СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добровольчество — базовая национальная ценность и значимое звено в социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

      В данной статье изложен опыт привлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в добровольческой деятельности; расширения возможностей социального развития, формирования социального опыта и гражданских инициатив .Статья может быть полезна педагогам, реализующим направления внеурочной деятельности, педагогам - организаторам, педагогам дополнительного образования, специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность в инклюзивной образовательной среде.      В данной статье изложен опыт привлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в добровольческой деятельности; расширения возможностей социального развития, формирования социального опыта и гражданских инициатив .Статья может быть полезна педагогам, реализующим направления внеурочной деятельности, педагогам - организаторам, педагогам дополнительного образования, специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность в инклюзивной образовательной среде.

Просмотр содержимого документа
«Добровольчество — базовая национальная ценность и значимое звено в социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

Карелина Ирина Валентиновна Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат № 52» , методист. Karelina Irina Valentinovna, State state educational institution of the city of Moscow "Special (correctional) boarding school No. 52", methodist ; [email protected]

8(903) 151-52-36


Казакова Марина Владимировна Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат № 52» учитель-дефектолог.

Kazakova Marina Vladimirovna, State state educational institution of the city of Moscow "Special (correctional) boarding school No. 52", teacher-defectologist; [email protected]

г. Сергиев Посад, Московская область, Инженерная ул., д.21 кв. 469

8 (985) 646-44-28.


Добровольчество — базовая национальная ценность и значимое звено в социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Volunteerism is a basic national value and a significant link in the socialization of students with disabilities.


Аннотация


В данной статье изложен опыт привлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в добровольческой деятельности; расширения возможностей социального развития, формирования социального опыта и гражданских инициатив .Статья может быть полезна педагогам, реализующим направления внеурочной деятельности, педагогам - организаторам, педагогам дополнительного образования, специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность в инклюзивной образовательной среде.


This article describes the experience of attracting students with disabilities to participate in volunteer activities; expanding opportunities for social development, the formation of social experience and civic initiatives. The work can be useful for teachers implementing extracurricular activities, teachers - organizers, teachers of additional education, specialists engaged in pedagogical activity in an inclusive educational environment.



Ключевые слова


Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), добровольчество, воспитание, социализация, жизненные компетенции.

Students with disabilities (HIA), volunteering, education, socialization, life competencies.




Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должны отражать, в том числе, гражданскую позицию молодого человека как активного и ответственного члена российского общества.

Наиболее доступной для формирования добровольческой группы является школьная среда. В стенах школы дети проводят наибольшее количество времени, и образовательная организация располагает всеми необходимыми педагогическими и материальными ресурсами для организации детей в добровольное сообщество.

Традиционно в плане воспитательной работы нашей школы имеют место ежегодные добровольческие акции (https://schig52.mskobr.ru/#/). Общая цель данных акций в системе патриотического воспитания в школе – формирование социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

    1. Экологическое направление

Акции: - «Вторая жизнь».

Мероприятия: «Бумажный бум», «Добрые крышечки».

- «Сохраним природу для других».

Мероприятия: «Синичкин день», «Мы за чистоту!», «Есть в травах и цветах целительная сила».

    1. Социальное направление

Акции: - «Дети — летям».

Мероприятия: «Я буду тьютором».

- «Ветераны живут рядом»

Мероприятия: «Для вас, ветераны».

- «Бессмертный полк».

Мероприятия «Георгиевская лента».

- «Помоги библотеке»

Мероприятия «Книжкина неделя».

    1. Медицинское направление

- Акции: «Мы за ЗОЖ».

Мероприятия: «Веселые старты», «Нормативы ГТО».

- «Огоньки добра».

