СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая сказка к уроку русский язык по теме "Части речи" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая сказка к уроку русский язык по теме "Части речи" 3 класс»

Данный материал является дополнением к уроку по русскому языку по теме

«Части речи. Повторение и углубление представлений.»

3 класс.

Тип урока : Усвоение новых знаний

Задача данного урока

Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

Слова: заяц, листья, снег, ёлка лиса, веселиться, учиться, подумать, рассказать снежный, белый, умный, весёлый, он, она, оно.


Дидактическая сказка


Витя Перестукин – ученик третьего класса был не очень прилежным учеником. Он знал много хороших слов, но не мог определить к какой части речи относится то или иное слово. Обиделись слова и отправились бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили - бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «Части речи». Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо - невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО? (заяц, листья, снег, ёлка лиса.)

- Какие слова ответили на вопрос Кто?, а какие на вопрос Что?

-Что они обозначают?  (Предмет).

-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ).

Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.

- Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны.

 - Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова: (веселиться, учиться, подумать, рассказать)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Что они обозначают. (Действие).

 Как зовут жителей этого домика? (ГЛАГОЛЫ)

И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.

Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться. (снежный, белый, умный, весёлый)

- Как зовут жителей этого домика, знаете?  (ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ).

Что они обозначают?  (признак).

Подошли наши слова к следующему дому, смотрят: а там слова что-то натворили, наверное, а сами не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, они!». «Вы виноваты!». «Нет, ты!». Подошли наши слова путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»

- Мы потеряли свои имена, - ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО, а имён не помним. Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени. Поэтому мы их и называем …..  (МЕСТОИМЕНИЕМ).

Местоимения так и норовят занять чьё-либо место, поэтому отвечают на вопрос того слова, чьё место они занимают.

- Давайте посмотрим, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим их в этот дом. Он, она, оно.

(Указывают на предмет).    

Остались за воротами совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. И стражников никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели таких же слов, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»

- А вы кто? – спросили наши слова.

- А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко.

Ну, например,

Витя возвращался леса лагерь. Когда он бежал мост, появилась старушка ведром воды. Мальчик помог ей услышал в ответ «спасибо».

-Вам легко было понять предложения в тексте.

 - Чепуха какая-то! – засмеялись наши слова.

- Вот-вот, - ответили жители домика. Мы же говорим – если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.

-Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова. – Но не знаем, получится ли у нас.

-Ребята, проверим.

Витя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».

1. Ребята выполняют упражнение

2. Проверка. Читает один ученик.

Ну вот, получился очень здорово. Так и остались наши слова жить в этом маленьком домике вместе со служебными словами.

-Кто же из них, кто, давайте разберёмся. Мы уже знакомы с предлогами. Какие из этих слов можно отнести к предлогам?  (ИЗ, В, ЧЕРЕЗ, С).

-Какой союз нам встретился?  (И).

-Посмотрите, кого мы забыли назвать? Кто ещё жил в доме? Вы знакомы с одной частицей, которая поссорилась с глаголом. Это частица НЕ.

-А почему поссорилась?  (Потому что пишется всегда отдельно).

- Ребята, как вы думаете, как можно назвать эти слова по-другому, если мы знаем, что они служат для связи слов в предложении?

- Служебными словами

- Ну вот, наши домики и заполнены, мы славно поработали.

- Ещё раз повторим, как называется этот город? ЧАСТИ РЕЧИ.


Также можно детей ознакомить с наречием и числительным.

Стало остальным словам совсем грустно. Пошли они к соседнему домику, смотрят, а там чисто, уютно, красиво. А на улице ветер уже, дождик начался. Открывает дверь стража и спрашивает: «ОТКУДА вы? КАК вы здесь оказались? КУДА идёте? ЗАЧЕМ к нам стучитесь?»

-Как вы думаете, какие слова могли ответить на эти вопросы? (чудесно, быстро, справа, рано, вперёд, затем).

Жители этого домика, называются НАРЕЧИЯ

Обозначают они признак действия.


Пошли остальные слова дальше. Не хотелось им своё имя забывать. Привела их дорога к другому домику. Смотрят там слова, маршируют: Раз-два! Раз-два! По порядку рассчитываются: Первый! Второй! Третий! Четвёртый! А другие в сторонке сидят и что-то считают.

Тут подошли стражники. «Сколько вас?»- спрашивают.

– «Пустим тех, кто считать умеет».

Давайте, ребята, посмотрим, какие слова умеют считать. (Один, два, три).

Жителей этого домика называют ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

Они обозначают? (Счёт) и отвечают на вопрос сколько?

-Придумайте числительное, которое будет отвечать на вопрос, КОТОРЫЙ? (Первый, шестой, двадцатый).


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!