СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках истории для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работек рассматриваются методические приемы использования на уроках истории дидактических игр. 

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках истории для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дидактические игры на уроках истории для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Один из ключевых принципов современной государственной образовательной политики состоит в адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Проблема качественного образования и воспитания детей с ОВЗ является, несомненно, актуальной.

Особенностью учащихся с ДЦП, отличающей их от других категорий учеников, является низкий уровень мотивации обучения во всех видах деятельности. Они пассивны, мало инициативны, требуют постоянной стимуляции со стороны учителя. Важный прием обучения состоит в активизации познавательной деятельности учащихся с использованием дидактических игр. Известный педагог-новатор В.А.Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре».

Целью данной работы является методическая разработка уроков истории с использованием дидактических игр для решения коррекционно-развивающих задач для детей с ДЦП, их проверка и адаптация к реальным условиям учебного процесса.

Опыт проведения игровых уроков показал, что использовать дидактическую игру возможно на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках. Наиболее эффективным является использование дидактических игр на уроках в 5-8 классах. Для учащихся 5-6 классов наиболее результативными являются игры-путешествия и игры-соревнования, а для 7-8 классов - игры- упражнения и сюжетно-ролевые игры.

Различные виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся, их психофизическими особенностями и другими педагогическими факторами. Исходя из целей урока, выбирается наиболее подходящий вид игры или ее элемента, продумываются познавательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.

Указанные методические приемы использованы для разработки игр-уроков для учащихся 5-8 классов. Приведем пример игры – соревнования для 6 класса.

Игра-соревнование «Страницы средневековья»

Цель урока: повторение изученного материала с использованием дидактических игр.

Задачи урока:

Образовательные: систематизация знания учащихся по истории средних веков;

Коррекционно-развивающие: коррекция мыслительной деятельности учащихся, памяти, речи, внимания, пространственно-временных представлений;

Воспитательные: развитие коммуникативных умений и навыков учащихся (формирование умения высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов и др.)

Форма проведения: урок-игра.

Оборудование: наглядные пособия: картины, карты, выставка дополнительной литературы, выставка творческих работ учащихся – викторин, кроссвордов, сообщений; дидактический материал: карточки с заданиями, кроссворд.

Условия игры: класс делится на 2 команды (при комплектовании команд учитываются интеллектуальные возможности учащихся, в команде должны быть как сильные, так и слабые учащиеся)

Критерии оценки: творческий подход в выполнении заданий; знание дат, событий, понятий, исторических личностей эпохи средневековья; умение работать в группе, высказывать свою точку зрения; оригинальность в конкурсе “«Интервью с историческим героем». Круговая система начисления очков.

Ход игры. I. Эмоциональный настрой на игру, создание мотивации

Учитель: Дорогие ребята, у нас с вами становится прекрасной традицией проводить исторические конкурсы, игры, на которых вы можете показать свои знания, творческие способности. На сегодняшней игре мы с вами постараемся прикоснуться к загадочной и интересной эпохе средневековья. Нам необходимо справиться с пятью различными заданиями. Для того чтобы их решить быстро и правильно, вам необходимо работать дружно, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!

II. Объяснение правил игры.

III. Выполнение заданий.

1 Задание. Вспомните, кто

Задание на коррекцию и развитие памяти, внимания, скорости реакции.

Участникам предлагаются карточки с заданиями и варианты ответов.

О ком идет речь?:

  • сказал: “Так и ты поступил с моей чашей”, убивая воина, который выступил против него при дележе добычи.

  • сказал в 1095 г. на Клермонской равнине: “Освободите эту землю от рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет молоком и медом. Иерусалим – плодоноснейший пуп земли, второй рай…Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!…”

  • помог короноваться французскому дофину в Реймсе; освободил Орлеан от англичан; он (она) сказал (а) после коронации: “Ваше величество, мне ничего не нужно, кроме доброго коня, оружия и жалованья для моих людей. Это у меня есть. Но велите освободить от налогов крестьян моей деревни Домреми”; прозвище: “Орлеанская дева”.

  • называл себя «посланником бога - Аллахом». Он призывал арабов к объединению и прекращению вражды, к принятию единой веры. К 630 году большинство арабов признают его власть и примут ислам.

  • совершил одно из величайших открытий в истории человечества; изобрел книгопечатание ок.1450 г.

  • сказал: “Кто не умеет притворяться, не умеет властвовать”; проводил политику укрепления королевской власти, плел интриги, заманивая в свои сети и уничтожая противников; прозвище “Всемирный Паук”.

  • современники называли этого герцога Бургундии “Безрассудным” и “Волком”; сказал: “Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней шесть государей вместо одного!”.

  • критиковал церковь, призывал к ее реформе; сказал на Констанцком соборе: “Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель, как же не сказать, что он хитрее и злее вора”; профессор Пражского Университета.

Варианты ответов: Хлодвиг, Папа Римский Урбан II, Жанна д`Арк, Мухаммед, Иоганн Гуттенберг, Людовик XI, Карл Смелый, Ян Гус.

2 Задание. «Интервью с историческим героем».