Особое место в добровольческой деятельности занимает акция «Огоньки добра». https://schig52.mskobr.ru/info_add/volunteer-movement

В 2020-2021 учебном году, в период пандемии, педагоги ГКОУ СКОШИ № 52, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями и инвалидностью, проводили ряд воспитательных мероприятий. Педагоги информировали обучающихся о профилактике и мерах предосторожности в условиях распространения новой короновирусной инфекции, демонстрировали документальные кадры из «Красной зоны» городских больниц. Ребята эмоционально отреагировали на тяжелые условия работы врачей, вынужденную ситуацию изоляции. В их высказываниях чувствовалось сопереживание к врачам, медицинским работникам, понимание ситуации непрерывной работы в создавшихся условиях. Среди мотивирующих высказываний у обучающихся были: «На работе врачам трудно – им нужны игрушки», «Скоро Новый год – может в больницу нужны игрушки?». Накануне Нового года инициатива обучающихся поддержали педагоги. Было принято решение подготовить елочные украшения для поздравления медицинского персонала Городской клинической больницы им. С. И. Спасокукоцкого.

В состав добровольческой группы первоначально вошли: 10 обучающихся в возрасте 10-12 лет, имеющих интеллектуальные нарушения, а в дальнейшем, к группе присоединились еще 7 детей с другими нарушениями развития (эмоционально-волевые, опорно-двигательные, сенсорные). Обучающиеся обратились к тьютору, педагогам дополнительного образования за помощью в изготовлении поделок, пригласили учеников из других классов и своих родителей.

Для обучающихся из разных классов, кружков это был первый позитивный опыт сотрудничества, где инициаторами выступили сами ребята. Необходимо отметить, что в процессе подготовки дети смогли обратиться за помощью к педагогам, договориться между собой, предложить идеи для елочных украшений. Ученик 11 класса Иван Д. придумал и нарисовал эмблему первой детской акции. Благодарность врачей воодушевила ребят, и в дальнейшем при поддержке администрацией школы данного направления добровольческой деятельности обучающиеся продолжили свою работу.

В настоящий время инициатива группы детей с акцией «Огоньки добра» преобразована в большой бессрочный проект «Добровольчество-территория ценностей».

Актуальность проекта (практическая направленность): добровольческую (волонтерскую) деятельность в данном проекте предлагается понимать как одну из форм социально значимой занятости обучающихся, способствующей их самореализации, личностному росту, приобщению к национальным истокам, как возможность будущей занятости выпускников школы.

В активном словаре обучающихся закрепляются новые понятия –синонимы: волонтер и доброволец. Понятие доброволец исконно русского происхождения. Это человек, берущий на себя какое-нибудь очень важное дело. Это человек, помогающий людям в решении трудностей, оказывающий адресную помощь, участвующий в социально значимых делах.

Социальное направление проекта обусловлено образовательной составляющей, целевая группа обучающихся – это дети с ОВЗ.

Практическое направление проекта предполагает возможность его практической реализации для обучающихся с ОВЗ как в процессе образовательной и воспитательной деятельности в части духовно-нравственной составляющей, так и процессе предпрофессиональной ориентации.

Для обучающихся с ОВЗ академический компонент образования в большей мере дополняется значимостью формирования жизненных компетенций. Особое внимание в образовательной деятельности уделяется индивидуальному личностному развитию. Важным является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, быть востребованным, нужным и формирования принимаемой обществом системы духовных ценностей.

Данный проект позволяет формировать следующие личностные качества:

- сознательную вовлеченность в различные виды социального взаимодействия (начального опыта самостоятельных общественных действий);

- коммуникативную отзывчивость (обучение коммуникации с новыми партнерами, в новых ситуациях);

- опосредованную ответственность и исполнительность (в том числе обучение умению планировать время);

- удовлетворенность от обретения нового социального опыта (на основе личностно-ориентированного похода к обучающимся с ОВЗ);

- принятие соответствующих возрасту культурных, общепринятых ценностей (эмоционально-ценностное отношение к окружающему);

- адекватность оценки собственных возможностей и востребованности (готовность к реализации дальнейшей профессиональной и социальной активности).

Цель проекта: развитие социально-ориентированного образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ, вовлечение детей и подростков в добровольческое движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, формирования культуры.

Задачи проекта:

Воспитательные:

- воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков с ОВЗ;

- поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

- развитие социальной активности детей и подростков с ОВЗ, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

- пропаганда здорового образа жизни;

- поддержка добровольчества со стороны педагогического коллектива и родительского сообщества школы;

- привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе [3].

