СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деньги, их функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нас всегда интересуют деньги. Ведь их никогда не бывает много Какие же функции денег?

Просмотр содержимого документа
«Деньги, их функции»

Урок обществознания по теме "Деньги, их функции". 7-й класс

Цели:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование: презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.


Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

ХОД УРОКА.

1. Мотивация к учебной деятельности, определение задач, целей урока:

- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем урок, отгадайте загадку:

Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)


Как вы правильно догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).

2.Актуализация знаний

А кто может дать точное определение, что же такое "деньги"? Что означает слово "деньги?"

Приём “Корзина чувств”(на доске вывешивается слово “Деньги”, а обучающиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

3. Изучение нового материала



В качестве эпиграфа к нашему уроку, я думаю, подойдут слова великого экономиста 17  века Френсиса  Бэкона:

«Деньги – дурной  хозяин, но весьма хороший слуга».( Запись в тетрадь)

Как вы понимаете эти слова?(Ответы обучающихся)

Ребята, вы знаете, что в разные времена стоимость товара была разная?

 Вот как выглядели цены на московском базаре в 17 веке: 

                     Пуд коровьего масла – 60 копеек (пуд – 16 кг)

                     Рыба свежая и соленная – 37 копеек пуд

                     Голова сахара – 4 гривны

                     1 курица- 1 копейка

                     Шуба из овчины – 30-40копеек

                     Бархатная шуба, подбитая соболем – 70 рублей. (На слайде)

Конечно, с нашими ценами сейчас не сравнить. У вас было домашнее задание: придумать свои деньги. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Проверка домашнего задания)

Зачем людям деньги? Какие бывают деньги?

Почему деньги -это товар выполняющий роль всеобщего эквивалента?

Ребята! А что такое валюта? Номинал? Кредитная карточка? (Ответы детей + презентация Юли и Насти)

Какие же функции выполняют деньги?

Функции денег:

  • Средство платежа;

  • Мера стоимости товаров;

  • Средство обращения;

  • Средство накопления сокровищ;

  • Мировые деньги.

А какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?

Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь. 
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?

Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.

Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.

В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.

Какими же качествами должны обладать деньги?

Стабильность

Стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра.

Портативность

Удобны, малы, легки для транспортировки

Долговечность

Материал для денег должен иметь значительный срок прочности (бумага высшего качества)

Однородность

Деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость

Делимость

Деньги можно было разделить на части.

Отличимость Деньги должно быть трудно подделать, и должны быть легко узнаваемы (водяные знаки, рисунок)

Ликвидность (Легко реализуемые, легко обмениваемые)



Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.



1.

Карточка №1

Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).

Карточка №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).

Карточка №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).

Карточка №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.

2. Заполнение таблицы.

Примеры ситуаций

Функции денег

Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой.

?

Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится.

?

Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон.

?

Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты.

?

Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб.

?

Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице.

?



Практическое задание №3.

Какую функцию выполняют деньги в следующих случаях

Гамбургер стоит 15 рублей.

Безработный получает пособие по безработицы.

Вы обмениваете рубли на доллары

За бутылку пепси-колы вы заплатили 25 рублей

Муж прячет часть зарплаты от жены.

Вы возвращаете долг своему приятелю.

Вы хотите купить СД – плеер за 3 тыс. рублей, но не можете себе этого позволить, поскольку у вас нет таких денег.

У вас в кармане 50 рублей.

Брокер получил комиссионные от продажи ценных бумаг

Деньги зашиты в матрас.

Вы покупаете золото, чтобы сберечь свои деньги от обесценивания.

Вы получили большое наследство, но пришлось заплатить налог.

Родители покупают вам фотоаппарат и дарят на день рождения.

Вы поступили в институт и вам выплачивают стипендию.

Родители дарят вам на день рождения 500 рублей.

Вы покупаете государственные облигации.

4. Первичное осмысление и закрепление изученного
 Игра “Верите, не верите”. (Да, нет)

1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да)
2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да)
3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет)
4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да).
5.Деньги может печать любой человек. (Нет)
6. Денежная единица США – рубль. (Нет)
7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да)

Приём “Моё мнение”.

“С деньгами не шутят, а без них тем более”.

“Человек с деньгами – это зло, а без них он ещё злее”

“Даже любовь не свела с ума столько людей, сколько мудрствования о сущности денег”

“Они – великий освободитель. С ними личность становится независимой, может объехать весь мир, жить, где пожелает, заниматься делом по душе” и т.д.

5. Итоги урока. Рефлексия

Отрывок из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (Дядя Федор говорит Матроскину и Шарику, что они пойдут искать клад)

Почему невыгодно прятать клады?

Мы должны помнить, что только своими руками, своим трудом можем добиться успеха в жизни.

Выставление оценок за работу на уроке.

6. Домашнее задание

О деньгах можно говорить не только как об экономической категории, но и как о нравственной. Так что же такое  Деньги – это добро или зло? Напишите свои размышления по этому вопросу.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!