СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для свидетельства

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Просмотр содержимого документа
«Для свидетельства»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

МАЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ














Семья – моя крепость, мой дом

Методические рекомендации

по проведению классного часа

для студентов специальности:

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

230401 Информационные системы (по отраслям),

111801 Ветеринария




















Малиновка


Методические рекомендации по проведению классного часа на тему: «Семья – моя крепость, мой дом»




Автор: Короткова М.А. - классный руководитель группы И-41 Ачинский сельскохозяйственный техникум


Рецензент: Вавилова С.А. – классный руководитель группы ВО-11 Ачинский сельскохозяйственный техникум





Ачинский сельскохозяйственный техникум - Малиновка, 2014 г. - 14 страниц






У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.










Содержание


Введение

3

Подготовительный этап

4

Ход классного часа

5

  1. Вступительное слово классного руководителя.

5

  1. История семьи: что мы знаем о ней? А сколько еще можем узнать!

5

2.1.Генеалогическое дерево семьи: что скрывает история, но можем знать мы.

6

2.2. Общечеловеческие основы образования семьи и социальная сущность.

6

  1. Викторина «Мой дом – моя крепость»

11

  1. Конкурс «Народная мудрость гласит»

11

  1. Заключительное слово классного руководителя.

12

Список использованной литературы

14



План проведения классного часа

на тему «Семья – моя крепость, мой дом»


Тема: Семья – моя крепость, мой дом


Цели: 1. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

3.Формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации.


Время и место проведения: 1 час. Аудитория.


Участники: студенты.


Оформление и оборудование: 1) Доклады студентов.

2) Карточки с вопросами к викторине.

3) Презентация.


План:


  1. Вступительное слово классного руководителя.

  2. История семьи: что мы знаем о ней? А сколько еще можем узнать!
2.1.Генеалогическое дерево семьи: что скрывает история, но можем знать мы. 2.2. Общечеловеческие основы образования семьи и социальная сущность.
  1. Викторина «Мой дом – моя крепость»

  2. Конкурс «Народная мудрость гласит»

  3. Заключительное слово классного руководителя.

Введение


Семья…. Как много сегодня ведется о ней споров на страницах газет и журналов, какие разные, подчас противоположные мнения высказываются.

Те, кому оно дано счастье, горячо поддерживают семью, предполагают возможные пути ее укрепления. Но есть и другие. Они утверждают, что институт семьи устарел и постепенно вообще исчезнет. И все же семья нужна. Для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьей связаны такие близкие и дорогие сердцу понятия, как добро, уют, дом, мама. Семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, любить свое дело, доводить до конца задуманное.

Человек должен быть кому-то нужен, о ком-то заботиться, делить с кем-то радость и горе. Именно в эти моменты нам так необходима семья, ведь в ней мы ищем одобрение и психологическую поддержку.

Поэтому каждый хочет быть уверенным в том, что в близких людях, ради которых он живет, работает, в чем-то себе отказывает, в трудную минуту он найдет поддержку и опору.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Словарь Д.Н. Ушакова


























Подготовительный этап


Подготовка к классному часу начинается за 1 - 2 недели. Выбираются ведущие, они получают задание подобрать материал об истории семьи.

Классный руководитель курирует работу над презентацией. Редактирует материал вместе с ведущими. Готовит вопросы для викторины «Мой дом – моя крепость».

Ход классного часа


1. Вступительное слово классного руководителя

Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.


В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

2. История семьи: что мы знаем о ней? А сколько еще можем узнать!


1 студент: История семьи для многих из нас обычно заканчивается на уровне поверхностной осведомленности о деятельности прабабушек и прадедушек. Почему мы ограничиваемся на знаниях событий, которые принес нам прошлый век?

Древо семьи всегда несло и будет нести в себе множество столетий. Наверняка каждый из нас хоть раз задумывался о собственной принадлежности к великим княжеским династиям. А может с самого рождения в вас течет кровь знаменитых бунтарей, поднимающих на восстания огромные территории? Вы отлично рисуете и имеете уникальное чутье к искусству? Вполне вероятно, что этот дар передался вам через несколько поколений.

Мы не можем исключать ничего. Ибо история развития семьи — это калейдоскоп сильных связей и непредсказуемых событий. С помощью нашего Международного Генеалогического Агентства вы сможете раскрыть множество тайн, которые до этого «пылились на полках» эпох.

2.1.Генеалогическое дерево семьи: что скрывает история, но можем знать мы.


2 студент: Генеалогическое дерево семьи — это система синхронизированных данных, составленных по уникальным знаниям и материалам, которые наши опытные эксперты аккуратно и трепетно собирают по крупицам.

