СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал к блоку «Окончания слов».Прилагательное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал к блоку «Окончания слов».Прилагательное

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к блоку «Окончания слов».Прилагательное»

Дидактический материал к блоку «Окончания слов»



ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Теоретическая зарядка

1. От чего зависят род, число и падеж прилагательного?

Вспомним сказку В.Бурмако об этом.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. «Что если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?» – догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе – служба, вместе – и дружба!

2. Чем можно проверить окончание прилагательного?

3. Каковы особенности окончаний прилагательного мужского рода в им. падеже? Какие из них не проверяются вопросом?

4. В каких падежах совпадают окончания у прилагательных мужского и среднего рода?

5. В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

6. Что вы можете сказать об окончаниях прилагательных во множественном числе?

7. Чем отличаются основы прилагательных? Каким образом характер основы отражается на окончании? (-ом – -ем; -ую – -юю; -ым – -им)

Коллективные упражнения

1. Выборочный диктант: запишите словосочетания сущ. + прилаг., окончания объясните.

Мы выбрались в некошен_ луга. Сладк_ конск_ щавель хлестал нас по груди. Медуница пахла так сильно, что солнечн_ свет, затопивш_ рязанск_ дали, казался жидк_ медом. Мы дышали тепл_ воздухом пахуч_ трав, вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики.
Тускл_ серебром шумели над головой листья столетн_ ив. От травы тянуло запахом кувшинок и чист_ холодн_ воды. (К.Паустовский)

2. Объясните разницу в написании прилагательных.

Весенним днем – о весеннем настроении; в осеннюю пору – в голубую даль; дальнею дорогой – твердойрукой; передовым отрядом – в передовом отряде; о высоком мужчине – с высоким мужчиной.

3. Запишите словосочетания, обозначая ударения в именах прилагательных. Сделайте вывод о правописании о – е после шипящих в окончаниях.

Свеж_го коржа, о неуклюж_м стороже, о чуж_й, пропаже, больш_го счастья, о больш_м ерше, о смуглолиц_й певице, о могуч_м дубе.

4. Выпишите словосочетания двумя группами: 1) с прилагательными в творительном падеже и 2) с прилагательными в предложном падеже.

В аккуратн_ костюме, с ароматн_ кофе, с беззаботн_ видом, бережлив_ отношением, в беспредельн_ просторе, с громоздк_ шкафом, коричнев_ карандашом, с богатырск_ телосложением, в превосходн_ форме, серьезн_ музыкой, в зелен_ листве, сплошн_ стеной.

5. Допишите окончания, согласовав их с существительным в и.п.

Горяч_ кофе, картофельн_ пюре, бел_ какаду, красив_ тюль, голуб_ эмаль, свободн_ такси, шоколадн_ эскимо, австралийск_ кенгуру, солдатск_ шинель, концертн_ рояль, громк_ туш, черн_ тушь.

6. Вставьте гласную в окончания, задав вопрос от существительного.

Много звуков (в каком?) в вечернем лесу. Поздн_й осенью срезают на огородах сочн_ю бел_ю капусту. Сняли в саду налит_ю пахуч_ю антоновку. В высок_е груды насыпана между рядами красн_я морковка и толст_я сладк_я репа. Травы и деревья поют последн_ю песню, хвалят щедр_ю землю, хвалят жарк_е солнце, хвалят тепл_е дожди. Пролетело жарк_е лето, прошла золот_я осень.

7. Выпишите из стихотворения сербского поэта Йовановича прилагательные с существительными, выделите окончания, объясните их написание.

Маленький мальчик
В маленькой лодочке
В маленьком море плывет.
Маленький ветер
По маленьким волнам
Лодочку гонит вперед.

К маленькой гавани
В маленький город
Мальчик приплыл наконец.
Маленький парус
Спущен на мачте,
И маленькой сказке конец.

8. Устно просклоняйте вопросы притяжательных прилагательных чей, чья. Письменно просклоняйте волчий вой, паучья нить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!