СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика выявления способностей обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит методики по выявлению способностей обучающихся (Т. Д. Дубовицкой, Е. Е. Туник, О. Б. Островского). Также представлены различные анкеты для обучающихся для изучения их способностей.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика выявления способностей обучающихся»

Методики по выявлению способностей обучающихся.


ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(Е.Е.ТУНИК)

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р).

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше. 
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий. 
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания. 
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится. 

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить». 

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

ТЕСТ

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем. 
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше. 
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю. 
4. Мне не нравится планировать дела заранее. 
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть. 
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать. 
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это. 
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы. 
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы. 
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле. 
11. Мне нравится заниматься чем-то новым. 
12. Я люблю заводить новых друзей. 
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось. 
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом. 
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете. 
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле. 
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше. 
18. Я люблю то, что необычно. 
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди. 
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом. 
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей. 
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь. 
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня. 
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом. 
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают. 
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа. 
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать. 
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы. 
29. Я не люблю выступать перед группой. 
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев. 
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад. 
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны. 
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть. 
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись. 
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям. 
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я. 
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы. 
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают. 
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи. 
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике. 
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах. 
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем. 
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. 
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша. 
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову. 
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это. 
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них. 
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ. 
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются. 
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома. 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Обработка данных теста

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44; 
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34; 
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл; 
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы. 

Любознательность
 (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49; 
• отрицательные ответы: 28; 
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл. 

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50; 
• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48; 
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл. 

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46; 
• отрицательные: 14, 20, 39; 
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл. 

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.






Анкета учащегося

(интересы, склонности, способности, самооценка учебной деятельности, роли в коллективе)


Фамилия______________________________________________________________

Имя__________________________________________________________________

Отчество______________________________________________________________

Интересы, склонности, способности

Укажите названия кружков, секций, клубов, которые вы посещали в прошлом учебном году.


Какие кружки, секции, клубы вы планируете посещать в этом учебном году?


Из перечисленных ниже видов деятельности, что пришлось бы вам по душе? (нужное подчеркнуть):

Рисование

Пение

Танцы

Спорт (если да, то какой вид спорта)

Играть на сцене или в кино

Играть в КВН

Придумывать сценарии игр, театрализованных представлений

Участвовать в интеллектуальных играх

Шить, вязать, вышивать, изготавливать поделки

Собирать коллекции

Фотографировать природу

Ухаживать за домашними животными

Помогать пожилым людям и инвалидам

Ходить в церковь

Готовить различные блюда

Дарить друзьям подарки

Что-то смастерить или отремонтировать

Работать на компьютере

Сделать генеральную уборку

Организовать в классе чаепитие или поход в природу

Пойти на дискотеку

Читать художественную литературу

Заработать денег на каникулах (например, работа в ларьке или в магазине)

Что-нибудь помимо перечисленного:___________________________________


Учебная деятельность


Какие предметы вам нравятся потому, что итересны

Какие предметы вы считаете самыми необходимыми для изучения

Умеете ли вы самостоятельно работать по заранее составленному вами плану?

Какие учебные задания представляют для вас наибольшую сложность (нужное подчеркнуть):

Письменные упражнения

Устные ответы

Заполнение таблиц

Заучивание наизусть

Работа в группе с другими учащимися

Просьба учителя повторить ответ другого ученика

Быстрый опрос

Вопрос по теме, которую изучали месяц назад

Какие профессии вам интересны настолько, что вы и сами хотели бы в будущем заниматься этой деятельностью?

Прислушиваетесь ли вы к мнению взрослых (родителей, учителей), и если да, то в какой степени?


Особенности темперамента

Если другой человек во время спора начинает кричать на вас, вы…

Перекричите его

Кинетесь на него с кулаками

Сочтёте выше своего достоинства дальнейшее общение с ним и уйдёте

Выдержите паузу и, не повышая голоса, продолжите спор

Среди своих сверстников вы, скорее всего не выберете в друзья человека, обладающего качеством характера (нужное подчеркнуть):

Рассудительность

Вежливость по отношению к пожилым людям

Молчаливость

Склонность к азартным играм

Фантазера и сочинителя небылиц, с которым, однако, интересно общаться

Такого, кто считается своим среди старшеклассников и вообще «знает, что где и по чём»

Во всём и всегда подражающего вам

Одевающегося недостаточно модно, что вызывает насмешки со стороны других ваших приятелей