Каждая история семьи требует индивидуального подхода. И это совершенно справедливо. Несмотря на то, что судьбы людей могут переплетаться, но никогда они не повторяют друг друга.

То, что еще лет 20 назад можно было считать навсегда утерянным или безнадежно разрушенным временем, сегодня легко «возвращается к жизни». 

2.2. Общечеловеческие основы образования семьи и социальная сущность.


1 студент: Для историков семья в течение долгого времени была неведомой или пренебрегаемой областью, быть может, в силу связей исторической мысли с идеологическим наследием Французской революции. Семья как действующее лицо истории олицетворялась с архаической стадией развития общества, рассматривалась как консервативный феномен, который мешает расцвету как личности, так и гражданина.

Только в середине 50-х годов при помощи исторической демографии, истории менталитета специалисты поставили семью в центр своих исследований. В отличие от истории французская социология всегда интересовалась семьей, и можно даже сказать, что она вышла из размышлений о месте семьи. Важно и то, что социология как дисциплина сформировалась не в процессе Французской революции, но в борьбе с ней.

Мыслители, глубоко враждебные духу Революции, например Де Боналд и позже Ле Плей, были убеждены, что она дестабилизировала общество и ввергла его в пучину длительного кризиса. Они упрекали Революцию не в свержении монархии, но в разрушении семьи. По мнению Ле Плея, семья - это привилегированная лаборатория социолога, ибо она является базой всего общественного здания, главным местом социального воспроизводства.

2 студент: Скажите мне, какова ваша семья, и я скажу, каково будет ваше общество. Причина стабильности общества старого режима и его долговечности заключалась, по мнению Ле Плея, в типе семейной организации: женатый сын-наследник жил вместе с родителями, ожидая своей очереди возглавить хозяйство: осуществлялось наследование династического типа, передача неделимого земельного надела.

Таким образом, была обеспечена преемственность власти и собственности: у остальных детей воспитывалось чувство отказа и преданности группе. Этот тип организации вырабатывал мышление (сейчас мы сказали бы - идеологию), благоприятное для социальной сплоченности, и чувство иерархии.

3 студент: Торжество индивидуализма во время Революции, а также обязательное деление наследства на равные части взорвали старую семейную структуру и зиждившееся на ней общество. Они способствовали развитию ядерной семьи, которую Ле Плей называет "шаткой семьей" из-за ее неспособности к продолжению рода и приумножению состояния. Последователи Ле Плея отказались от пессимизма его взгляда на будущее семьи и общества, но сохранили эволюционную схему.

Мысль о том, что старая семья, семья прединдустриальных обществ, обязательно была сложной, разветвленной и что модернизация (возрастание роли государства, урбанизация, промышленная революция, рост индивидуализма) ведет к триумфу ядерной семьи, стала постоянно цитируемой Вульгатой социологов. На территории Франции можно увидеть все европейское разнообразие типов семьи. Однако необходимо подчеркнуть и доминирующее направление изменений, которые происходят в этой сфере. Ядерная семья не является более необходимым продуктом современности - она уже давно преобладает в сельской местности на севере Франции. Но при этом всюду наблюдается стремление к превращению семьи в ядерную, т. е. постепенная передача компетенции, власти семьи государству или обществу в целом.

1 студент: Семья замкнулась в себе, в царстве частной жизни, отрезанная от ближайших родственников и древних родственных связей. Она поставила перед собой эмоциональную задачу, заключающуюся отныне в формировании, укреплении, развитии индивидуализма вплоть до нарциссизма. И это вместо того, чтобы с ним покончить. Все великие теории XIX и XX веков выдвигали гипотезу более или менее скорого исчезновения семьи. Одни о ней сожалели, другие, испытывая радость, торопили этот процесс.

2 студент: Однако семья не только не исчезла - она часто является единственным несокрушимым оплотом, который оказывает сопротивление давлению извне (сопротивление пролетариата капиталистической эксплуатации, сопротивление давлению тоталитарного государства). Возможно, это одно из основных противоречий нашего времени. Западная модель развития, которую можно в целом охарактеризовать скорее как процесс секуляризации "разочарования общества" (как говорил Макс Вебер), а не как процесс огосударствления, приучила нас ставить превыше всего самоутверждение.

Отчизна, церковь, государство превратились в лишенных смысла чудищ, пустозвонная речь которых только и делает, что отсылает личность к самой себе. Остается только одна религия (в первоначальном смысле этого слова), способная соединить личность с прошлым, а ее поступки с поступками уже совершенными и запавшими в память с детства. Это семья. Вот чем можно объяснить почти религиозный трепет, который сегодня вызывает семья у французов, оторванных как никогда от традиционных ценностей.

