СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему " Буддийская философия в творчестве Олега Намжилова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему " Буддийская философия в творчестве Олега Намжилова"»













Доклад на тему: « Буддийская философия в творчестве Олега Намжилова»


















Автор: Базарова М.Б

учитель бурятского языка
























Содержание



Введение

Основная часть

2.1. Биография

2.2. Сборник стихов «Странник Сансары»

2.3. «Буддийские мотивы в стихах»  

Заключение 

4. Список использованной литературы 

5. Приложение







































Введение

Актуальность: определяется необходимостью выявления национально-культурных особенностей в поэтической картине мира одного современных поэтов Бурятии Олега Намжилова; в частности, исследования его творчества в аспекте буддийской философии.

Объект исследования: творчество поэта Олега Намжилова.

Предмет исследования: Буддийская философия в стихах поэта.

Цель исследования: изучить творческую деятельность поэта Олега Намжилова. Биография и творчество данного писателя неизученна.

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

- Выявить структурную, философскую, нравственно-эстетическую составляющие художественных традиций в поэзии О.Намжилова.

- Познакомить с творчеством поэта.

        На сегодняшний день мало кто знаком с творчеством Олега Намжилова. Его работы представлены только в сборнике стихов «Странник Сансары», в социальных сетях. Поэтому решила провести небольшое анкетирование.Проводя анкетирование среди школьников и учителей Талецкой средней школы выяснилось, что знают такого писателя немногие: 2  учителей из 25 и 5 школьников из 40 опрошенных (5 обучающихся 11 класса познакомились с творчеством поэта на уроке Литературы Бурятии. Я искренне надеюсь, что моя работа привлечёт внимание к творчеству поэта.



        









2.1Основная часть. Биография

Мир, в котором сегодня мы живем и в котором пребывают все, заставляют искать четкие ориентиры. Творчество для меня и для людей моего поколения является примером. Таким ориентиром в жизни надо сказать, что творчество, философия этого талантливого человека еще не изучена. Человек, если талантлив, то талантлив во всем – это о Еши- Намжил ламе, об уникальном поэте, знатока буддийской философии, о религиозном деятеле, популярном блогере. Олег Намжилов незаурядный поэт современности. Под его пером поэзия органически превращается в подлинно народное искусство. Он по праву является эмоционально ярким, психологически тонким лириком. Поэзия его проникнута гуманными чувствами, благородными мыслями, высокими целями и светлыми мечтами. Нравственно философские истоки творчества, во многом связаны с религиозной образностью. Это явление можно отметить как новое явление в литературе Бурятии. Поэт внес новые философские произведения в литературу. Это не только расширяет литературные возможности, но и обогащает литературное творчество Бурятии. Поэтический путь Олега Намжилова -это путь творческого поиска, поиска смысла жизни, поиска истины.

Олег Намжилов родился в 1972 году в селе Борогол Баргузинского района. После окончания средней школы был призван в армию. Демобилизован в 1992 году.В 1993 году после службы в армии поступил в Буддийский университет при Иволгинском дацане. Затем приехал на роди­ну, устроился штатным ламой в дацан Баргузинской долины (он тогда назывался так). В 2000 году избран шэрээтэ ламой да­цана. Еши-Намжил лама (Олег Намжилов), шэрээтэ Курум­канского дацана «Гандан Ше Дувлин», занимается буд­дийскими практиками уже более четверти века, послед­ние три года лечит детей с проблемами речи.

Олег лама также ведет свои страницы в попу­лярных соцсетях и имеет тысячи подписчиков. Все знают и каждый день ждут его астро­логические прогнозы. Кроме этого, он пишет книги, снимает музыкальные клипы и видео­фильмы, выпустил два сборни­ка стихов.

2.2. Сборник стихов «Странник Сансары»

Поэтический сборник О. Намжилова позволяет прийти к выводу о том, что авторская концепция мира, представленная в сборнике «Странник сансары», отражает мировоззрение самого автора, которое основывается на конфессиональных представлениях монгольского этноса – буддизме, историко-культурных понятиях и нравственно-этических истоках народно-поэтических образов. Поэзия его многогранна, в ней сконцентрирована самая суть ментальности бурятского народа. О. Намжилов смело экспериментирует с художественной формой, для углубления сути явлений и актуальных проблем современности.

