СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированные задания по русскому языку (Причастие, 6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированные задания по русскому языку (Причастие, 6 класс)»

Дифференцированные задания по русскому языку (6 класс)

Тема: «Причастие»

Цель: Совершенствовать навык правописания причастий.

Задание №1

Уровень 1

1. Продолжи:

Причастие — это...

Приведи примеры:

2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс:

ре...щий, кол...щий, мол...щий, гон...щий, стел...щий.

3. Н или НН?

Поляна пусты(н,нн)а; газон вытопта(н,нн); обстановка торжестве(н,нн)а; лозунги развеша(н,нн)ы; требование зако(н,нн)о.

4. Продолжи:

Причастный оборот — это...

Приведи примеры:

5. Выполни морфологический разбор причастия:

Освеженным дождем цветы нежно благоухали.

Уровень 2

1. Не с причастиями:

а) Небольшой вал и засека, (не)хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность

б) Стояла (не)бывалая распутица. Зато тут же, среди еще (не)сошедшег снега, откуда-то взялась зелень.

в) Повеяло сыростью от (не)видимого пруда.

2. Укажите причастие: перепуганный, пуганый, непуганый.

3. Расставьте знаки препинания:

а) По стеклу ползет и жужжит проспавшая всю зиму муха.

б) Снег сотрясенный с деревьев осыпал наши плечи и головы.

в) Раньше это был залив глубоко вдающийся в сушу.

4. Образуйте все возможные формы причастия от глагола: уважать, думать.

5. Укажите предложение со страдательным причастием:

а) Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы.

б) Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской.

в) Трава, обреченная на высыхание, оживала при первой поливке.

Уровень 3

1. Образуй краткие причастия: зажженный – окрашенный – убранный – оставленный .

2. Определи синтаксическую роль причастия в предложении.

Уже несколько недель город был обложе(нн, н) тесным кольцом оврагов закова(нн, н)ых в железо.

3. Прилагательное или причастие?

Туше...ый картофель, соле...ые в бочке огурцы, мороже.ое мясо, варе.ые овощи, жаре.ая в сметане рыба, поджаре.ая рыба.

4. Один ученик написал: “Необозримы и необходимы просторы нашей страны”. Что он имел в виду под вторым причастием? В чем заключается его ошибка?

5. Выполните морфологический разбор причастия:
Пшеница, посеянная на опытном участке, дала богатый урожай.

Задание №2

Цель: Совершенствовать навык правописания причастий и употребления знаков препинания при причастном обороте.

Уровень 1

1.Продолжите:
Причастие обладает морфологическими признаками
прилагательного:.......
глагола:.............

2. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс:
пробива...мый, перестраива...мый, леле...мый, стро...мый, перевоз...мый, вид...мый.

3. Н или НН?
Дли(нн,н)ая дорога; просея(нн,н)ая мука; уборка законче(нн,н)а; мука просея(н,нн)а; требование удовлетворе(нн,н)о; утре(нн,н)ий туман.

4. Какие употребляются знаки препинания при причастном обороте. Начертите схемы.

5. Придумайте предложение по схемам.

а) [ сущ., п.о. ].

б) [ сущ., п.о. , … ].


в) [ п.о. сущ. ].

Уровень 2

1. Не с причастиями:

а) Заря занялась (не) виданная, роскошная.

б) В лощине стоял все еще (не) разошедшийся с утра туман.

в) Здесь были все бурсаки, (не) вытерпевшие академических лоз, и (не)вынесшие из школы ни одной буквы.

2.Укажите причастие, в котором ударение падает на корень:
а) расположенный

б) начатый

в) наклоненный

3. Расставьте знаки препинания:

а) За мостом тропинка отороченная мокрым жасмином круто шла в вверх.

б) Петя выскочил из окна и пробежал десять метров отделявших его от блиндажа связистов.

в) У горевших всю ночь огней стояла бессонная стража.

4. Образуй все возможные причастия: ободрять ,приглашать.