Отметьте те пункты, где описана ситуация, вызывающая у вас всплеск эмоций (не важно, положительных или отрицательных):

Хулиганы бьют незнакомого вам человека

Вы выиграли в лотерею

Вы увидели в небе потрясающе красивую радугу

Кошка поймала воробья

У приятеля украли мобильный телефон


Роль в классном коллективе

Обязанности, которые вы с удовольствием выполняете (или хотели бы выполнять) в классе:

Староста

Заместитель старосты

Цветовод

Оформитель классного уголка

Ответственный за экономное расходование электричества

Ответственный за дежурство в столовой

Представитель от класса в школьный актив организации «Гагаринцы»

Организатор культурно-массовых мероприятий в классе (например, организатор викторин, соревнований)

Ответственный за сохранность мебели и наглядных пособий

Ответственный за готовность к уроку классной доски (чистота, влажная губка)

Помощник преподавателя (приносит карты, атласы, учебные пособия по просьбе преподавателей)

«Мастер на все руки» - ответственный за мелкий ремонт в классе

Фотограф и хронограф (ведёт исторические записи о жизни класса, оформляет классный альбом)

Ответственный за чистоту окон

Ответственный за чистоту подоконников

Ответственный за наличие принадлежностей для уборки (тряпок, порошка, мыла, очистителя)

Ответственный за подготовку окон к зимнему сезону и последующую весеннюю уборку


Среди перечисленного подчеркните те пункты, которые соответствуют присутствию у вас дома


Удобного места для занятий

Домашней библиотеки

Компьютера

Специального альбома или папки, куда вы сами или родители складываете ваши грамоты, похвальные листы или другие наглядные подтверждения ваших достижений




Методика диагностики направленности учебной мотивации

(Дубовицкая Т.Д.)


Инструкция.


Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, поставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++), пожалуй, верно (+), пожалуй, неверно (-), неверно (-). Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

  1. Изучение данного предмета даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках.

  4. Учебные задания по данному предмету мне интересны, я их выполняю, потому что это требует учитель (преподаватель).

  5. Трудности, возникшие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.

  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

  9. На уроках по данному предмету, у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.

  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками, друзьями.

  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают.

  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

  14. Считаю, что все задания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с этим предметом.

  18. Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

  19. Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).



Обработка результатов по диагностике направленности учебной мотивации

Дубовицкой Т.А.

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ:

Да

1

2

5

6

8

11

12

14

17

19

нет

3

4

7

9

10

13

15

16

18

20

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов.

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается так:

0 – 10 баллов – внешняя мотивация

11 – 20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации

6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации

15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:

  1. Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1, 11, 14, 17 (максимальное количество баллов 8).

  2. Самостоятельность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 6, 8, 12 (максимальное количество баллов 6).

  3. Пассивность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 7, 10, 13 (максимальное количество баллов 6).

  4. Трудность в изучении предмета – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2).

  5. Интерес к предмету – положительные ответы по суждениям 2, 5, 19 (максимальное количество баллов 6).

  6. Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3, 4, 9 (максимальное количество баллов 6).

  7. Негативное отношение к предмету – положительные ответы по суждениям 15, 16, 20 (максимальное количество баллов 6).

Степень данных проявлений: 0-25 % - низкая

30% - 70% - средняя

75% - 100% - высокая

Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.



АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу

Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо или интересно.

Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

  1. Необходимые предметы

II. Интересные предметы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны. 2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

5. Этот предмет учит разбираться в жизни.

6. Этот предмет считают значимым мои родители.

7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.

2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

3. Интересно выяснять причины событий.

4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.

9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.


Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов

(составитель О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена)



I. Составьте рейтинг учебных предметов. Выпишите в столбик все предметы, которые вы изучали в прошлом учебном году и будете изучать в этом учебном году. Сколько получилось всего? Поставьте эту цифру напротив самого любимого предмета. Напротив самого нелюбимого предмета поставьте цифру 1. Остальные предметы распределите строго по местам в этом диапазоне (чем интереснее для вас предмет, тем больший балл Вы ему присваиваете).

Комментарий: данный вопрос анкеты направлен на выявление предметной направленности интересов учащихся. По предметной направленности познавательные интересы делятся на гуманитарные (обществознание, история, право, история художественной культуры, литература, краеведение, география); лингвистические (русский язык, иностранный язык); естественнонаучные (физика, химия, биология, география, краеведение), физико-математические (физика, алгебра, геометрия, черчение), практические (черчение, физкультура, труд, ОБЖ), эстетические (литература, ИЗО, музыка).

