СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на методическом объединении: "Межпредметные связи на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материал по теме: "Межпредметные связи на уроках биологии".

Просмотр содержимого документа
«Доклад на методическом объединении: "Межпредметные связи на уроках биологии"»

Учитель биологии - Сидоренкова Юлия Васильевна


Доклад на МО естественно-математического цикла по теме:

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ

Реализация межпредметных связей невозможна без взаимного сотруд­ничества учителей-предметников. Поэтому в течении двух последних лет я посещала уроки учителей-предметников «смежных» дисциплин и пришла к выводу, что для серьезной работы над данной темой этого недостаточно, требуется со­ставление подробных межпредметных карт. Межпредметные карты состав­ляются по изучаемой теме (блоку). Отдельные карты «понятий» составляют­ся для наиболее важных понятий и законов. Все карты согласуются с учите­лями разных учебных дисциплин.

Система работы учителя по реализации межпредметных связей

Можно выделить следующие основные методы и приемы в работе по формированию межпредметных знаний:

а) Использование фактов, сведений, познавательных задач межпред­-
метного характера при целеполагании и постановке проблемы.

Для этого подбираю подходящие отрывки литературных произведений, цита­ты, выдержки из газетных статей и т.д.

б) Решение познавательных задач различных межпредметных направ­лений.

Основным принци­пом применения задач является неоднократное использование каждой задачи в различных темах, классах, на различных уровнях сложности. Для этого я подбираю задачи из курсов физики и химии, имеющих биологическое содер­жание. Обязательно предлагаю учащимся придумать или найти готовую задачу подобного типа, решить ее и объяснить одноклассникам. И хотя по-настоящему удачные ра­боты такого рода получаются довольно редко, но основная цель — стимули­ровать творческую мысль учащихся и показать практическую значимость по­лученных знаний, достигается.

в) Работа с познавательными текстами.

Поскольку одним из ключевых требований к обучению стало формирование умения самостоятельно добывать знания, кроме текста параграфа учебника я использую дополнительные познавательные тексты, что по­зволяет успешно решать эту задачу. А если учитывать нежелание современ­ных учеников читать что бы то ни было, то данный прием оказывается вдвойне полезен. Например, при рассмотрении способов распространения плодов и семян используются межпредметные знания по физике, имеющие опережающий характер. Учащимся предлагается блок информации, по кото­рой надо сделать выводы, ответив на определенные вопросы, например:

Познавательный текст

Из курса физики известно, что теплый воздух легче холодного, поэто­му поднимается вверх. При безветрии в солнечные дни множество плодов и семян поднимается вертикальным воздушным течением на значительную высоту, но после захода солнца обыкновенно снова опускается неподалеку. Такие полеты важны не столько для распространения растений вширь, сколько для поселения на карнизах и в трещинах крутых склонов и отвесных скал, в кронах высоких деревьев, куда семена не могли бы попасть иным путем. Горизонтальные же перемещения воздушных масс способны перено­сить реющие в воздухе плоды и семена на расстояния планетарного мас­штаба.

Вопросы:

  1. Как попадают растения на крыши, карнизы многоэтажных до­мов, в кроны

высоких деревьев, если никто их там не сажал?

  1. Какие физические процессы способствуют распространению се­мян?

  2. Каково значение вертикальных перемещений семян?

  3. Приведите примеры растений, для которых такой способ перемещения жизненно важен.

г) Реализация дидактического метода наглядности обучения. В кабинете биологии имеется комплект таблиц по межпредметным связям, недостающие таблицы изготавливаем вместе с учащимися.. Использую опорные конспекты при изучении нового материала, повторении пройденного.

Уроки с использованием межпредметных связей могут быть:

  • фрагментарными, когда лишь отдельные вопросы содержания раскрываются с привлечением знаний из других предметов, таких уроков боль­шинство. Например, к вопросу «симметрия в природе» (межпредметные свя­зи с математикой) приходится обращаться многократно: при изучении строе­ния всех органов растительного организма, всякий раз в начале изучения ти­па, класса животных организмов в курсе «Многообразие живых организмов» в 7 классе.

