературе


- низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- высокий уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)


Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни – по аналогии с Самостоятельность в подборе и анализе литературе


Стремление к совершенству и законченности в работе

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Уровни – по аналогии с Самостоятельность в подборе и анализе литературе


Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

- низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);

- высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).


Индивидуальная сумма баллов уровня освоения учебного материала за один период образовательного процесса

39 - 45 баллов – глубокое усвоение учебного материала (высокая степень)

33 - 38 баллов – учащийся нуждается в коррекции (средняя степень)

27 - 32 балла – деятельность учащегося требует пристального внимания педагога (удовлетворительная степень)

Групповая сумма баллов образовательного процесса

55-60 баллов - отличное усвоение учебного материала всей группой

45-54 баллов - хорошее усвоение учебного материала всей группой

36 -44 баллов - удовлетворительное усвоение учебного материала

Анализ, набранных обучаемым баллов по периодам и этапам, позволяет сформировать и осуществить выбор индивидуального образовательного маршрута направленного на достижение качества, определить направления управления качеством образовательного процесса


Критерии результативности

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

- низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

- высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);



Владение спец. терминологией

 минимальный (низкий) уровень(ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

 средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

 высокий уровень(специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)



Владение спец. оборудованием и оснащением

 минимальный уровень (низкий) умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

 средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

 высокий уровень(работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).


Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной ин­формации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств


Уровень выполнения заданий

Высокий уровень - четкое соблюдение установки педагога на выполнение задания,

проявление инициативы при выполнении задания,

рациональность выполнения, отличное выполнение задания

с соблюдением правил техники безопасности.

Средний уровень - соблюдение установки педагога, хороший уровень выполнения

задания.

Низкий уровень - исполнительный характер выполнения задания.


Самостоятельность в подборе и анализе литературе


- низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- высокий уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)


Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни – по аналогии с Самостоятельность в подборе и анализе литературе


Стремление к совершенству и законченности в работе

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Уровни – по аналогии с Самостоятельность в подборе и анализе литературе


Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

- низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);

- высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).




Индивидуальная сумма баллов уровня освоения учебного материала за один период образовательного процесса

39 - 45 баллов – глубокое усвоение учебного материала (высокая степень)

33 - 38 баллов – учащийся нуждается в коррекции (средняя степень)

27 - 32 балла – деятельность учащегося требует пристального внимания педагога (удовлетворительная степень)

Групповая сумма баллов образовательного процесса

55-60 баллов - отличное усвоение учебного материала всей группой

45-54 баллов - хорошее усвоение учебного материала всей группой

36 -44 баллов - удовлетворительное усвоение учебного материала

Анализ, набранных обучаемым баллов по периодам и этапам, позволяет сформировать и осуществить выбор индивидуального образовательного маршрута направленного на достижение качества, определить направления управления качеством образовательного процесса



Просмотр содержимого документа
«УКГ Цветовод»

Календарно-учебный график объединения «Цветовод»

на 2017-2018 учебный год

группа 2 года обучения (36 часов)

педагог Дмитриенко В.В.




п/п

Содержание занятия


Часы

Сроки

1.


ТБ на занятиях. Содержание курса «Цветовод». Второй год обучения. Подготовка инструментов к работе.

2


2.

Многолетние цветочно-декоративные растения и их биологические особенности.

2


3

Сроки посадки многолетников. Подготовка почвы для тюльпанов.

2


4.

Правила хранения многолетников убираемых на зиму.

2


5.

Посадка луковичных. Тюльпаны, нарциссы, мускари и др.

2


6.

Сбор семян однолетников. Бархатцы.

2


7.

Выкапывание и уборка клубней георгинов.

2


8.

Сбор семян многолетников. Рудбекия.

2


9.

Ознакомление с цветочно-декоративными многолетниками и условиями их выращивания.

2


10.

Грунтовые цветочно-декоративные растения, используемые для выгонки. Значение выгонки.

2


11.

Время посадки луковиц и высадки растений из грунта в горшки.

2


12.

Условия содержания растений до выгонки.

2


13.

Выбор растений многолетников для выгонки.

2


14.