Если количество явных гуманитариев (школьников с гуманитарной направленностью познавательных интересов) в классе превышает 50%, можно вести обучение, считая оптимальные возможности этих учеников нормой для данного класса. При этом недопустимо обучение гуманитарным предметам по программам повышенного уровня учеников с ярко выраженным интересом к физико-математическим или естественнонаучным дисциплинам. Повышенный уровень преподавания предполагает объемные домашние задания, поисковые и творческие работы по гуманитарным предметам. Негуманитариев такие задания будут отвлекать их от доминирующей склонности, порождать негативную эмоциональную реакцию, быстро переносимую на личность учителя и отношение к предмету. Не менее важно знать, какой процент составляют ученики с аморфными интересами. В их рейтинге на первом месте может стоять история или литература, на втором – алгебра, на третьем – физкультура, на четвертом – химия, на пятом – иностранный язык и т.п., т.е. существует большой разрыв между предметами одной группы. Это показатель несформированности и неосознанности интересов. В массовой школе, вплоть до XI класса такие ученики составляют большинство. Борьба за трансформацию аморфных познавательных интересов ученика в относительно устойчивые – важнейшая и труднейшая задача учителя, поле педагогической конкуренции. Следует помнить, что учащиеся с аморфными интересами, как правило, принимают предметную направленность интересов, определяемую группой явных гуманитариев или негуманитариев, составляющих авторитетную часть класса. Одним из критериев эффективности обучения является максимальное сокращение этой группы учащихся и переход их в одну из вышеописанных категорий. Добровольный переход ученика из класса, например, социально-экономического профиля в иной профильный класс следует рассматривать как положительный результат обучения: этот ученик понял, что социально-экономические науки – не его призвание, осознал иные познавательные интересы, и у него есть время для специализации в избранной области. Добровольный переход ученика из профильного класса в базовый – признак аморфности познавательных интересов, нежелания или неспособности преодолеть лень, свидетельство целенаправленного педагогического противодействия (со стороны товарищей из числа тех, у кого интересы не сформированы; со стороны недальновидных родителей, привыкших за много лет к формальному выполнению домашних заданий, и часто жалующихся на перегрузку своих детей; со стороны "сердобольных", т.е., как правило, малоквалифицированных учителей и классных руководителей, которые на фоне специалистов, работающих по программе повышенного уровня, неуклонно теряют свой авторитет и влияние на детей).



II. Предмет (указать какой) нравится Вам потому, что (отметьте все ответы, которые Вы считаете для себя важными):

  1. Его знание необходимо каждому человеку.

  2. Его знание необходимо любому россиянину.

  3. Его знание важно для настоящего петербуржца.

  4. Дает интересную информацию.

  5. Учит думать, анализировать, сравнивать.

  6. Я хотел (а) бы еще больше времени уделять данному предмету.

  7. Его изучение связано с моими жизненными планами.

  8. Нравится учиться вообще.

  9. Занимаюсь этим предметом с удовольствием. Легко дается.

  10. Легко дается. Не требует много времени на подготовку.

  11. Позволяет проявить мои знания и способности.

  12. Свободно чувствую себя на уроках.

  13. Позволяет свободно общаться с товарищами.

  14. Нравится учитель.

  15. Изучение этого предмета встречает поддержку моих родителей.

  16. Предмет пользуется популярностью в классе, среди моих товарищей.

  17. Изучаю потому, что так положено.



Комментарий: вопрос II направлен на выявление мотивации (внутренних побудителей) интереса учащихся к изучению любимого предмета. В анкете в завуалированной форме даны все основные мотивы познавательного интереса:

широкие социальные мотивы – общечеловеческие, патриотические, региональные (позиции 1-3). В советское время они были, чаще всего, вербальными – общепринятой официальной отговоркой, равнозначной, фактически, позиции 17. С середины 1980-х гг. у большинства учеников, указавших эти мотивы, они действительно наполнились реальными чувствами и переживаниями. Тем не менее, если широкие социальные мотивы являются единственными, не сочетаясь с другими, они не считаются показателями познавательного интереса.

Информационный мотив (позиция 4) – будучи единственным или не сочетаясь с каким-либо мотивом группы 4-7, 11, свидетельствует лишь о ситуативном интересе. Показателем его перехода на относительно устойчивую стадию является сочетание информационного мотива со стремлением выйти за рамки программы (позиция 6). Главным двигателем развития личности ученика, показателем эффективности обучения и гарантией устойчивости интереса является мотив осознания собственного роста (позиция 5). В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса.