5. Укажите предложение с действительным причастием:

а) Скупо отмеренный день поздней осени угас.

б) Он пошел по дороге, огибающей парк, к своей даче.

в) Ветер нес полузатопленный бот на берег.

Уровень 3

1. Образуйте краткие причастия:
устроенный –
накормленный –
прерванный –
рассаженный –

2. Определи синтаксическую роль причастия в предложении.

а) Низко нависло небо над землей.

б) Небо покрыто тучами и низко нависло над землей.

3. Прилагательное или причастие ?

кипяче...ое молоко, краше...ая шерсть, вяза...ая спицами кофточка, плете...ая корзинка, вяза...ая кофточка, моще..ая улица.

4. Запишите предложение, расставив знаки препинания. Поменяйте причастный оборот и определяемое слово местами, запишите получившееся предложение.

Расчищенная дворниками дорога вновь засыпана листьями.

5.Придумайте предложение по схемам :

  • [ п.о. сущ. ].

  • [ сущ., п.о. ].

Задание №3

Цель: Совершенствовать навык правописания суффиксов причастий.

Уровень 1

1. Найдите причастие, выделите суффиксы:

Старый, стареющий, стареть, постаревший, старенький, старше.

2. Образуйте от глаголов все возможные формы причастий:

Смотреть, полетать.

3. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах:

Обиж...нный, муч...мый, освещ...нный, отмет...вший, бор...щий.

4. Запишите по одному причастию с суффиксами: -ящ; -нн; -вш.

5. В предложении от глаголов образуйте причастие. Запишите предложение, расставив знаки препинания, выделите причастный оборот.

а) Ручей (спрятаться) в траве тихо журчал.

б) (Стоять) по обеим сторонам березы приветливо кивали ветвями.

6. Запишите словосочетания, вставьте н, нн.

Освеще..ая поляна; деревя...ый стол; тетрадь законче...а; серебря...ое колечко.

Уровень 2

1. Найдите причастие, выделите суффиксы, сделайте морфологический разбор одного из них.

Игривый, играем, поиграв, игравшем, играющего.

2. Образуйте все возможные формы причастий от глаголов:

Рисовать, мыть.

3. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах:

Обид...вший, слыш...мый, дремл...щий, проглоч...нный.

4. Запишите по два причастия с суффиксами: -им; -ащ; -нн; -т.

5. Запишите предложение, образовав от глаголов причастия, расставив знаки препинания, выделите причастный оборот.

Вокруг меня простиралась печальная пустыня (пересечь) холмами и оврагами.

6. Придумайте и запишите по 2 причастия и прилагательному с суффиксами: -енн; -н.

Уровень 3

1. Найдите и выпишите все причастия, сделайте морфологический разбор одного из них.

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз,

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно.

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

2. Образуйте все возможные формы причастий, запишите их, выделите суффиксы.

Задуматься, озарять, шелестеть.

3. Запишите по три причастия с суффиксами: -ем; -ённ; -нн; -т; -ящ.

4. В предложении от глаголов образуйте причастия. Запишите предложения, выделяя причастные обороты. Расставьте недостающие знаки препинания.

а) Его (свернуть) паруса (расправить) ветром ожили.

б) Чьи — то голоса (слышать) издалека гулко раздаются в тишине (стоять) вокруг.

5. Вставьте н или нн:

Сви...ой, встрече...й поезд, серебря...ый шар, подли...ый расчет, баше...ый кран, глаза сощуре...ы, трава скоше...ая.

6. Запишите предложения, расставив знаки препинания.

а) Обед продолжавшийся около трех часов кончился и я обрадовался.

б) Туристы направились к сверкающей вдали блестящей лентой реке.

в) Он широко шагал по улице еще не расчищенной от снега.

Задание №4

Цель:

Уровень 1

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания.
Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути.

2. Укажите предложение со страдательным причастием:
Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы. Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Трава, обреченная на высыхание, оживала при первой поливке.
Уровень 2

1. Раскройте скобки:
а) Стояла (не) бывалая распутица.

