СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика способностей обучающихся 1 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика 1. Общая ориентация и запас бытовых знаний.

Методика 2. Определение школьной мотивации «МОЙ КЛАСС».

Методика 3. Изучение школьной тревожности.

Методика 4. Методика «Лестница».

Методика 5. Изучение памяти.

Методика 6. Изучение внимания.

Методика 7. Изучение мышления.

Методика 8. Диагностика межличностных отношений в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика способностей обучающихся 1 класса.»

Диагностика способностей учащихся 1 класса

Методика 1. Общая ориентация и запас бытовых знаний.

1. Как твои фамилия, имя и отчество?

2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?

3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

4. Как называется столица государства, в котором мы живем?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (необходимо назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице)

6. Каковы номер дома или квартиры, где живут твои родственники или знакомые?

7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома? (здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы)

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы? (правильный ответ включает указание, как на часы, так и на минуты)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме (правильный ответ, когда в нем перечислено не менее трех разных инструментов).


Методика 2. Определение школьной мотивации «МОЙ КЛАСС»
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.


Анализ результатов:
  1. Позиция «один, вдали от учителя» — эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.

  2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, — доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.

  3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.

  4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

Методика 3. Изучение школьной тревожности.
Вопросы:
1. В школе я чувствую себя совершен­но свободно.

2. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

3. Если бы разрешалось, я бы пропус­кал уроки.

4. Я всегда боюсь отвечать у доски.

5. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

6. Когда учитель собирается дать за­дание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

7. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашних заданий.

8. Когда вечером я ложусь в постель, с тревогой думаю о том, что ждет меня завтра в школе.

9. Мне интересно в школе.

10. Я стараюсь как можно лучше вы­полнить задание, но обычно у меня ни­чего не получается.


Ключ к анкете


Шкала 1.

1+

3-

5-

7-

9+

Шкала 2.

2-

4-

6-

8-

10-


За каждое совпадение с ключом ста­вится 1 балл. Средний балл по каждой шкале - 3. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему не­обходимы помощь и поддержка.

Значение шкал:

1-я шкала - удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

2-я шкала - тревожность, связанная с учебным процессом.


Методика 4. Методика «Лестница»
Посмотрите на эту лестницу. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. На самой нижней ступеньке – самые плохие дети. Куда ты сам (сама) себя поставишь?
А как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама?


Анализ результатов: наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму».

Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лестницы, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Такие дети самые благополучные.

Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
- действительно благополучных,
- инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных пояснений),
- «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

Еще один вариант – дети ставят себя выше, чем как они полагают, поставила бы их мама. Такая ситуация неблагополучна для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят.


Методика 5. Изучение памяти.
а) Логическая память.
Инструкция:
«Послушайте внимательно пары слов и воспроизведите слова, которые стояли вторыми в паре в течение 2 минут».

Корова – молоко
Кукла – играть
Книга – учитель
Лошадь – сани
Ножницы – резать

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Интерпретация:
8-10 баллов – высокий уровень развития
6-7 баллов – средний
5 и менее баллов - низкий

б) Зрительная память.

Предъявляется 10 изображений различных предметов. Потом дети воспроизводят их в течение двух минут (приложение).

Интерпретация:
80-100% - высокий уровень
60-70% - средний уровень
50% и менее – низкий уровень


в) Методика «Повторение цифр»

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их запиши. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание! Начали!»


1 серия: 2 серия:
3-8-6 6-1-2
3-4-1-7 6-1-5-8

8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

3-8-0-1-7-4 7-9-6-4-8-3

5-1-7-4-2-3-8 9-8-5-2-1-6-3

1-6-4-5-9-7-6-3 2-9-7-6-3-1-5-4

5-3-8-7-1-2-4-6-9 4-2-6-9-1-7-8-3-5


Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при счете является показателем объема кратковременной памяти.
Возрастные нормативы:
5-7 лет: 3-5 единиц,

8-9 лет: 3-6 единицы (среднее значение – 4),

10-11 лет: 4-7 единиц (среднее значение – 5),

12-14 лет: 5-9 единиц (среднее значение – 7).

Методика 6. Изучение внимания.

а) Проба Мюнстерберга.
Инструкция:
среди набранных букв спрятаны слова, отыщи их и подчеркни.


ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧБРП
ЛОЬИРЪГНЖРЛВАКГДЗПМЫЛОАКМПРСТНКРА
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИАУМАМАЦПЧУЪЩМЕИ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТШЛ
ОСМЕТЛАОУКЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСЯЗВЖФ
БРПТЯЭЦДЖЕЭУСГЛКЮГБЕИОКАПЛЯФСГТЮС

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл. Время – 5 минут.
Интерпретация:
13-15 баллов – высокий уровень развития
10-12 баллов – средний
9 и менее баллов - низкий


б) Расставь значки.
Инструкция: расставь значки в таблице по образцу. Время – 2 минуты.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2















3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4















5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6















7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8















9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10















Интерпретация:
80-100% - высокий уровень
60-70% - средний уровень
50% и менее – низкий уровень


Методика 7. Изучение мышления.
Инструкция:
из перечисленных слов три находятся в какой-то смысловой зависимости, четвертое слово не подходит, назовите его.

1. Книга, портфель, сумка, рюкзак.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой.

3. Владимир, Валерий, Валентина, Виктор.

4. Река, мост, озеро, море.

5. Дедушка, учитель, мама, брат.

6. Трамвай, автобус, троллейбус, самосвал.

7. Береза, липа, дуб, дерево.

8. Лошадь, корова, собака, лось.

9. Красный, синий, темный, желтый.

10. Блокнот, карандаш, ручка, фломастер.


Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Интерпретация:
8-10 баллов – высокий уровень развития
6-7 баллов – средний
5 и менее баллов - низкий

Методика 8. Диагностика межличностных отношений в коллективе
Социометрия «Два дома».
Инструкция: На листе бумаги нарисованы два дома — красный и синий. Психолог просит у учащегося назвать 5 одноклассников, с которыми он хотел бы жить вместе в одном доме. Фамилии этих ребят записываются в красный дом. В синий дом заносятся фамилии других пяти детей, с которыми ребенок общаться не хочет.

Социометрическая таблица:

№ п/п

Ф.И. уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1












2












3












4












5













Общее кол-во

«+» выборов












Общее кол-во

«-» выборов












Кол-во взаимных
«+» выборов












Кол-во взаимных
«-» выборов











Протокол: Если фамилия ребенка записана в красном доме, то ставится знак «+», если в синем доме — знак «-». Если выборы двух ребят взаимны (как отрицательные, так и положительные), то ячейка заштриховывается.


1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!