СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы по теме "Прямая речь и диалог" для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке можно найти примеры для закрепления материала по теме Прямая речь и диалог.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по теме "Прямая речь и диалог" для 5 класса»

Прямая речь

418. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

  1. Беленький гладенький зайчик сказал ежу какое у тебя братец колючее платье.

  2. Прочь хотел крикнуть взбешенный хан.

  3. Василиса говорит старухе продай бабушка это полотно а деньги возьми себе.

  4. Стали они махать руками и кричать стой стой.

  5. Князь им вымолвил тогда в добрый путь вам господа.



Прямая речь

415. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

  1. Я знаю что делать крикнул Петя.

  2. Ты помилуй царь-отец воскликнул городничий.

  3. За обедом отец спросил дети не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу.

  4. Старшая девочка закричала сестре не ходи вернись назад.

  5. Ладно думает Иван.

------------------------------------------------------------------------------------------------------- 


Прямая речь

416. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

  1. Девочка взяла ручку и стала писать я всегда помогаю маме подметаю  пол мою посуду.

  2. Тут в магнитофоне послышался голос Бори спасибо я больше не хочу я сыт.

  3. Вот я сейчас лучинку разожгу печь затоплю подумал разбойник.

  4. Куколка поела и сказала утро вечера мудренее все будет сделано.

  5. Не за водой же вы к нам ходили подумал Пахомов.

------------------------------------------------------------------------------------------------------- 


Прямая речь

417. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

  1. Старуха оглянулась и крикнула верные мои слуги выжмите из мака масло.

  2. Это мое красное солнышко отвечала Баба-Яга.

  3. Чем это так здорово пахнет спросил маленький щенок.

  4. Лапами Петя кучу разгребает курочек с цыплятами созывает курочки-хохлатушки собирайтесь с цыплятками с малыми ребятками.

  5. Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою какая я, право, удивительная птица.



 Прямая речь

421. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

  1. Я доктор Айболит сказал доктор.

  2. Надо запомнить дорогу думал Нильс.

  3. Утром доктор сказал Крокодилу я думаю, это Африка.

  4. Звери собирайтесь крикнул он.

  5. Князь Гвидон ей отвечает грусть-тоска меня съедает.



Прямая речь

419. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

  1. Вдруг с палубы кто-то крикнул акула.

  2. Нечего делать, видно судьба подумал грустно я.

  3. Маяковский написал начинается земля, как известно, от Кремля.

  4. Вот сварю бобы и пообедаю подумала старушка.

  5. Я еще сплю подумал мальчик.

Прямая речь

420. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

  1. Видно, мне никогда не превратиться в человека грустно подумал Нильс и поплелся к стае диких гусей.

  2. Гуси кричали Нильс победил Смирре.

  3. Надо запомнить дорогу думал Нильс.

  4. Попугай кивнул головой засмеялся и сказал хорошо.

  5. Спасибо тебе добрый Карудо сказал доктор.

------------------------------------------------------------------------------------------------------- 


Прямая речь

414. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

  1. Послушал хозяин этот спор и говорит перестаньте спорить по-пустому все вы мне нужны.

  2. Матушка идет молвила Таня.

  3. Я целый день по лесу летаю ножки бью крылышки треплю а они не работают думал воробей.

  4. Ей с поклоном старик отвечает смилуйся государыня рыбка.

5. Вдруг они услышали что кто-то громко кричит назад назад.



 Прямая речь

422. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

  1. Что там случилось спросил Крокодил.

  2. Что вы тут делаете закричал лохматый старик.

  3. Ко-ра-бле-кру-ше-ние закричал Попугай.

  4. Доктор посадил ее на диван и спросил шея у тебя болит.

  5. Доктор спросил кто там.



 Прямая речь

423. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

  1. Как бы мне ее назвать раздумывал Карло.

  2. Держи его закричал Карло.

  3. Внутри яйца пискнул голосок спасибо деревянный человечек.

  4. Он шепотом проговорил куклам здесь какая-то тайна.

  5. Я здесь ответил громкий голос.



Прямая речь

1. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

1. Воевода говорит петушок опять кричит.

2. А ты чего тут распоряжаешься вмешался Незнайка.

3. А почему медведь зимой не спит спросила Катюша отца.

4. Петька встретил меня ворчаньем ты что так долго

5. Бабушка сказала сейчас уху варить будем.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Прямая речь

2. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

1. Расскажи попросила мама.

2. Мама напомнила далеко от дороги не ходите.

3. Что-то мне плохо сказал раненый.

4. Раненый поинтересовался отец-то где работает?

5. Теперь с Сенькой помириться не стыдно объявил Петька.

 Прямая речь

3. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

1. Петька выпалил слышали ваш разговор.

2. А как ее звать спрашивают ребята.

3. Ребята после этого вовсе на голубую змейку осердились не будем о ней говорить!

4. Девочка попросила возьми меня завтра на рудник с собой.

5. Она и говорит вот бы мне такой цветочек.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Прямая речь

4. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

1. Девочка тогда и говорит она тебя в снегу согреет и домой выведет.

