Гебекова Аджабике Набиевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры начального образования
Дагестанский институт развития образования
г.Махачкала,Российская Федерация
[email protected]
ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
Аннотация. В работе автор анализирует требования к профессиональной ИКТ-компетентности современного учителя. Предлагается перечень компетенций, которые должны быть сформированы при подготовке учителя, средства и технологии, методы организации учебного процесса. Сделан вывод, что формирование профессиональной ИКТ-компетентности возможно только при моделировании профессиональной деятельности в рамках курсов повышения квалификации и дальнейшего неформального обучения самого педагога.
Ключевые слова: ИКТ, компетентность, педагог, профессиональная успешность, младшие школьники.
Gebekova Adzhabike Nabievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of Primary Education
Dagestan Institute for Educational Development
Makhachkala, Russian Federation
[email protected]
ICT TEACHER'S COMPETENCE AS INDICATOR OF PROFESSIONAL SUCCESS
Annotation. In the work, the author analyzes the requirements for the professional ICT competence of a modern teacher. A list of competencies that should be formed in the preparation of teachers, means and technologies, methods of organizing the educational process is proposed. It is concluded that the formation of professional ICT competency is possible only when modeling professional activities as part of continuing education courses and further informal training of the teacher himself.
Key words: ICT, competence, teacher, professional success, primary school students.
Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена педагогу, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности воспитанника, обучающегося. Педагог всегда был, есть и будет ключевой фигурой в образовательной организации.
ИКТ компетентность, электронный образовательный ресурс, адаптивность, сетевое взаимодействие, стратегического ресурса, выдвигают на первый план проблемы формирования информационной культуры личности, умение использовать новые информационно-коммуникативные технологии в педагогической деятельности - это не только общественная ценность, но и личностно значимая интеллектуальная ценность, имеющая огромное мотивационное значение[2].
ИКТ-компетентность современного педагога– это уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности. ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности. Рассмотрев существующие трактовки термина ИКТ-компетентность можно выделить общую трактовку согласно которой: ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения –это интегрированная цифровая площадка для сотрудничества, рассогласованности и обмена знаниями для учителей, учеников и администрации, для повышения качества образования всех обучающихся. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения – научность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность – не исчезают, но задача ставится по-другому: как обеспечить все это в условиях новой дидактики, когда изменились методы и средства предъявления учебного материала.
Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому главным условием успешной модернизации современного образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность, чтобы успешно реализовать образовательную деятельность[3].
В ФГОС начального и основного общего образования входят метапредметные программы «Информационная грамотность», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», в которых сказано, что требования к организации учебной деятельности с целью формирования ИКТ-компетенций относится ко всем педагогам и при обучении всем школьным предметам. В этих программах прописаны конкретные требования к ИКТ-компетенциям учащихся, указано, в рамках изучения каких предметов эти компетенции должны быть сформированы и какую деятельность учащихся следует организовывать с этой целью.
Компетентность – «уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях» [5]. ИКТ – компетенция – «совокупность знаний, умений и опыта деятельности. Готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения педагогических задач с использованием средств и методов ИКТ, а именно:
- осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения;
- оценивать и реализовывать возможности электронных изданий образовательного назначения и распределенного в сети Интернет информационного ресурса образовательного назначения;
- организовывать информационное взаимодействие между участниками учебного процесса интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ;
- создавать и использовать психолого-педагогические тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении; осуществлять учебную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета» [4].
Из этих требований можно сделать следующий вывод: не только владение современными учителями соответствующими ИКТ-компетенциями, но и умение организовать учебный процесс с использованием информационных и электронных ресурсов с целью повышения качества обученности учащихся.
В разработанных ЮНЕСКО рекомендациях к ИКТ-компетентности учителя [1] выделены необходимые уровни владения информационными технологиями:
уровень, позволяющий организовать учебный процесс так, чтобы ученики могли осваивать новые знания, решать общеучебные задачи, используя информационные технологии, компьютер и интернет-ресурсы;
уровень, позволяющий организовать учебный процесс так, чтобы ученики могли производить новые знания, используя информационные технологии, компьютер и интернет-ресурсы.
Для этого учитель должен уметь:
разрабатывать цифровые образовательные ресурсы;
выстраивать учебную среду;
использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать свое
критическое мышление;
поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы. [1, С. 15].
Таким образом, в арсенале современного учителя должны быть такие педагогические технологии и методики организации учебного процесса, как: проектные технологии, учебная кооперация, педагогика сотрудничества, методы оценивания, выявляющие способность учащихся к применению полученных знаний для решения реальных проблем.
Таким образом, процесс формирования ИКТ-компетентности учителя носит развивающий характер и непрерывен. В конечном счете учитель предметник должен обладать предметно-ориентированной ИКТ компетентностью, т.е. уметь осваивать специализированные технологии, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их эффективному внедрению в образовательную деятельность. ИКТ обладают рядом уникальных на сегодняшний день возможностей. Однако, с другой стороны, это в значительной мере поднимает требования к современному учителю.
Литература:
1. Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю. Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 923-926.
2. Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/
3.Власова В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды // Образовательные технологии и общество. – 2010. – № 2. С.269-273.
4. Мельничук Н.Г. Формирование ИКТ – компетенции педагога//URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga (51)
5.Стариченко,Б.Е.Оформировании общепрофессиональных ИКТ компетенций студентов направлений подготовки «Педагогическое 112 образование» [Текст] // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – С. 97-103. (96)