  • «узловыми», реализующими межпредметные связи на протяжении всего урока с целью полного и глубокого изучения его темы (например, при проведении урока по теме «Фотосинтез» в 6 классе вводятся некоторые хи­мические понятия, демонстрируются химические опыты, позволяющие показать наличие фотосинтеза в зеленых листьях на свету, объясняются механиз­мы химических процессов на доступном для учащихся уровне);

- интегрированными, когда используются знания из ряда учебных предметов (например, на уроках по темам «Фотосинтез» и «Аэробное дыха­ние» в 11 классе подробно рассматриваются физические и химические меха­низмы происходящих биологических процессов, закон сохранения массы вещества и энергии, объясняется значение процессов в жизни биоценозов и биосферы). В эту группу можно отнести и бинарные уроки. В результате формируются и обобщаются зна­ния из области биологии, химии и философии, затрагиваются вопросы исто­рии, прикладного значения полученных знаний.

Рассмотрим работу при реализации межпредметных связей на примере заданий к уроку «Газообмен в легких и тканях» из раздела «Дыхание» в 8 классе.


Тема урока: ГАЗООБМЕН В ЛЁГКИХ И ТКАНЯХ
  1. Цели урока:

образовательная:

  • повторить строение органов дыхания в связи с выполняемыми функциями;

  • изучить вопрос газообмена в лёгких и тканях;

  • показать взаимосвязь работы дыхательной и кровеносной систем

развивающая:

  • показать значение дыхания в жизнедеятельности человеческого организма;

  • способствовать развитию познавательных интересов у учащихся;

  • показать газообмен на основе широкого применения внутрипредметных и межпредметных связей.

воспитательная:

  • показать приспособительное значение строения органов дыхания человека к наземной среде обитания;

  • познакомить с гигиеническими нормами работы органов дыхания.

коррекционная:

способствовать развитию логического и творческого мышления учащихся, самостоятельности мышления, нестандартного подхода к явлениям природы, которые изучаются.

  1. Тип урока: комбинированный.

  2. Методы: словесные (объяснение, эвристическая беседа, рассказ), наглядные (демонстрация таблиц, работа с пособиями), практические (самостоятельная работа, решение проблемных заданий), письменные (биологический диктант, составление опорного конспекта).

  3. Межпредметные связи: с химией, физикой, географией, литературой, физкультурой.

  4. Базовые понятия и термины: альвеолы, капилляры, диффузия, гемоглобин, карбоксигемоглобин, окисигемоглобин, вдыхание воздуха, выдыхание воздуха, альвеолярный воздух, парциальное давление..

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Орг.момент: приветствие. Деление класса на группы учащихся по интересам: биологи, литераторы, историки, химики, физики, географы, математики, спортсмены. Они создают группы специалистов по этим предметам. Расставляем таблички с названиями групп, затем

  2. Целевая установка: сообщение темы урока (3 минуты)

  3. Актуализация опорных знаний:

Рассказ учителя.


Мы с вами в реанимационном зале, куда только что бригада «скорой помо-щи» доставила больную. Больная задыхается – ей необходим кислород. Каким же способом обеспечить ее организм хотя бы долей кислорода? Что за безумие, скажите вы. Неужели нет кислородных аппаратов? Но вся сложность в том, что больная – Клетка Человеческого Мозга. Она нуждается в кислороде. У нее кислородное голодание – гипоксия. Кто виноват в том, что клетка своевременно не получает необходимое количество кислорода? Подойдем к этой проблеме больной гипоксией клетке во всеоружии своих знаний.


Теперь все мы – реаниматоры. Мы начинаем вести следствие, на которое нам отведено считанные минуты. На ознакомление вам дается три минуты (раздаются папки с заданиями по темам: «Биология дыхания», «Химия дыхания», «Физика дыхания», «Математика дыхания», «Спорт и дыхание», «С точки зрения историка», «Писатели рассказывают», «Подумайте, географы»).

Изучение нового.

Начинаем следствие. Мы с вами должны разработать все версии о том, кто виноват в гипоксии клетки? Главные мысли я строю на доске, а учащиеся в свих тетрадях. (В результате получаем опорный конспект).

Вспомним первое утверждение: «Чтобы жить, необходима энергия». Говорят: «Все начинается с Солнца». Было бы очень хорошо, если бы мы всегда помнили прекрасные слова К.А. Тимирязева, их лучше всех знают биологи. Напомните их. (Биологи выпол-няют задание № 1).


Биологи (задание № 1)

Когда-то, где-то на землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленый листик пшеничного ростка, или лучше сказать на хлорофилловое зерно. Ударившись об него, он погас, перестал быть светом, но не исчез… В той или иной форме солнечный свет вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он превратился в наши мышцы, наши нервы. И вот теперь атомы Углерода (карбона) пытаются в наших организмах соединится с кислородом, который кровь разносит по всем клеткам нашего тела. При этом луч Солнца, который прятался в них в виде химического напряжения, снова набрался силы. Этот луч Солнца согревает нас. Он обеспечивает движением. Может, в эту минуту он сияет в нашем мозге.