Задание на коррекцию и развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, ассоциативных связей. В качестве домашнего задания команды подготовили интервью с историческим лицом (два человека из команды). В помощь учащимся предлагаются памятки-алгоритмы для составления связного рассказа об историческом деятеле. Команда должна угадать исторического деятеля и время его правления. Критерии оценивания: логичность и достоверность изложения, грамотность, личное отношение к описываемым событиям.

3 Задание. Кроссворд “Средневековый город”.

Задание на коррекцию и развитие логического мышления, памяти, внимания.

По горизонтали:

2. Мелкое городское производство, ориентированное на рынок или на продажу. (Ремесло)

7. Ремесленник, не владевший собственной мастерской и работавший по найму. (Подмастерье)

8. Вещь, предназначенная для продажи. (Товар)

10. Большой городской или монастырский храм. (Собор)

11. Объединение купцов. (Гильдия)

12. Средневековый город как самоуправляющаяся единица, как объединение всех полноправных жителей. (Коммуна)

13. Человек, обменивающий деньги и берущий за это процент. (Меняла)
14. Ежегодный торг, в котором участвовали купцы из разных городов, стран. (Ярмарка)

По вертикали:

1. Сбор в пользу государства, феодала, взимавшийся с купцов за право торговать в городе, проезжать по мостам и т.п. (Пошлина)

2. Человек, дающий деньги в долг под проценты (Ростовщик)

3. Здание городского совета (Ратуша)

4. Глава городского совета (Мэр)

5. Помещение, в котором работали средневековые ремесленники (Мастерская)
6. Союз городских ремесленников одной профессии (Цех)

9. Город во Франции, крупный средневековый центр ремесла и торговли (Лион)

4 Задание. «Верите ли вы, что…»

Задание на коррекцию и развитие внимания, логического мышления, памяти, речи. Перед началом выполнения задания приводится пример, как отвечать на поставленный вопрос.

  1. Барщина – это даровые работы крестьян в хозяйстве феодала.

  2. Феодальная вотчина – это большое хозяйство, в котором работали зависимые крестьяне.

  3. Турнир – это состязание рыцарей в силе и ловкости.

  4. Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором производилось все для продажи.

  5. Феодальная раздробленность – это разделение феодалов по степени их богатства.

  6. Централизованное государство-государство, в котором вся страна подчиняется власти короля.

  7. Индульгенция – церковный суд над еретиками.

  8. Столетняя война – война между Англией и Францией.

5 Задание. Знаете ли вы даты?

Задание на коррекцию и развитие логического мышления, памяти, внимания, ассоциативных связей, скорости реакции.

Каждая команда должна соотнести карточки с датами и событиями.

500г.

Возникновение государства у франков

863г.

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности.

1054г.

Разделение христианской церкви на западную и восточную.

1265г.

Возникновение английского парламента.

1337-1453гг.

Столетняя война.

1453г.

Падение Византийской империи.

1492г.

Открытие Америки Х.Колумбом.

1498г.

Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.

IV. Рефлексия. По окончании игры детям предлагается выразить свое отношение к уроку, возможно, выбрать соответствующий рисунок, предложенный учителем и объяснить сделанный выбор.

Выставляются оценки, выявляется команда-победительница.

Выводы

1. Показана важность активизации познавательной деятельности учащихся с ДЦП на уроках истории для успешного обучения, воспитания, коррекции и развития ребенка, повышения мотивации обучения, развития интереса к предмету, формирования более высокого уровня самостоятельности учащихся.

2. Обоснованы и сформулированы возможности дидактической игры в активизации познавательных интересов учащихся. Игра как эффективный стимул обучения создает разнообразную мотивацию учения, что помогает детям преодолеть трудности в обучении, в развитии познавательных процессов, способствует коррекции и развитию личности ребенка, самоутверждению учащегося, в результате чего знания становятся личностно-значимыми, способствует сплочению ученического коллектива, формированию коммуникативных качеств личности.

3. Определены наиболее приемлемые виды дидактических игр, такие как: игры-упражнения, игры-путешествия, сюжетная игра, игра-соревнование.

4. Конкретизированы и практически проверены основные положения методики организации и проведения дидактических игр как средства развития личности учащихся с ДЦП. Игра может проводиться на всех этапах урока, но наиболее эффективным является использование дидактических игр на повторительно-обобщающих уроках. Проведение внеклассных мероприятий по истории (предметных викторин, интеллектуальных соревнований и олимпиад) в игровой форме является дополнительным средством расширения фактической базы исторических дисциплин.

Таким образом, изменения в организации учебной деятельности, введение игровых моментов и творческих ситуаций благотворно влияют на обучение и воспитание учащихся с ДЦП, повышают их познавательную активность и качество знаний.

Игровые уроки могут быть рекомендованы в преподавании других дисциплин гуманитарного цикла учащимся с ДЦП.


Литература

1. Закон об образовании РФ

2. Бабенкова Р.Д. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. М.: Просвещение, 1975. с.5-8.

3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2001. 256 с.

4. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992. с.11-12.

5. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1967. 277 с.

6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. К.: Изд-во "Радяньска школа", 1985. с.35-36.

7. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: Владос, 2004. с.244-245.

8. Бабенкова Р.Д., Гришина Е.А., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1986. с 5-26.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!