СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе."

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе." для районного семинара по основам православной культуры

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе."»

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе.


Душа России лучше всего чувствуется в наших деревнях и селах, и для них главная точка опоры – сельская школа. На ней все стоит и держится, она, как сейчас принято говорить, социокультурный центр села, а я бы сказала проще, она его стержень, нравственная и духовная основа.


Я очень рада, что темой семинара сегодня выбрана именно эта, потому что мне самой близка эта тема, близка она учителям нашей школы: ведь маленькая школа она чем отличается: здесь все на виду, ничего не скроешь, не утаишь. Каждый ребенок как на ладони, мы видим, над чем работать с каждым, чего ожидать от него.


Все- таки большинство совещаний посвящаются качеству образования, ИКТ, работе на результат. И вот наконец стали появляться серьезные разговоры на тему воспитания.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ.


Вот почему в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».


Была разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также Федеральные государственные образовательные стандарты.


В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс в школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на мой взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.


Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе.

Решение проблемы заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса. Поэтому в нашей школе с 2000 года начинает работать кружок «Основы духовной нравственности» под руководством глубоко верующего человека, учителя русского языка и литературы Фоминой Лидии Афанасьевны. Программа кружка была рассчитана на 30 человек 2-9 классов. Дети знакомились с основами христианства и православия, узнавали о духовной жизни родного края., вспоминали традиции празднования православных праздников, учились отмечать главные — Рождество Христово и Пасху. Став старше дети принимали активное участие во всех внеклассных мероприятиях духовно-нравственной и патриотической направленности. Позднее на педагогическом совете «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося» была рассмотрена актуальность данной проблемы и решением пед.совета в учебные планы нашей школы были введены факультативные курсы по ОДН , МХК, введение в Народоведение, краеведение, преподавателем которых стала учитель русского языка и литературы Стрельцова Наталья Александровна. В этом учебном году ОДН ведется с 1 по 9 классы как обязательный предмет школьного компонента, на котором учащиеся уже получают оценки за свои знания. Преподавать ОДН в нашей школе стала энтузиаст своего дела , пропагандирующая среди детей духовность и патриотизм Королева О.В. За все эти годы в нашей школе сложились определенные традиции, накоплен богатейший материал по воспитанию православной культуры среди детей и подростков, создана краеведческая экспозиция. Вся наша работа ( многолетняя, сложная, так как в нашей школе 30 % уч-ся мусульмане) не прошла даром. Учащиеся нашей школы принимают активное участие во всех школьных, районных, областных конкурсах рисунков, сочинений, в благотворительных акциях. Сколько проведено различных внеклассных мероприятий, праздников, классных часов, семинаров наверное уже не счесть, но о некоторых достижениях наших ребят и учителей мне хотелось бы сегодня сказать. В ноябре 2006 года ученица 8 класса Левченко Мария стала лауреатом областного краеведческого конкурса среди школьников и студентов «Край Воронежский Православный». В адрес нашей школы пришло благодарственное письмо руководителю этой исследовательской работы Фоминой Л.А. из Воронежской и Борисоглебской епархии. В 2008 году среди старшеклассников проводился конкурс стихотворений духовно-нравственного содержания. Лучшим было признано стихотворение ученицы 11 класса Грининой Ольги «К Ангелу Хранителю» и мне хотелось бы его зачитать... Стихотворение Искандарова Равиля было напечатано в районной газете «Наш край»... Стрельцовой Насти...........

Учащиеся нашей школы регулярно посещают святые места Воронежской области: Костомарово, монастырь Серафима Саровского, побывали они в Задонске, посетили в Москве кремлевские храмы. Ежегодно мальчишки участвуют в работе районного оборонно-спортивного лагеря, где совершают поездки по святым местам Панинского района, бывают в храме Казанской Богоматери в Панино на крестном ходе, на благословении учеников перед 1 сентября.

Я считаю, что наша работа не проходит даром, что она дает положительную динамику по формированию нравственных категорий и гражданственности учащихся. И убеждена, что за период обучения в школе ученики освоят азы духовности и нравственности, т.е , тот фундамент, на котором дальше будут воспитываться и взрослеть.

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся: большинству из нас. Это семья. В первую очередь воспитание детей надо начинать с любви к родителям, к дому. Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

Любовь и верность;

Здоровье и благополучие;

Почитание родителей;

Забота о старших и младших;

Продолжение рода;


Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко

Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца. Пословица.

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. В.Сухомлинский

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни школьника.

Виды работ с родителями в нашей школе: организация походов и поездок; родительские собрания; индивидуальные беседы; родительский лекторий; совместные школьные праздники, психологическая игра, собрание-диспут, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. Особенно отмечаем эффективность таких видов работ как: родительские собрания, совместные праздники. Их значение трудно переоценить. На родительских собраниях оказывается педагогическая помощь родителям в воспитании их детей. Обсуждаются трудные ситуации, возникающие в процессе обучения и воспитания, пути преодоления детской агрессии. Даются советы родителям по формированию в семье нравственных принципов гражданина. Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”, семейные праздники «День семьи», «День матери», «Семья вместе и душа на месте», «День именинника». Совместные праздники, где с детьми участвуют родители, сближают детей и родителей, помогают организовать досуг в семье, повышают уважение детей к родителям, развивают творческие способности детей.

«Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»

В.А.Сухомлинский



И напоследок, уважаемые коллеги:


Попробуйте не наступить, а уступить.


Не захватить, а отдать.


Не кулак показать, а протянуть ладонь.


Не спрятать, а поделиться.


Не орать, а выслушать.


Не разорвать, а склеить.


« Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!