Образовательные:

- раскрытие понятий базовых национальных ценностей:

- патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой родине;

-  социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

-  гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

- семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;

-  личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

-  труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

-  наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

-  традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

-  искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;

-  природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Коррекционно-развивающие:

- развитие навыков общественной деятельности (специальное обучение способам усвоения общественного опыта совместно со взрослыми);

- создание благоприятных условий для самореализации и развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ;

- индивидуализация и дифференцированный подход при распределении активностей в ходе реализации проекта (обучение социальному взаимодействию со средой с учетом индивидуальных особенностей).

Данный проект базируется на принципе максимального эмоционального «вовлечения» школьников в культурное, историческое пространство национальных традиций. Обучающиеся с ОВЗ испытывают значительные затруднения в самостоятельном осознании социальных ролей, нравственных позиций, гражданских и патриотических чувств. Специальное организованное включение их в какую-либо общественную деятельность предполагает знание педагогами особенностей развития обучающихся и владение методами и приемами организации любой деятельности. Не менее важно взывать эмоционально-личностную заинтересованность обучающихся и активность в реализации проекта.

Как научить детей с ОВЗ, в какой форме лучше донести до них новые знания об окружающем социуме? Наиболее оптимальным способом решение данной проблемы считаем использование метода проектов (в том числе, добровольческих).

Педагогу важно знать, что:

- представления об окружающем социуме у обучающихся с ОВЗ ограничены бытовыми представлениями;

- объем и содержание понятий, новых знаний адаптируются для обучающихся с ОВЗ;

- материал конкретизируется, инструкции выполнения дробятся на этапы;

- выполняемые задания (задачи) базируются на знакомом и постепенно усложняются;

- обучающиеся с ОВЗ быстро истощаются и пресыщаются однообразными видами деятельности;

- речевое сопровождение педагогом выполняемых заданий (задач) обучающимися – это четкие, простые инструкции с хорошей артикуляцией;

- для усвоения нравственных, коммуникативных норм необходим алгоритм их соблюдения (образец данный педагогом).

Основной принцип организации участия в проекте обучающихся с ОВЗ– это создание ситуации успешности и самореализации, то есть вариативности включения в активности на доступном уровне.

Обучающимся с ОВЗ свойственна подражательность эталонам окружающих педагогов, доступны чувства сопереживания, эмоциональная отзывчивость, творческая инициатива. Это и есть истоки патриотизма, который рождается в познании новых граней социальной жизни и формируется в процессе специально организованной духовно-нравственной проектной деятельности.

Уровень подготовки педагогов.

Все педагоги ГКОУ СКОШИ № 52, планирующие и организующие проектную добровольческую деятельность с обучающимися с ОВЗ и/иди инвалидностью обладают следующими профессиональными качествами.

  1. Мотивационно-ценностные:

- признание ценности личности обучающегося не зависимо от сложности нарушений развития;

- осознание личной ответственности как носителя культурных эталонов для ребенка с ОВЗ;

- готовность к принятию результатов включенности и активности обучающихся в соответствии с их возможностями.

2. Операционно-деятельностные качества:

- знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей личностного и возрастного развития обучающихся с ОВЗ;

- правильный отбор и применение методов, приемов работы с различными группами обучающихся с ОВЗ;

- адекватное применение метода проектной деятельности;

- использование различных форм совместной деятельности обучающихся и их родителей (законных представителей) в ходе реализации проекта;

- проектирование коррекционно-развивающей творческой среды (подготовка пространства, адаптация заданий (задач) и т.п.).

3. Рефлексивно-оценочные качества:

- владение специальной терминологией;

- знание и использование принципов инклюзивного включения обучающихся с ОВЗ в социальное окружение;

- разработка и реализация дифференцированного включения обучающихся в разные активности в рамках проекта;

- умения взаимодействовать со всеми участниками и социальными партнерами проекта, выстраивая комплексное сопровождение формирования основ добровольчества в среде обучающихся с ОВЗ.