Сборник стихов «Странник Сансары» включает в себя 108 буддийских стихотворении. Число 108 в буддизме имеет сакральное значение. В буддийской традиции, причем во всех ее направлениях, число 108 можно назвать священным.

1.Количество томов в антологии изречений Будды Шакьямуни.

2. Количество ударов по колоколу во время службы в дацанах..

3. Во многих монастырях и храмах устанавливается ровно такое число ступ.

4. Именно 108 бусин имеют четки. Точнее, бусин всего 109, но последняя из них находится за общим кругом. Каждый круг мантр повторяется 108 раз, а 109-я бусинка олицетворяет наивысшую степень овладения практиками.

2.3 Будийская философия в стихах Олега Намжилова.

В ходе исследования я узнала, что О .Намжилов пишет на разные темы: о маме (Мамин дух), о малой родине (Родина малая), о любви (инаг дуран), про детство (детство). Нравственно - филосовские истоки творчества Намжилова, во многом связаны с философско-религиозной образностью. Поэта волнуют вопросы непреходящих человеческих ценностей: бытия роли каждого человека на земле.

В произведениях поэта часто встречаются: лампадка, сэржэм, лама, душа, благословение, зула, сахюусаны, Будда-бурхан.. Все это понятия из буддийской религии. Эти понятия символизируют ценность бытия, имеют духовные истоки. Такое обращение к духовным истокам приносит свои позитивные результаты, в значительной степени расширяют художественные возможности современной поэзии. Рассмотрим стихотворение «Лампадка»:

Из травинки сделан фителек

В ритуальной чашке из латуни

Освещают тьму лампадки огонек,

На стенке масляный мазок

В ритуальной чашке из латуни,

Колыхаясь, пламя догорит.

Я молюсь на Будду Шакьямуни –

Светоч знаний нас освободит.

07.01.2019г

В буддизме говорится, что всякий, кто с благой мотивацией зажигает лампаду, накапливает в себе благие заслуги и в будущем будет получать благое следствие. Буддийские наставники советуют: возжигая лампаду, представлять, что ее свет — это сияние солнца, луны и звезд. Сама лампадка символизирует достижение Просветления, фитиль — человеческое эго, масло — океан страданий, а огонь — мудрость, постигшую пустоту. Глядя на горящую лампаду, необходимо медитировать, что мудрость, постигшая пустоту, сжигает человеческое эго и иссушает океан страданий. Таким образом, как в храмовой обрядности, так и на уровне мирского восприятия символическая составляющая обряда подношения зажженного светильника связывается с основополагающими положениями буддийского учения о страдании как природе сансары, отсутствии самости, пустоты и мудрости, познающей пустоту.

Хии морин

Ветер- конь, хии морин.

Энергия движет нами.

Ветер- мы говорим.

В небе над облаками

Образ Коня сотворим .

Мчится Ветер в каналах

Будто Конь в облаках.

Он нас будит утрами

И помогает в делах.

19.01.2019 г

  Хии морин на тибетском языке звучит: лун та, что переводится как «ветер конь». Хии морин состоит из пяти маленьких флажков, каждый из которых окрашен в свой цвет, что символизирует принадлежность к пяти видам Мудрости, а также означает пять великих Первоэлементов. Хии морин вывешиваются в последовательном чередовании пяти цветов над особо благоприятными местами, такими, как храмы, ступы, крыши, горные перевалы, мосты и т.д. Лунный Новый год – это самое благоприятное время для обновления выгоревших и истрепавшихся на ветру молитвенных флагов. Трепетание на ветру флажков с наполненными молитвами будет звучать непрестанно, разнося магическую силу мантр. 

Четки

Четки Буддиста спасают

От пустословных грехов

Иречь его очищают ,

Защищая от злых языков.

В четках защита буддиста

Духовная сила –мантр

В четках –душа тантриста

И тайных Учении Дух

20.01.2020

Четки – важный элемент буддистской культуры. Буддийские четки (на санскрите - мала, на тибетском - тренгва, оба слова переводятся как гирлянда) состоят из 108 бусин, и ещё одна, 109 по счету, скрепляет их концы. Это самый популярный вариант, ведь 108 – это количество мирских желаний и слабостей человека, победив которые, он достигнет душевного просветления.