Дайте ответ на вопросы.

  1. Какой общий закон природы подтверждают эти слова?

  2. Каким образом растения и животные связаны энергетически?

  3. Какое вещество является тем инструментом, которое «открывает солнечные энергетические консервы», и помогает добыть клетке энергию?


Версия первая - «Кислород»

(Химики выполняют задания № 1 и № 2).

Химики (задание № 1)

Что вы знаете из курса химии о кислороде? (Атомная, молекулярная масса, физические свойства, химическая активность, исследования Пристли).

Химики (задание № 2)

1. Что вы можете рассказать о реакциях окисления, используя знания 8-9 классов? (Определение процесса, энергетический эффект, затрата энергии, продукты окисления).

2. Какие вещества образуются при полном окислении сложных веществ?

У Ф. Кривина есть сказка о горении и медленное окисление а природе. Она поможет вам лучше понять процесс. Пожалуйста, литераторы, зачитайте ее.

«Окисление»

Разговаривают два полена

- Окисляемся, братик?

- Окисляемся.

- Ну, и как? Ничего?

- Ничего.

- Что-то ты очень спешишь, братик, не по-моему. Окислятся необходимо медленно, со вкусом, с пониманием…

- А что тянуть? Раз – и конец!

- Конец! Это смотря какой конец. Ты окисляешься по совести, а не как угодно. А у меня в этом деле опыт есть, я уже три года тут окисляюсь…


Окисляются два полена. Одно медленно, а другое – быстро. Быстро – это значит горит; медленно – это значит гниет.

Вот какие бывают виды окисления.

Дайте ответы:

  1. Что же такое дыхание с точки зрения химика?

  2. Откуда мы получаем кислород для дыхания?

  3. Много ли кислорода на нашей Земле?

Географы (задание № 1)

Проанализируйте элементарный состав коры.

  1. Как понимать слова Берцелиуса: «Кислород – ось, вокруг которой вращается вся земная химия»?

  2. Проанализируйте процентный состав атмосферного воздуха.

Почему мы дышим кислородом, а не азотом, ведь азота больше в атмосфере и он также может быть окислителем?

Сколько нам необходимо кислорода для дыхания?

Математики (задание №1)

За одну минуту человек в состоянии покоя поглощает 6,4л воздуха. Вычислите: а) Сколько при этом поглощается кислорода, если его процентная часть в воздухе составляет 21%?

б) Сколько кислорода поглощается за час, сутки?

Каким же образом доставить кислород каждой клетке?

Химики, докажите, что мы действительно выдыхаем углекислый газ.

Демонстрация качественной реакции с известковой водой, запись уравнения реакции.


Ну, а теперь обратимся к истории.

В марте 1862 года во Франции был осуществлен подъем трех воздухоплавателей на воздушном шаре «Зенит» на высоту 11 км. На землю живым вернулся только один человек, который находился без сознания. Двое других погибли. Никто не смог пояснить причины гибели людей, так как кислорода на этой высоте было достаточно: он начал исчезать из атмосферы только на высоте 80 км. Объяснил эту причину только физиолог И.М. Сеченов.

В чем же причина гибели воздухоплавателей? Лучше всех нам объяснят это физики.

Физики:

  1. Что такое атмосферное давление?

  2. Как оно изменяется с подъемом на высоту?

  3. Как изменение давления скажется на процессе поступления кислорода в организм?

  4. Как вы думаете, в чем заключалась причина гибели воздухоплавателей?

Пример из литературы:

берега моря и видит тело погибшей женщины, едва взглянув на ее лицо, он говорит: «Смерть от цианистого калия». Такую сообразительность сыщика можно объяснить тем, что он хорошо знал физиологию: при отравлении цианидами кожа погибшего остается розовой, т.к. О2 не может соединиться с гемоглобином. Яд блокирует реакцию. Возникает парадокс: клетка «купается» в О2, но получить его не может.

Вопрос:

Какие вам известны вещества - яды, которые действуют также? СО…(беседа).


Закрепление.

  1. Почему при подъеме в гору у людей затрудняется дыхание?

  2. Почему горцы не страдают горной болезнью?

  3. В чем значение дыхания для жидкости у человека?

  4. Творческий вопрос: «Почему говорят, что жизнь это горение?». (5 мин.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!