ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Подготовила: Ластовкина И.В., учитель-логопед
Одной из главных особенностей логопедической работы является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия, дифференцированный подход , предполагающий учёт особенностей высшей нервной деятельности конкретного ребёнка, причин и механизмов, симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и прочих индивидуальных особенностей ребёнка.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала . Использование дидактических игр в логопедической практике значительно ускоряет темпы и эффективность работы логопеда, если тщательно отбирать игры по их содержанию и уметь правильно ими руководить .
120
70
50
30
2008
2009
2010
2011
Название графика
Дидактические игры
Игры с предметами
Настольные печатные
Словесные
Игры с предметами
Фонетические дорожки
Цель: развитие фонематического слуха
Оборудование: фоны дорожки, фигурки
Инструкция: если услышишь заданный звук, то клади на дорожку камень
(на разном речевом материале, в зависимости от возможностей обучающегося)
Игры с предметами
Звуковые круги
Цель: развитие фонематического анализа, закрепление правильного произношения
Оборудование: круги, прищепки
Инструкция:
- Найти картинки со звуком
- Найти картинки со звуком в определенной позиции
Сыщики
Цель: - развитие буквенного гнозиса и мнезиса
- развитие языкового анализа и синтеза
- закрепление правильного произношения
Оборудование: сенсорная коробка, листы с картинками, буквами
Инструкция: 1) Найти в песке (буквы/картинки) и назвать их
2) Составить из найденных букв слова
Настольные и печатные игры
Рыбалка
Цель: - развитие слоговой структуры слов
- коррекция дислексии
- развитие анализа и синтеза предложений
Оборудование: магнитные рыбки, удочки
Инструкция:
- Ловим и читаем слова, в которых 2 слога, 3 слога
- Ловим слова и составляем из них предложения
Настольные и печатные игры
Кто быстрее
Цель: - автоматизация звуков
- отработка слоговой структуры
- согласование прилагательных с существительными
Оборудование: фишки, колпачки, звонок
Инструкция: закрыть и назвать картинки определённого цвета
Настольные и печатные игры
Дженга
Цель: - автоматизация звуков
- отработка слоговой структуры
- коррекция дислексии
Оборудование: деревянные бруски
Инструкция:
Тянем бруски и читаем слова.
Если башня обрушилась, вы проиграли.
Настольные и печатные игры
Домино
Цель: - автоматизация и дифференциация звуков
- отработка слоговой структуры
- коррекция дислексии
Оборудование: карточки домино
Инструкция:
- Подбираем одинаковые карточки и называем
- Читаем слово/предложения и ищем подходящую карточку
Настольные и печатные игры
Звуковой поезд
Цель: - автоматизация и дифференциация звуков
- развитие фонематического анализа
Оборудование: поле, карточки
Инструкция: найти карточку, в названии которой есть определенный звук
Настольные и печатные игры
Ходилки
Цель: - автоматизация и дифференциация звуков
Оборудование: поле, кубик, фишки
Инструкция:
Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Называем картинки или читаем
Словесные игры
Жадина
Подбери признак
Великан и гномик
Цель: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие».
Цель: упражнять в согласовании слов в роде и числе
Один-много
2 и 5
Подбери действие
Цель: упражнять в изменении слов по числам
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными
Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «что делает?», «что делают?».