«Добро и зло в сказках»
Цель:
Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей.
Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки.
Вызвать эмоциональный отклик на знакомых сказочных героев.
Формировать у детей представление о добре и зле.
Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить думать, сопереживать.
Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.
Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.
Коррекционные цели:
Воспитывать желание поступать правильно. Критически относиться к своим действиям и поступкам, учиться давать оценку поведению других и своему поведению.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.
Пополнять лексикон детей новыми словами.
Развивать навыки связной речи.
Предварительная работа: ведущий расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев; кубики красного и синего цвета; музыкальное сопровождение
Ход занятия.
Организационный момент.
Ведущий:
Есть на свете страна – это сказка!
Чудесами полна, волшебством,
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!
Ведущий: А любите ли вы сказки?
Ответы детей.
Ведущий: Много сказок знаете? Молодцы, назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете.
Ответы детей.
Ведущий: Чем же отличаются сказки от других произведений?
Дети. В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.
Основная часть.
Ведущий: А хотите узнать тему нашего занятия?
Ответы детей.
Ведущий: Тогда расшифруйте её.
Ответы детей.
Ведущий: А что вам больше всего нравиться в сказках? Добро или зло?
Ответы детей.
Ведущий: Что всегда побеждает в сказках добро или зло?
Ответы детей.
Ведущий: А давайте все вместе сделаем дорогу добра! Для этого надо взяться за руки и каждому по очереди назвать слово, образованное от слова ДОБРО.
Дети:
Доброжелательный,
добродушный,
добродетельный,
добросовестный,
добросердечный,
добропорядочный,
добродетель,
добронравный,
доброта,
доброкачественный,
добрый,
Добрыня.
Ведущий: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам. Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.
Игра «Узнай героя и назови сказку». Узнай героя , назови сказку. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.
Кот в сапогах, сказка «Кот в сапогах», Шарль Перро
Снежная королева, сказка «Снежная королева», Ганс Христиан Андерсен
Золушка, сказка «Золушка», Шарль Перро
Змей Горыныч, сказка «Василиса Прекрасная», русская народная
Конек-горбунок, сказка «Конёк - горбунок», Пётр Ершов
Буратино, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой
Людоед, сказка «Мальчик – с- пальчик», Шарль Перро
Чиполлино, сказка «Приключения Чиполлино», Джани Родари
Кощей Бессмертный, сказка «Царевна лягушка», русская народная
Баба-Яга,сказка «Гуси - лебеди», русская народная
Карабас, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой
Дюймовочка, Сказка «Дюймовочка», Ганс Христиан Андерсен
Ведущий: Злые персонажи, как правило, имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.
Ведущий: «Добро» и «зло» – главные моральные понятия в жизни. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.
Ведущий: Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич».
Иван-Царевич, вот герой! Смело он вступает в бой, | Шаги на месте. |
Волшебным он взмахнет мечом И Змей-Горыныч нипочем. | Мах правой, мах левой рукой. |
Сделал выпад раз и два – Отлетела голова. | Выпады правой ногой, руки на колено, полуприсед, |
Еще выпад три-четыре Отлетели остальные. | Выпады левой ногой, руки на колено, полуприсед |
Ведущий: А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником».
Цель: разложить, используя характеристики, красные и синие квадраты. Выяснить каких квадратов больше «добрых» (красные) или «злых» (синие) .
Ведущий: (перечисляет характеристики. Дети выкладывают цветные квадраты на столах)
трусость,
сострадание,
жестокость,
терпение,
любовь,
забота,
зависть,
жадность,
дружба,
отзывчивость.
Ведущий: Дети, давайте посчитаем, сколько каких квадратов.
Дети: шесть красных «добрых» и четыре синих «злых».
Ведущий: Дети, каких квадратов больше!
Дети: «Добрых»!
Ведущий: Так и в сказках добро всегда побеждает зло.
Игра «Назови лишнее слово» (словесная игра).
Цель: развитие фонетического внимания.
мастерить, сооружать, ломать, создавать
храбрый, смелый, трусливый, отважный
грустный, печальный, веселый, унылый
благородный, рыцарский, подлый, геройский
драться, ссориться, дружить, ругаться
веселый, радостный, задорный, грустный
Ведущий: А сейчас, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки».
Цель: Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили. (Ведущий читает загадки)
грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
славный доктор (Айболит)
В избе на куриной ноге проживаю.
Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот- трудно. (Кот Леопольд).
Что ни зуб- то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк) .
А корзинка – не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (Крокодил.)
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух.)
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз…
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку об её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь. (Красная Шапочка и волк.)
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый … (Доктор Айболит.)
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)
Дочку из снежка слепили
Но костра горячий жар
Превратил дочурку в пар
Дед и бабушка в печали
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Персонаж в ней мальчик Кай? (Снежная королева)
Трое их живёт в избушке
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
И вам, конечно же знакома? (Белоснежка)
Мчалась по тропинке.
Девочка бегом!
Тёмный лес кругом.
Встретилась там с волком
И не знает толком,
Как же он её скорей
Оказался у дверей.
И в кровать улегся плут
Девочку - то как зовут? (Красная Шапочка)
Ведущий: молодцы все загадки отгадали. Ребята, а о ком были эти загадки?
Дети: О сказочных героях.
Ведущий: А где живут сказочные герои?
Дети: В сказках.
Ведущий: Ребята, предлагаю вам еще одну сказочную физкультминутку «Буратино».
Буратино потянулся, | Потянуться |
Раз нагнулся, два нагнулся. | Наклоны вперед, руками достать носочки. |
Руки в стороны развел, | Руки в стороны |
Ключик видно не нашел. | Пожать плечами. |
Чтобы ключик нам достать | Руки на пояс. Повороты туловища в стороны. |
Нужно на носочки встать. | Потянуться, руки вверх, на носочки. Опустить руки вниз через стороны. |
Найди друзей – сказочных героев (разложить картинки по парам)
Жасмин – Аладдин,
Чебурашка – крокодил Гена,
Иван Царевич – царевна лягушка,
Лиса – волк
Емеля – щука,
Дюймовочка – ласточка,
Буратино – Мальвина,
Белоснежка – 7 гномов.
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, в сказках какие герои побеждают добрые или злые?
Ответы детей.
Заключение.
Ведущий: Да, в сказках и в жизни всегда добро побеждает зло. Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим?
Ответы детей. Добрыми, сердечными.
Ведущий: Дети, наше занятие подошло к концу, давайте скажем всем большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра. (Песня В. Шаинского «В мире много сказок»)