Доклад на педагогическом совете учителя нач. классов на тему:« Современные требования к качеству урока –ориентиры на обновление содержания образования.»

Категория: Всем учителям

Доклад на педагогическом совете учителя  нач. классов : Саттаровой А.Н.

        На тему: « Современные требования к качеству урока –ориентиры

                                 на обновление содержания образования.»

        Каждый учебный день школьный звонок зовет детей на урок, и большая «армия учителей спешит «сеять разумное, доброе, вечное».

Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое  учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Мы все понимаем, что урок не может не меняться.

Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники.

Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

А где, как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассма­тривая ту или иную тему.

Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь инте­ресный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.

Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эф­фективным.

Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». Начало урока может быть таким:

Учитель вошел в класс, подошел к своему столу, выдержал паузу, с улыбкой посмотрел каждому в глаза, сказал:

— Сегодня урок будет необычный, — и добавил: — у нас сегодня будет очень интересный урок. Я сейчас каждому раздам листочки бумаги, на которых в конце урока поставите оценку мне, себе и самому уроку. Итак, мы начинаем…

ИЛИ - Учитель вошел, весело поприветствовал детей и заметил:

— Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня я расскажу вам что-то очень интересное и важное, и пусть чудо тихо постучится в ваши души, я расскажу вам о судьбе одного поэта — о нашей с вами судьбе.

БЫВАЕТ И ТАК – Учитель появился в классе с опозданием. Вошел строгой походкой, собранный, четкий, решительный. Класс в это время шумел и был где угодно, но только не на уроке. Учитель поздоровался, кто-то ответил ему, кто-то — нет. Стараясь перекричать класс, он сказал, что начинает опрос. К доске пойдет Ваня…

Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.

Урок длится 45 минут, и  каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

·         урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·         учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

·         вывод делают сами учащиеся;

·         время-сбережение и здоровье-сбережение;

·         в центре внимания урока – дети;

·         умение демонстрировать методическое искусство учителя;

·         планирование обратной связи;

·         урок должен быть добрым.

·          

Методы и формы современного урока:

·         метод проектов;

·         информационно-коммуникационные технологии;

·         здоровьесберегающие технологии (интеграция);

·         портфолио.

Метод проектов хорошо принимать  в начальной школе. Проекты могут быть: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

 Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

·         создание презентаций к урокам;

·         работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

·         использование готовых обучающих программ;

·         разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

·         создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

·         создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

·         создание текстовых работ;

·         обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.

Вашему вниманию предлагается ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

o    Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

o    Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.

o    Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

o    Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

o    Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

o    Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

o    Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Сегодня деятельность учителя направлена не на освое­ние учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.

А теперь мнение педагогов  о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК.

 «На мой взгляд, cовременный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания, коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся.

«Современный урок - это использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, передовой педагогической практики.

В заключении.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

·         урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

·         урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

·         урок , содержащий разные виды деятельности.

·         урок , на котором ученику должно быть комфортно.

·         урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

·         современный урок развивает у детей креативное мышление.

·         современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

·         урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке .

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете учителя нач. классов на тему:« Современные требования к качеству урока –ориентиры на обновление содержания образования.»»

Доклад на педагогическом совете учителя нач. классов : Саттаровой А.Н.

На тему: « Современные требования к качеству урока –ориентиры

на обновление содержания образования.»

Каждый учебный день школьный звонок зовет детей на урок, и большая «армия учителей спешит «сеять разумное, доброе, вечное».

Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Мы все понимаем, что урок не может не меняться.

Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники.

Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

А где, как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассма­тривая ту или иную тему.

Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь инте­ресный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.

Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эф­фективным.

Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». Начало урока может быть таким:

Учитель вошел в класс, подошел к своему столу, выдержал паузу, с улыбкой посмотрел каждому в глаза, сказал:

— Сегодня урок будет необычный, — и добавил: — у нас сегодня будет очень интересный урок. Я сейчас каждому раздам листочки бумаги, на которых в конце урока поставите оценку мне, себе и самому уроку. Итак, мы начинаем…

ИЛИ - Учитель вошел, весело поприветствовал детей и заметил:

— Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня я расскажу вам что-то очень интересное и важное, и пусть чудо тихо постучится в ваши души, я расскажу вам о судьбе одного поэта — о нашей с вами судьбе.

БЫВАЕТ И ТАК – Учитель появился в классе с опозданием. Вошел строгой походкой, собранный, четкий, решительный. Класс в это время шумел и был где угодно, но только не на уроке. Учитель поздоровался, кто-то ответил ему, кто-то — нет. Стараясь перекричать класс, он сказал, что начинает опрос. К доске пойдет Ваня…

Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.

Урок длится 45 минут, и  каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • время-сбережение и здоровье-сбережение;

  • в центре внимания урока – дети;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);

  • портфолио.

Метод проектов хорошо принимать в начальной школе. Проекты могут быть: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;

  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

  • использование готовых обучающих программ;

  • разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

  • создание текстовых работ;

  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.

Вашему вниманию предлагается ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

o    Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

o    Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.

o    Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

o    Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

o    Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

o    Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

o    Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Сегодня деятельность учителя направлена не на освое­ние учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.

А теперь мнение педагогов о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК.

«На мой взгляд, cовременный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания, коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся.

«Современный урок - это использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, передовой педагогической практики.

В заключении.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

  • урок , содержащий разные виды деятельности.

  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.

  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

  • современный урок развивает у детей креативное мышление.

  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей