Урок обществознания по теме "Деньги, их функции". 7-й класс
Цели:
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Оборудование: презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.
Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – исследование.
ХОД УРОКА.
1. Мотивация к учебной деятельности, определение задач, целей урока:
- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем урок, отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)
Как вы правильно догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).
2.Актуализация знаний
А кто может дать точное определение, что же такое "деньги"? Что означает слово "деньги?"
Приём “Корзина чувств”(на доске вывешивается слово “Деньги”, а обучающиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)
3. Изучение нового материала
В качестве эпиграфа к нашему уроку, я думаю, подойдут слова великого экономиста 17 века Френсиса Бэкона:
«Деньги – дурной хозяин, но весьма хороший слуга».( Запись в тетрадь)
Как вы понимаете эти слова?(Ответы обучающихся)
Ребята, вы знаете, что в разные времена стоимость товара была разная?
Вот как выглядели цены на московском базаре в 17 веке:
Пуд коровьего масла – 60 копеек (пуд – 16 кг)
Рыба свежая и соленная – 37 копеек пуд
Голова сахара – 4 гривны
1 курица- 1 копейка
Шуба из овчины – 30-40копеек
Бархатная шуба, подбитая соболем – 70 рублей. (На слайде)
Конечно, с нашими ценами сейчас не сравнить. У вас было домашнее задание: придумать свои деньги. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Проверка домашнего задания)
Зачем людям деньги? Какие бывают деньги?
Почему деньги -это товар выполняющий роль всеобщего эквивалента?
Ребята! А что такое валюта? Номинал? Кредитная карточка? (Ответы детей + презентация Юли и Насти)
Какие же функции выполняют деньги?
Функции денег:
А какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?
Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь.
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?
Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.
Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.
Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.
В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.
Какими же качествами должны обладать деньги?
Стабильность
Стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра.
Портативность
Удобны, малы, легки для транспортировки
Долговечность
Материал для денег должен иметь значительный срок прочности (бумага высшего качества)
Однородность
Деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость
Делимость
Деньги можно было разделить на части.
Отличимость Деньги должно быть трудно подделать, и должны быть легко узнаваемы (водяные знаки, рисунок)
Ликвидность (Легко реализуемые, легко обмениваемые)
Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.
1.
Карточка №1
Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).
Карточка №2
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).
Карточка №3
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).
Карточка №4
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.
2. Заполнение таблицы.
Примеры ситуаций | Функции денег |
Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой. | ? |
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится. | ? |
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. | ? |
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. | ? |
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. | ? |
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. | ? |
Практическое задание №3.
Какую функцию выполняют деньги в следующих случаях
Гамбургер стоит 15 рублей.
Безработный получает пособие по безработицы.
Вы обмениваете рубли на доллары
За бутылку пепси-колы вы заплатили 25 рублей
Муж прячет часть зарплаты от жены.
Вы возвращаете долг своему приятелю.
Вы хотите купить СД – плеер за 3 тыс. рублей, но не можете себе этого позволить, поскольку у вас нет таких денег.
У вас в кармане 50 рублей.
Брокер получил комиссионные от продажи ценных бумаг
Деньги зашиты в матрас.
Вы покупаете золото, чтобы сберечь свои деньги от обесценивания.
Вы получили большое наследство, но пришлось заплатить налог.
Родители покупают вам фотоаппарат и дарят на день рождения.
Вы поступили в институт и вам выплачивают стипендию.
Родители дарят вам на день рождения 500 рублей.
Вы покупаете государственные облигации.
4. Первичное осмысление и закрепление изученного
Игра “Верите, не верите”. (Да, нет)
1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да)
2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да)
3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет)
4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да).
5.Деньги может печать любой человек. (Нет)
6. Денежная единица США – рубль. (Нет)
7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да)
Приём “Моё мнение”.
“С деньгами не шутят, а без них тем более”.
“Человек с деньгами – это зло, а без них он ещё злее”
“Даже любовь не свела с ума столько людей, сколько мудрствования о сущности денег”
“Они – великий освободитель. С ними личность становится независимой, может объехать весь мир, жить, где пожелает, заниматься делом по душе” и т.д.
5. Итоги урока. Рефлексия
Отрывок из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (Дядя Федор говорит Матроскину и Шарику, что они пойдут искать клад)
Почему невыгодно прятать клады?
Мы должны помнить, что только своими руками, своим трудом можем добиться успеха в жизни.
Выставление оценок за работу на уроке.
6. Домашнее задание
О деньгах можно говорить не только как об экономической категории, но и как о нравственной. Так что же такое Деньги – это добро или зло? Напишите свои размышления по этому вопросу.