Мотив практической значимости предмета (позиция 7) в младших классах вербален, - из области детских мечтаний. В этом возрасте он не оказывает реального влияния на интерес учеников. Его роль резко возрастает в старших классах. Большинство учащихся указывает этот мотив применительно к литературе и математике, поскольку эти предметы все сдают на экзаменах в школе, а литературу – во всех вузах.

Мотив широкой любознательности (позиция 8) часто упоминается в V-VШ классах. Как правило, он является показателем аморфности интересов, когда ученика привлекает не результат познавательной деятельности, а сам процесс учения – делания и связанное с ним общение. Увеличение учебной нагрузки и дифференциация интересов учащихся в VШ-ХI классах ведут почти к полному его исчезновению. Он упоминается, всегда в сочетании с другими мотивами, только самыми способными учениками.

Мотив интеллектуально-духовной радости (позиция 9) – один из показателей глубины и устойчивости интереса, его яркой эмоциональной окрашенности. В младших классах, когда у большинства учащихся конкретно-образное мышление преобладает над абстрактно-логическим, этот мотив по частотности упоминания находится на втором месте после информационного. С началом систематических курсов и, особенно, учебной специализации, он сохраняется, в основном, у школьников с ярко выраженным интересом. У многих учеников мотив интеллектуально-духовной радости сочетается с мотивом “легко дается. Не требует времени на подготовку” (позиция 10). Сочетание этих мотивов беспокойства не вызывает и нередко является показателем высоких способностей ученика. Но, если мотив 10 указан в единственном числе или в сочетании с мотивами 12,13,17, или в сочетании с невысокой оценкой по предмету, его надо рассматривать как показатель несерьезного отношения, аморфности интереса и реальной лени.

Мотив престижа (позиция 11) является важным условием формирования оценки и самооценки школьника. Его роль заметно возрастает в подростковом и юношеском возрасте, вместе с потребностью личности в социальном утверждении и самоутверждении. Он напрямую связан с высоким уровнем знаний, умений, успехом в учебе. В противном случае его следует расценивать как неадекватную самооценку. Отсутствие мотива престижа, при наличии других, беспокойства не вызывает, поскольку может свидетельствовать об отсутствии у ребенка амбициозности. Но исчезновение этого мотива – показатель снижения интереса и, как правило, сопровождается ростом антистимулов и антимотивов, которые мы рассмотрим далее.

Мотив общения (позиция 12, 13) – “двуликий Янус”. В сочетании с вышеупомянутыми мотивами он свидетельствует о творческой атмосфере на уроках, о стремлении ученика к совершенствованию знаний и умений, является показателем относительной устойчивости интереса. Но, если этот мотив указывают слабоуспевающие ученики, да еще в сочетании с мотивами 10-14, это – приговор учителю: свидетельство его некомпетентности, низкой требовательности, неумения держать дисциплину. В этом случае мотив общения выступает антистимулом познавательного интереса к предмету.

Мотив “нравится учитель” (позиция 14) имеет решающую роль в младших классах, на начальной стадии формирования интереса к предмету. С возрастом частотность его упоминания резко падает. Ученики с ярко выраженным интересом либо указывают этот мотив в связи с другими, либо вовсе не упоминают. Это отнюдь не значит, что роль учителя падает. Наоборот, говорит о высоком профессионализме. Роль учителя перестала осознаваться учениками, поскольку их интерес достиг такой глубины и устойчивости, когда уже не нужны внешние побудители. С другой стороны, если данный мотив указали слабые ученики в контексте мотивов 10-13, это служит лишним доказательством непрофессионализма учителя.

Последний мотив является наиболее важным в группе мотивов-стимулов (мотив – внутренний побудитель активности, стимул – внешний). В эту группу входят также мотивы “изучение предмета встречает поддержку моих родителей” (позиция 15), “предмет пользуется популярностью в классе, среди моих товарищей” (позиция 16), “изучаю потому, что положено” (позиция 17). Если эти мотивы единственные или не сочетаются с мотивами 4-7, 9, значит, преобладает внешнее принуждение, отсутствуют серьезные мотивы учения, об интересе говорить не приходится.

III. Что осложняет Ваше отношение к предмету (указать какому) (укажите все ответы, которые Вы считаете для себя существенными):

  1. Лень.

  2. Этот предмет не нужно изучать в школе.

