СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическое обоснование урока: Предмет: Окружающий мир. Класс: 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактическое обоснование урока: Предмет: Окружающий мир. Класс: 3»


Дидактическое обоснование урока:

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3

Учитель: Рамазанова М.Г.

Автор учебника: А.А.Плешаков

Тема урока: «Кто что ест?»

Цель урока: Создание условий для формирования умений характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их.

Тип урока: «Открытие» нового.

Задачи:

Обучающая: способствовать формированию умений составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи в природе, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, к природе в целом.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; поисково-исследовательский; деятельностный; анализ и синтез проблемной ситуации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная беседа;

  • игра;

  • индивидуальная и групповая работа;

  • работа в учебнике, в рабочей тетради.

Средства обучения:

-для учителя: проектор для показа презентации; экран; таблицы с надписями: «животные», «питаются растениями», «питаются насекомыми», «питаются себе подобными», «поедают всё», «растительноядные», «насекомоядные», «плотоядные - хищники», «всеядные», иллюстрации животных

-для учащихся: учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь по предмету; конверты с иллюстрациями животных, карточки с тестами, чистые листы для записей.

Описание хода урока:

I.Самоопредение к деятельности.

Психологический настрой.

«Чтобы природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать!

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность!»

(Регулятивные УУД: организация учебного места;

Личностные УУД: учебно-познавательная мотивация;

Коммуникативные УУД: выражение эмоциональной поддержки и понимание чувств одноклассников)


II.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

1) Проверкам домашнего задания.

- Отгадайте загадки (слайды 1-2)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину из трясины…(бобры)

Что за зверь лесной

Ходит вниз головой?

Хрюкает как свинка

На спине щетинка?..(кабан)

Думал кошка, крикнул: «Брысь!»

Оказалось, это…(рысь)

Кто в своей берлоге

Спит, забыв тревоги?..(медведь)

- О ком продолжим разговор на уроке? (о животных) (слайд 3)

(Познавательные УУД: развитие операций мышления)

2) Игровое упражнение «Крестики-нолики».

-Вы любите играть? (да) Тогда поиграем в игру «Крестики-нолики» (учащиеся получают листочки для записи ответов)

-Если слышите верное утверждение, ставите «Х», неверное утверждение – «0».

1. Наука о животных называется зоологией.

2. У насекомых 6 лапок.

3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимом в воде.

4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.

5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.

6. Мыши, тараканы – это домашние животные.

7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши.

8. У птиц есть зубы.

9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.

(самопроверка с обсуждением по слайду-4)

3) Тест «Разнообразие животных».

1. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?

а) моллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.

2. К какой группе животных относятся креветки и крабы?

а) моллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.

3. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?

а) паукообразные; б) черви; в) насекомые.

4. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?

а) ракообразные; б) паукообразные; в) насекомые.

5. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.

6. Какая группа животных выкармливает детёнышей молоком?

а) птицы; б) звери; в) земноводные.

7. К какой группе животных относятся лягушки и притоны?

а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.

(взаимопроверка с обсуждением по слайду-5)

(Познавательные УУД: развитие операций мышления;

Личностные УУД: учебно-познавательная мотивация;

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение)


III.Постановка учебной задачи.

-Послушайте сказку Николая Сладкова «Загадочный зверь» и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь. (слайд 6)

«Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты? И слышу я голосок:

- Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

- Дятел!

- Вот и не угадал! (варианты детей) Ещё я ем ос и шмелей!

- Ага! Ты птица осоед!

- Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок!

- Гусениц и личинок любят дрозды! (варианты детей)

- А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога. (варианты детей)

- Тогда ты, наверное, лесная мышь.

- И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

- Мышей? Тогда, ты, конечно, кошка! (варианты детей)

- То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.

- Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

- Покажусь, только ты признай себя побеждённым.

- Рано! – ответил я.

- Иногда я ем ящериц. А изредка – рыбу.

- Может ты цапля? (варианты детей)

- Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Похоже, ты куница.

- Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул:

- Скорее всего, ты – свинья, которая забралась на ёлку!

- Сдаёшься? – спросил голосок.

Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел (некоторые дети догадались и говорят вместе с учителем) белку! (слайд 7)

- Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орешки…»

- До конца сказки вам не удалось отгадать, какой зверь разговаривал с автором. Почему? (ответы детей)

- Правильно, мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же, как автор. А животные в разных условиях могут питаться разной пищей.

(Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Познавательные УУД: развитие операций мышления)

(слайд 8 – пустой)

- Ребята, кто из вас догадался, какая задача стоит перед нами на этом уроке? (сформировать представление о питание животных)

- Правильно! Как мы будем работать? (поймём то, что было неизвестным для нас и постараемся сделать открытие)

- Какую цель поставим перед собой? (распределить животных по типу питания)

- Попробуйте сформулировать тему урока. («Питание животных»; «Чем питаются животные»; «Кто что ест») – появляется табличка на доске с темой урока «Кто что ест?»

(Регулятивные УУД: умение ставить и принимать учебную задачу)


Физкультминутка


IV. Построение проекта выхода из затруднения («открытие»). Реализация построенного проекта.

- Давайте посмотрим на иллюстрации животных (на доске: свинья, ёж, лягушка, олень, корова, дятел, волк, сова) и подумаем, чем они отличаются, на какие группы по типу питания мы можем их распределить.

По мере работы с учащимися на доске появляется схема:

Питаются растениями

Питаются насекомыми

Питаются себе подобными

Едят всё подряд

корова

олень

лягушка

дятел

сова

волк

ёж

свинья

растительноядные

насекомоядные

плотоядные (хищники)

всеядные

(слайд 9)

(Растительноядные животные питаются только растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому их ещё называют плотоядными. Всеядные животные питаются и растительной, и животной пищей) (слайды 10-14)

(Регулятивные УУД: умение ставить и принимать учебную задачу

Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное его понимание; подведение под понятие; классификация объектов; моделирование

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение)

- Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в «цепи питания». (слайд 15)

- Итак, мы узнали, что все живые организмы связаны с теми, кто живёт рядом с ними. Как вы думаете, какое звено в «цепи питания» будет первым? (растения)

- Почему? (только растения сами «готовят» себе пищу, т.е. только они способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды) – (щелчок).

- Второе звено «цепи»…(растительноядные животные) – (щелчок).

- Почему? (объяснения учащихся)

- Каким может быть третье звено? (насекомоядные, хищные или всеядные животные) – (щелчок).

(Познавательные УУД: анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли)

- А теперь, ребята, давайте проверим выдвинутые нами предположения и гипотезы по статье учебника. (учащиеся работают со статьёй «Цепи питания» на страницах 94-96)

- Какие «цепи питания» приведены в учебнике? (осина-заяц-волк; дуб -лесная мышь -сова) – (слайд 16)

- В каком порядке расположены звенья в «цепи питания»? (растения -растительноядные животные -остальные животные)

(Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование

Коммуникативные УУД: аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные УУД: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие)

- Ребята, а как вы думаете, есть ли в «цепи питания» конечное звено? (Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не найдут нужный ответ, можно задать наводящий вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не заканчивается запас минеральных солей.)

- Вот мы и подошли к последнему звену в «цепи питания». Это грибы и бактерии. (слайд 17) Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей «цепочки». Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего начинается «цепь питания»? (с растений)

- Чем она заканчивается? (грибами и бактериями)

(Познавательные УУД: (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Личностные УУД: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности

Коммуникативные УУД: умение и готовность вести диалог, вести дискуссию, искать решения, оказывать поддержку друг другу.)


V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.

(слайд 18 - пустой)

- Вот мы и сделали "открытие" - "цепи питания" - это связи всего живого по питанию. "Цепей питания" в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоёме, третьи - в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли учёных-экологов и заняться поисковой деятельностью. У вас на партах лежат конверты с иллюстрациями животных. Вам нужно составить "цепь питания" и рассказать, где можно её встретить. Будьте внимательны!

1 пара - поле: рожь-мышь-змея ("лишняя" - рыба);

2 пара - огород: капуста- слизни -жаба ("лишний" - медведь);

3 пара - сад: яблоня -яблонная тля- божья коровка ("лишняя - лиса);

4 пара - водоём: водоросли- карась -щука ("лишний" - заяц).