Много страдании в жизни

Встретить нам довелось.

Будда глядит с укоризной:

«Что же вы грешите вновь?»

Мы ведь должны постоянно

Груз нести до конца.

Сансарная жизнь окаянная.

И мукам твоим нет конца…

08.12.2018 г

Во всех произведениях О.Намжилова огромный пласт занимают идеи буддийской философии. Поэзия, возникшая под влиянием буддизма, существует как целостное литературное явление с уникальной тематикой, настроением и типологией героя. Философская лирика О Намжилова– закономерное явление, вызванное доминированием буддийских ценностей как концептуальной базы мировоззрения поэта. Художественные образы, передающие особенности национального видения мира автором, выстраивают концепт «бытие. Герой стремится вырваться из бесконечного течения сансары. Концепция «сансары» базируется на буддийском мифологическом образе «бесконечного узла», и сансары входит в единый концепт «бытие».

Мотив бренности человеческого существования во Вселенной характерен как для творчества О.Намжилова, так и для поэзии монголоязычных авторов таких как М.Чойбонов,Б. Дугаров.

Для творчества поэта характерен целенаправленный переход мотива в мотив. Художественный образ нити и мотив жизненного пути являются сквозными во всем творчестве поэта. Мотив одиночества у него тесно связан с жизненными позициями, философскими размышлениями, сакральным путем, бытием героя. Мотив жизненного пути в поэзии реализуется в области буддийской философской мысли, а мотив жизненного пути лирического героя раскрывает художественную линию странника, путника, который в своей основе имеет образ духовного путника, буддийского отшельника.


Странник Сансары ослеп и оглох.

Следуя зову кармических снов…

Сердце слезами полно до краев

Смог же кто- то вырвать себя

Из этого круга страстей и огня..

Странник Сансары ,немного прозрев

Будет отныне гасить в себе гнев…


В мотиве пути, путника и вечного странника автор образно раскрывает особенности психологического восприятия бытия, одновременно предлагая пути постижения истины. Странник Намжилова обретает себя через пространство, через непрерывный путь самосовершенствования, подавления гнева в себе.. В поэзии О .Намжилова прослеживается мотив определения человеческого бытия, направленного на самосохранение лирического героя, который испытывает необходимость в духовных практиках для подавления негативных эмоции.. Путь нравственного совершенствования – основной путь буддийской культуры.

















Заключение

По - моему мнению поэзия, стихотворные сборники О. Намжилова, окажет сильное воздействие на общественное сознание. Своим эмоциональным накалом, духовным порывом, взглядом на мир через призму буддийской философий. С поэзией Намжилова мало кто знаком в данное время. Его сборник стихов сборник « Странник Сансары» вышел только в 2020 году. Я считаю, что работу по изучению творчества современного поэта является актуальной, так как в современных условиях у нашего поколения должен быть пример, ориентир в жизни. Это ориентир- духовное богатство, осмысление жизни.

К сожалению в современном мире мало кто задумывается о философии бытия, о жизнненых и духовных ценностях. Поэтические произведения О.Намжилова нацелены на формирование правильного мировоззрения и мировоспитания на основе буддизма – мировой религии, в которой заложен ценнейший пласт знаний истории человечества и ее развития.






















Список литературы


1.- Именохоева И. Н. «Сутра мгновений» Баира Дугарова /

2.- И. Н. Имено- хоева, Л. С. Дампилова // Вестник Бурятского государственного универси- тета. – 2012.

3. –-Спецвып. С. – С. 242–246. 3. Именохоева И. Н. «Сансара бытия» в монголоязычной поэзии / И. Н. Именохоева // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Филология. – 2013. Вып. 10. – С. 132–135.

4. Методологические основы философии буддизма А.М. Пятигорского / Д.А. Кораблин // Вестник МГПУ, серия «философские науки». – 2015. - №4

5.- О .Намжилов «Странник Сансары» -2019

6.- Научные статьи «Буддийская философия» - yand

ex/ru
















Рис:1 Курумканский дацан,где работает О.Намжилов.


Рис:2 Еши- Намжил лама. Олег Намжилов.


Рис: 3 Запись песни «Будийская лампад

Рис:4 Фрагмент клипа об исцелений мальчика, которого вылечил Еши –Намжил лама.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!