  3. Лично у меня этот предмет не вызывает никакого интереса.

  4. Отвлекает от изучения любимых предметов.

  5. Эти знания не понадобятся мне в дальнейшей жизни.

  6. У меня есть претензии к учителю.

  7. Слишком сложно преподается.

  8. Примитивно преподается.

  9. Неинтересно на уроках.

  10. По этому предмету слишком большие домашние задания.

  11. Много задают по другим предметам.

  12. Меня огорчает низкая оценка по этому предмету.

  13. У меня нет способностей к его изучению.

  14. Трудно дается.

  15. Не позволяет мне в должной мере проявить свои знания и способности.

  16. Стесняюсь высказывать свое мнение. Боюсь ошибиться.

  17. Не позволяет расслабиться.

  18. Предмет непопулярен в классе.

  19. Предмет непопулярен среди моих друзей.

  20. Предмет не пользуется популярностью в нашей семье.



Комментарий:Лень (позиция 1) – самый распространенный антимотив. В некоторых классах его указывают 100% учащихся. Если этот антимотив единственный и сопровождается широкой мотивацией, о нем нужно забыть. Лень – естественное качество любого человека, и ее преодоление составляет одну из сущностных основ жизни. Очень часто она упоминается в качестве своеобразного оправдания за недостаточно высокие успехи в учебе (психологически человеку проще признать себя лентяем, чем посредственностью). Лень является реальным фактором торможения только в сочетании с другими антимотивами-антистимулами и мотивами группы 10-17, при отсутствии остальных.

Отрицательные социальные мотивы и стимулы: “Этот предмет не нужно изучать в школе” (позиция 2), “Предмет непопулярен в классе” (позиция 18), “Предмет непопулярен среди моих друзей” (позиция 19), “Предмет не пользуется популярностью в нашей семье” (позиция 20). Эти позиции упоминаются довольно редко. Но в каждом случае они действенны и требуют самого пристального внимания.

Другие интересы (позиция 4) негуманитарной направленности, если они глубоки и устойчивы, - самый мощный антимотив. Рефераты, поисковые и творческие домашние задания вызывают у учащихся с негуманитарной направленностью интереса негативную реакцию. Данный антимотив нередко указывают откровенные лентяи. Поэтому в каждом случае он требует соотнесения с рейтингом учебных предметов, его динамикой и успеваемостью ученика по любимым предметам.

Отсутствие практической значимости знаний и умений, получаемых при изучении данного предмета (позиция 5), - показатель полного отсутствия интереса к предмету. Как правило, он сопровождается рядом других антимотивов-антистимулов, которые и являются его первопричиной.

Негативная роль учителя проявляется в позициях 6 (“У меня есть претензии к учителю”), 7 (“Слишком сложно преподается”), 8 (“Примитивно преподается”), 9 ("Неинтересно на уроках"). Наличие претензий к учителю, при отсутствии других антистимулов данной группы, свидетельствует о деформации межличностных отношений учитель – ученик. В тех случаях, когда данную позицию указывают ученики с аморфными интересами, склонные к лени, она является доказательством правильности педагогического курса. Хуже, когда претензии к учителю имеют учащиеся с устойчивыми негуманитарными интересами и, особенно, гуманитарии. Для профессионального учителя это сигнал тревоги, повод для анализа применяемых им стимулирующих средств обучения и стиля отношений с классом.

Фактор “сложное преподавание” чаще всего упоминается при переходе от элементарных курсов к систематическим и, особенно, в начале гуманитарной специализации, если при этом нарушено оптимальное соотношение гуманитариев и негуманитариев в классе (3:2). Этот антистимул требует самого пристального внимания. Если после 4-6 месяцев обучения частотность его упоминания возрастет или сохранится, следует отказаться от гуманитарной специализации. Если частотность упоминания данного антистимула существенно сократится, целесообразно настаивать на переводе в другой класс указавших его учеников, если они не справляются с учебным планом.

Фактор “примитивного преподавания” упоминается исключительно старшеклассниками с устойчивой гуманитарной склонностью. Он обязательно коррелирует с мотивами осознания собственного роста и информационным. С одной стороны, это показатель глубины и устойчивости интереса, с другой, - неудовлетворенности ученика объемом изучаемого материала или способами его подачи, частотность его упоминания – показатель квалификации учителя.

