Творческие диктанты на расширение исходного текста
Творческий диктант на расширение
(в слабом классе – творческое списывание)
Задание
Запишите под диктовку диалог из рассказа Николая Носова «Дневник Коли Синицына», распространив его словами автора. Избегайте повторов одних и тех же слов.
Карточка готова! Все ребята хорошо получились, только я вышел с раскрытым ртом.
Ребята снова бранят меня:
- Зачем тебе понадобилось рот разевать?
- Я нечаянно.
- «Нечаянно»! Ты бы ещё язык высунул!
- А вам-то что? Ведь вы хорошо получились.
- Мы-то хорошо, а ты весь вид портишь.
- Чем же я его порчу?
- Да сидишь тут с разинутым ртом, как акула!
Тогда я стал просить Галю:
- Галя, нельзя ли мне чем-нибудь рот замазать?
- Чем же его замазать? По-моему, ты хорошо получился. Очень похож.
- Да, похож! Разве я такой? Я красивый.
- Ну, ты и здесь очень красивый.
- И совсем не красивый. Здесь у меня какой-то глуповатый вид получился.
- Вовсе не глуповатый. Просто рот чуточку приоткрыт, потому что ты улыбаешься, а вид нормальный. Очень даже умный вид.
Творческий диктант на расширение текста
(на материале рассказа Николая Носова «Приключения Толи Клюквина» из сборника «Витя Малеев в школе и дома»)
Задание.
Запишите под диктовку текст, расширив его путём включения определений, делающих описание двора ярким и образным. (При чтении текста опустить слова, выделенные чёрным шрифтом. Полученные ученические тексты сравнить с авторским).
Перед ним, за деревьями, был виден старый кирпичный дом с высокой аркой в стене. Толя пошёл прямо под эту арку, надеясь выйти на улицу, но попал не на улицу, а в другой двор. Здесь было гораздо красивее, чем там, откуда явился Толя. Посреди двора возвышалась огромная круглая клумба с цветущими астрами, георгинами и яркими, как огоньки, настурциями. Недалеко от клумбы была куча песка, обнесённая с четырёх сторон голубым деревянным заборчиком. По обеим сторонам песочной кучи были разбиты газоны с аккуратно подстриженной зелёной травкой. Вдоль газонов стояли удобные лавочки, на которых сидели мамы детей. Они мирно беседовали и следили, чтоб детишки хорошо вели себя.
Двор был широкий, большой, окружённый со всех четырёх сторон стенами домов с балконами. На многих балконах пестрели цветы, высаженные в длинных деревянных ящиках. Толя невольно остановился и залюбовался открывшейся перед ним картиной.
Творческий диктант с расширением
(на основе отрывка из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)
Задание.
Запишите диалог под диктовку. Расширьте содержание текста, введя в него слова автора. Избегайте повторений одних и тех же слов.
После уроков Толя Дёжкин подошёл к Игорю Грачёву и сказал:
- Эх, ты! Кто тебя просил стену портить? Видишь, что вышло!
- Да я что? Я разве хотел?
- Зачем же нарисовал?
- Сам не знаю. Взял и нарисовал не подумавши.
- «Не подумавши»! Из-за тебя пятно на всём классе.
- Почему на всём классе?
- Потому что на каждого могут подумать.
- А может, это кто-нибудь из другого класса к нам забежал и нарисовал.
- Смотри, чтоб этого больше не было.
- Ладно, ребята, я больше не буду, я ведь так только – хотел попробовать.
Творческий диктант с расширением
(на материале диалога из русской народной сказки «Лиса и заяц»)
Задание
Запишите под диктовку диалог из русской народной сказки «Лиса и заяц», распространив каждую реплику словами автора. Избегайте повторения одних и тех же слов.
Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу медведь.
- О чём, зайчик, плачешь?
- Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
- Не плачь, я твоему горю помогу.
- Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, и тебе не выгнать.
- Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке.
- Поди, лиса, вон!
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
В недостаточно подготовленном для такого вида работы классе можно предложить слова для справок, предварительно их распечатав. Можно вывести справочный материал на электронную доску. Примерные слова для справок: кричать, рычать, спрашивать, рассказывать, жаловаться, говорить, обещать, успокаивать, не соглашаться, продолжать, настаивать.