СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический краеведческий материал

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал составлен с применением топонимики и исторических фактов Смоленщины. Предназначн для работы в любом классе

Просмотр содержимого документа
«Дидактический краеведческий материал»

6

Дидактический краеведческий материал

по русскому языку в 5 классе



Раздел «Повторение изученного в начальных классах».

Урок 6 «Состав слова»

Задание. Запишите слова, вставив пропущенные буквы. Выполните их морфемный разбор.

Род…на, Отеч…ство, Отчизна, отчий дом, земляки, жители.

С двумя из них составьте и запишите предложения.

Урок 15 «Раздельное написание предлогов с другими словами».

Задание 1. Составьте и запишите словосочетания, используя указанные в скобках предлоги.

Любовь (к) Родина, мысли (о) Шумячский край, вернуться (в) родная деревня, (у) храм Святитель Николай, (у) берег Кирякинского озера, (к) деревня Криволес, (по) Екатерининский большак

Задание 2. Вставьте в предложения вместо точек подходящие по смыслу предлоги. Обозначьте изученную орфограмму.

Я учусь … родной Криволесской школе. Недалеко … школы установлен обелиск погибшим в годы войны односельчанам. Когда-то деревня славилась рощей, состоящей из…корельской березы. … моей родной деревне очень много зелени.



Раздел «Синтаксис. Пунктуация».

Урок 28 «Словосочетание. Строение словосочетания».

Задание 1.Составьте из данных слов словосочетания, обозначьте в них главные и зависимые слова, определите, какими частями речи они выражены.

Трудиться, в, теплица; любовь, к, природа; у, родной, дом; за, деревенская, околица; экскурсия, по, Смоленск; интерес, к история; на, родные, просторы.



Урок 31 «Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний».

Задание. Запишите словосочетания, определите их вид, укажите, словами каких частей речи выражены в них главные и зависимые слова.

Поехать в Рославль, о родной деревне, у деревни Незабудкино, в колхозе Кирова, любить Родину, уважать односельчан, восхищаться мужеством, гордиться земляками, знатные смоляне, история деревни, школьный музей, родина Шурпина, первый космонавт.



Урок 32 «Предложение. Грамматическая основа предложения».

Задание 1. Из данных слов составьте и запишите простые предложения, подчеркните главные члены предложений.

На, территория, Шумячский, район, найдено, много, древние, курганы. Недалеко,от,верховьев, Днепр, в, далекий, века, возник, город, Смоленска. Шумячские, земля, надолго, попали, власть, под, Литва.

Задание 2. Подчеркните в предложениях главные члены, укажите, словами каких частей речи они выражены.

Два месяца длилась осада города Смоленска войсками литовского князя Витовта. Шумячские земли избежали разорения шведами. Особую доблесть проявило Смоленское ополчение в Бородинском сражении.

Словарная работа со словами « осада», «доблесть», «ополчение».



Урок 48 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

Задание. Спишите предложения, расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните однородные члены как члены предложения. Выполните разбор слов с цифрами.

Я живу в деревне Криволес.

В центре родной деревни находятся школа Дом культуры почтовое отделение и сельский2 магазин1.

Деревенские мужики возили и и молотили хлеб убирали лен картошку.

Мы гордимся своими поэтами-земляками М.В.Исаковским А.Т.Твардовским Н.И.Рыленковым.

История Смоленщины богата поучительна и достойна уважения.

Нужно любить свою родную землю хранить и оберегать ее традиции природу и народ.

У деревень Криволесского сельского округа красивые названия: Богачево Незабудкино Зверинка Старшевка Самолюбово



Урок 55 «Синтаксический разбор сложных предложений».

Задание. Спишите данные предложения, расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор сложных предложений.

Наша речка течет среди высоких холмов и на дне ее видны камешки. За моим окном спустился зимний вечер сошлись на небе звезды в хоровод. Пожелтевшие березы тихо шепчут под окном и роняет ива слезы над ручьем. Я люблю бродить по берегу нашей речушки и смотреть как величаво несет она свои воды.



Урок 57 «Прямая речь».

Задание. Запишите предложения с прямой речью, расставив необходимые знаки препинания.

Выполните синтаксический разбор одного из них.

Газета писала Велика любовь смоленских крестьян к музыке. Писатель-фантаст Айзек Азимов вспоминал Город где я родился называется Петровичи. Шумячский район для нас – дом где мы родились и живем сказал нам учитель.



Раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».

Урок 74 «Фонетический разбор слова».

Задание. Выполните фонетический разбор следующих слов: Родина, храм, земляк, село, родник. С двумя из них составьте распространенные предложения.



Раздел «Лексика. Культура речи».

Урок 85 «Синонимы».

Задание. Запишите синонимы к словам:

Родина -

Любовь к Родине –

Дайте лексическое толкование слов (с помощью толкового словаря):

малая родина – односельчанин –

земляк - краевед –



Раздел «Морфемика. Орфография».

Урок 93 «Корень слова».

Спишите слова, продолжите цепочку однокоренных слов. Выделите в них корень и основу слова.

Род, родня, ___________________________________________________

С любыми из них составь простое и сложное предложения, выполни их синтаксический разбор.



Раздел «Морфология. Орфография. Культура речи».

«Имя существительное»

Урок 119 «Имена существительные собственные и нарицательные».

Задание 1. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначь собственные и нарицательные существительные. Выполни фонетический разбор двух из них (на выбор).