Позиция 9 (“неинтересно на уроках”) при высокой частотности упоминания является подтверждением вышесказанного. Но, если примитивное преподавание – однозначный упрек учителю, то эта позиция требует дополнительного исследования учебной деятельности, предпочитаемой учеником на уроках. Большинство гуманитариев готово к любым формам учебной деятельности, но особо предпочитает информативно-аналитическую: слушать учителя, смотреть учебные видеофильмы, вести конспект, участвовать в беседе и дискуссии. Задания частично-поискового и творческого характера, требующие времени и глубокого размышления, они предпочитают выполнять дома. Ученики с аморфными или негуманитарными интересами больше склонны к активным формам: выполнять репродуктивные задания, работать с текстом, выполнять групповые задания. Вплоть до XI класса у них сохраняется склонность к игровым формам учебной деятельности, которая у ярких гуманитариев снижается к IX классу. Дома они отдают предпочтение репродуктивным заданиям: учить материал по учебнику, конспектировать первоисточники, заполнять контурные карты. Изучение характера учебной деятельности, предпочитаемой в данном классе, способно внести правильные коррективы в методический арсенал учителя и ликвидировать данный антистимул.

Учебная перегрузка (позиции 10-11) – самый распространенный, после лени, антистимул. При переходе от элементарных курсов к систематическим или к гуманитарной специализации класса его упоминают 25-100% учащихся. Чтобы выяснить степень обоснованности этих жалоб, при составлении рейтинга учебных предметов следует предложить ученикам проставить напротив каждого из них среднее количество времени (в минутах), которое ученик затрачивает на выполнение одного домашнего задания по данному предмету (см. пункт анкеты I). Нужно иметь в виду, что санитарная норма по домашним заданиям в V-VII классах составляет 2,5 часа в день (15-17,5 часов в неделю), в VШ-IХ классах – 3 часа в день (18-21 час в неделю), в Х-ХI классах – 3,5 часа в день (21-24,5 часа в неделю). Далее, установив недельную урочную нагрузку в данном классе (например, 33 урока в неделю), исключим из нее уроки труда и физкультуры, по которым домашние задания не предусмотрены, и разделим недельную санитарную норму данного возраста на оставшееся количество уроков. Таким образом получим норму домашнего задания на 1 урок школьной нагрузки. Например, 21 час (1260 минут) : 29 уроков = 44 минуты. После этого легко устанавливается норма домашнего задания для каждого учебного предмета. (например, для предмета истории, при 4 уроках в неделю, она будет составлять: 4 урока х 44 минуты = 2 часа 56 минут в неделю). Сравнение полученной нормы по каждому предмету с цифрами, указанными учениками, позволит легко установить степень обоснованности жалоб на перегрузку и предметы, по которым она реально существует. Для большей достоверности данные учеников можно проверить сведениями, сообщенными родителями (обычно сведения родителей о времени, затрачиваемом их детьми на выполнение домашних заданий, в 1,5-2 раза превышают показания самих учащихся. В таких случаях данные нужно усреднять).

Жалобы на перегрузку – важный показатель уровня интереса к предмету. Ученики с глубоким устойчивым интересом редко упоминают этот фактор. Большинство из них превышает норму домашних заданий в 2-6 раз, но при этом многие из них указывают мотив “Я хотел (а) бы еще больше времени уделять любимому предмету”. Для детей с аморфными или негуманитарными интересами перегрузка – один из главных антистимулов. Но в большинстве случаев это перегрузка психологическая: ученик не превышает норму домашнего задания, но ему кажется, что он работает слишком много. Это показатель отсутствия интереса и негативного отношения к предмету. Точно также ярко выраженные гуманитарии относятся к домашним заданиям по физике, математике и другим дисциплинам, отвлекающим их от предмета интереса.

Неуспех в учебе (позиция 12). В его основе, как правило, лежат другие антимотивы: неуверенность в собственных силах (позиции 13,16), слабые способности к предмету (позиция 14), ущемленное самолюбие (позиция 15), рефлексия (позиция 16). В каждом конкретном случае эти антимотивы требуют внимательного анализа и индивидуального подхода к личности ученика.

Антистимул отсутствие релаксации (позиция 17) возникает как реакция старшеклассников на увеличение объема изучаемого материала и усложнение познавательных задач. У явных гуманитариев этот антистимул быстро исчезает. У остальных учащихся, привыкших рассматривать гуманитарные предметы как легкие, развлекательные, не требующие много времени на подготовку, он становится мощным фактором, снижающим интерес. Сокращение частотности его упоминания – показатель профессионализма учителя и углубления интереса учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!