Модульная структура проекта дает возможность его представления в нескольких направлениях. Модули предполагают, как участие всех добровольцев, так и вариативность выбора для обучающихся в соответствии с их предпочтениями и возможностями. Незамысловатое детское творчество (открытки, елочные игрушки, угощения и т.д.) приносят искреннюю радость медицинскому персоналу и пациентам больницы. А положительные эмоции являются важным стимулом, без которого невозможно выздоровление.

Модуль 1. «Огоньки добра» на Новогодней елке;

Модуль 2. «Рождество в каждый дом»

Модуль 3. Боевой листок «Защитник Отечества»;

Модуль 4. «Широкая масленица – угощаем пирогами»;

Модуль 5. Открытки и цветы «Для милых дам»;

Модуль 6. Концерт жестово-хореографического ансамбля «Чудеса» к Дню Победы.

Категория обучающихся:

Проект предназначен для обучающиеся с ОВЗ 1-11 классов вне зависимости от нозологии.

Формы и виды деятельности в ходе реализации проекта основываются на деятельностном подходе в процессе практико-ориентированного обучения добровольчеству.

Это:

- информирование о видах социальной занятости обучающихся с ОВЗ;

- организация и проведение мероприятий (акций, концертов, конкурсов и т.п.) с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся;

- разработка предложений по формированию приоритетных направлений в осуществлении добровольчества;

- взаимодействие с внешними партнерами, поддерживающими концепцию активного включения в добровольчество обучающихся с ОВЗ.

Планируемые результаты:

- повышение уровня духовности, милосердия школьников, увлеченность обучающихся идеями духовного и физического совершенствования;

- создание постоянно действующих добровольческих групп;

- развитие направлений (проектов) добровольчества;

- увеличение количества обучающихся, вовлеченных в добровольческую деятельность;

- раскрытие компенсаторного творческого потенциала обучающихся с ОВЗ, привлечение к досуговой занятости;

- формирование знаний о возможностях социальной самореализации.

Критерии оценки результатов:

  1. Критерии оценки образовательных результатов :

Высокий уровень — учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной творческой деятельности; за учебный период участвует не менее чем в четырех модулях проекта.

Средний уровень — учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, за учебный период участвует не менее чем в трех модулях проекта.

Низкий уровень — учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности , за учебный период участвует в одном модуле проекта.

  1. Количество обучающихся, вовлеченных в добровольчество.

  2. Отзывы социальных партнеров добровольческого проекта.

Современная концепция образования опирается на основные понятия – равные ценности и равные возможности. Для обучающихся с особенностями развития возможность сопереживания, соучастия (с педагогами, одноклассниками, другими людьми) происходящему в окружающем социуме – это ценность каждого дня.

Добровольческая деятельность является важнейшим звеном социализации обучающихся с ОВЗ. Это новый опыт, новый шаг к общению с миром для наших ребят, который позволяет:

      1. Привлечь обучающихся к инициированию и выполнению добрых дел, а не оставаться привычными пассивными получателями помощи.

      2. Формировать представления о возможной самореализации.

      3. Раскрывать компенсаторные возможности, реализовывать личностный творческий потенциал.

      4. Воспитывать самостоятельность, ответственность, основы организаторских способностей.

      5. Расширять опыт коммуникации с различными партнерами в новых ситуациях.

      6. Готовиться к дальнейшему профессиональному и социальному самоопределению.


Список литературы


А.Ю. Белогуров, О.Е. Буланова, Н.В.Поликашева. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб. науч-метод.материалов. Москва: Издательство «Спутник», 2014. - 335 с.

Н.П.Коняева, Т.С.Никандрова. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб пособие для студенотов вузов ,обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика». Москва: Гуманит. издат центр «Владос», 2014. - 199 с.

Л.М.Крыжановская. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов. Москва:Гуманит. издат центр «Владос», 2014. - 143 с.

А.А.Соколов, А.В.Ковтун, А.П.Метелев. Методическая разработка занятий по введению в волонтерскую (добровольческую) деятельность для учащихся образовательных организаций: методическая разработка.