Посадка луковиц в горшки и установка их в подвале с пониженной температурой.

2


15.

Изучение специализированной литературы, знакомство с проектами озеленения, с принципами составления планов озеленения УОУ.

2


16.

Составление плана озеленения УОУ в 2016 году.

2


17.

Особенности ухода за выгоночными растениями.

2


18.

Уход за выгоночными растениями. Подкормка.

2


19.

Способы подготовки семян к посеву.

2


20.

Особенности посева мелких семян. Уход за посевами.

2


21.

Биологическое обоснование пикировки. Правила пересадки растений.

2


22.

Условия необходимые для роста и развития растений.

2


23.

Подготовка семян к посеву.

2


24.

Подготовка горшков, ящиков и посев семян.

2


25.

Уход за посевами, пикировка.

2


26.

Пересадка рассады в отдельные горшки.

2


27.

Уход за растениями. Наблюдение за появлением всходов и развитием растений.

2


28.

Виды весенних работ по уходу за многолетниками, кустарниками и деревьями, их биологическое обоснование.

2


29.

Подготовка ящиков, земли для посадки однолетников на рассаду.

2


30.

Посев однолетников в ящики.

2


31.

Наблюдение за всходами, уход и подкормка однолетников.

2


32.

Пикировка однолетников.

2


33.

Посадка кустарников спиреи на УОУ.

2


34.

Высадка рассады однолетников на клумбы.

2


35.

Весенняя обрезка плодовых кустарников черноплодки и шиповника.

2


36.

Подведение итогов опытнической работы. Представление исследовательских проектов, рефератов. Изготовление наглядных пособи.

2



Просмотр содержимого документа
«кгу»

Календарно-учебный график объединения «Цветовод»

на 2017-2018учебный год

Группа 2года обучения (72 часа)

Педагог Дмитриенко В.В.



п/п

Содержание занятия

Часы

Сроки

ТБ вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ. Знакомство с видами общественно полезного труда по озеленению Каменногорского ЦО.

ТБ Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями. Значение зеленых растений в жизни человека.

2



ТБ Экскурсия на учебно-опытный участок школы. Понятие о цветочно-декоративных растениях и их группировка. Луковичные.

ТБ Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений. Способы выращивания однолетних растений. Способы выращивания однолетних растений.

2



ТБ Уход за газоном.

2


ТБ Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений. Сортировка.

2


ТБ Выкапывание и посадка цветущих растений в горшки.

2


Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.

2


ТБ Знакомство с комнатными растениями и их паспортизация.

2


ТБ Уход за комнатными растениями: влажность почвы, воздуха, температура, освещение.

2


ТБ Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения.

2


Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения.

2


ТБ Перевалка комнатных растений в большие горшки.

2


ТБ Размещение растений соответственно их требованиям к освещению и температуре.

2


ТБ Приготовление почвенных смесей.

2


Определение необходимости перевалки и пересадки растений.

2


Вредители комнатных растений.

2


Меры борьбы с вредителями, с учетом их биологических особенностей.

2


Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, вредителями комнатных растений.

2


Условия необходимые для прорастания однолетников.

2


Способы подготовки к посеву семян однолетников.

2


ТБ Знакомство с семенами однолетников. Очистка бархатцев

2


ТБ определение всхожести бархатцев.

2


ТБ Подкормка комнатных растений и опрыскивание.

2


ТБ Подкормка, как добавочное питание.

2


Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетативного периода.

2


ТБ Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

2


Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений.

2


ТБ Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений, появление вредителей.

2


Условия, необходимые для укоренения черенков.

2


ТБ Правила черенкования и пересадка укоренившихся черенков.

2


ТБ Подготовка и ремонт ящиков для посадки однолетников на рассаду.

2


ТБ Посев однолетников на рассаду для пришкольной территории

2


ТБ Наблюдение за всхожестью и ростом однолетников.

2


ТБ Уход и подкормка однолетников до периода пикировки в отдельные горшочки.

2


ТБ Пикировка однолетников

2


ТБ Уход и наблюдение за ростом однолетников.

2


ТБ Уход и наблюдение за ростом однолетников.

2



ИТОГО: 36 недель по2 часа в неделю

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!