Дидактическое обоснование урока:
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3
Учитель: Рамазанова М.Г.
Автор учебника: А.А.Плешаков
Тема урока: «Кто что ест?»
Цель урока: Создание условий для формирования умений характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их.
Тип урока: «Открытие» нового.
Задачи:
Обучающая: способствовать формированию умений составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи в природе, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, к природе в целом.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; поисково-исследовательский; деятельностный; анализ и синтез проблемной ситуации.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная беседа;
игра;
индивидуальная и групповая работа;
работа в учебнике, в рабочей тетради.
Средства обучения:
-для учителя: проектор для показа презентации; экран; таблицы с надписями: «животные», «питаются растениями», «питаются насекомыми», «питаются себе подобными», «поедают всё», «растительноядные», «насекомоядные», «плотоядные - хищники», «всеядные», иллюстрации животных
-для учащихся: учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь по предмету; конверты с иллюстрациями животных, карточки с тестами, чистые листы для записей.
Описание хода урока:
I.Самоопредение к деятельности.
Психологический настрой.
«Чтобы природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать!
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность!»
(Регулятивные УУД: организация учебного места;
Личностные УУД: учебно-познавательная мотивация;
Коммуникативные УУД: выражение эмоциональной поддержки и понимание чувств одноклассников)
II.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
1) Проверкам домашнего задания.
- Отгадайте загадки (слайды 1-2)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину из трясины…(бобры)
Что за зверь лесной
Ходит вниз головой?
Хрюкает как свинка
На спине щетинка?..(кабан)
Думал кошка, крикнул: «Брысь!»
Оказалось, это…(рысь)
Кто в своей берлоге
Спит, забыв тревоги?..(медведь)
- О ком продолжим разговор на уроке? (о животных) (слайд 3)
(Познавательные УУД: развитие операций мышления)
2) Игровое упражнение «Крестики-нолики».
-Вы любите играть? (да) Тогда поиграем в игру «Крестики-нолики» (учащиеся получают листочки для записи ответов)
-Если слышите верное утверждение, ставите «Х», неверное утверждение – «0».
1. Наука о животных называется зоологией.
2. У насекомых 6 лапок.
3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимом в воде.
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.
6. Мыши, тараканы – это домашние животные.
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши.
8. У птиц есть зубы.
9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.
(самопроверка с обсуждением по слайду-4)
3) Тест «Разнообразие животных».
1. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?
а) моллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.
2. К какой группе животных относятся креветки и крабы?
а) моллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.
3. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?
а) паукообразные; б) черви; в) насекомые.
4. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?
а) ракообразные; б) паукообразные; в) насекомые.
5. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?
а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.
6. Какая группа животных выкармливает детёнышей молоком?
а) птицы; б) звери; в) земноводные.
7. К какой группе животных относятся лягушки и притоны?
а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.
(взаимопроверка с обсуждением по слайду-5)
(Познавательные УУД: развитие операций мышления;
Личностные УУД: учебно-познавательная мотивация;
Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение)
III.Постановка учебной задачи.
-Послушайте сказку Николая Сладкова «Загадочный зверь» и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь. (слайд 6)
«Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты? И слышу я голосок:
- Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Я подумал и твёрдо сказал:
- Дятел!
- Вот и не угадал! (варианты детей) Ещё я ем ос и шмелей!
- Ага! Ты птица осоед!
- Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок!
- Гусениц и личинок любят дрозды! (варианты детей)
- А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога. (варианты детей)
- Тогда ты, наверное, лесная мышь.
- И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
- Мышей? Тогда, ты, конечно, кошка! (варианты детей)
- То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.
- Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.
- Покажусь, только ты признай себя побеждённым.
- Рано! – ответил я.
- Иногда я ем ящериц. А изредка – рыбу.
- Может ты цапля? (варианты детей)
- Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
- Похоже, ты куница.
- Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Я рассердился и крикнул:
- Скорее всего, ты – свинья, которая забралась на ёлку!
- Сдаёшься? – спросил голосок.
Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел (некоторые дети догадались и говорят вместе с учителем) белку! (слайд 7)
- Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орешки…»
- До конца сказки вам не удалось отгадать, какой зверь разговаривал с автором. Почему? (ответы детей)
- Правильно, мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же, как автор. А животные в разных условиях могут питаться разной пищей.
(Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение
Познавательные УУД: развитие операций мышления)
(слайд 8 – пустой)
- Ребята, кто из вас догадался, какая задача стоит перед нами на этом уроке? (сформировать представление о питание животных)
- Правильно! Как мы будем работать? (поймём то, что было неизвестным для нас и постараемся сделать открытие)
- Какую цель поставим перед собой? (распределить животных по типу питания)
- Попробуйте сформулировать тему урока. («Питание животных»; «Чем питаются животные»; «Кто что ест») – появляется табличка на доске с темой урока «Кто что ест?»
(Регулятивные УУД: умение ставить и принимать учебную задачу)
Физкультминутка
IV. Построение проекта выхода из затруднения («открытие»). Реализация построенного проекта.
- Давайте посмотрим на иллюстрации животных (на доске: свинья, ёж, лягушка, олень, корова, дятел, волк, сова) и подумаем, чем они отличаются, на какие группы по типу питания мы можем их распределить.
По мере работы с учащимися на доске появляется схема:
Питаются растениями | Питаются насекомыми | Питаются себе подобными | Едят всё подряд |
корова олень | лягушка дятел | сова волк | ёж свинья |
растительноядные | насекомоядные | плотоядные (хищники) | всеядные |
(слайд 9)
(Растительноядные животные питаются только растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому их ещё называют плотоядными. Всеядные животные питаются и растительной, и животной пищей) (слайды 10-14)
(Регулятивные УУД: умение ставить и принимать учебную задачу
Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное его понимание; подведение под понятие; классификация объектов; моделирование
Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение)
- Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в «цепи питания». (слайд 15)
- Итак, мы узнали, что все живые организмы связаны с теми, кто живёт рядом с ними. Как вы думаете, какое звено в «цепи питания» будет первым? (растения)
- Почему? (только растения сами «готовят» себе пищу, т.е. только они способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды) – (щелчок).
- Второе звено «цепи»…(растительноядные животные) – (щелчок).
- Почему? (объяснения учащихся)
- Каким может быть третье звено? (насекомоядные, хищные или всеядные животные) – (щелчок).
(Познавательные УУД: анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли)
- А теперь, ребята, давайте проверим выдвинутые нами предположения и гипотезы по статье учебника. (учащиеся работают со статьёй «Цепи питания» на страницах 94-96)
- Какие «цепи питания» приведены в учебнике? (осина-заяц-волк; дуб -лесная мышь -сова) – (слайд 16)
- В каком порядке расположены звенья в «цепи питания»? (растения -растительноядные животные -остальные животные)
(Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование
Коммуникативные УУД: аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные УУД: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие)
- Ребята, а как вы думаете, есть ли в «цепи питания» конечное звено? (Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не найдут нужный ответ, можно задать наводящий вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не заканчивается запас минеральных солей.)
- Вот мы и подошли к последнему звену в «цепи питания». Это грибы и бактерии. (слайд 17) Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей «цепочки». Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего начинается «цепь питания»? (с растений)
- Чем она заканчивается? (грибами и бактериями)
(Познавательные УУД: (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей
Личностные УУД: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности
Коммуникативные УУД: умение и готовность вести диалог, вести дискуссию, искать решения, оказывать поддержку друг другу.)
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.
(слайд 18 - пустой)
- Вот мы и сделали "открытие" - "цепи питания" - это связи всего живого по питанию. "Цепей питания" в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоёме, третьи - в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли учёных-экологов и заняться поисковой деятельностью. У вас на партах лежат конверты с иллюстрациями животных. Вам нужно составить "цепь питания" и рассказать, где можно её встретить. Будьте внимательны!
1 пара - поле: рожь-мышь-змея ("лишняя" - рыба);
2 пара - огород: капуста- слизни -жаба ("лишний" - медведь);
3 пара - сад: яблоня -яблонная тля- божья коровка ("лишняя - лиса);
4 пара - водоём: водоросли- карась -щука ("лишний" - заяц).