Моя родная д…ревня называется Криволес. В картин…ой г…леере… поселка Шумячи проходит выст…вка к…ртин художника Федора Саввича Шурпина. Деревня Явкино – родина нашего з…мляка,Героя Советского Союза Ивана Прокофьевича Гоманкова. Наша районная газета называется «За урожай». В деревн… Самолюбово в 1904 году было 4 дв…ра и 15 ж…телей. Жители окрес…ных деревень собираются у панского дома по приказу помещика Мышковского. Речка Вязовка сильно обм…лела.



Урок 121 «Морфологический разбор имен существительных».

Задание 2. Устно определи падежи существительных в данных предложениях.

Моя родная д…ревня называется Криволес . В картин…ой г…леере… поселка Шумячи проходит выст…вка к…ртин художника Федора Саввича Шурпина.

Выполни морфологический разбор 3 имен существительных (на выбор).



«Имя прилагательное»

Урок 139 «Имя прилагательное как часть речи».

Задание. Спишите предложения, вставив пропущенные окончания. Определите род и падеж прилагательных.

С концерт… художествен… самодеятельности хорошо выступали коллективы Балахоновск…, Надейковичск…, Шумячск…, Первомайск… школ. Двадцать лет назад распахнула свои двери нов… школа в деревне Новое Заселье. Берега Нижн… озера заросли высок… камыш… . Нужно, чтобы на нашей земле расцветали людск… таланты, били чист… родников… водой, рождались песни наш… полей и добр… мысли.

Урок 149 «Полные и краткие прилагательные».

Задание. Спишите предложения, подчеркните краткие и полные прилагательные как члены предложения. Выполните синтаксический разбор двух предложений (на выбор).

Многие редкие растения нашего края занесены в Красную книгу. Стихи наших шумячских поэтов печатаются в альманахе «Перекресток». Нас привлекает красота родной природы. Любите свою родную землю, и она ответит вам тем же. Наша школа просторна и светла. Народная речь красива и выразительна.



Урок 151 «Морфологический разбор имени прилагательного».

Составьте небольшой текст о родном крае, своей деревне, запишите его и выполните морфологический разбор 3 прилагательных из него.



«Глагол»

Урок 156 «Правописание не с глаголами».

Задание. Запишите предложения, раскрыв скобки. Подчеркните глаголы как члены предложения, обозначьте изученную орфограмму.

Кто (не) знает своей истории, тот мертв. Никто (не) забыт, и ничто (не) забыто. Солдаты сорок первого (не) думали о славе и наградах. У них не хватало еды, боеприпасов, горючего. Трудно им пришлось в войне с немецко-фашистскими захватчиками, но ничто не сломило их дух, не помешало отстоять в боях свою Родину. Среди них были и твои родственники. Будь достоин их славы, храни родную землю и всегда будь готов к ее защите!



Урок 162 «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Задание. Спишите предложения, раскрыв скобки и выбрав правильное написание. Обозначьте в глаголах изученные орфограммы.

Хорошо учит(?)ся – в жизни пригодит(?)ся. Не хочеш(?) учит(?)ся – так нечем и гордит(?)ся.

Умен будеш(?) – все добудеш(?). Увлекат(?)ся историей - знать свое прошлое. Хорошо веселит(?)ся, когда есть чем хвалит(?)ся. Чтобы тобой могли гордит(?)ся, надо для Родины трудит(?)ся.

Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Разберите по составу следующие слова: учиться, веселиться. Выполните морфологический разбор 3 глаголов.



Урок 183 «Правописание Ь знака в глаголах 2 лица единственного числа».

Задание. Спишите данный текст, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы. Обозначьте изученную орфограмму. Определите вид, время и спряжение глаголов.

Любиш(?) и зна…ш(?) ли ты историю своей Родины, своего родного края? Если (не) зна…ш(?), то это очень плохо. Это значит, что ты (не) зна…ш(?) имен, занятий, жизни своих предков, (не) предст…вля…ш(?) себе, как зас…лялас(?) твоя родная земля, как она м…нялас(?), чем славилас(?).А ведь история – это очень инт…ресно и увл…кательно! Приобщайся к изучению истории своего Отечества - и ты (не) пож…лееш(?)! Ты не только пополн…ш(?) з…пас своих знаний, но и исп…та…ш(?) чувство ув…жения и гордости за свой наро…, свою Родину и ее г…роическое прошлое. (Из сочинения ученицы 9 класса Зеньковой Елизаветы, 2017 год)

Выполните морфологический разбор 2 глаголов.



Раздел «Повторение и систематизация изученного в 5 классе».

Урок 203. Итоговый контрольный диктант (на краеведческой основе).

Шумячка! Какое ласковое слово! Соседние реки Гостинка и Вязовка текут с севера на юг, а наша крохотуля Шумячка, на каждом шагу меняя свое направление, все же нашла путь, чтобы прийти к Шумячам с юга. От деревни Понятовки до Варшавки она, извиваясь, меняет свое направление около шестнадцати раз. Раньше на Шумячке стояла плотина и две мельницы, теперь их нет. После вырубки ельника речка обмелела, но по-прежнему несет свои воды по территории нашего района. Ее длина чуть более восемнадцати километров. В нее впадает речка Немелица. Старожилы говорят, что раньше Шумячка была глубже и шире, у нее было больше притоков, ручейков. Одним таким притоком была исчезнувшая речка Белоус, которая протекала по оврагу с юга на север. (113 слов)

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

1. Фонетический разбор слова.

Юг Её

2. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Протекала Вырубки

3. Морфемный разбор слова

Гостинка Притоком

Синтаксический разбор предложения

5 предложение 8 предложение



Афонина Е.Л.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!