б) Зато тут же, среди еще (не) сошедшего снега, откуда-то взялась зелень.
в) Повеяло сыростью от (не) видимого пруда.

2. Подчеркните причастные обороты, расставьте знаки препинания.
а) И потом он видел его лежащего на жёсткой постели дома бедного соседа.
б) На голове Кунанбая была белая ермолка привезённая из Мекки.
в) Он занимал облицованный мрамором особняк в самой аристократической и тихой части города утопавшей в липовых аллеях и садах.
г) Братья остановились заворожённые подбегающим чудом настолько красива была лиса на бегу, как лодка стремительно пущенная по течению.
3. Выполните морфологический разбор причастия.
Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев).

Уровень 3

Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.)
Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа.

Задание №5

Цель: Обобщить знания детей по теме «имя причастие»

Уровень 1

1. Какое утверждение является неверным?

а) Причастия бывают прошедшего или настоящего времени.

б) Причастие обозначает признак предмета, который проявляется во времени.

в) Причастие имеет признаки, как глагола, так и прилагательного.

г) В предложении причастие всегда бывает определением.

2. Укажите словосочетание «причастие+существительное» с главным словом существительным.

а) Развивающийся на ветру.

б) Скользящим шагом.

в) Сверкающий на солнце.

г) Сбежавший с горы.

3. В каком словосочетании главное слово является причастием?

а) Разливающая река.

б) Усеянное звездами.

в) Летящий скворец.

г) Желтеющий сад.

4. В каком предложение определение выражено причастием?

а) Редевшая вдали рощица манила нас.

б) Сыпучие крупы лучше хранить в стеклянных банках.

в) На столе стояла чашка с крыжовником.

г) От ветра покачивалась висящая лампа.

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

а) Дремл...щим стариком.

б) Бурливш...м потоком.

в) О трепещущ...й осине.

г) Перед дымящ...мся костром

Уровень 2

1. Укажите суффиксы действительного причастия настоящего времени.

а) -ащ-

б) -уч-

в) -ем-

г) -енн-

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?

а) Хвал...щийся успехом.

б) Гон...щий зайца.

в) Стел....щийся туман.

г) Жал...щие пчелы.

3. В каком предложении нет ошибок в употреблении причастий.

а) По извивающийся между скал тропинке поднимается на смотровую площадку.

б) Ветер, колеблющийся тростник, становился сильнее.

в) Мы стояли у волнуемого моря.

г)Туристы, увидящие красоты Валдая, надолго запомнят их.

4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Е?

а) Беспоко...вшаяся о детях; едва слыш...мый.

б) Засе...вший огород; управля...мый по радио.

в) Выслуш...вший ответ; обид...вший друга.

г) Увид...вший огонь; выполня...мый по плану.

5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

а) Спутана.

б) Заплатили.

в) Исправлен.

г) Оклеивший.

Уровень3

1. В каком примере пишутся две букв н?

а) Вымаза...а краской.

б) Ветре...ая погода.

в) Искуса...ы комарами.

г) Бракова...ая вещь.

2. В каком примере не пишется слитно?

а) (Не) проверенная учителем работа.

б) (Не) распечатанный, а заклеенный конверт.

в) (Не) знающий усталости турист.

г) Очень (не) продуманное решение.

3. Для правильного написания какого причастия нужна опора на спряжения глагола, от которого оно образованно.

а) Терраса достро...на.

б) Расстрел...нные патроны.

в) Рокоч...щий вдали.

г) Увид...вший стрекозу.

4. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастий оборот.

а) Тянувшийся позади дома сад выходил за село.

б) Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

в) За село выходил тянувшийся позади сада дом.

5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) В комнате воцарилась нарушаемая лишь потрескиванием медленно сгорающих поленьев тишина.

б) К воротам вела недавно проложенная крутая дорожка.

в) Теперь я уже ясно различал шум леса, принимающего потоки воды, низвергающиеся с небес.

г) Собака временами вынюхивала что — то на дороге, теряющиеся среди леса и бежала дальше.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!