2. А как же зимой в лесу ночевать станешь спрашивает Даренка.

3. Алеша, помоги мне поймать курицу кричала кухарка.

4. Король отвечал не думал я что ты такой ленивец.

5. Знаете ли вы урок ваш спросил учитель.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Прямая речь

5. . Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

1.  Министр сказал сквозь слезы Алеша я вас прощаю.

2. Повернись ко мне избушка передом говорит Иван.

3. Квакушка говорит царевичу отправляйся один на пир а я следом за тобой буду.

4. Царь прежде взял ковер у старшего царевича посмотрел и молвил этим ковром только от дождя лошадей накрывать.



 Прямая речь

3. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

1. Петька выпалил слышали ваш разговор.

2. А как ее звать спрашивают ребята.

3. Ребята после этого вовсе на голубую змейку осердились не будем о ней говорить!

4. Девочка попросила возьми меня завтра на рудник с собой.

5. Она и говорит вот бы мне такой цветочек.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Прямая речь

4. Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

1. Девочка тогда и говорит она тебя в снегу согреет и домой выведет.

2. А как же зимой в лесу ночевать станешь спрашивает Даренка.

3. Алеша, помоги мне поймать курицу кричала кухарка.

4. Король отвечал не думал я что ты такой ленивец.

5. Знаете ли вы урок ваш спросил учитель.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Прямая речь

5. . Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Объясните свои действия. Составьте схемы.

1.  Министр сказал сквозь слезы Алеша я вас прощаю.

2. Повернись ко мне избушка передом говорит Иван.

3. Квакушка говорит царевичу отправляйся один на пир а я следом за тобой буду.

4. Царь прежде взял ковер у старшего царевича посмотрел и молвил этим ковром только от дождя лошадей накрывать.



Для  тренировочных  работ  по теме «Диалог»(5 класс)  использую деформированные тексты  по рассказам  писателя-натуралиста   Н. Сладкова. Предваряет работу с карточками  небольшая  бе седа  о творчестве  Николая Ивановича Сладкова.  1920 – 1996 г.                                                                                  

 Написал более 60 книг о природе и много  рассказов для детей.   Герои Н. Сладкова  сами рассказывают о себе – и всегда с лёгкой иронией. Его произведения открывают нам мир природы, помогают понять и полюбить его.



 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                       «Шмель и Цветок».

   Ответь мне Цветок ты кто – он или она? А я брат Шмель и сам не пойму! Как это -не знаешь? Вот, например, ландыш –он! То  ландыш…А вот ,например, ромашка-она. Так то ромашка… А ты кто такой? Я-то? Да я Шмель иван-да –марья!



 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                      «Кто как спит».

    Ты Заяц как спишь? Как положено –лёжа. А ты Тетёрка как? А я сидя. А ты Цапля? А я стоя. Выходит друзья что я, Летучая Мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю! А как же ты  Летучая Мышь спишь-отдыхаешь? Да вниз головой.



 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                              «Сорока и Енот»

    Енот а Енот а ты ягоды есть любишь? Люблю! А птенцов и яйца любишь? Люблю! А лягушек и ящериц любишь? Люблю! А жуков и сороконожек любишь? Люблю! А червяков и улиток любишь? Тоже люблю! А чего же ты тогда не любишь? Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают!


 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                                                            «Барсук  и Медведь».

    Что Медведь спишь ещё? Сплю Барсук сплю. Так-то разогнался – пятый месяц без просыпу.  Все бока отлежал! А  может, Медведь нам вставать пора? Не пора. Спи ещё. А не проспим мы с тобой весну с разгону? Не бойся! Она брат разбудит! А что, она – постучит нам, песенку споёт или,может, пятки  пощекочет? Я Миша страх как на подъём тяжёл! Небось вскочишь! Она тебе Боря ведро  воды как даст под бока – не залежишься! Спи уж, пока сухой!



 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                                                       « Воробей и Синица».

      Угадай Синица какое у людей самое страшное оружие? Ружьё? Э-э, не угадала! Пушка? Опять не угадала! Какое же тогда Воробей? Рогатка! Из пушки –то по воробьям не  стреляют а из рогатки – только успевай  отскакивай! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей.


В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                                                         «Сорока и Медведь»

   Эй, Медведь ты днём что делаешь? Я-то?  Да ем!   А ночью? И ночью ем.  А утром? И утром!  В вечером? И вечером ем. Когда же  ты тогда не ешь? Когда сыт бываю. А когда ты сытым  бываешь? Да никогда…

 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                                                          «Мухоловка и Заяц».

     Чего Заинька приплясываешь, чего серенький  ушами потряхиваешь? С горя Мухоловочка с горя! Комары после дождя вылетели – ни попить, ни поесть! А ты чего подлётываешь, чего крылышками взмахиваешь? От радости Заинька от радости! Комары после дождя вылетели – самое времечко попить да поесть!



 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                                                         «Рябчик и Соловей».