3 студент: Семья - особого рода социальная малая группа, предназначенная для оптимального удовлетворения потребности в самосохранении (главным образом в продолжении рода) и в самоутверждении (уважении со стороны окружающих и на этом основании в самоуважении). Правда, это изначальное предназначение в жизни бесконечно извращается. Кроме того, этот особого рода социальный институт в принципе такой же, как школа, армия или тюрьма, только в идеале много симпатичнее. Конечно, в жизни и тут хватает всяких извращений. Так вот, сегодня в мире повсюду эта группа/институт находится при смерти. И вокруг стоят могильщики с лопатами - философы, социологи, психологи, демографы, экономисты, юристы, медики. Они поют похоронные псалмы и готовы похоронить умирающего заживо. А он не умирает, продолжает жить вопреки анализам, диагнозам, прогнозам.

1 студент: Семья находится при смерти в развивающихся странах "третьего мира", где смертность резко упала, а рождаемость осталась по-прежнему высокой и, кажется, только начинает обнаруживать тенденцию к некоторому снижению. Семья находится при смерти также в развитых странах "первого" и "второго мира". Там люди обнаружили, что семья - обуза, а дети - обуза вдвойне. И вот мы видим ФРГ, где треть населения брачного возраста (25-55 лет) не замужем и не женаты. Из оставшихся двух третей в свою очередь треть бездетны. Из остальных подавляющее большинство - однодетные семьи. Два-три ребенка и больше - считанные проценты. Результат? За истекшие 25 лет население уменьшилось на 1,5 млн. чел. По прогнозам германских демографов, до 2000 г. уменьшится еще на 6 млн. (это равно людским потерям Германии во второй мировой войне), а через пятьдесят лет - наполовину.

2 студент: Да, с семьей сегодня больше проблем, чем в одиночку. Но, может, стоит подумать о том, как помочь семье, чтобы повысить социальный статус отца и матери семейства до такого уровня, чтобы все завидовали им, как сегодня подросток - завидует взрослому, инвалид - здоровому человеку? Кстати, у социологов есть дельные предложения на этот счет. Более тридцати. Только никто не торопится претворить их в жизнь. Но помощь - помощью, а главное - самосознание непреходящей ценности семьи. Семья умирает. Да здравствует семья!

3 студент: Высказывания великих людей о семье.

  1. В семейной жизни самый важный винт - это любовь…

(А.П.Чехов)

  1. В семейной жизни главное – терпенье….

(А.П.Чехов)

  1. Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга».

(Н.Г.Чернышевский)

  1. Удачный брак – это строение, которое нужно каждый раз реконструировать.

(Андре Моруа)

  1. Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

( Артур Шопенгауэр)

  1. Хороший брак покоится на таланте и дружбе.

(Фридрих Ниция)

  1. Самая прочная основа для брака – взаимное понимание.

(Оскар Уайльд)

Викторина «Мой дом – моя крепость»


  1. Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка)

  2. Как называется жилище кавказских горцев, сложенное из камня? (Сакля)

  3. Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка)

  4. Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш)

  5. Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка)

  6. Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира)


Конкурс «Народная мудрость гласит»


О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

  1. Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

  2. Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

  3. У семи нянек дитя в догляде (без глаза).

  4. Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

1-й ведущий: А теперь продолжите пословицу.

  1. Гость на пороге – счастье в … (доме).

  2. Дом без хозяйки … (сиротка).

  3. Дом вести … (не бородой трясти).

  4. Яблоко от яблони … (не далеко падает).

  5. Чем богаты, … (тем и рады).

  6. В гостях хорошо, … (а дома лучше).

5. Заключительное слово классного руководителя


Наш классный час мы начали со слов о семье, и закончить тоже хочется такими же словами.

Была, и есть, и будет главной составляющей семья. Своих родителей и предков я не забываю. Поклон земной им от души я низкий посылаю.

Семья – это надёжная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти понимание, заботу, любовь. Преклоняйтесь всегда перед великим терпением и мужеством, перед бесконечной щедростью сердец своих родителей. Я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили свои семейные традиции, свои корни не только в год семьи, но и всегда, и передавали из поколения в поколение.

Список использованной литературы


  1. Егоров Н.Ю., Курамшев А.В. Современная российская семья: основные тенденции.-Социально гуманитарного знания №4, 2013 г. стр.106-118

  2. Зинина А.Н., Орлова Г.М. Дом, где тебя любят и

ждут, - Читаем, учимся, играем, №5, 2008 г. стр.52-54

  1. http://www.klassnye-chasy.ru – Полный сборник внеклассных мероприятий.

2