(ученики составляют "цепь питания", находят "лишнее" животное, определяют, в каком природном сообществе встречается такая "цепь питания", доказывают и обосновывают правильность своего решения)

(Познавательные УУД: осмысленное выполнение задания, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы;

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром при выполнении задания, сотрудничество, участие в диалоге, принятие точки зрения одноклассника, умение точно выражать свои мысли, слушать и слышать других;

Регулятивные УУД: планирование деятельности и работа по плану)


Физкультминутка для глаз


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Откройте рабочие тетради на с.56 и самостоятельно выполните №3. (ребята выполняют задание, самопроверка идёт по слайду - 19)

(Регулятивные УУД: планирование деятельности и работа по плану;

Личностные УУД: самооценка)


VII. Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что произойдёт, если из "цепи питания" выпадет какое-нибудь звено? Обсудите этот вопрос в парах, опираясь на те "цепи питания", которые вы составили.(Учащиеся обсуждают вопрос, пытаясь объяснить на примере. "Например: если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо!" и.тд.)

- Правильно! если выпадет хоть одно звено из "цепи", то нарушается вся"цепь питания". (слайд - 20)

- А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение:

"Однажды англичане заметили в тумане -

Известно, что у англичан на островах всегда туман, -

Но, несмотря на это, заметили, что летом

Растёт пшеница гуще там, где проживает больше дам,

Почтенных старых леди, что больше всех на свете

Заботятся о кошках...

Цепочку разглядишь не сразу.

На то наука есть и разум!.."

- Какую "цепь питания" поддерживают пожилые леди Англии? (зерно -мыши-коты)

"И вот загадка решена. Ответ - у ловкого кота:

Мышей переловил давно! А мыши, что едят?...(Зерно!)"

- А вот "Воробьиная история":

"Хулиганы воробьишки - превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай - поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали, сколько зёрен потеряли,

И издали свой декрет - воробьёв свести на нет!

Перебили всех подряд, ждут - каков же результат?

Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели,

А потом пришла беда - отворяйте ворота!

Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:

Им родители с полей тащат мошек и червей.

Все посевы, урожаи насекомые сожрали.

Их в таком большом числе прежде не было нигде.

Стало тут властям понятно - "Надо птиц вернуть обратно!"

И пришлось им воробьёв из чужих возить краёв.

Если всё с плеча рубить, моно дело загубить!"

- Какая "цепь питания" была нарушена в Китае? (пшеница- насекомые-воробьи)

- Какой же вывод можно сделать на примере двух историй? (Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе всё взаимосвязано. Часто в результате по незнанию человек совершает ошибки, которые оборачиваются общей бедой!)

- Правильно! Именно поэтому мы и формируем свои представления о "Цепях питания", чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой!

(Познавательные УУД: структурирование информации, анализ, классификация;

РегулятивныеУУД: контроль и оценка своей деятельности)


VIII. Рефлексия деятельности.

- Оцените себя по слайду: какие оценки поставите себе, почему?

(слайд 21)

(ученики оценивают свои действия, применяя выражения со слайда: в течении урока формулировал представление о....; вёл поисковую деятельность в.....; сделал для себя "открытие", что... и т.д.)

(Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные УУД: осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов)

- Кто ещё раз ответит на вопрос: "Зачем человеку знать, как и чем питаются животные?" (Это нужно знать для того, чтобы бережно относиться к природе, не навредить ей, нарушая "цепи питания")

(слайд 22):

"Дружат пчёлка и цветок,

Дружат лист и мотылёк.

Друг без друга им нельзя.

Об этом помните, друзья!"

- Наш урок подходит к концу. Как вы считаете, достигли мы цели урока, которую ставили вначале? (Да, мы сформировали представления о питание животных, о "Цепях питания" в природе")

- Благодарю всех за активную работу на уроке! Дома поработайте с учебником на с.94-97 и выполните в рабочей тетради задания № 1 на с.55, задание № 5 на с.57.


















Ссылки на использование материалов интернет:


https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/pitanie-zhivotnykh-342191/re-b6571f4b-0788-4c74-9685-c708f902e0fb


http://okrugmir.ru/class3/class3_40.php


https://infourok.ru/klass-konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-kto-chto-est-3560791.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!