     Люблю я весенние цветы Соловей! И я люблю- такие они  красивые! Да нет Соловей не то! Так что ж, коль не то? Может за то,  что они такие ароматные? Да нет, не то! За что же тогда? Вкусные они Соловей очень! Особенно незабудки! Незабываемый вкус!



 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                                                    «Лисица и Ёж».

       Всем ты Ёж хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу! А что Лиса я с колючками  некрасивый что ли? Да не то чтоб некрасивый … Может, я с колючками неуклюжий? Да не то чтобы неуклюжий!  Ну так какой же я такой с колючками –то?! Да какой –то  ты с ними брат несъедобный!    



    В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                                                       «Сорока и Медведь».

          Эй, Мишка-Медведь на вопрос  ответь! Какой вопрос стрекотуха? Почему тебя Медведем зовут? Глухарь – он весной глухой, понятно, заяц-беляк – зимой он белый, понятно  а вот Медведь – не понятно! Хе-хе бестолковая птица. Мед- ведь – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. А где он, где мёд –то? Так я тебе и сказал! Ты же всем  разболтаешь сразу, все вы в лесу медведями станете!



 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                                      «Сорока и Волк».

           Эй, Волк чего ты  хмурый  такой?  От голода. А рёбра торчат-выпирают? От голода. А воешь отчего? От голода. Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока, от голода, от голода! Чего это ты нынче  такой   неразговорчивый?  От голода!



 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания, прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                           « Орлёнок и Воробьёнок».

      Эй, Орлёнок у тебя родители кто? У меня папа  с  мамой –орлы! Вот счастливый! А у меня папа с мамой –обыкновенные воробьи… Не завидуй мне Воробьёнок! Твои воробьи с утра  до  вечера тебя кормят а мои орлы меня – только утром да вечером. 







1.«Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - думает Лето. 2. «Какая сегодня прекрасная погода!» - удивилась девочка. 3. «Хочешь, Пулька, я подарю тебе твой портрет?» - поинтересовался Незнайка. 4. И решила внучка: «Навещу-ка я бабушку!» 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: «Слушай, Цветик, научи меня писать стихи». 6. Вдруг услышали мы крики: «Кто там выглянул в окно?»



1.«Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - думает Лето. 2. «Какая сегодня прекрасная погода!» - удивилась девочка. 3. «Хочешь, Пулька, я подарю тебе твой портрет?» - поинтересовался Незнайка. 4. И решила внучка: «Навещу-ка я бабушку!» 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: «Слушай, Цветик, научи меня писать стихи». 6. Вдруг услышали мы крики: «Кто там выглянул в окно?»



1.«Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - думает Лето. 2. «Какая сегодня прекрасная погода!» - удивилась девочка. 3. «Хочешь, Пулька, я подарю тебе твой портрет?» - поинтересовался Незнайка. 4. И решила внучка: «Навещу-ка я бабушку!» 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: «Слушай, Цветик, научи меня писать стихи». 6. Вдруг услышали мы крики: «Кто там выглянул в окно?»



1.«Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - думает Лето. 2. «Какая сегодня прекрасная погода!» - удивилась девочка. 3. «Хочешь, Пулька, я подарю тебе твой портрет?» - поинтересовался Незнайка. 4. И решила внучка: «Навещу-ка я бабушку!» 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: «Слушай, Цветик, научи меня писать стихи». 6. Вдруг услышали мы крики: «Кто там выглянул в окно?»



1.«Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - думает Лето. 2. «Какая сегодня прекрасная погода!» - удивилась девочка. 3. «Хочешь, Пулька, я подарю тебе твой портрет?» - поинтересовался Незнайка. 4. И решила внучка: «Навещу-ка я бабушку!» 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: «Слушай, Цветик, научи меня писать стихи». 6. Вдруг услышали мы крики: «Кто там выглянул в окно?»



1.«Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - думает Лето. 2. «Какая сегодня прекрасная погода!» - удивилась девочка. 3. «Хочешь, Пулька, я подарю тебе твой портрет?» - поинтересовался Незнайка. 4. И решила внучка: «Навещу-ка я бабушку!» 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: «Слушай, Цветик, научи меня писать стихи». 6. Вдруг услышали мы крики: «Кто там выглянул в окно?»



1.«Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - думает Лето. 2. «Какая сегодня прекрасная погода!» - удивилась девочка. 3. «Хочешь, Пулька, я подарю тебе твой портрет?» - поинтересовался Незнайка. 4. И решила внучка: «Навещу-ка я бабушку!» 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: «Слушай, Цветик, научи меня писать стихи». 6. Вдруг услышали мы крики: «Кто там выглянул в окно?»



1.«Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - думает Лето. 2. «Какая сегодня прекрасная погода!» - удивилась девочка. 3. «Хочешь, Пулька, я подарю тебе твой портрет?» - поинтересовался Незнайка. 4. И решила внучка: «Навещу-ка я бабушку!» 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: «Слушай, Цветик, научи меня писать стихи». 6. Вдруг услышали мы крики: «Кто там выглянул в окно?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!