СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на региональной научно-практической конференции "Профессиональный дизайн взаимоотношений как основа реабилитации лиц с психофизическими нарушениями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад представленный на Региональной научно-практической конференции по теме "Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения по профессии "Рабочий зеленого хозяйства" С.А.Кустова, Т.В.Шевырева

Просмотр содержимого документа
«Доклад на региональной научно-практической конференции "Профессиональный дизайн взаимоотношений как основа реабилитации лиц с психофизическими нарушениями"»

Социально-трудовая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения по профессии «Рабочий зеленого хозяйства»

С.А. Кустова, Т.В. Шевырева

В настоящее время все более актуальным становится проблема повышения эффективности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья [1-6]. При этом необходимо учитывать как возрастные особенности обучаемых [7], так и их стремление к творческой самореализации [8].

С 2016 годаГБПОУ Колледж «Градостроительства , транспорта и технологий №41» на базе Подразделения «Давыдково» , в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» Департамента образования города Москвы открыл группы специального профессионального обучения по профессии «Рабочий зеленого хозяйства» ( код 17531 по ОК 016-94).

Обучение направлено на получение профессиональных навыков лицами с ограниченными возможностями здоровья (глухие, слабослышащие, слабовидящие, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями) и инвалидов (в соответствии с профессиональными направлениями подготовки, определенными индивидуальной картой реабилитации инвалида) в возрасте старше 16 лет.

Программа обученияразработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии «Специалист в области декоративного садоводства» » (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г.. N 627 н, р/н 193), Федерального базисного плана для профессиональной подготовки, примерных программ учебных дисциплин и методических рекомендаций по обучению, воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью) с учетом их психофизических особенностей.

В рамках данной образовательной программы разрабатываются и реализуются индивидуальные рабочие программы развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой и умеренной степени) с учетом индивидуальных психофизических возможностей:

  • индивидуальные адаптированные рабочие программы;

  • индивидуальные учебные планы;

  • индивидуальный маршрут коррекционно-развивающей работы.

Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся. В целях улучшения качества обучения и учета индивидуальных психофизических особенностей обучающиеся дифференцированы по группам:

1 группа (достаточный уровень) – оптимальный уровень самостоятельности, высокая подготовленность в теоретических заданиях и практических умениях.

2 группа (уровень ниже достаточного)- нуждается в направляющей помощи педагогов, средняя подготовленность в теоретических знаниях и практических умениях.

3 группа (низкий уровень)- низкий уровень самостоятельности, нуждается в контроле и дополнительных инструкциях при выполнении теоретических и практических заданий.

Для реализации данной программы создана специальная адаптированная среда обучения и воспитания, с учетом индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с ОВЗ группы делятся на подгруппы в соответствии с уровнем интеллектуальных нарушений. Созданы условия медико -психолого-педагогического сопровождения. Материально-техническая база соответствует требованиям к обучению данной категории слушателей.

Для проведения теоретических курсов созданы оборудованные мультимедийной техникой аудитории, оснащенные учебной, методической литературой и наглядностью.

Для проведения практических занятий в распоряжении обучающихся: лаборатория по выращиванию растений закрытого грунта, «Зимний сад», кабинет Биологии (оснащенный микроскопами, гербариями, комнатными растениями) , пришкольный участок с цветниками, рокарием, фруктовым садом и Учебным садовым центром «Зеленые ладони» ( на территории которого находятся две не обогреваемые теплицы).

В 2017-2018 учебном году в подразделении «Давыдково» ГБПОУ КГТ и Т №41 (Колледж градостроительства транспорта и технологий) обучаются 52 человека. На первом курсе - 34 обучающихся ( две группы по 17 человек), на втором курсе– 18 обучающихся ( две группы по 9 человек) .

Приведем некоторые данные мониторинга контингента обучающихся

Гендерный состав учащихся


Количество юношей

Количество девушек

1 курс

22

12

2 курс

11

7

всего

33

19



На первом курсе обучаются 21 воспитанник Центра содействия семейному воспитанию «Кунцевский» (бывший интернат №15), 2 воспитанника Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» (бывший интернат №24),

Всего из 52 обучающихся: на 1 курсе –только 3 не имеют инвалидности, на 2 курсе-4 не имеют инвалидности.

Распределение по группам здоровья в настоящее время осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья обучающихся, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2003 года №621.

К I группе здоровья относятся здоровые обучающиеся, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.

Ко II группе здоровья относятся обучающиеся, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; учащиеся с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела, или избыточной массой тела, часто или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.

К III группе здоровья относятся страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда.

К IV группе здоровья относятся страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны обострения и осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда.

К V группе здоровья относятся страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничение возможности обучения или труда.

Таким образом, в группах практически отсутствуют обучающиеся, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.

В связи с этим приоритетным остается использование здоровьесберегающих технологий, соблюдении комфортного режима обучения, дозированности нагрузок при сельскохозяйственных работах, сознание психологически комфортного микроклимата для реализации коррекционной работы.

Основные задачи,которые необходимо решить в процессе коррекционной работы:

-повышение самооценки обучающихся;

-приобретение навыков общения, умения сомостоятельноразрешать проблемы, обучение умению отстаивать свое мнение ;

-смягчение общего фона эмоционального дискомфорта, который

испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья;

-преодоление тревоги, страхов, неуверенности и вызванных ими

таких отрицательных форм поведения, как агрессия;

-формирование навыков здорового образа жизни и нормального досуга.

На это направлены модули Гуманитарного цикла и Реабилитационного курса, которые предполагают специальную, медицинскую и психологическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также занятия АФК (адаптивная физическая культура).

Особое значение в формировании трудовой активности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью занимает практикоориентированныйподход в обучении. Большое количество часов отводится на практические занятия, организованные как в помещении, так и на пришкольном участке и в садовом центре.

В целях облегчения трудовой адаптации для учащихся 3 уровня предлагается выполнение однообразных трудовых операций, не требующих быстрого переключения внимания и самостоятельного планирования. В результате выполнения привычных действий происходит формирование трудового стереотипа, использование которого облегчает процесс трудового приспособления.

У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью интерес к физическому труду обуславливается вариативность ручных работ,и не требующих ни умственного напряжения, ни преодоления трудностей. Как только они сталкиваются хоть с незначительными препятствиями в решении какой либо задачи, появляется нервозность, усталость, возможен и полный отказ от выполнения трудовых задач.

Основные виды памяти у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью крайне не развиты. Они запоминают несуществующие признаки, поздно формируется произвольное запоминание. Эпизодическая забывчивость, маленький объем памяти и низкий уровень устойчивости внимания не позволяет быстро формировать понятия и представления о правильности выполнения сельскохозяйственных операций.

В связи с этим в учебном плане присутствуют индивидуальные консультативные часы, что позволяет педагогу обучать персонально каждого обучаемого навыкам необходимым при работе в цветниках.

При грубых очаговых неврологических проявлениях трудовая адаптация затруднена не только в связи с выраженностью интеллектуальной недостаточности, но и с неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, конфликтностью.

Из-за недоразвития моторики крайне затруднено освоение элементарных трудовых операций. В период трудовой адаптации требуется постоянная помощь, активизирующее воздействие и контроль, необходимы многократные разъяснения смысла работы, наглядные повторения трудовых операций. В этот период работа может осуществляться не систематически, без проявления интереса к своим обязанностям, поэтому помощь мастера должна быть более активной.

Трудности распределения внимания, медленная переключаемость с одного вида деятельности на другой часто приводит к хаотичности действий при выполнении работ, что вызывает нервозность у обучающихся.

Поэтому при проведении практических занятий создаются бригады по 3 человека, руководство которыми осуществляется обучающимися имеющими определенные успехи в обучении, способных контролировать и подсказывать более слабым работникам этапность трудовых действий.

Посильность в обучении, сочетание физического и умственного труда, соединение обучения с производственным трудом позволяет многим учащимся приобрести основные трудовые навыки и умения необходимые для осуществления самостоятельной работы по уходу за растениями в садом центре.

Лица с умеренной умственной отсталостью, чертами торпидности в эмоционально-волевой сфере или со сложным типом дефекта имеют наименее благоприятный прогноз трудоспособности. Особенности нарушений психической деятельности снижают их возможности к адаптации и препятствуют формированию устойчивого трудового стереотипа. Однако обучение по профессии Рабочий зеленого хозяйства позволяет сформировать определенные навыки работы, что позволит им в дальнейшем реализовать их в быту, на садовом участке под руководством родителей.

Таким образом, накопленный опыт будет способствоватьповышению эффективности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Список литературы

  1. Дорошенко О.В., Шевырева Т.В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения. М.: МПГУ, 2015.

  2. Дорошенко О.В., Шевырева Т.В. Развитие связной речи дошкольников с нарушениями зрения с использованием игр с песком//Цивилизация знаний: российские реалии: Труды XVII международной научной конференции. - М: РОСНОУ, 2016 - С. 460-463.

  3. Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Инновационные технологии «Lego» и «Spectra» в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями (на примере игры «Палитра»)//Школьный логопед: Научно методический журнал. -№ 5-6 (26-27), 2008.

  4. Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве. - Вестник РОСНОУ, серия: человек в современном мире. - М: РОСНОУ, 2016 - С. 48-50.

  5. Шевырёва Т.В., Маркова Т.В. Коррекционно-развивающая среда в формировании естествоведческих компетенций учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида/Т.В. Шевырёва, Т.В. Маркова//Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития. -М.: МПГУ, 2012. -С. 247-251.

  6. Абдурахманов Р.А. Возрастная психология//Юнита 1. Онтогенез психических процессов и личности человека. -М.: СГУ, 1999.-68 с.

  7. Абдурахманов Р.А., Плышевская Э.Н. Индивидуально-психологические особенности студентов, самоактуализирующихся в процессе обучения в вузе//Вестник Российского нового университета. 2012. № 1.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!