СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы по русскому языку. Творческие диктанты на расширение текста (5 - 6 классы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие диктанты на расширение текста в качестве дидактических материалов могут использоваться для организации творческой работы на уроках русского языка в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по русскому языку. Творческие диктанты на расширение текста (5 - 6 классы)»

Творческие диктанты на расширение исходного текста

Творческий диктант на расширение

(в слабом классе – творческое списывание)

Задание

Запишите под диктовку диалог из рассказа Николая Носова «Дневник Коли Синицына», распространив его словами автора. Избегайте повторов одних и тех же слов.



Карточка готова! Все ребята хорошо получились, только я вышел с раскрытым ртом.

Ребята снова бранят меня:

- Зачем тебе понадобилось рот разевать?

- Я нечаянно.

- «Нечаянно»! Ты бы ещё язык высунул!

- А вам-то что? Ведь вы хорошо получились.

- Мы-то хорошо, а ты весь вид портишь.

- Чем же я его порчу?

- Да сидишь тут с разинутым ртом, как акула!

Тогда я стал просить Галю:

- Галя, нельзя ли мне чем-нибудь рот замазать?

- Чем же его замазать? По-моему, ты хорошо получился. Очень похож.

- Да, похож! Разве я такой? Я красивый.

- Ну, ты и здесь очень красивый.

- И совсем не красивый. Здесь у меня какой-то глуповатый вид получился.

- Вовсе не глуповатый. Просто рот чуточку приоткрыт, потому что ты улыбаешься, а вид нормальный. Очень даже умный вид.



Творческий диктант на расширение текста

(на материале рассказа Николая Носова «Приключения Толи Клюквина» из сборника «Витя Малеев в школе и дома»)

Задание.

Запишите под диктовку текст, расширив его путём включения определений, делающих описание двора ярким и образным. (При чтении текста опустить слова, выделенные чёрным шрифтом. Полученные ученические тексты сравнить с авторским).



Перед ним, за деревьями, был виден старый кирпичный дом с высокой аркой в стене. Толя пошёл прямо под эту арку, надеясь выйти на улицу, но попал не на улицу, а в другой двор. Здесь было гораздо красивее, чем там, откуда явился Толя. Посреди двора возвышалась огромная круглая клумба с цветущими астрами, георгинами и яркими, как огоньки, настурциями. Недалеко от клумбы была куча песка, обнесённая с четырёх сторон голубым деревянным заборчиком. По обеим сторонам песочной кучи были разбиты газоны с аккуратно подстриженной зелёной травкой. Вдоль газонов стояли удобные лавочки, на которых сидели мамы детей. Они мирно беседовали и следили, чтоб детишки хорошо вели себя.

Двор был широкий, большой, окружённый со всех четырёх сторон стенами домов с балконами. На многих балконах пестрели цветы, высаженные в длинных деревянных ящиках. Толя невольно остановился и залюбовался открывшейся перед ним картиной.



Творческий диктант с расширением

(на основе отрывка из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)



Задание.

Запишите диалог под диктовку. Расширьте содержание текста, введя в него слова автора. Избегайте повторений одних и тех же слов.



После уроков Толя Дёжкин подошёл к Игорю Грачёву и сказал:

- Эх, ты! Кто тебя просил стену портить? Видишь, что вышло!

- Да я что? Я разве хотел?

- Зачем же нарисовал?

- Сам не знаю. Взял и нарисовал не подумавши.

- «Не подумавши»! Из-за тебя пятно на всём классе.

- Почему на всём классе?

- Потому что на каждого могут подумать.

- А может, это кто-нибудь из другого класса к нам забежал и нарисовал.

- Смотри, чтоб этого больше не было.

- Ладно, ребята, я больше не буду, я ведь так только – хотел попробовать.



Творческий диктант с расширением

(на материале диалога из русской народной сказки «Лиса и заяц»)



Задание

Запишите под диктовку диалог из русской народной сказки «Лиса и заяц», распространив каждую реплику словами автора. Избегайте повторения одних и тех же слов.



Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу медведь.

- О чём, зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

- Не плачь, я твоему горю помогу.

- Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, и тебе не выгнать.

- Нет, выгоню!

Подошли они к избёнке.

- Поди, лиса, вон!

- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

В недостаточно подготовленном для такого вида работы классе можно предложить слова для справок, предварительно их распечатав. Можно вывести справочный материал на электронную доску. Примерные слова для справок: кричать, рычать, спрашивать, рассказывать, жаловаться, говорить, обещать, успокаивать, не соглашаться, продолжать, настаивать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!