(ученики составляют "цепь питания", находят "лишнее" животное, определяют, в каком природном сообществе встречается такая "цепь питания", доказывают и обосновывают правильность своего решения)
(Познавательные УУД: осмысленное выполнение задания, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы;
Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром при выполнении задания, сотрудничество, участие в диалоге, принятие точки зрения одноклассника, умение точно выражать свои мысли, слушать и слышать других;
Регулятивные УУД: планирование деятельности и работа по плану)
Физкультминутка для глаз
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Откройте рабочие тетради на с.56 и самостоятельно выполните №3. (ребята выполняют задание, самопроверка идёт по слайду - 19)
(Регулятивные УУД: планирование деятельности и работа по плану;
Личностные УУД: самооценка)
VII. Включение в систему знаний и повторение.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что произойдёт, если из "цепи питания" выпадет какое-нибудь звено? Обсудите этот вопрос в парах, опираясь на те "цепи питания", которые вы составили.(Учащиеся обсуждают вопрос, пытаясь объяснить на примере. "Например: если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо!" и.тд.)
- Правильно! если выпадет хоть одно звено из "цепи", то нарушается вся"цепь питания". (слайд - 20)
- А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение:
"Однажды англичане заметили в тумане -
Известно, что у англичан на островах всегда туман, -
Но, несмотря на это, заметили, что летом
Растёт пшеница гуще там, где проживает больше дам,
Почтенных старых леди, что больше всех на свете
Заботятся о кошках...
Цепочку разглядишь не сразу.
На то наука есть и разум!.."
- Какую "цепь питания" поддерживают пожилые леди Англии? (зерно -мыши-коты)
"И вот загадка решена. Ответ - у ловкого кота:
Мышей переловил давно! А мыши, что едят?...(Зерно!)"
- А вот "Воробьиная история":
"Хулиганы воробьишки - превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай - поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали, сколько зёрен потеряли,
И издали свой декрет - воробьёв свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут - каков же результат?
Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели,
А потом пришла беда - отворяйте ворота!
Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей тащат мошек и червей.
Все посевы, урожаи насекомые сожрали.
Их в таком большом числе прежде не было нигде.
Стало тут властям понятно - "Надо птиц вернуть обратно!"
И пришлось им воробьёв из чужих возить краёв.
Если всё с плеча рубить, моно дело загубить!"
- Какая "цепь питания" была нарушена в Китае? (пшеница- насекомые-воробьи)
- Какой же вывод можно сделать на примере двух историй? (Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе всё взаимосвязано. Часто в результате по незнанию человек совершает ошибки, которые оборачиваются общей бедой!)
- Правильно! Именно поэтому мы и формируем свои представления о "Цепях питания", чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой!
(Познавательные УУД: структурирование информации, анализ, классификация;
РегулятивныеУУД: контроль и оценка своей деятельности)
VIII. Рефлексия деятельности.
- Оцените себя по слайду: какие оценки поставите себе, почему?
(слайд 21)
(ученики оценивают свои действия, применяя выражения со слайда: в течении урока формулировал представление о....; вёл поисковую деятельность в.....; сделал для себя "открытие", что... и т.д.)
(Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные УУД: осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов)
- Кто ещё раз ответит на вопрос: "Зачем человеку знать, как и чем питаются животные?" (Это нужно знать для того, чтобы бережно относиться к природе, не навредить ей, нарушая "цепи питания")
(слайд 22):
"Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк.
Друг без друга им нельзя.
Об этом помните, друзья!"
- Наш урок подходит к концу. Как вы считаете, достигли мы цели урока, которую ставили вначале? (Да, мы сформировали представления о питание животных, о "Цепях питания" в природе")
- Благодарю всех за активную работу на уроке! Дома поработайте с учебником на с.94-97 и выполните в рабочей тетради задания № 1 на с.55, задание № 5 на с.57.
Ссылки на использование материалов интернет:
https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/pitanie-zhivotnykh-342191/re-b6571f4b-0788-4c74-9685-c708f902e0fb
http://okrugmir.ru/class3/class3_40.php
https://infourok.ru/klass-konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-kto-chto-est-3560791.html